Scientific Knowledge. Education and science of today: intersectoral issues and development of sciences: Collection of Scientific Papers «A'OrOE» with Proceedings of the I International Scientific and Practical Con-
ference (Vol. 3), Cambridge, March 19, 2021. Cam-bridge-Vinnytsia: P.C. Publishing House & European Scientific Platform, 2021. Pp. 32-34. [Published in Ukrainian].
INFORMATION SEARCH PROJECTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY
Borisova E.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, TverState TechnicalUniversity, Tver, Russia emb. Afanasy Nikitin, 22
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ПРОЕКТЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Борисова Е.В.
Доктор педагогических наук, профессор, Тверской государственный технический университет, Россия г. Тверь
наб. Афанасия Никитина, 22
Abstract
The article discusses a project approach to the formation of groups of professional competencies. The structure of the stages of building a holistic process of creative learning in the formation of individual groups of competencies is presented. A model of the author's technology of dynamic information retrieval projects and practical aspects of its application are presented.
Аннотация
В статье рассматривается проектный подход формирования групп профессиональных компетенций. Представлена структура этапов построения целостного процесса творческого обучения при формировании отдельных групп компетенций. Приведена модель авторской технологии динамических информационно -поисковых проектов и практические аспекты ее применения.
Keywords: competencies, engineering training, method of projects, proprietary technology
Ключевые слова: компетенции, инженерная подготовка, метод проектов, авторская технология,
В качестве универсального инструмента формирования компетенций можно рассматривать организацию и управление самостоятельной творческой работой студентов. Эффективность такой работы неразрывно связана с улучшением качества подготовки выпускников. «Личностно-ориентиро-ванное» образование принимает более «личностный» характер, превращаясь в «личностно-порождающее». Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Интеграция в содержании образования понятий, способов деятельности, творческого потенциала, проявления личностной позиции, осуществляется обучающимися в созидательном процессе на основе своего собственного опыта, рефлексии. [1,5]
К способам формирования групп профессиональных компетенций, в первую очередь, отнесем включение студента в разные виды квазипрофессиональной деятельности через проекты, рассмотренные на примере дисциплины «Высшая математика» в техническом вузе. Системность в формировании отдельных групп компетенций с использованием технологий творческого обучения структурно определяется выполнением следующих шагов!
1. Формулирование дидактических целей на базе перечня компетенций. В целевой установке указываются, какие формируются (развиваются) компетенции и за счет каких знаний, умений.
2. Выбор варианта творческой технологии, определение ее параметров в соответствии с дидактической целью, готовностью преподавателей, студентов и возможностями образовательной среды вуза.
3. Подготовка регламента выполнения проекта и разработка критерия оценки результатов. Регламент может быть разработан в зависимости от степени формализации процедуры: «жесткий», «свободный»; с наличием или отсутствием конфликта. Этот шаг требует высокого педагогического мастерства, инновационной компетентности педагогических кадров [3].
4. Оценка результатов деятельности могут быть количественной и качественной. При количественной оценке необходимо каждому из показателей придать «вес», определяющий его значимость. Затем проводится свертка в единую интегральную оценку. Можно предусмотреть внешние экспертные оценки, а также перекрестное оценивание участников проектной работы. Необходимо разработать методическое обеспечение процедур оценивания, которое содержит инструкции по контролю
и описания правил, признаков уровней проявления каждой из компетенций [2].
5. На этапе анализа и представления результатов имеет место выступление преподавателя, комментирующее содержание дискуссии, итогов, также могут выступить эксперты. В этот момент происходит рефлексия, которая позволяет педагогу оценить степень удовлетворенности студентов выполненным проектом, а также услышать информацию о трудностях, которые испытали участники, об их удачах и личных достижениях.
Предметно-социальные математические компетенции, являющиеся частью профессиональных компетенций инженеров, разделим на три категории:
- понятийные - знание базовых определений и теорем; способность применять эти знания для решения задач;
- операционно-алгоритмические - знание основных алгоритмов; способность определять круг задач, для которых применим конкретный алгоритм; способность применять требуемый алгоритм;
- прикладные - видение прикладного аспекта; способность применять базовые знания для решения задач прикладного характера.
В информационно-поисковом проекте ставятся задачи, приводящие к необходимости использования математической модели; изложению основ изученного математического аппарата. В его реализации должны быть указаны пути применения теории, построенной математической модели к решению практических задач. Работа студентов над проектами в рамках курса «Высшая математика» связывает информацию по нескольким разделам для глубокого и всестороннего изучения и последующего применения. Результаты выполнения динамических проектов естественно включаются в промежуточные аттестации (зачеты, экзамены).
Авторские технологии проектного обучения в своей основе полагают утверждение А.В. Барабан-щикова: "Важно, чтобы на занятиях ставились противоречивые проблемные ситуации, чтобы ум находился в поиске и разрешении логически между собой связанных учебных задач».
Автором разработано несколько моделей педагогических технологий, одна из которых, «Технология динамических информационно-поисковых проектов», представлена в данной статье [4].
Назначение технологии: развитие универсальных компетенций; формирование общепрофессиональных компетенций, востребованных учебной дисциплиной в рамках которых выполняется проект.
Психолого-педагогический аспект: коммуникативные стратегии, взаимодействие в группе, общение, опосредованное единой целью, общение в условиях сложной коммуникации, расширение арсенала средств и способов разрешения социально -психологических проблем, эффективная саморегуляция в сложных ситуациях, личная ответственность за результаты.
Субъекты применения технологии: студенты младших курсов, изучающие фундаментальные дисциплины естественнонаучного блока.
