vulnerabilities, developed a solution for the modernization of information security using organizational measures and technical means. To develop a set of measures was assessed information security risks. A model of information security
threats, given the feasibility study to improve the system of information security.
Key words: information security in the enterprise, information security.
УДК 004.56
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Д.И. Коротыч
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.
e-mail: [email protected]
В работе проанализированы современные составляющие информационно-методического обеспечения, сделан обзор дистанционных учебно-методических комплексов, на основе этого выделены основные требования к учебно-методическому комплексу.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, требования.
Целью разработки учебно-методического комплекса подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии является обеспечение студентов учебно-методическими материалами для изучения дисциплины.
Основным элементом учебно-методического комплекса подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии является электронное учебное пособие. Это учебник, интегрирующий все элементы учебно-методи-ческого комплекса, имеющий дружественный интерфейс с иерархической и горизонтальной системой гиперссылок. Теоретический материал, глоссарий и лабораторный комплекс дополняются элементами мультимедиа.
Содержательная часть пособия охватывает не только обязательный минимум содержания образовательной программы по государственному образовательному стандарту, но и дополнительный материал для углубленного изучения.
На основании требований к учебно -методическим комплексам он должен содержать:
- рабочую программу дисциплины, определяющую структуру и содержание дисциплины, утвержденную в установленном порядке;
- методические рекомендации (материалы) для преподавателя;
- методические рекомендации для студента по лабораторным, практическим и се-
минарским занятиям в соответствии с учебным планом основной образовательной программы;
- конспект лекций или учебник/учебное пособие;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента;
- фонд оценочных средств (экзаменационные билеты, экзаменационные вопросы, банк тестовых заданий и т.п.).
Учебно-методический комплекс частично составлен из материалов, изданных другими авторами или вузами со ссылкой на данные работы.
Работы, использованные при составлении учебно-методического комплекса подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии, доступны студентам.
Рабочая программа дисциплины разрабатывается в зачетных единицах и в академических часах, в соответствии с учебным планом, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Рабочая программа дисциплины содержит:
- цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания;
- содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов;
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (24), 2014
- перечень основной, дополнительной литературы и учебно-методическое обеспечение по дисциплине.
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя оформлены в виде:
- отдельной методической разработки;
- составных частей рабочей программы, где указываются средства и методы обучения, интерактивные формы обучения, применение которых способствует усвоению компетенций федеральных государственных образовательных стандартов.
Курс лекций по дисциплине базируется на авторской литературе, на содержании учебников и учебных пособий, имеющихся в твердой копии или электронном виде в библиотеке университета и в электронных образовательных ресурсах.
Методические рекомендации для студентов разрабатываются в соответствие с видами занятий, предусмотренных учебным планом основной образовательной программы.
Методические рекомендации для студентов по лабораторным, практическим и семинарским занятиям оформлены в виде:
- отдельной методической разработки;
- методического пособия (практикума), структурированного по темам (разделам) учебных занятий, с указанием примерных заданий, контрольных вопросов, форм отчетов, необходимого оборудования, списка источников, которые могут быть использованы при подготовке к занятию.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов содержат информацию по видам работы (изучение теоретического курса, расчетно-графические задания, реферат, материалы для проведения самоконтроля знаний и другие виды) с указанием перечня источников (электронные ресурсы, справочно-библиографическая литература, учебники, учебные пособия), используемых для выполнения данного вида работы.
Фонды оценочных средств представлены в виде билетов, вопросов, тестов и т.д. Оценочные средства утверждены руководителем основной образовательной программы.
Полнокомплектный учебно-методический комплекс подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии публикуется в ка-
честве электронного ресурса и размещается на внутренних ресурсах университета.
В наше время уже невозможно представить себе учебно-методический комплекс без сопровождающих его интерактивных средств общения, где у преподавателей появляется возможность вступать в диалог со студентом, индивидуально или группой. В европейском образовательном пространстве общение преподавателя со студентами по электронной почте, будь то обсуждение выполненной письменной работы или вопросы и ответы, считается неотъемлемым элементом обучения. Онлайновая коммуникация - это тоже часть учебно-методического комплекса.
