ОБЗОРЫ
УДК 159.9
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Е.Г. БАРАНОВ*
ФГКВОУ ВО «Военная академия воздушно-космической обороны имени Г.К. Жукова», Тверь
В обзоре рассмотрены виды устойчивости личности, дано определение категории «информационно-психологическая устойчивость», показана ее зависимость от характера протекания вну-триличностных ценностно-смысловых конфликтов, обоснованы следующие уровни информационно-психологической устойчивости личности: неустойчивая личность, устойчивая личность, ригидная (гиперустойчивая) личность. Психологическая устойчивость личности заключается в способности индивида к конструктивному разрешению внутриличностных конфликтов и к преодолению личностных кризисов развития. Информационно-психологическая устойчивость является качеством личности, позволяющим ей противостоять информационно-психологическим воздействиям, сохранять мотивацию, моральные нормы и нравственные ценности. Формирование информационно-психологической устойчивости личности служит стратегическим средством ее защиты, обладающим долговременным эффектом.
Ключевые слова: информационно-психологическая устойчивость, убеждения, ценности, смыслы, внутриличностный конфликт.
Анализ последних войн и военных конфликтов убедительно доказывает, что психологическая обработка противника и защита от таких воздействий своих войск стала неотъемлемым и важным элементом современных войн. Более того, как пишет Д.Р. Шишкина [5], «информационно-психологические методы воздействия становятся все более масштабными и политически результативными, в силу чего все чаще используются государствами для достижения своих политических целей вместо так называемых «горячих» войн». Анализ развития информационно-психологической борьбы, проведенный этим автором, показывает, что если Первая мировая война выделила в качестве обязательного фактора достижения победы в сражении - «огневое пора-
© Баранов Е.Г., 2017
* Для корреспонденции:
Баранов Евгений Геннадьевич
кандидат психол. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГКВОУ ВО «Военная академия воздушно-космической обороны имени Г.К. Жукова», Тверь E-mail: [email protected]
жение противника», Вторая мировая война - «завоевание превосходства в воздухе», то конец XX века по итогам локальных войн и вооруженных конфликтов обязательным и главным атрибутом победы в современном бою - «завоевание превосходства в информационно-психологической сфере» [5, с. 3]. В связи с этим морально-психологическое обеспечение боевых действий становится все более важным фактором, влияющим на исход боя и войны в целом.
Но кроме этого достаточно ситуативного фактора победы, существуют еще и морально-психологические факторы более долговременного характера. Информационно-психологическая борьба сегодня является не только атрибутом боевых действий, но и непременным элементом мирной жизни, сопровождая любые межгосударственные противостояния в идеологии, в политике, в экономике. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, прямо указывается-на то, что наращивание информационного
воздействия на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, является одной из основных угроз безопасности [1]. Попытки размыть эти ценности, изменить черты национального характера россиян составляют содержание стратегического уровня информационно-психологической борьбы.
Кроме того, психологическое воздействие может быть не только целенаправленным и специально организованным. Окружающая физическая и социальная среда оказывает воздействие на весь комплекс психофизиологических и психологических характеристик индивида. Профессиональным мотивам противостоят соблазны незаконной наживы и удовольствий (в том числе наркомании, игрома-нии, алкоголизма), лени, тщеславия и тому подобное. Неустойчивость профессиональной мотивации неизбежно приводит к неустойчивости поведения человека, делает его ситуативным. Не это ли причина нарастающего количества грубых нарушений дисциплины, происшествий и преступлений в среде офицерского состава Вооруженных Сил.
Для противодействия информационно-психологическому воздействию противника и негативному моральному влиянию среды недостаточно проведения специальных информационно-психологических операций и воспитательных мероприятий, а необходимо использовать также стратегические средства защиты, обладающие долговременным эффектом. Требуется сформировать в каждом гражданине качество личности, позволяющее ему успешно противостоять такому воздействию и сохранять мотивацию, моральные нормы и нравственные ценности. Таким качеством мы считаем информационно-психологическую устойчивость.
