Научная статья на тему 'Информационно-обучающая среда вуза в контексте Интернет-образования'

Информационно-обучающая среда вуза в контексте Интернет-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА ВУЗА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТ 2.0 / БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ / WEB 2.0 TECHNOLOGIES / IT-LEARNING ENVIRONMENT / DIGITAL COMPETENCE / LEARNING TO LEARN COMPETENCE / BLOG-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакало Дина Ивановна, Шишковская Юлия Владимировна

Рассматриваются вопросы, связанные с развитием информационной и учебной компетенций в условиях информационно-обучающей среды вуза. Представлены показатели развития указанных компетенций, обоснована возможность и эффективность интеграции технологий Интернет 2.0 в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакало Дина Ивановна, Шишковская Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT-LEARNING ENVIRONMENT IN UNIVERSITY INTERNET EDUCATION

The authors consider the issues of digital and learning to learn competences in IT-learning University environment. The competences development indicators have been determined, the possibility and effi ciency of Web 2.0 technologies integration into the learning process have been introduced.

Текст научной работы на тему «Информационно-обучающая среда вуза в контексте Интернет-образования»

УДК 378:004

Д. И. Бакало, Ю. В. Шишковская

ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются вопросы, связанные с развитием информационной и учебной компетенций в условиях информационно-обучающей среды вуза. Представлены показатели развития указанных компетенций, обоснована возможность и эффективность интеграции технологий Интернет 2.0 в образовательный процесс.

Ключевые слова: информационно-обучающая среда вуза, информационная компетенция, учебная компетенция, технологии Интернет 2.0, блог-технологии.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. были обозначены проблемы, существующие на различных уровнях образования, среди которых отмечается невклю-ченность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития и в информационное пространство российского общества, а также недостаточное использование современных образовательных технологий. Применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. В данном ключе становится актуальным создание некой системы с четкими целями, задачами и содержанием по использованию информационных технологий в различных сферах учебной деятельности.

В последние годы процесс информатизации является одним из наиболее весомых факторов, влияющих на развитие современного общества. Происходит все большее внедрение информационных технологий в научные и производственные сферы человеческой деятельности. Использование таких технологий создает новые требования к профессиональным качествам любого специалиста, что в свою очередь обуславливает процесс информатизации образования [1].

Современная российская высшая школа столкнулась с необходимостью пересмотра образовательной парадигмы в контексте изменений, происходящих в социально-экономической жизни общества: глобализацией экономики; все более ускоряющимся темпом обмена информацией на всех уровнях; расширением сферы межкультурного общения и взаимодействия.

Повышаются требования к качеству образования в целом. Для каждого специалиста становится необходимым умение не только самостоятельно найти нужную информацию из множества существующих, но научиться грамотно и эффективно ее использовать в профессиональных интересах. Наше общество стало информационным, и процесс информатизации постоянен и непрерывен. В условиях информатизации образования актуальным

является понятие «информационно-обучающая среда» как термин, наиболее адекватно отражающий сущность данного явления.

В современном образовании мы рассматриваем информационно-обучающую среду как целостную образовательную систему, которая дает обучающимся новый инструмент для формирования и развития компетенций, необходимых будущему специалисту согласно ФГОС-3 в частности, и становления себя как полноценной личности в целом. Функциональные возможности информационнообучающей среды позволяют студентам не только приобрести необходимый багаж знаний, овладев определенными информационными технологиями, но и производить обмен полученной информацией со всеми участниками учебного процесса с целью ее эффективного использования в дальнейшей профессиональной деятельности, адекватно оценивать результаты своей работы.

Изучение понятия информационно-обучающей среды вуза было бы неполным без анализа компетенций, формирование которых, на наш взгляд, способствует успешному функционированию учебного процесса в условиях данной среды. Речь идет об информационной и учебной компетенциях.

