Научная статья на тему 'Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на примере студенческой выборки)'

Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на примере студенческой выборки) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1989
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯБЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯБЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / ИНТЕРНЕТ / САМОЧУВСТВИЕ / НАСТРОЕНИЕ / INFORMATION SECURITY / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF PERSONALITY / ANXIETY / NEGATIVE EMOTIONS / INTERNET / WELL-BEING AND MOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Камнева Елена Владимировна

В статье рассматривается феномен негативного информационно-психологического воздействия, его виды и сферы влияния. Проанализированы его обуславливающие психологические ситуативные и внеситуативные факторы. Негативное информационно-психологическое воздействие рассматривается в контексте информационной безопасности, ее психолого-педагогического аспекта, когда в защите нуждается не только информация, но и личность, которой предназначена информация. Особое внимание должно быть обращено на информационно-психологическую безопасность личности молодых людей в возрастеот 18 до 24 лет, которыеявляясьпользователямиглобальнойсетииособенносоциальныхсетей, наиболееуязвимыкдеструктивнымвоздействиям. Деструктивныевоздействия, являясьстрессогенными факторами, повышают уровень личностной тревожности, провоцируют насилие, немотивированную агрессию, враждебность, цинизм, правовой негативизм, правовой нигилизм, отказ от традиционных общечеловеческих ценностей… В результате проведенного психологического эксперимента с участием 100 респондентов в возрасте от 17 до 19 лет получены данные влияния негативной информации на психическое состояние респондентов, а именно, на самочувствие, настроение и ситуационную тревожность. Отмечается необходимость проведения дальнейших исследований с учетом личностных характеристик испытуемых с целью разработки действенных методов противодействия негативному воздействию на психическое состояние молодых людей, проводящих значительное время в интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and Psychological Impact of Mass Media on the Mental State (on the Example of the Student Sample)

The article deals with the phenomenon of negative information and psychological impact, its types and spheres of influence. Analyzed its causing psychological and situational factors outsituative. The negative information and psychological impact is considered in the context of information security, its psychological and pedagogical aspects, when the protection needs not only information, but also the person, which is information. Particular attention should be paid to information-psychological security of the person of young people aged 18 to 24 years, which being Internet users, especially social networks, the most vulnerable to destructive influences. The destructive effects, as stressors, improve the level of personal anxiety, provoke violence, unmotivated aggression, hostility, cynicism, negativism law, legal nihilism, rejection of traditional human values... As a result of the psychological experiment involving 100 respondents aged 17 to 19 years received data the impact of negative information on the mental state of the respondents, namely, state of health, mood, and situational anxiety. The need for further research, taking into account the personal characteristics of the subjects in order to develop effective methods to counter the negative effects on the mental state of young people who spend a lot of time on the Internet.

Текст научной работы на тему «Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на примере студенческой выборки)»

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВЫБОРКИ)1

Камнева Е.В.2

В статье рассматривается феномен негативного информационно-психологического воздействия, его виды и сферы влияния. Проанализированы его обуславливающие психологические ситуативные и внеситуативные факторы. Негативное информационно-психологическое воздействие рассматривается в контексте информационной безопасности, ее психолого-педагогического аспекта, когда в защите нуждается не только информация, но и личность, которой предназначена информация. Особое внимание должно быть обращено на информационно-психологическую безопасность личности молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, которые являясь пользователями глобальной сети и особенно социальных сетей, наиболееуязвимы к деструктивным воздействиям. Деструктивные воздействия, являясь стрессогенными факторами, повышают уровень личностной тревожности, провоцируют насилие, немотивированную агрессию, враждебность, цинизм, правовой негативизм, правовой нигилизм, отказ от традиционных общечеловеческих ценностей... В результате проведенного психологического эксперимента с участием 100 респондентов в возрасте от 17 до 19 лет получены данные влияния негативной информации на психическое состояние респондентов, а именно, на самочувствие, настроение и ситуационную тревожность. Отмечается необходимость проведения дальнейших исследований с учетом личностных характеристик испытуемых с целью разработки действенных методов противодействия негативному воздействию на психическое состояние молодых людей, проводящих значительное время в интернете.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационно-психологическая безопасность личности, тревожность, отрицательные эмоции, интернет, самочувствие, настроение.

