Научная статья на тему 'Информационно-правовые учетные системы федеральных органов исполнительной власти в «Электронном государстве»'

Информационно-правовые учетные системы федеральных органов исполнительной власти в «Электронном государстве» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1026
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / INFORMATION / INFORMATIONAL LAW / LAW / THE STATE / THE ELECTRONIC STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филатова Людмила Васильевна, Михалевич Владимир Владимирович

Статья посвящена структуре и задачам Информационно-правовых учетных систем исполнительной власти в «электронном государстве». Так же освещены принципы организации таких систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal information and accounting systems of the federal bodies of executive power in the “electronic government”

Article focuses on the structure and purpose of the information and legal accounting systems executive in “e-government”, as well highlight the principles of the organization of such systems.

Текст научной работы на тему «Информационно-правовые учетные системы федеральных органов исполнительной власти в «Электронном государстве»»

Филатова Людмила Васильевна,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник

Михалевич Владимир Владимирович

Информационно-правовые учетные системы федеральных органов исполнительной власти в «электронном государстве»

Аннотация: статья посвящена структуре и задачам Информационно-правовъх учетных систем исполнительной власти в «электронном государстве». Так же освещены принципы организации таких систем.

Ключевые слова: информация, информационное право, право, государство, электронное государство.

Построение глобального открытого информационного общества привело к реализации практически во всех странах мира концепции электронного государства, основанной на трансформации государственного управления при широком использовании информационных технологий в процессе государственной деятельности и оказании государственных услуг.

В литературе различного рода, в которой применяются термины «электронное правительство», «информационное общество», «электронный государственный аппарат», «электронная инфраструктура государства», «государство информационного общества», фактически речь идет об «электронном государстве» и о самом этом обществе, которое превращается в информационное, приобретая совершенно новые и прежде несвойственные ему черты [1]. И уже в правовых актах закрепляется понятие «информационное государство». Так, Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы) содержит подпрограмму «Информационное государство».

В таком обществе его политико-правовая организация представляет собой способ взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и общества в целях предоставления государственных услуг и обеспечения возможности участия в осуществлении власти населения с использованием информационнотелекоммуникационных технологий, обеспечивающую его единство и территориальную целостность, в том числе в электронном пространстве, осуществляющую посредством государственного электронного механизма управление делами

общества, суверенную публичную власть, придающую праву общеобязательное значение, гарантирующую права, свободы граждан, законность и правопорядок [2].

27 июля 2010 г. в России принят Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который дает право заявителям получить такую услугу, в том числе в электронном виде. Этому праву корреспондирует обязанность органов государственной власти совершать предоставление услуг в электронном виде. Для реализации данной идеи был создан единый интернет-портал - gosuslugi.ru.

Указанный Федеральный закон определяет предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме как их предоставление с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями [3].

Более того, в целях обеспечения информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения качества и доступности, предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг, Министерство экономического развития Российской Федерации - упол-

номоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти ведет Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) [4].

Электронное государство необходимо понимать как форму организации деятельности органов государственной власти в виртуальном пространстве, обеспечивающую за счет широкого использования информационно-коммуникационных технологий оптимизацию государственного управления, усиление открытости государства и реализацию конституционных прав и свобод граждан. Одной из основных особенностей электронного государства является виртуализация (дублирование) объектов реальности, то есть перенесение их аналогов в электронную форму (например, получение сведений из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, федерального регистра нормативных правовых актов, реестра адвокатов субъектов Российской Федерации и т.п.).

Для современного демократического государства информирование граждан о фактах деятельности государственных органов и публичное обсуждение этих фактов являются основой механизмов общественного контроля деятельности государства. Доступность информации о деятельности государства положена в основу механизмов гражданского общества, а также в основу механизмов демократии. Все развитые демократии мира строят и развивают системы обеспечения доступа граждан к информации государства.

Нужно особо отметить, что использование современных информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет значительно повысить информационную прозрачность государства и снизить затраты граждан и хозяйствующих субъектов на ознакомление с информацией о деятельности государства. Раскрытие информации является важным аспектом в таких сферах взаимодействия граждан и государства, как государственный учет, оказание государственных услуг, надзор и контроль и т. д. Внедрение информационно - коммуникационных технологий позволяет представить информационную открытость процессов и результатов государственного управления. Появление «электронного государства», широко использующего информационно - коммуникационные технологии, позволяет обеспечить качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных

услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

20 октября 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [5], которая пришла на смену Федеральной целевой программы «Электронная Россия» и позволяет в процессе своей реализации существенно продвинуться во внедрении технологий «электронного государства».

