Научная статья на тему 'Информационно-методическое обеспечение направления подготовки бакалавров в области защиты информации на предприятии'

Информационно-методическое обеспечение направления подготовки бакалавров в области защиты информации на предприятии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Коротыч Д. И.

В работе проанализированы современные составляющие информационно-методического обеспечения, сделан обзор дистанционных учебно-методических комплексов, на основе этого выделены основные требования к учебно-методическому комплексу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Коротыч Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-методическое обеспечение направления подготовки бакалавров в области защиты информации на предприятии»

vulnerabilities, developed a solution for the modernization of information security using organizational measures and technical means. To develop a set of measures was assessed information security risks. A model of information security

threats, given the feasibility study to improve the system of information security.

Key words: information security in the enterprise, information security.

УДК 004.56

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Д.И. Коротыч

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.

e-mail: dmikor89@gmail.com

В работе проанализированы современные составляющие информационно-методического обеспечения, сделан обзор дистанционных учебно-методических комплексов, на основе этого выделены основные требования к учебно-методическому комплексу.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, требования.

Целью разработки учебно-методического комплекса подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии является обеспечение студентов учебно-методическими материалами для изучения дисциплины.

Основным элементом учебно-методического комплекса подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии является электронное учебное пособие. Это учебник, интегрирующий все элементы учебно-методи-ческого комплекса, имеющий дружественный интерфейс с иерархической и горизонтальной системой гиперссылок. Теоретический материал, глоссарий и лабораторный комплекс дополняются элементами мультимедиа.

Содержательная часть пособия охватывает не только обязательный минимум содержания образовательной программы по государственному образовательному стандарту, но и дополнительный материал для углубленного изучения.

На основании требований к учебно -методическим комплексам он должен содержать:

- рабочую программу дисциплины, определяющую структуру и содержание дисциплины, утвержденную в установленном порядке;

- методические рекомендации (материалы) для преподавателя;

- методические рекомендации для студента по лабораторным, практическим и се-

минарским занятиям в соответствии с учебным планом основной образовательной программы;

- конспект лекций или учебник/учебное пособие;

- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента;

- фонд оценочных средств (экзаменационные билеты, экзаменационные вопросы, банк тестовых заданий и т.п.).

Учебно-методический комплекс частично составлен из материалов, изданных другими авторами или вузами со ссылкой на данные работы.

Работы, использованные при составлении учебно-методического комплекса подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии, доступны студентам.

Рабочая программа дисциплины разрабатывается в зачетных единицах и в академических часах, в соответствии с учебным планом, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Рабочая программа дисциплины содержит:

- цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания;

- содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов;

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (24), 2014

- перечень основной, дополнительной литературы и учебно-методическое обеспечение по дисциплине.

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя оформлены в виде:

- отдельной методической разработки;

- составных частей рабочей программы, где указываются средства и методы обучения, интерактивные формы обучения, применение которых способствует усвоению компетенций федеральных государственных образовательных стандартов.

Курс лекций по дисциплине базируется на авторской литературе, на содержании учебников и учебных пособий, имеющихся в твердой копии или электронном виде в библиотеке университета и в электронных образовательных ресурсах.

Методические рекомендации для студентов разрабатываются в соответствие с видами занятий, предусмотренных учебным планом основной образовательной программы.

Методические рекомендации для студентов по лабораторным, практическим и семинарским занятиям оформлены в виде:

- отдельной методической разработки;

- методического пособия (практикума), структурированного по темам (разделам) учебных занятий, с указанием примерных заданий, контрольных вопросов, форм отчетов, необходимого оборудования, списка источников, которые могут быть использованы при подготовке к занятию.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов содержат информацию по видам работы (изучение теоретического курса, расчетно-графические задания, реферат, материалы для проведения самоконтроля знаний и другие виды) с указанием перечня источников (электронные ресурсы, справочно-библиографическая литература, учебники, учебные пособия), используемых для выполнения данного вида работы.

Фонды оценочных средств представлены в виде билетов, вопросов, тестов и т.д. Оценочные средства утверждены руководителем основной образовательной программы.

Полнокомплектный учебно-методический комплекс подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии публикуется в ка-

честве электронного ресурса и размещается на внутренних ресурсах университета.

В наше время уже невозможно представить себе учебно-методический комплекс без сопровождающих его интерактивных средств общения, где у преподавателей появляется возможность вступать в диалог со студентом, индивидуально или группой. В европейском образовательном пространстве общение преподавателя со студентами по электронной почте, будь то обсуждение выполненной письменной работы или вопросы и ответы, считается неотъемлемым элементом обучения. Онлайновая коммуникация - это тоже часть учебно-методического комплекса.