Введение

В современное время, которое характеризуется интенсивным применением разнообразных методов информационного, психологического, технологического прессинга, что особенно связано с развитием современных технологий, позволяющих оказывать влияние на сознание, на психику большого количества людей одновременно без взаимодействия и прямого контакта с ними актуальной становится проблема психологического воздействия на сознание людей в различных сферах жизнедеятельности общества [1].

Особую тревогу вызывает влияние информационно-психологического воздействия современных средств массовой коммуникации (СМК) на молодых людей. С тем, что это воздействие имеет и негативный аспект сегодня во многом негативно, уже признают большинство исследователей этой проблемы. Насилие, немотивированная агрессия, враждебность, цинизм, правовой негативизм, правовой нигилизм, отказ от традиционных обще-

DOI:10.21581/2311-3456-2016-5-51-55

человеческих ценностей и т. п. - не в последнюю очередь детерминируется современным состоянием СМК [2; 3; 4].

Проблема психологического воздействия на массовое сознание является междисциплинарной, исследования в данной области ведутся философами, психологами, культурологами, социологами, политологами, экономистами, юристами, учеными в области информационной безопасности и информационного противоборства [5; 6; 7; 8; 9].

Основные понятия информационно-психологического воздействия

Информационно-психологическое воздействие является видом психологического воздействия, которое определяется, как способ оказывать влияния на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемого для изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определен-

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2016 года.

2 Камнева Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, email:ekamneva@yandеx.ru

ных типов поведения с применением различных способов явного и скрытого психологического принуждения [10].

Информационно-психологическим воздействием затрагиваются следующие сферы психики отдельного индивида, социальных групп людей и общества в целом:

• потребностно-мотивационная сфера (ценностные ориентации, желания, влечения, убеждения, знания);

• интеллектуально-познавательная сфера (ощущения, восприятие, представления, воображение, мышление и память);

• эмоционально-волевая сфера (настроения, эмоции, чувства, воля);

• коммуникативно-поведенческая сфера (характер и специфика межличностного восприятия и взаимодействия, общения).

Таким образом, только при учете присущих указанным сферам особенностей функционирования индивидуального, группового и общественного сознания информационно-психологическое воздействие дает наибольший реальный эффект.

Следует отметить, что любое воздействие, которое ставит своей целью изменение поведения объекта в нужном для субъекта направлении, даже если это воздействие осуществляется с пользой для объекта, но без его согласия, считается манипулятивным воздействием [11].

Относительно последствий информационно-психологического воздействия для его объекта (объектов), следует выделить еще два вида информационно-психологического воздействия: положительного и негативного. В данном исследовании нас будет интересовать негативное информационно-психологическое воздействие.

Авторами научных исследований данного направления выделяется значительное количество видов негативного информационно-психологического воздействия: фальсификация (подтасовка) и дезинформация; «зомбирование» или целевое программирование на выполнение тех или иных, в том числе и негативных действий; причинение вреда жизни и здоровью [12]; астро-терфинг, определяемое как намеренное централизованное манипулирование общественным мнением в сети Интернет с целью дезинформации, искажения статистических сведений и злоупотребления общественным мнением; троллинг - размещение провокационных сообщений в целях склонения пользователей к дискуссии определенного направления или создания конфликтной ситуации [13] и т. п.

Факторы информационно-психологического воздействия

Среди факторов, обуславливающих подверженность негативному информационно-психологическому воздействию психологические факторы, к которым относят ситуативные и внеситуативные. Ситуативные факторы обусловлены конкретной информационно-коммуникативной ситуацией, (психические состояния, различные стрессоген-ные факторы, экстремальные условия и т.п.). К внеситуативным факторам относятся личностные особенности человека, подвергаемого негативному информационно-психологическому воздействию и оказывающие влияние на его подверженность психологическим манипуляциям и т. д.).