В настоящее время создана инфраструктура электронного правительства как комплекс вычислительных и телекоммуникационных средств, программного обеспечения, нормативно-правового и методического обеспечения. Однако базы данных учетной информации о ключевых объектах государственного управления отрывочны и охватывают незначительный временной горизонт.

Государственный учет данных о лицах, объектах явлениях осуществляются в целях:

а) реализации права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

б) информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации и повышения эффективности государственного управления;

в) интеграции информационных ресурсов государства;

г) создания системы государственных информационных услуг на основе межведомственного взаимодействия органов государственной власти с применением информационных технологий;

д) создания системы мониторинга информационных учетных систем, как информационных ресурсов для обеспечения полноты, достоверности и актуальности информации.

Государственные учетные системы федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и содержащейся в них информации (информационных ресурсов), формируется и функционирует на основе следующих принципов:

а) свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

б) открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного

самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

в) достоверности информации и своевременности ее предоставления;

г) применения современных информационных технологий для обеспечения автоматизированной обработки сведений и их передачи по цифровым линиям связи;

д) соблюдения конфиденциальности информации ограниченного доступа;

е) применения средств электронной подписи или иных аналогов собственноручной подписи для подтверждения подлинности электронных документов.

Учет распространен в органах государственной власти и управления повсеместно, но известен под разными именами. Регистрация актов гражданского состояния, кадастровый учет земли и недвижимости, учет выданных лицензий, учет нормативных правовых актов, муниципальных образований и их уставов, учет водных объектов и других полезных ископаемых, персональный учет населения, учет адресных льгот - вот лишь небольшая часть перечня систем государственного учета. Создаются общие государственные информационные ресурсы (регистры, кадастры, реестры, классификаторы). В большинстве своем государственный учет связан с правовыми последствиями для объекта учета.

С ведением того или иного вида учёта связано выполнение большинства государственных функций, в том числе оказание всех государственных услуг. Интересы граждан требуют сделать деятельность по ведению государственного учёта (сбору и хранению данных государства) официальной, осуществляемой по публично известным правилам и влекущей правовые последствия в соответствии с законом.

В связи с построением информационного общества и внедрением современных информационных технологий во все сферы жизни особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы реализации права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, направленной на повышение эффективности государственного управления. Органы государственной власти имеют право осуществлять сбор и хранение информации только в целях обеспечения возможности реализации, гражданами и

юридическими лицами установленных законом прав и обязанностей, а также в целях осуществления установленных законом государственных функций. Без официального публичного информирования о видах сбора и хранения информации государством и о целях этой деятельности нельзя говорить о прозрачности и подконтрольности государства. Ведение учета должно быть закреплено законодательно, регламентировано и общеизвестно, включая учетные данные, процедуры ведения учета и получения доступа к данным.

Кроме того, государственный учет и регистрация информационных систем и ресурсов необходимы для создания системы навигации на основе мониторинга государственных (федеральных и региональных), а также муниципальных и иных информационных систем и ресурсов, их учета и интеграции, а также обеспечения решения задач по предоставлению государственных информационных услуг на основе применения информационных технологий в рамках системы межведомственного взаимодействия органов государственной власти.

Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. предусматривает внедрение информационных технологий для осуществления учетной деятельности в автоматизированном режиме и обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности государственных органов, в том числе с показателями результативности их деятельности.

В настоящее время в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 № 584-р «Об утверждении перечня регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти» [6] в указанном перечне значатся 40 таких учетных систем. К сожалению, за 6 лет после принятия этого правового акта Правительства РФ перечень не получил своего развития. Не приняты предусмотренные указанным актом правила отнесения регистров, реестров, классификаторов и номенклатур к учетным системам федеральных органов государственной власти, в которых должно быть предусмотрено обязательное включение в число учетных систем федеральных органов государственной власти:

регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, содержащих сведения, которые

оказывают непосредственное влияние на осуществление или ограничение прав граждан или организаций;

регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, общих для федеральных органов государственной власти.

Также не приняты правила формирования и ведения перечня учетных систем федеральных органов государственной власти и обеспечения доступа к такому перечню.

