центрации 10 и 5 мг/м3 оказались, безусловно, действующими, а при дозе 1 мг/м3 обнаружена тенденция к отличию от контроля. У этих же животных были взяты внутренние органы для определения относительной массы. Установлено смещение относительной массы легких в сторону увеличения с высокой степенью достоверности для концентраций 10 и 5 мг/м3 (через 10 мин после введения красителя — 1,29 ± 0,072, 0,69 ± 0,059 соответственно, контроль 0,47 ± 0,074). При концентрации 1 мг/м3 отклонение от контроля тоже оказалось статистически достоверным — 0,59 ± 0,08.
Установление порога раздражающего действия и запаха SeF6 с привлечением добровольцев (54 человека) проводилось в режиме, обычно применяющемся для условий установления максимальной разовой ПДК в атмосфере [5, 7]. Фактический диапазон испытанных концентраций 12—0,5 мг/м3. Концентрация 7,2 мг/м3 оказалась раздражающей для 89% одораторов, 2,06 мг/м3 — для 60%, 0,8 мг/м3 — для 5% (запах уловили 54%), 0,5 мг/м3 — испытуемые раздражения не отметили (запах уловили 8%). ЕС84 = 1,08 мг/м3, ЕС,6 = 0,6 мг/м3 (по запаху). В соответствии с классификацией по субъективным ощущениям раздражения у человека по изменению частоты дыхания у животных (крысы, морские свинки) SeF6 можно отнести к 1-му классу опасности (чрезвычайно раздражающие), а за порог раздражающего действия целесообразно принять величины, равные 0,7 мг/м3 (человек) и 1 мг/м3 (крысы).
В связи с объективно установленным избирательным раздражающим действием SeF6 принято решение руководствоваться расчетной [5] величиной, полученной в результате следующего вычисления:
lg ПДК (в мг/м3) = 0,69 lg Lim1? + 0,18 lg Lim"^ - 0,7 lg Z.,-0,51
при Lim^f = 1 мг/м3, Limy = 0,7 мг/м3, Zir = 4.
Отсюда lg ПДК = -0,1169 = 1,8831, ПДК = 0:76 мг/м3.
Однако, учитывая характерные особенности проявления действия вещества (узость зон смертельного и раздражающего действия, возможность развития поражения легочной ткани вплоть до отека, некоторое запаздывание ощущения раздражения), практику использования ПДК на уровне 0,4 мг/м3 в США [9], рекомендацию G. Kim-merle [8] снизить ПДК до 0,25 мг/м3, а также рекомендацию по данным материалам эксперта А. И. Корбако-вой, целесообразно рекомендовать в качестве ПДК в воз-
духе рабочей зоны величину 0,2 мг/м3, газ + пары, 1-й класс опасности, с пометкой*.
Одновременно разработанный метод фотометрического измерения массовых концентраций SeF6 позволяет контролировать содержание вещества в воздухе на уровне 0,1 мг/м3 (МУК 4.1.1717-03, сборник МУК, выпуск 45).
Литература
1. Беляева Н. Н. // Гиг. и сан. - 2000. - № 5. - С. 56-59.
2. Вредные вещества в промышленности / Под ред. Н. В. Лазарева. - Л., 1977.
3. Гигиенические критерии состояния окружающей среды. — Женева, 1989.
4. Колесниченко JI. С., Шапиро JI. А., Кулинский В. И. // Пат. физиол. — 1990. - № 4. - С. 9-11.
5. Методические указания к постановке исследований по изучению раздражающих свойств и обоснованию ПДК избирательно действующих раздражающих веществ в воздухе рабочей зоны (Утв. МЗ СССР 11.08.80, № 2196-80). - М„ 1980.
6. Морфофункциональные исследования в гигиене / Бонашевская Т. И., Беляева Н. Н., Кумпан Н. Б. и др. - М., 1984.
7. Токсикологическая оценка новых химических веществ / Под ред. И. И. Барышникова, С. И. Колесникова. — Иркутск, 1992. — Ч. 1.