Информационная среда, приобретая характер второй, субъективной реальности, в той части, содержащей информацию, которая неадекватно отражает окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, затрудняющие или препятствующие адекватности восприятия и понимания индивидом окружающего мира и себя, несмотря на свою иллюзорность и скорее в силу своей иллюзорности, но воспринимаемая как реальность, становится существенным внешним источником угроз информационно-психологической безопасности личности [1].

Таким образом, на наш взгляд, негативное информационно-психологическое воздействие следует рассматривать в контексте информационной безопасности, которая определяется как «состояние (свойство) защищенности ресурсов информационной системы в условиях наличия угроз в информационной сфере» [16], когда в защите нуждается не только информация, но и личность, которой предназначена информация.

Результаты исследований показывают, что до 90% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, являясь пользователями глобальной сети и особенно социальных сетей, наиболее уязвимы к деструктивным воздействиям и более «удобона-страиваемы» для негативного информационно-психологического воздействия [1].

Цель и организация исследования

Целью нашего исследования стало выявление влияния информационно-психологического воздействия средств массовой коммуникации на психическое состояние студентов с учетом их личностных особенностей. В исследовании приняли участие 100 студентов первого курса Финансового университета. Возраст респондентов -от 17 до 19 лет.

В исследовании проводился эксперимент, студентам предлагался видеоролик длительностью 20 минут, составленный из видеороликов, представленных в социальных сетях, содержание которых демонстрировало насилие, агрессию и негативную информацию.

Перед проведением эксперимента проводился социологический опрос, целью которого было определение предпочитаемого источника информации, какие именно негативные информационно-психологические воздействия беспокоят наших респондентов, а также вопрос о том, какие чувства испытывают респонденты, находясь в интернете.

В ходе исследования применялись следующие методики:

1. Методика САН для диагностики самочувствия, активности и настроения респондентов. Тестирование проводилось два раза: до и после просмотра видеоролика.

2. Тест на уровень тревожности Спилбергера-Ханина, который предназначен для самооценки уровня тревожности в момент тестирования, т. е. ситуативной (реактивной) тревожности как психического состояния и личностной тревожности, представляющей устойчивую характеристику индивида. Ситуативная тревожность измерялась два раза: до и после просмотра видеоролика.

Результаты исследования

Согласно полученным данным интернет в качестве наиболее предпочитаемого источника информации отмечается большинством студентов (98% респондентов).

На вопрос: какие именно негативные информационно-психологические воздействия угрозы беспокоят наших респондентов, на первом месте по значимости указывается риск агрессии (78 % респондентов), что связано с общением в социальных сетях, в первую очередь кибербуллинг, проявляющийся в неоднократном умышленном агрессивном поведении в интернете или с помощью мобильного телефона, направленном против кого-то, кто по каким-либо причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства (оскорбление, унижение, преследование). На втором и третьем местах респонденты отмечают экстремизм (61% респондентов) и психологическое давление (57% респондентов), что вполне сопоставимо с данными, полученными в исследованиях других авторов [15].

Подавляющее большинство респондентов отмечают, что по отношению к интернету они ис-

пытывают положительные эмоции (78% респондентов). Положительные чувства, вызываемые интернетом, можно объединить в три комплекса: познавательный (78% респондентов), коммуникационный (74% респондентов) и удовольствия (67 % респондентов).

Среди отрицательных эмоций, вызываемых «нахождением» в интернете, можно выделить следующие комплексы «страха и враждебности», «стыда» и «несбывшихся надежд».

Анализ результатов по методике САН до показа видеоролика свидетельствует о благоприятном состоянии респондентов (показатели по всем шкалам находятся в интервале от 5 до 9, что вполне говорит о нормальном состоянии всех респондентов).

Показатели личностной тревожности по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина свидетельствуют, что среди респондентов представлены студенты с низким уровнем (31%), средней (28 %) и высокой (41 %) личностной тревожности.

По показателям реактивной тревожности до показа видеоролика можно отметить отсутствие респондентов с высоким уровнем ситуативной тревожности (0%), в группе присутствуют респонденты со средним уровнем (62%) и низким уровнем (38%).