Следует отметить, что государственная регистрация баз и банков данных, в том числе содержащие учетные данные, была введена в 1996 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 № 226 «О государственном учете и регистрации баз и банков данных». Указанный нормативный правовой акт признан утратившим силу в 2009 году в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию государственных информационных систем» [7]. Но в целом проблема с государственными учетными системами - государственными информационными ресурсами продолжает оставаться нерешенной.

Описание общих механизмов учёта и особенностей ведения учёта в органах государственной власти и управления необходимо для классификации систем учёта, уже существующих и вновь создаваемых в органах государственной власти и управления. Принятие нормативных актов, регламентирующих учётную деятельность, должно опираться на единую систему понятий.

Ведением учёта называют деятельность по сбору и хранению определённого состава индивидуализированных данных об идентифицируемых лицах, объектах и/или явлениях различной природы.

Такие понятия, как «регистрация» или «ведение реестра» являются синонимами учёта. Использование этих терминов для описания какой-либо деятельности служит признаком того, что данная деятельность включает ведение учёта.

Учётные данные - данные, являющиеся предметом сбора и хранения в рамках ведения учёта.

Учётное событие - любое изменение учётных данных.

Предмет учёта - субъекты, юридические факты, объекты или реальные обстоятельства, данные о которых подлежат сбору и хранению в рамках ведения учёта.

Система учёта, учётная система - совокупность:

> нормативно-правовых актов, договоров, регламентов, стандартов, внутренних положений и инструкций организатора учёта и регистраторов, иных документов, предписывающих ведение учёта, определяющих процедуры ведения учёта и формы ведения учёта;

> организационных структур организатора учёта и регистраторов;

> средств, обеспечивающих ведение учёта, включая средства делопроизводства, инженерно-техническое оборудование и информационно-коммуникационные компьютерные приложения, реализующие логику учёта, а также исходные тексты, системную и пользовательскую документацию этих компьютерных приложений.

Электронный учёт - учет, данные которого могут существовать и быть использованы (в том числе для определения прав и обязанностей лиц и иных правовых последствий учётных событий) исключительно в электронной форме.

Государственный учёт - учёт, организатором которого выступают органы государственной власти и управления. Под государственным учётом информационных ресурсов понимается упорядоченное осуществление органами власти или уполномоченными ими организациями, структурными подразделениями и должностными лицами, сбора в электронной форме сведений о лицах, объектах, процессах и/или явлениях различной природы, а также обеспечивающих её обработку информационных технологиях и технических средствах, и их систематизация.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают в соответствии с установленной сферой деятельности сбор данных для обязательной государственной регистрации:

Кадастровый учёт - государственный учёт, предметом которого являются исключительно объекты, сбор данных для которых не связан с обязанностью каких-либо лиц предоставлять эти данные.

К числу важнейших систем государственного учёта относятся [8]:

> Паспортная система.

> Система записи актов гражданского состояния.

> Система регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нало-гоплатильщиков.

> Система регистрации прав на недвижимое имущество.

> Система правовой информации.

Система правовой информации, содержащая учётные данные о нормативных правовых актах, конечно, включает в себя также и многие данные вышеперечисленных систем.

В сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учёта недвижимости предоставляются следующие виды государственных услуг:

> государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимость и сделок с ней;

> государственный кадастровый учёт объектов недвижимости;

> предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учётные системы федеральных органов исполнительной власти (регистры, реестры, классификаторы, номенклатуры) являются федеральными информационными ресурсами. На это прямо указано во многих нормативных правовых актах[9].

Выше подчёркивалось значение многих видов учётных систем, это, прежде всего, реестры, учётные данные которых приобретают юридическую значимость при их включении в учётную систему. К таким учетным системам (информационным ресурсам) относятся, например, государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, который ведется Минюстом России в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313. Назовём также другие органы государственной власти, которые создают соответствующие учётные системы, например:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций формирует реестр зарегистрированных средств массовой информации и реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание [10];

Федеральная служба по труду и занятости в соответствии с Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 324 ведет в установленном порядке регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения [11];

Федеральное медико-биологическое агентство - регистр работников, занятых на работах с химическим оружием, радиационно-эпидемиологический регистр работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий [12];

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - реестр курортного фонда Российской Федерации, реестр лекарственных средств для медицинского применения; реестр исследователей, проводящих (проводивших) клинические исследования лекарственных препаратов для медицинского применения [13].