Проблема развития информационной компетенции будущего специалиста давно стала актуальной в нашем постиндустриальном обществе, где происходит ускорение темпов его развития. Вследствие этого возросла необходимость подготовки людей к жизни в изменяющихся условиях, связанных с расширением масштабов межкультурного взаимодействия, динамичным развитием экономики, ростом конкуренции и профессиональной мобильности кадров. Научное сообщество признало глобальную роль информации в формировании общества и личности. Процесс информатизации и технологизации современного общества привел к тому, что использование информационных технологий стало неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности и вышло за узкие специализированные рамки компьютерных наук. Сегодня мы определяем информационную компетенцию как взаимообусловленное целостное образование, соединяющее в себе знания, умения, навы-

ки поиска нужной информации, оптимизацию использования информационных технологий, непрерывное обогащение опыта работы с информацией с целью совершенствования профессионально-ориентированной деятельности в зависимости от социального заказа общества.

Учитывая специфику подготовки специалистов в условиях информационно-обучающей среды, считаем целесообразным начать формирование информационной компетенции средствами иностранного языка на первом этапе формирования информационно-обучающей среды. Таким образом, эффективность обучения в информационно-обучающей среде на этапе «педагогической модернизации», предполагающем изменение учебного профиля курса в сторону более широкого применения информационных ресурсов, будет напрямую зависеть от уровня сформированности информационной компетенции обучаемых на предыдущем этапе.

Рассматривая понятие информационной компетенции, мы постоянно сталкивались с таким важным аспектом, как умение обучающихся самостоятельно анализировать и организовывать свою учебно-познавательную деятельность. Общество, развивающееся под влиянием процессов техноло-гизации и информатизации, заинтересовано в специалистах, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания и успешно применять их в профессиональной деятельности. Одной из задач высшего образования является обеспечение условий для самообразования обучающихся. С позиции компетентностного подхода, самообразование - необходимое условие формирования практически любых компетенций. Именно самостоятельная образовательная деятельность лежит в основе формирования у специалиста профессионально ориентированных компетенций и профессионально значимых качеств личности, таких как креативность, ответственность, психологическая стабильность, автономия. Таким образом, в условиях обучения в информационно-обучающей среде актуальность приобретает развитие учебной компетенции, которую рассматриваем как способность и готовность осуществлять самостоятельное эффективное управление учебной деятельностью в условиях данной среды для решения комплексных задач посредством использования современных информационных технологий.

Проведенные исследования вопросов формирования учебной компетенции привели к выводу о прямой зависимости уровня сформированности учебной компетенции от эффективности выполнения самостоятельной работы. Иначе: чем результативнее процесс самостоятельной работы в учебной деятельности обучающихся, тем о более высоком уровне развития учебной компетенции может идти речь.

Учитывая тот факт, что все компоненты информационно-обучающей среды взаимосвязаны и взаимообусловлены, становится очевидным, что понятия «информационная компетенция» и «учебная компетенция» имеют общие точки соприкосновения: самостоятельная работа, являясь показателем высокого уровня развития учебной компетенции обучающихся, одновременно может служить и показателем уровня сформированности информационной компетенции. Мы полагаем, что самостоятельная работа с различной по форме и объему информацией требует развития определенных навыков, присущих как информационной, так и учебной компетенциям.

В рамках преподавания дисциплины «английский язык» у студентов-бакалавров Энергетического института ТПУ в контексте интернет-образования были сформулированы основные показатели развития информационной и учебной компетенций согласно трем качественным уровням, а именно:

- высокий уровень сформированности информационной компетенции характеризуется наличием стойкого интереса обучающихся к использованию современных информационных технологий и, как следствие, их заинтересованности в получении соответствующих знаний, необходимых для работы с информацией. Для этого уровня характерен также всплеск творческой активности обучающихся, осознанное овладение системой необходимых знаний. Студенты знают и умеют применять технологии Интернет 2.0 для обеспечения эффективности учебной деятельности. На высоком уровне большое значение приобретает наличие сформированной учебной компетенции, так как здесь обучающиеся самостоятельны в формулировании задач, выборе их решения с помощью современных информационных технологий, способов контроля и оценивания результатов своей деятельности;

- средний уровень предполагает наличие у обучающихся достаточного объема теоретических знаний для овладения основными способами и методами работы с информацией и современными информационными технологиями. Потребность в получении этих знаний зачастую сформирована внешними мотивирующими факторами: обязательными требованиями преподавателя или учебного плана. Недостаточная теоретическая база ведет к ситуативному использованию технологий Интернет 2.0 в учебной деятельности. Обучающиеся могут сформулировать и аргументировать цель своей работы, однако не всегда способны найти оптимальные способы разрешения проблемных ситуаций;