8. Kimmerle G. // Arch. Toxicol. - 1960. - Vol. 18. -P. 140-144.
9. Pocket Guide to Chemical Hazards. — Washington, 1994.
10. US NAS/NRC. Selenium. - Washington, 1976.
Поступила 25.11.03
Summary. The paper presents the results of investigations on the hygienic standardization of the levels of selenium hex-afluoride (SeF6) in the air of a working area. It also analyzes the data on the effects of SeF6 inhalation on laboratory animals, by applying morphological, physiological, hematological, and biochemical studies. The studies have yielded the basic parameters of inhalation toxicity and established the threshold of the irritant action of the substance, developed and approved its maximally acceptable concentration (0.2 mg/m3, gas + vapors) and a procedure for photometric determination of SeF6 in the air of a working area.
Практика санитарно-эпидемиологической службы
© Б. Э. ГОРНЫЙ, О. Ю. КУТУМОВА, 2005 УДК 614.2:616.2-084(571.51)
Б. Э. Горный, О. 10. Кутумова
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Красноярском краг", КГУЗ "Красноярский краевой центр медицинской профилактики", Красноярск
Профилактика гриппа является одной из важнейших задач здравоохранения. Это обусловлено массовым характером этой инфекции, ущербом, который наносит грипп экономике региона.
Известно, что грипп не относится к числу инфекций, профилактика которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Поэтому для реализации программ вакцинации очень важно обращение к широкой
общественности, привлечение средств местных бюджетов, работодателей и самого населения. Опыт в области массовой информационно-пропагандистской деятельности, накопленный специалистами Красноярского края, будет интересен.
В марте 2000 г. начала свою работу пресс-служба Центра Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) в Красноярском крае, функции которой включают в себя работу по информи-
рованию населения об эпидемической обстановке. Ранее такая работа проводилась эпидемиологами центра, но не на регулярной основе. Нами же была предпринята практика еженедельного информирования средств массовой информации о ситуации с ОРВИ и гриппом. В сентябре был подписан совместный приказ ЦГСЭН в Красноярском крае и Управления здравоохранения Администрации Красноярского края "О проведении информационно-просветительских мероприятий по профилактике ОРВИ и гриппа в Красноярском крае".
Приказом был утвержден план информационнс-про-филактической кампании "Разорви эту цепь". Цель кампании — снизить заболеваемость респираторными инфекциями и гриппом. Для ее реализации были использованы разнообразные формы и методы — лекции, семинары и диспуты в организованных коллективах, ау-диоролики на радио и в местах массового скопления людей, видеоролики на телевидении. Во все районные газеты были направлены материалы для публикаций. Для активизации профилактической деятельности медицинских учреждений и аптек был объявлен конкурс на лучшую организацию этой работы, в том числе конкурс санитарных бюллетеней.
В арсенал средств, которые использовались нами для информирования населения в эпидемические сезоны 2001—2002, 2002—2003 гг., вошли пресс-конференции,
пресс-релизы, семинары для журналистов и специалистов страховых медицинских организаций. Наша работа была направлена на все целевые группы — медицинских работников и педагогов, родителей и детей, государственных и муниципальных чиновников. Результатом этой планомерной работы явилось снижение заболеваемости гриппом.
Пик заболеваемости гриппом пришелся на 2000 г., когда заболело около 150 тыс. жителей края. В 2001 г. число жителей края, заболевших гриппом, было в 6 раз меньше — 892 на 100 000 населения, и в последующем показатель заболеваемости не превышал уровня 2000 г.
Мы считаем, что подобные результаты достигнуты как за счет увеличения уровня вакцинации, о чем свидетельствовал высокий коэффициент корреляции между динамикой заболеваемости гриппом, уровнем вакцинации от него (Гф = -0,86), так и за счет использования неспецифических средств профилактики.