Повторное измерение после показа видеоролика по методике САН показало, что показатели самочувствия, активности и настроения достоверно не изменились лишь у 30 % респондентов (различия проверялись с помощью критерия Стьюдента), у остальных респондентов (70 %) достоверно уменьшились показатели самочувствия и настроения, уровень активности уменьшился у 25 % респондентов. Статистическая обработка данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона выявила взаимосвязь показателей личностной тревожности самочувствия (0,6832 р<0,01) и настроения (0,5341 р<0,01).

Повторное измерение после показа видеоролика по ситуативной тревожности по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина показало, что показатели достоверно не изменились лишь у 32 % респондентов (различия проверялись с помощью критерия Стьюдента), у остальных респондентов (68 %) уровень реактивной тревожности достоверно увеличился, то есть такое состояние респондентов можно охарактеризовать как напряженное, беспокойное, сопровождаемое озабоченностью, нервозностью и т. п.

Выводы

Данное исследование показало, что даже 20-минутное негативное информационно-психологическое воздействие негативно изменяет психическое состояние человека, ухудшается настроение, самочувствие, повышается уровень реактивной тревожности, то есть появляется типичная реакция на стрессовую ситуацию. Таким образом, речь о информационно-психологической безопасности личности, то есть о защищенности жизненно важных интересов личности в информационной сфере, а также о понимании человеком негативного информационно-психологического воздействия и овладении методами противодействия [17], что является психолого-

педагогическим аспектом обеспечения информационной безопасности.

Данное исследование является пилотажным, необходимо проведение исследования влияния других личностных качеств на подверженность негативному информационно-психологическому воздействию с целью поиска действенных методов противодействия негативному воздействию на психическое состояние молодых людей, проводящих значительное время в интернете. Но даже результаты этого исследования заставляют задуматься о том, какая психологическая помощь необходима молодым людям, проводящим в интернете не 20 минут, а несколько часов подряд.

Рецензент: Пряжников Николай Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова, email: [email protected]

Литература:

1. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. - Санкт-Петербург: Скифия, 2008. 403 с.

2. Камнева Е.В., Борчашвили И.Ш. Взаимосвязь цинизма, агрессивности и враждебности в студенческом возрасте // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 февраля 2016 г., г. Уфа). В 2ч. Ч.1 -Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С.111-113.

3. Анненкова Н.В., Камнева Е.В. Специфика российского менталитета в период нестабильности // Научный вестник МГИИТ. 2011. № 2 (10). С. 101-116.

4. Камнева Е.В. Связь ценностных ориентаций и личной социальной ответственности в юношеском возрасте//Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 1.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2014. 363 с.

6. Анникова В.А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2007. № 4. С. 53-65.

7. Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 104-110.

8. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2003. №6. С.63-70.

9. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. 368 с.

10. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). - Минск: Харвест, 1999. 448 с.

11. Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия и общество. 2004. №1(34). С. 101-119.

12. Дворянкин С.В. Противодействие негативным мультимедийным негативным информационно-психологическим воздействиям // Известия ЮФУ. Технические науки. 2003. № 4 (33). С. 339-342.

13. Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в контексте информационно-психологической безопасности личности: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012.

14. Явон С.В. Социальные сети и молодежь // Sociologie cloveka. 2016. № 1. С. 28-32.

15. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. — М., 2011. 176 с.

16. Дорофеев А.В. Марков А.С. Менеджмент информационной безопасности: основные концепции // Вопросы кибербезопасности. 2014. № 1(2). С.67-73.

17. Писарь О.В., Пугачева Н.Б. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. 2010. № 1 (3). С. 36-44.

INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT OF MASS MEDIA ON THE MENTAL STATE (ON THE EXAMPLE OF THE STUDENT SAMPLE)

Kamneva E.V.3

The article deals with the phenomenon of negative information and psychological impact, its types and spheres of influence. Analyzed its causing psychological and situational factors outsituative. The negative information and psychological impact is considered in the context of information security, its psychological and pedagogical aspects, when the protection needs not only information, but also the person, which is information. Particular attention should be paid to information-psychological security of the person of young people aged 18 to 24 years, which being Internet users, especially social networks, the most vulnerable to destructive influences. The destructive effects, as stressors, improve the level of personal anxiety, provoke violence, unmotivated aggression, hostility, cynicism, negativism law, legal nihilism, rejection of traditional human values ... As a result of the psychological experiment involving 100 respondents aged 17 to 19 years received data the impact of negative information on the mental state of the respondents, namely, state of health, mood, and situational anxiety. The need for further research, taking into account the personal characteristics of the subjects in order to develop effective methods to counter the negative effects on the mental state of young people who spend a lot of time on the Internet.