Отечественная наука рассматривает информационно-психологическую устойчивость как одну из существенных характеристик личности. В психологии сформиро-
ваны основные методологические подходы к исследованию данного явления, однако целостного представления о сущности, психологической структуре, содержании, динамике морально-психологической устойчивости в целом и информационно-психологической устойчивости личности, в частности, пока нет. Практика морально-психологического обеспечения боевых действий войск опирается на понятие «психологическая устойчивость», которое не отражает все необходимые компоненты информационно-психологической устойчивости личности и обеспечивает лишь оперативные меры защиты военнослужащих. При тотальном информационном воздействии этих мер недостаточно и спектр решаемых задач по защите от психологического воздействия должен быть расширен. Эти задачи зависят от того, на каком уровне (личность, организация, общество, государство) проводится воздействие, что является конечной целью воздействия (инициирование негативных психических состояний, разрушение ценностно-смысловых образований личности, подрыв моральных ценностей и др.). Если речь идет о противодействии разрушению ценностных основ личности и девальвации базовых ценностей нации, то задачи по защите будут существенно отличаться от обеспечения психологической устойчивости в бою. Именно поэтому нужно понять сущность и содержание морально-психологической устойчивости, психологические условия и закономерности ее формирования в процессе подготовки военных кадров. Прежде всего, следует определиться в основных понятиях и терминах. Примем за основу понятийный аппарат военной психологии, однако психологическую устойчивость будем определять и объяснять предельно широко, так, как это принято делать в акмеологиче-ском подходе.
Итак, психологическая устойчивость - это характеристика личности, позволяющая человеку сохранять направленность, содержание и качество деятельности при воздействии помех. Причем помехи, пре-
пятствующие эффективной деятельности военнослужащих, неоднородны.
Помехи первого рода имеют ситуативный характер. Ситуация боя содержит в своей структуре ряд элементов, которые, воспринимаясь органами чувств человека, включенного в эту ситуацию, существенно меняют его состояние и поведение. Эти элементы боевых ситуаций принято называть психогенными факторами боя или боевыми стрессорами.
Помехи второго рода носят более долговременный характер и воздействуют на мотивационные основы личности военнослужащего. Противостояние этому воздействию обеспечивает морально-психологическая устойчивость военнослужащего.
Влияние помех второго рода на военнослужащих более действенно, поскольку они, в отличие от боевых стрессоров, не только снижают эффективность боевой деятельности, но могут привести к полному ее прекращению и даже к осознанному переходу на сторону противника. Вторым отличием помех этого рода является то, что объективно в ситуации боевых действий они почти не присутствуют, а определяются общей социально-экономической и политической обстановкой в стране, а также характером и успешностью войны в целом. Но, кроме того, их целенаправленно создает противник в виде информационно-психологического воздействия.
В соответствии с этим мы выделим уровни психологической устойчивости, такие как эмоционально-волевая устойчивость и морально-психологическая устойчивость.
Эмоционально-волевая устойчивость
обеспечивает стабильность психических процессов и психических состояний военнослужащего в условиях фрустрирующих и стрессогенных воздействий трудных ситуаций. Объективными показателями эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего являются процессуальные характеристики его действий (точность, своевременность и надежность). В каче-
стве субъективных показателей эмоционально-волевой устойчивости выделяют физиологические показатели (пульс, кровяное давление, глазная динамика, потоотделение, тремор и т.д.), характеристики протекания психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.) и характеристики психических состояний (настроение, боевое возбуждение, самообладание или, наоборот, растерянность, подавленность, апатия).
Морально-психологическая устойчивость обеспечивает сохранение мотива-ционных образований (интересов, убеждений, ценностей), отношений, личностных смыслов, идентичности и Я-концепции в различных условиях жизни и деятельности. Здесь речь идет о сложных психологических феноменах. Это - не узко ситуативные мотивы, а глубоко личностные мотивы военнослужащих, не простые убеждения, а ценности, способные заставить человека рисковать жизнью, вызвать самоотречение, то есть ценности, которые принимают форму смыслов. Смыслы - это «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире» [3, с. 192]. С помощью личностного смысла человек фиксирует свое место в системе общественных отношений и свою социальную позицию. Человек выстраивает систему личностных смыслов, стремясь к их максимальной когерентности, то есть различные смыслы должны быть взаимосоответствующими и дополнять друг друга. Устойчивость этой системы нас интересует в данной работе.