Формирование учетных систем в электронном виде включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях. Это взаимоотношения между государственными службами и гражданами, между государством и частными компаниями, государственными организациями и их сотрудниками, а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления. В целях такого взаимодействия федеральных органов исполнительной власти для реализации задачи по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном формате принято Постановление Правительства РФ от

08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [14].

Система электронного взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, в том числе учетным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Целью создания этой информационной системы является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Основными функциями единой системы межведомственного электронного взаимодействия являются:

а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;

б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

в) обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.

Задача перевода в электронный вид государственной учётной деятельности, определяемая государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», должна быть обеспечена необходимым правовым регулированием. В настоящее время эта деятельность не рассматривается как самостоятельный объект законодательного регулирования. Отсутствует нормативно закреплённый состав требований к процедурам формирования, ведения, обработки и хранения юридически значимой информации. Вместе с тем действующее информационное законодательство (имеется в виду вся система нормативных правовых актов) достаточно полно обеспечивает ведение таких информационно-учётных систем, как регистры и реестры нормативных правовых актов.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 № 2387-р «О Концепции создания и развития государственной информационной системы учёта информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» была представлена концепция создания информационной системы учёта всех информационных систем в стране.

Основными направлениями создания и развития системы учёта информационных систем являются:

> обеспечение единства (комплексности) принципов создания, внедрения и эксплуатации информационных систем на всех уровнях государственного управления;

> повышение эффективности использования информационных технологий государственными органами;

> раскрытие информации об использовании информационных систем государственными органами.

На сегодняшний день все меньше и меньше сведений государства фиксируется ручкой на бумаге. Однако официально учёт сведений, используемых для осуществления многочисленных функций государственного управления, ведётся в бумажном виде, при этом реально «бумажный вид» готовится с использованием информационных технологий.

Законодательные нормы должны сделать возможным ведение учёта действительно в электронной форме. Кроме этого, законодательство должно предписать изменение статуса существующих и использующих сегодня так называемых «информационных» систем сбора и хранения данных, превратив их в системы достоверного и официального учета в электронной форме.

Использование И КТ позволит распространить средства обеспечения достоверности данных учета практически на все виды учёта, существующие в стране.

Ведение учёта должно быть закреплены законодательно, должны быть известны и закреплены в нормативной правовой базе цели и правовые последствия внесения в государственные учётные системы тех или иных данных. Вся совокупность входящих в учётную систему договоров, стандартов, внутренних положений и инструкций, компьютерных программ, обеспечивающих ведение государственного учёта, должна вводиться в действие и корректироваться с соблюдением публичной процедуры, аналогичной процедуре введения в действие и корректировки таких компонентов учётной системы, как нормативные правовые акты.

Литература.

1. Электронное правительство // Твоя война; www.warweb.ru.

2. Васькова М.Г. Электронное государство: проблемы правового регулирования // Информационное право. 2009. № 4.

3. См. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4179.

4. См. Постановление Правительства РФ от

24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» // СЗ РФ. -2011. - № 44. - Ст. - 6274.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. СЗ РФ. - 2010. - № 46. - Ст. 6026. 2011. - № 22. - Ст. 3173; № 51. - Ст. 7543; 2012. № 4. Ст. 514.

6. СЗ РФ. - 2006. - № 18. - Ст. 2055.

7. СЗ РФ. - 2009. - № 37. - Ст. 4416.

8. Автор не ставил своей задачей осветить все информационно-учетные системы органов государственной власти. Понятно, что это невозможно, в силу многочисленности их функций

9. См., например, Федеральный закон от 08.08.2001 № 129 (ред. от 01.04.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. - 2001. - № 33 (часть 1). - Ст. - 3431.

10. Постановление ПравительстваРФ от 26.01.2012 № 24 «О государственной информационной системе в области средств массовой информации» // СЗ РФ. - 2012. - № 6. - Ст. 669.

11. СЗ РФ. - 2004. - № 28. - Ст. 2901.

12. Постановление Правительства РФ от

11.04.2005 № 206 «О Федеральном медикобиологическом агентстве// СЗ РФ. - 2005. - № 16. - Ст. 1456.

13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 «Об утверждении Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации// СЗ РФ. - 2004. - № 28. - Ст. 2898.

14. СЗ РФ. - 2010. - № 38. Ст. 4823.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.