Keywords: information security, information and psychological security of personality, anxiety, negative emotions, internet, well-being and mood.

References:

1. Zelinskiy S.A. Informatsionno-psihologicheskoe vozdeystvie na massovoe soznanie. - Sankt-Peterburg: Skifiya, 2008. 403 s.

2. Kamneva E.V., Borchashvili I.Sh. Vzaimosvyaz tsinizma, agressivnosti i vrazhdebnosti v studencheskom vozraste // Lichnost kak ob>ekt psihologicheskogo i pedagogicheskogo vozdeystviya: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (10 fevralya 2016 g., g. Ufa). V 2ch. Ch.1 -Ufa: AETERNA, 2016. S.111-113.

3. Annenkova N.V., Kamneva E.V. Spetsifika rossiyskogo mentaliteta v period nestabilnosti // Nauchnyiy vestnik MGIIT. 2011. № 2 (10). S. 101-116.

4. Kamneva E.V. Svyaz tsennostnyih orientatsiy i lichnoy sotsialnoy otvetstvennosti v yunosheskom vozraste//Prikladnaya psihologiya i psihoanaliz. 2015. № 1.

5. Andreeva G.M. Sotsialnaya psihologiya. - M.: Aspekt-Press, 2014. 363 s.

6. Annikova V.A. Obschestvennoe mnenie kak faktor formirovaniya massovogo politicheskogo soznaniya // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhbyi narodov. Seriya: Politologiya. 2007. № 4. S. 53-65.

7. Vinogradova L.V. Suschnostnyie priznaki massovogo soznaniya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. № 73-1. S. 104-110.

8. Naumenko T.V. Psihologicheskie metodyi vozdeystviya na massovuyu auditoriyu // Voprosyi psihologii. 2003. № 6. S.63-70.

9. Olshanskiy D.V. Psihologiya mass. - SPb.: Piter, 2002. 368 s.

10. Kryisko V.G. Sekretyi psihologicheskoy voynyi (tseli, zadachi, metodyi, formyi, opyit). - Minsk: Harvest, 1999. 448 s.

11. Naumenko T.V. Massovaya kommunikatsiya i metodyi ee vozdeystviya na auditoriyu // Filosofiya i obschestvo. 2004. № 1(34). S. 101-119.

12. Dvoryankin S.V. Protivodeystvie negativnyim multimediynyim negativnyim informatsionno-psihologicheskim vozdeystviyam // Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2003.№ 4 (33). S. 339-342.

13. Manyanina T.V. Emotsionalnyiy intellekt v kontekste informatsionno-psihologicheskoy bezopasnosti lichnosti: uchebnoe posobie. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2012.

14. Yavon S.V. Sotsialnyie seti i molodezh // Sociologie cloveka. 2016. № 1. S. 28-32.

15. Soldatova G.V., Zotova E.Yu., Chekalina A.I., Gostimskaya O.S. Poymannyie odnoy setyu: sotsialno-psihologicheskoe issledovanie predstavleniy detey i vzroslyih ob internete / Pod red. G.V. Soldatovoy. — M., 2011. 176 s.

16. Dorofeev A.V. Markov A.S. Menedzhment informatsionnoy bezopasnosti: osnovnyie kontseptsii // Voprosyi kiberbezopasnosti. 2014. № 1(2). S.67-73.

17. Pisar O.V., Pugacheva N.B. Tehnologiya formirovaniya lichnoy bezopasnosti studentov tehnicheskogo vuza na osnove kompetentnostnogo podhoda // Vestnik NTs BZhD. 2010. № 1 (3). S. 36-44.

3 Elena Kamneva, Ph.D. in psychology, Docent, Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, email:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.