- низкий уровень определяется отсутствием сформированности мотивационной базы к полу-

чению определенных выше знаний в целом и применению современных информационных технологий в учебной деятельности в частности. Происходящий процесс приобретения специальных знаний обусловлен лишь потребностью обучающихся сдать зачет или экзамен. Для студентов этого уровня характерно отсутствие алгоритма работы с информацией, умения определять и прогнозировать свою деятельность. Несформированность учебной компетенции приводит к отсутствию самостоятельности в принятии решений. Обучающиеся не способны к самоконтролю и самоанализу, презентации продукта информационной деятельности.

Учет представленных показателей и уровней сформированности информационной и учебной компетенций, качественная оценка их сформиро-ванности позволят, на наш взгляд, во-первых, иметь четкое представление о качестве используемых программ; во-вторых, своевременно вносить корректировки; в-третьих, простраивать самостоятельную работу обучающихся для заполнения знаниевых лакун. Все это достаточно эффективно будет способствовать организации обучения на качественном уровне в условиях информационнообучающей среды. Процесс будет гибким и нацеленным на конкретный результат.

Интеграция технологий Интернет 2.0 в процесс обучения студентов-второкурсников ТПУ иностранному языку помогает успешно справляться с такими методическими задачами, как нелинейная подача информации, повышение самостоятельности и ответственности обучающихся, уровня самоконтроля и мотивации к изучаемому предмету. Из основных возможностей использования современных информационных технологий в педагогической практике нашли свое применение следующие виды учебных заданий: работа с блогами (преподавательский блог, блог группы, блог студента); со службами и сервисами Интернет 2.0 (социальные медиахранилища, средства для хранения закладок и т. д.); создание веб-проекта. Опыт работы пока-

зал эффективность применения данных технологий и обозначил ряд преимуществ перед традиционными технологиями, заключающихся в следующем:

- оперативной доставке учебной информации, представленной в различных формах (видео, аудио, текст и т. п.) обучающемуся;

- расширении багажа знаний не только обучающихся, но и преподавателей за счет доступа к мировым информационным базам знаний и ресурсов;

- возможности создания учебных сообществ и обеспечении коммуникации между их участниками;

- обеспечении самостоятельной работы обучающихся, в т. ч. проектной и исследовательской.

Если мы возьмем непосредственно блог-технологии, то следствием их использования в учебном процессе становится решение таких педагогических проблем, как:

- организация единого информационного пространства преподавателей и студентов, которое суммирует в себе все учебные документы и материалы;

- обеспечение связи между всеми субъектами учебного процесса;

- использование электронных лекций и конспектов;

- проведение тестов и опросов, позволяющих выявить уровень знаний и ряд других проблем.

Возникновение Интернет второго поколения стало предпосылкой для пересмотра инструментальных возможностей и усовершенствования процесса обучения в условиях уже существующей информационно-обучающей среды, попытки систематизировать самостоятельную работу студентов с помощью новых инструментов - технологий Интернет 2.0. Уточним, что речь идет не об абсолютной замене традиционных педагогических информационных технологий технологиями Интернет 2.0, а лишь о системе их оптимальной интеграции в учебный процесс с целью повышения качества образования и подготовки современного специалиста.

Список литературы

1. Бурова И. В. Педагогические условия формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 9. С. 98-101.

Бакало Д. И., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: dinabakal@yandex.ru

Шишковская Ю. В., ст. преподаватель.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: shishkovskaya@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 24.10.2011.

D. I. Bakalo, Y. V. Shishkovskaya IT-LEARNING ENVIRONMENT IN UNIVERSITY INTERNET EDUCATION

The authors consider the issues of digital and learning to learn competences in IT-learning University environment.

The competences development indicators have been determined, the possibility and efficiency of Web 2.0 technologies integration into the learning process have been introduced.

Key words: IT-learning environment, digital competence, learning to learn competence, Web 2.0 technologies, blog-technologies.

Bakalo D. I.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: dinabakal@yandex.ru

Shishkovskaya Y. V.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: shishkovskaya@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.