Заметим, что, с точки зрения деятель-ностного подхода, устойчивость операциональных компонентов деятельности непосредственно связана с эмоционально-волевой устойчивостью, а мотиваци-онных - с морально-психологической. В условиях воздействия противника и в отсутствие эмоционально-волевой устойчи-
вости эффективность деятельности военнослужащего снижается, а при отсутствии морально-психологической устойчивости - прекращается (например, путем дезертирства). Формирование такой устойчивости предполагает развитие личности, а не манипуляцию отдельными психическими процессами и состояниями.
Как мы уже показали выше, помехи деятельности военнослужащих второго рода могут подразделяться на два вида: помехи, объективно присутствующие в общей военно-политической и социально-экономической обстановке в стране, регионе, на театре военных действий, и помехи, целенаправленно создаваемые противником в виде информационно-психологического воздействия. Соответственно в общей морально-психологической устойчивости мы выделяем два компонента:
Во-первых, моральная или нравственная устойчивость, то есть «способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям» [4, с. 4]. На наш взгляд, это - устойчивость личности к негативным воздействиям обстановки и условиям профессиональной деятельности.
Во-вторых, информационно-психологическая устойчивость, то есть качество личности, позволяющее человеку противостоять внешнему информационному воздействию и сохранять свои убеждения, ценности, личностные смыслы и собственную идентичность. Это является устойчивостью к целенаправленному информационно-психологическому воздействию противника.
Конечно, процитированный здесь В.Э. Чудновский объяснял нравственную устойчивость шире, однако его исследования проводились на советских школьниках в 1960-х - 1970-х годах и, естественно, не учитывали возможность целенаправленного информационно-психологического воздействия противника (противник был
и воздействие было, но школьники от этого воздействия были изолированы). Поэтому сужение нами нравственной устойчивости личности до одного из двух компонентов морально-психологической устойчивости вполне оправдано.
Анализ психологической литературы показывает, что исследований, посвященных последнему виду устойчивости личности, а именно: информационно-психологической устойчивости - крайне мало. При этом написано много книг о том, как манипулировать личностью, то есть снизить ее психологическую устойчивость и безопасность. Это еще раз подтверждает актуальность рассматриваемой здесь проблемы.
Рассмотрим психологическое содержание понятия «информационно-психологическая устойчивость».
Информационно-психологическая устойчивость личности представляет собой характеристику системы убеждений и ценностей индивида.
Убеждение является сложным мотива-ционным образованием, в котором преобладает когнитивный компонент. По большому счету, убеждения - это обобщенные правила жизни. Убеждения определяют, что делать в каких ситуациях, что можно, что нельзя и т.д. Убеждения нужны для того, чтобы мы могли быстрее принимать решения по поводу той или иной социальной и профессиональной ситуации. Они дают ответы на вопросы:
- Каковы цели деятельности?
- Какие действия приводят к необходимому результату?
- Каковы критерии оценки результата?
- Каковы последствия этих действий?
Убеждения помогают определить приемлемость действий, обеспечивают их согласованность, наконец, просто экономят время. Если у нас есть убеждение, что доверять деньги незнакомым людям нельзя, то нам незачем долго раздумывать над этим. Если я убежденный либерал, то я быстрее определюсь, за кого голосовать. Поэтому иногда говорят, что убеждения -
это обобщения, основанные на прошлом опыте и выстраивающие будущее поведение человека. И что важно для рассматриваемой проблемы, убеждения - это очень устойчивые мотивационные образования. Такая устойчивость обеспечивается внутренними и внешними связями каждого убеждения. Само по себе это мотивацион-ное образование представляет собой сплав знания (нормы поведения, критерия оценки и т.д.) и эмоции, возникший в результате опыта деятельности. Все убеждения индивида связаны между собой и составляют единую систему, которую мы называем мировоззрением. Если какие-нибудь убеждения в этой системе некогерентны, противоречат друг другу, то возникает конфликт убеждений.
Конфликт убеждений бескомпромиссен: либо одно из них должно быть отвергнуто, либо должна быть перестроена система, то есть мировоззрение. Чем сложнее система убеждений, тем она устойчивее, и тем болезненнее проходит ее перестройка.