Таким образом, были решены все основные задачи PR-коммуникаций — привлечение внимания и стимулирование интереса к информации о гриппе и его профилактике у целевой аудитории, формирование потребности и намерения действовать в соответствии с этой информацией, позволившие добиться снижения заболеваемости.
Поступила 17.12.03
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005 УДК 614.777(470.50)
М. А. Таланов, Р. В. Гареев, В. В. Хлопотав, Т. А. Суслопарова
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, СЛОЖИВШЕЙСЯ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ИЖЕВСКЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2003 г.
Центр Госсанэпиднадзора в г. Ижевске
В последнее десятилетие все в большей степени признается тот факт, что успехи в области охраны и укрепления здоровья населения во многом зависят, помимо социальных и экономических факторов, от условий и состояния окружающей среды, в которых живет нынешнее и будет жить будущее поколение. Экологический дисбаланс состояния окружающей человека среды с его антропогенной нагрузкой неминуемо приведет к изменению состояния водных объектов. В первую очередь это касается проблемы обеспечения питьевой водой, которая все чаще и чаще напоминает о себе в различных регионах России.
Проблема обеспечения населения Ижевска питьевой водой гарантированного качества, как и для большинства территорий России, сегодня актуальна как никогда. Качество потребляемой населением питьевой воды определяется рядом параметров: составом и свойством воды в источнике водоснабжения, эффективностью работы очистных сооружений, техническим состоянием магистральных и разводящих сетей хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Ситуация с питьевым водоснабжением в Ижевске, сложившаяся в июле—сентябре 2003 г., показала, что ни один из перечисленных выше параметров не может обеспечить подачу населению качественной питьевой воды. И это происходит не только в Ижевске. Напряженная обстановка с питьевым водоснабжением, связанная в первую очередь с изменением качества водоисточника, отмечается в Пскове, Кременчуге.
Отличительной особенностью Ижевска является использование двух поверхностных источников водоснабжения — Боткинского водохранилища и городского пруда — искусственного (рукотворного) создания 240-лет-ней давности. Схема водообеспечения города закольцованная, с преимущественным водообеспечением населения центральных районов из городского пруда. Площадь зеркала пруда составляет 26,4 км2, объем водных ресур-
сов — 76 млн м3. На сегодняшний день по предварительным расчетам в ложе пруда скопилось 7 млн т отложений с широким химическим спектром. Источниками подпитывания пруда служат впадающие в него малые реки, имеющие свои истоки в заболоченных и лесных массивах. Треть акватории пруда расположена в селитебной и промышленной зонах Ижевска. Ижевский пруд и притоки рек используются населением для культурно-бытовых и спортивных целей.
В течение последних 5 лет в летние месяцы наблюдалось "цветение" воды пруда с разной степенью интенсивности. При этом качество питьевой воды соответствовало гигиеническим нормативам. В 2003 г. сложившиеся климатические условия (длительный период повышенной летней температуры, отсутствие осадков) повлекли за собой уменьшение притока воды из рек в городской пруд, снижение водотока и водообмена привело к бурному росту фитопланктона, в том числе сине-зеленых водорослей. Наиболее активный рост числа сине-зеленых водорослей отмечен в период с 12 августа по 24 сентября 2003 г., когда в исходной воде была зарегистрирована восходящая динамика с 30 тыс. до 153 тыс клеток в 1 мл с дальнейшим постепенным убыванием их количества при понижении температуры внешней среды. Установлена прямая зависимость численности сине-зеле-ных водорослей от температурного фактора.
В период интенсивного размножения и последующего распада сине-зеленых водорослей в пруду зарегистрировано изменение органолептических свойств питьевой воды по показателю запах от 3 до 5 баллов: на выходе с очистных сооружений — 3 балла, у потребителей — 3—5 баллов. Питьевая вода приобрела не свойственный для нее запах, напоминающий запах дуста. Изменение качества питьевой воды коснулось жителей центральных районов Ижевска, получавших воду с прудовых очистных сооружений.