Описание технологии. Кафедры естественнонаучного направления в высших учебных заведениях инженерного профиля, как правило, работают со студентами младших курсов в течение нескольких семестров. Это неоспоримое преимущество следует использовать должным образом. Вчерашние школьники, попадая в систему вуза, практически не приспособлены к иным формам занятий, кроме как «поурочная». Поэтому выполнение многоэтапного информационно-исследовательского проекта представляет инновационную форму образовательных технологий для студентов младших курсов.
Первый этап выполнения проекта - 1 семестр обучения. В его ходе происходит деятельное знакомство студентов между собой, оцениваются уровень персональных знаний, мера ответственности, организованность, умение работать в коллективе. Задание для первого этапа исполнения проекта, как правило, не должно требовать специальных знаний и высокоразвитых компетенций, чаще оно носит ознакомительно-исследовательский характер. Результатом является презентация первой части проекта, представленная в виде краткого доклада с демонстрацией основных положений, в авторской интерпретации и формате. По своей сути - это защита идеи проекта, проходящая перед сокурсниками в рамках академической группы, возможно с участием экспертов, например, из преподавателей сопредельных дисциплин, выпускающих кафедр, студентов старших курсов, магистрантов.
Проект, в соответствии с порядком изучения материала, динамически наполняется новыми математическими понятиями, моделями и задачами, при решении которых требуется творчески изучить и использовать на практике их применимость в условиях естественнонаучного, экономического, технического характера. Приветствуется междисципли-нарность прикладных аспектов изученного материала, визуализации результатов, использование теории и практических методов физики, химии, информатики. Итоговую защиту целесообразно проводить в конце цикла обучения дисциплине в формате лекции-конференции на потоках родственных специальностей.
Описанная авторская технология успешно применяется с 2011 года в образовательном процессе по направлениям «Эксплуатация транс-портно-технологических машин и комплексов», «Природообустройство и водопользование», «Тех-носферная безопасность», «Наземно-транспортные комплексы чрезвычайных ситуаций». Проект имеет общее для всех название «Мой математический инструмент». Студенты при оформлении добавили подзаголовок: В данном проекте собрана информация по самым важным разделам высшей математики. Формулы, понятия и алгоритмы призваны помочь в дальнейшем обучении и решении прикладных задач по специальности. Рамочный состав проекта типовой, но наполнение крайне индивидуально.
Выполнялся в течение 4-х семестров с этапным контролем в каждом семестре и итоговой защитой. Каждый год доведены до логического конца 50-55 проектов, представленных в виде документа в формате Word и презентации. Проектная работа выполнялась, как составная часть курса высшей математики с учетом того, что по Федеральным стандартам на самостоятельную работу студентов отводится 55% временного фонда изучения дисциплины. Часть проекта (автор Рыжков А.), представленная на 7-ой Международный интеллектуальный конкурс «Discovery Science: University -2018», получила первое место в своей номинации.
Входящая в авторскую технологию, методика взаимной оценки проектов, дает для студентов возможности: слышать, слушать и понимать партнёра, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку, эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками. Есть интересные наблюдения по процедуре взаимного оценивания. При защите первой части проекта анализ оценочных бланков зачастую показывал полную безответственность одних студентов и крайнюю предвзятость других. Требовалось акцентирование внимания на положительные и отрицательные моменты в ходе дополнительного анализа представленных презентаций и их защит. Те, кто не получил собственного опыта взаимной оценки (по причине отсутствия), в дальнейшем на экзамене, чаще всего, показывают более низкие результаты по уровням контролируемых компетенций.
Целостный процесс обучения достигает желаемого результата только при высокой образовательной активности обучающихся, самостоятельности их работы, индивидуализации их обучения. Нельзя рассчитывать на успех, если педагог активно преподает, а обучающийся не участвует в процессе усвоения знаний и умений, или участвует в них пассивно. Проектные технологии формируют и органическое знание, и способность применять его в реальной профессиональной деятельности.
Педагогический подход, определяемый постулатом «учиться тому, как учиться», означает формирование умений обучаться в рамках многообраз-
ных ситуаций и используя различные стили. Уверенное отношение к самому себе становится значимым мотивационным фактором обучения, во много предопределяющим будущие успехи и неудачи.
References
1. Alimov A.T. Development of independent and creative thinking in students in the learning process // Young scientist. 2014; No. 1: р. 468-470.
2. Borisova E.V. Qualimetry of project and creative educational activity of students // Vestnik TSU. Series: Pedagogy and Psychology. 2011. No. 15 p.117-127
3. Borisova E.V. Pedagogical personnel potential in the aspect of innovative competence // Vestnik TSU. Series: Pedagogy and Psychology. 2016. No. 1. р. 90-95
4. Borisova E.V. Creative information projects in the course of higher mathematics // Vestnik TSU. Series: Pedagogy and Psycholog 2019, № 4 р. 106-110.
5. Grigorieva M.V., Shamionov R.M., Golubeva N.M. The role of reflection in the adaptation process of students to the conditions of education at the university // Psychological Science and Education. 2017 vol. 22 No. 5. p.23-30
Список литературы
1. Алимов А.Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения // Молодой учёный. 2014; №1: с.468-470.
2. Борисова Е.В. Квалиметрия проектной и творческой учебной деятельности студентов // Вестник ТГУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. №15 с. 117-127
3. Борисова Е.В. Педагогический кадровый потенциал в аспекте инновационной компетентности // Вестник ТГУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1. с. 90-95
4. Борисова Е.В. Творческие информационные проекты в курсе высшей математики // Вестник ТГУ. Серия: Педагогика и психология. 2019, №4 с,106-110.
5. Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голу-бева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование.2017 т.22 №5. с.23-30