В современный учебно-методический комплекс могут входить не только традиционные (учебник, лекции, сборник ситуаций), но и новые жанры, такие как электронный учебник, базы данных, электронные гипертексты, дистанционные учебники и пособия [1-4].
Разработанный учебно-методический комплекс представляет собой электронный учебник, предназначенный для самостоятельного изучения теоретического материала курса, и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории. Он содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения.
Учебно-методический комплекс подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии не является перенесением текста бумажного варианта на экран, он имеет свою методологию и технологию презентации знаний, отличную от книжного варианта.
Одним словом, этот учебно-методический комплекс - это комбинированное издание, состоящее из электронного курса.
Учебно-методический комплекс подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе
с использованием информационных технологий [5]. Учебно-методический комплекс подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля. Учебно-методический комплекс ориентирован на студентов, обучающихся по направлению «Информационная безопасность», и слушателей курсов повышения квалификации, а также сотрудников служб защиты информации.
Литература
1. Автоматизированное проектирование средств и систем управления [Электронный ресурс]: лаб. практикум / Д.В. Капулин [и др.]. Версия 1.0. Красноярск: ИПК СФУ, 2009.
2. Автоматизированное проектирование средств и систем управления [Электронный ресурс]: курс лекций / Е. Е. Носкова [и др.]. Версия 1.0. Красноярск: ИПК СФУ, 2009.
3. Автоматизированное проектирование средств и систем управления [Электронный ресурс]: метод, указ. по самостоят. работе / сост. Е.Е. Носкова [и др.]. Версия 1.0. Красноярск: ИПК СФУ, 2009.
4. Антропология [Электронный ресурс]: организационно-метод. указ. по освоению дисциплины / сост. О.Н. Московченко [и др.]. Красноярск: СФУ, 2012. 56 с.
5. Чванова М.С., Зауголков И.А., Лыскова В.Ю. Актуальные проблемы информатики и информационных технологий. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. 179 с.
References
1. Avtomatizirovannoe proektirovanie sredstv i sistem upravleniya ['Elektronnyj resurs]: lab. praktikum / D.V. Kapulin [i dr.]. Versiya 1.0. Krasnoyarsk: IPK SFU, 2009.
2. Avtomatizirovannoe proektirovanie sredstv i sistem upravleniya ['Elektronnyj resurs]: kurs lekcij / E.E. Noskova [i dr.]. Versiya 1.0. Krasnoyarsk: IPK SFU, 2009.
3. Avtomatizirovannoe proektirovanie sredstv i sistem upravleniya [ Elektronnyj resurs]: metod, ukaz. po samostoyat. rabote / sost. E.E. Noskova [i dr.]. Versiya 1.0. Krasnoyarsk: IPK SFU, 2009.
4. Antropologiya ['Elektronnyj resurs]: organiza-cionno-metod. ukaz. po osvoeniyu discipliny / sost. O.N. Moskovchenko [i dr.]. Krasnoyarsk: SFU, 2012. 56 s.
5. Chvanova M.S., Zaugolkov I.A., Lyskova V.Yu. Aktual'nye problemy informatiki i informacionnyh tehnologij. Tambov: Izdatel'skij dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2012. 179 s.
INFORMATION-METHODOLOGICAL SUPPORT THE BACHELOR DEGREE IN THE PROTECTION OF INFORMATION IN AN ENTERPRISE
D.I. Korotych
Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
This paper analyzes the components of modern information and methodological support, an overview of distance teaching methods, based on this highlighted the basic requirements for teaching complex.
Key words: training complex, requirements.
УДК 004.56
РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
М.В. Тулупов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.
е-mail: [email protected]
В работе проанализированы роль и место организационно-правовой защиты информации в обеспечении информационной безопасности предприятия. Создана база данных нормативно--правовых актов в области информационной безопасности. Разработан лабораторный практикум, посвященный организационно-правовой защите информации.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, информационная безопасность.
В связи с растущей зависимостью общест- нарушаются важнейшие основы инфраструк-
ва от информационных технологий, создается туры общества. Возрастает число преступле-
угроза использования этих технологий ний, связанных с нарушением прав и свобод
в ущерб обществу. Возрастает применение ин- человека, растет число преступлений в области
формационных технологий в уголовной сфере, нарушения законодательства о государствен-