В современный учебно-методический комплекс могут входить не только традиционные (учебник, лекции, сборник ситуаций), но и новые жанры, такие как электронный учебник, базы данных, электронные гипертексты, дистанционные учебники и пособия [1-4].

Разработанный учебно-методический комплекс представляет собой электронный учебник, предназначенный для самостоятельного изучения теоретического материала курса, и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории. Он содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения.

Учебно-методический комплекс подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии не является перенесением текста бумажного варианта на экран, он имеет свою методологию и технологию презентации знаний, отличную от книжного варианта.

Одним словом, этот учебно-методический комплекс - это комбинированное издание, состоящее из электронного курса.

Учебно-методический комплекс подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе

с использованием информационных технологий [5]. Учебно-методический комплекс подготовки направления бакалавров в области комплексной защиты информации на предприятии содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля. Учебно-методический комплекс ориентирован на студентов, обучающихся по направлению «Информационная безопасность», и слушателей курсов повышения квалификации, а также сотрудников служб защиты информации.

Литература

1. Автоматизированное проектирование средств и систем управления [Электронный ресурс]: лаб. практикум / Д.В. Капулин [и др.]. Версия 1.0. Красноярск: ИПК СФУ, 2009.

2. Автоматизированное проектирование средств и систем управления [Электронный ресурс]: курс лекций / Е. Е. Носкова [и др.]. Версия 1.0. Красноярск: ИПК СФУ, 2009.

3. Автоматизированное проектирование средств и систем управления [Электронный ресурс]: метод, указ. по самостоят. работе / сост. Е.Е. Носкова [и др.]. Версия 1.0. Красноярск: ИПК СФУ, 2009.

4. Антропология [Электронный ресурс]: организационно-метод. указ. по освоению дисциплины / сост. О.Н. Московченко [и др.]. Красноярск: СФУ, 2012. 56 с.

5. Чванова М.С., Зауголков И.А., Лыскова В.Ю. Актуальные проблемы информатики и информационных технологий. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. 179 с.

References

1. Avtomatizirovannoe proektirovanie sredstv i sistem upravleniya ['Elektronnyj resurs]: lab. praktikum / D.V. Kapulin [i dr.]. Versiya 1.0. Krasnoyarsk: IPK SFU, 2009.

2. Avtomatizirovannoe proektirovanie sredstv i sistem upravleniya ['Elektronnyj resurs]: kurs lekcij / E.E. Noskova [i dr.]. Versiya 1.0. Krasnoyarsk: IPK SFU, 2009.

3. Avtomatizirovannoe proektirovanie sredstv i sistem upravleniya [ Elektronnyj resurs]: metod, ukaz. po samostoyat. rabote / sost. E.E. Noskova [i dr.]. Versiya 1.0. Krasnoyarsk: IPK SFU, 2009.

4. Antropologiya ['Elektronnyj resurs]: organiza-cionno-metod. ukaz. po osvoeniyu discipliny / sost. O.N. Moskovchenko [i dr.]. Krasnoyarsk: SFU, 2012. 56 s.

5. Chvanova M.S., Zaugolkov I.A., Lyskova V.Yu. Aktual'nye problemy informatiki i informacionnyh tehnologij. Tambov: Izdatel'skij dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2012. 179 s.

INFORMATION-METHODOLOGICAL SUPPORT THE BACHELOR DEGREE IN THE PROTECTION OF INFORMATION IN AN ENTERPRISE

D.I. Korotych

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia. e-mail: dmikor89@gmail.com

This paper analyzes the components of modern information and methodological support, an overview of distance teaching methods, based on this highlighted the basic requirements for teaching complex.

Key words: training complex, requirements.

УДК 004.56

РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

М.В. Тулупов

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.

е-mail: intep64@gmail.com

В работе проанализированы роль и место организационно-правовой защиты информации в обеспечении информационной безопасности предприятия. Создана база данных нормативно--правовых актов в области информационной безопасности. Разработан лабораторный практикум, посвященный организационно-правовой защите информации.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, информационная безопасность.

В связи с растущей зависимостью общест- нарушаются важнейшие основы инфраструк-

ва от информационных технологий, создается туры общества. Возрастает число преступле-

угроза использования этих технологий ний, связанных с нарушением прав и свобод

в ущерб обществу. Возрастает применение ин- человека, растет число преступлений в области

формационных технологий в уголовной сфере, нарушения законодательства о государствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.