Самой важной группой убеждений индивида является существующая в его сознании система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе, то есть Я-концепция (самооценка, ролевая идентичность). Элементы Я-концепции присутствуют в любом убеждении человека. В системе его взглядов на профессию главным элементом является мнение о себе как представителе данной профессии. В системе его взглядов на нацию - понимание себя как носителя национальных черт и как члена этой социальной группы. Элементы Я-концепции, присутствующие в каждом убеждении, являются связующими звеньями, соединяющими убеждения в мировоззрение. В личности они исполняют роль, аналогичную роли синапсов в нейронных сетях. Именно поэтому попытки изменить или укрепить мировоззрение человека направлены, прежде всего, на такие его психологические образования, как ролевая идентичность, самооценка и т.д. И процесс изменения и перестройки убежде-
ний этого рода протекает в виде конфликта самооценки и ролевого конфликта.
Мы далеко не всегда поступаем в соответствии со своими убеждениями. Иначе говоря, не все наши убеждения обязательны для исполнения. Но некоторые убеждения принимают форму ценностей. Ценности представляют собой определенный класс убеждений. Это те убеждения индивида, которые касаются его отношений с окружающим миром и являются для него императивами. Ценность - это результат рефлексивного процесса, итог размышлений и переживаний своего места и роли в различных, прежде всего, социальных событиях и процессах. То есть ценностью может стать не каждое убеждение, а только то, которое испытано в деятельности, наиболее значимой для субъекта. Поэтому ценность характеризует сферу этой, наиболее значимой для него деятельности; более того, она определяет содержательные особенности других компонентов психологической структуры личности, особенности ее развития.
Ценности существуют в неосознаваемой (установки) и осознаваемой (смыслы) формах или фазах функционирования. Именно в последней форме они могут изменяться, и это изменение происходит в форме ценностно-смыслового конфликта. Наиболее драматично конфликты этого вида протекают на завершающем этапе самоорганизации личности, индивид должен зафиксировать свое место и роль в обществе как главную составляющую своего мировоззрения. Только после этого его представления об окружающем мире станут целостными и взаимосвязанными. Смыслообразование подводит итог процессу взросления и становления личностной автономии. В представлениях обо всех основных аспектах окружающего мира он определил свое место, роль и возможности, которые обеспечиваются его умениями и мотивами (прежде всего, ценностями). Композиция представлений и переживаний индивида по поводу его собственной роли в каждом аспекте окружающего мира и составляет жизненные смыслы человека.
Поскольку в психологической структуре убеждения как относительно статичного психологического образования мы выделяем три основных компонента (когнитивный, эмоциональный и поведенческий), постольку и формы протекания конфликта убеждений будут отличаться по ведущему компоненту. То есть, конфликт убеждений происходит в следующих формах:
1. Переосмысление.
2. Переживание.
3. Выбор способа действий (стратегии поведения).
В соответствии с принципом трансформации этапов развития явления в структурные уровни его организации и функциональные ступени дальнейших развивающих взаимодействий (принцип ЭУС), сформулированным Я.А. Пономаревым [2, с. 31], мы можем рассматривать эти формы протекания конфликта и как фазы его развития. Иначе говоря, любой конфликт убеждений проходит эти фазы, меняя свою форму и содержание ведущих процессов. Наблюдатель называет в качестве конфликта в целом ту его форму (фазу), где происходит основная коллизия, борьба либо представлений, либо связанных с ними эмоций, либо вытекающих из них стратегий поведения. Причем, каждый конфликт убеждений проходит эти фазы по нескольку раз. Сделав выбор, индивид составляет прогноз изменения ситуации под влиянием своих будущих действий, и, если образ этой ситуации не соответствует иным его убеждениям, он повторяет процедуру до тех пор, пока не добьется формирования максимально сбалансированной системы убеждений.
Как и в любом внутриличностном конфликте, здесь возможны три исхода:
1) психологическая гипермобилизация - бесконечные угрызения совести, переживание чувства вины, дистресс со всеми вытекающими последствиями (конфликт не разрешается, становится перманентным);
2) ригидный исход - использование психологических защит для игнорирова-
ния ситуации морального выбора, снижения психологической значимости ситуации, цинизм и т.п. (конфликт игнорируется, а по существу, откладывается);
3) продуктивный исход - перестройка ценностно-смысловой структуры личности.
Последнее означает, что убеждения, включенные в ценностно-смысловую структуру личности, становятся критериями оценки индивидом событий в данной предметной области.
Следовательно, психологическая
устойчивость личности заключается в способности индивида к конструктивному разрешению внутриличностных конфликтов и к преодолению личностных кризисов развития. Устойчивость личности как системы следует рассматривать не как отсутствие конфликтов, а как ее способность восстанавливать равновесие при переходе из одного состояния в другое. Если равновесие не восстанавливается, то есть внутренний и/или внешний конфликт не разрешается, что приводит к фрустрации потребностей личности и нарушению деятельности, то мы говорим, что система неустойчива. Если равновесие не нарушается, что мешает развитию системы, то мы называем такую систему ригидной или инертной.
Например, показателем устойчивости личности может служить исход когнитивного диссонанса. Как известно, суть развитой Л. Фестингером теории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид испытывает потребность в достижении внутренней гармонии, он не может примириться с несогласованными образами «Я». Представления, чувства или идеи, вступая в противоречие, приводят к дегармониза-ции личности, к ситуации психологического дискомфорта. Человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Устойчивая личность обеспечит изменение Я-концепции путем включения нового опыта. Ригидная (гиперустойчивая) личность использует психологические защиты
для игнорирования нового опыта или преобразование образа окружающей реальности с целью приведение его в соответствие со своими внутренними установками. Неустойчивая личность надолго останется в состоянии гипермобилизации (дистресса) и не сможет продолжить деятельность, во всяком случае, достаточно эффективно.
Таким образом, в основу оценки устойчивости личности следует положить характер протекания внутриличностных конфликтов. При этом возможны три уровня устойчивости личности:
1. Неустойчивая личность.
2. Устойчивая личность.
3. Ригидная (гиперустойчивая) личность.
Литература
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646.
2. Пономарев Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. - 303 с.
3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
4. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.
5. Шишкина Д.Р. Особенности информационно-психологических воздействий в современной информационно-психологической борьбе: дис. ... канд. полит. наук. - М.: РАГС, 2005.
References
1. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti Rossi-iskoi Federatsii. Utverzhdena Ukazom Prezi-denta Rossiiskoi Federatsii ot 5 dekabrya 2016 № 646 (in Russian).
2. Ponomarev YaA. Psikhologiya tvorchestva. Moscow: Nauka 1976: 303 (in Russian).
3. Psikhologiya. Slovar'. Pod obshch. red. AV Petrovskogo, MG Yaroshevskogo. Moscow: Politizdat 1990: 494 (in Russian).
4. Chudnovskii VE. Nravstvennaya ustoichi-vost' lichnosti: Psikhologicheskoe issledo-vanie. Moscow: Pedagogika 1981: 208 (in Russian).
5. Shishkina DR. Osobennosti informatsion-no-psikhologicheskikh vozdeistvii v sovre-mennoi informatsionno-psikhologicheskoi bor'be: Dis. ... kand. polit. nauk. Moscow: RAGS 2005 (in Russian).
INFORMATIONAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY OF PERSONALITY: THE NATURE AND PSYCHOLOGICAL CONTENT
E.G. BARANOV
Military Aerospace Defence Academy named after Marshal of the Soviet Union G.K. Zhukov, Tver
The article describes the types of personality resilience, the definition of «informational and psychological stability»; establishes its dependence on intrapersonal value-semantic conflicts; substantiates the following levels of informational and psychological stability of personality: an unstable personality, stable personality, rigid (hyperstable) personality. Personality psychological stability is an individual's ability to constructive resolution of intrapersonal conflicts and to overcoming of personal crisis of development. Informational and psychological stability is a personality trait that allows it to successfully confront the information and psychological impact, maintain motivation, moral standards and moral values. Formation of informational and psychological stability of personality is a strategic means of its protection with long-term effects.
Keywords: informational and psychological stability, beliefs, values, meanings, intrapersonal conflict.
Address:
Baranov E.G., PhD, Associate Professor,
Military Aerospace Defence Academy named after Marshal of the Soviet Union G.K. Zhukov, Tver
E-mail: [email protected]