i rpamoTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2020. Том 5. Выпуск 5. С. 699-705 | 2020. Volume 5. Issue 5. P. 699-705
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Информационно-методическая поддержка преподавателя в условиях дистанционного обучения иностранным языкам
Кузьмина Л. Г., Петросян Ж. В.
Аннотация. Цель исследования - оказать информационно-методическую поддержку преподавателю вуза в перестройке учебного процесса по иностранным языкам (ИЯ) так, чтобы обеспечить максимальную эффективность быстрому массовому переходу к дистанционным формам обучения ИЯ. В статье рассматривается потенциал электронных образовательных ресурсов (ЭОР), используемых в высшем образовании, выделяются те из них, которые являются наиболее перспективными для организации обучения именно ИЯ, предлагается алгоритм разработки данных ЭОР для применения в условиях дистанционного обучения ИЯ. Научная новизна заключается в обосновании выбора интерактивных видеоматериалов и инфографики в качестве приоритетных ЭОР для организации дистанционного обучения ИЯ в современных условиях, а также в предоставлении методического алгоритма разработки и использования учебных материалов по ИЯ, созданных на основе данных ЭОР. Результатом исследования является насыщение когнитивной компоненты профессиональной компетентности преподавателя ИЯ актуальным знанием за счет расширения представлений о возможностях названных ЭОР и о методической целесообразности соблюдения определенных алгоритмов разработки учебных материалов на основе видеоматериалов и инфографики.
EN
Informational and Methodological Assistance to the Teacher under the Conditions of Distant Foreign Language Learning
Kuzmina L. G., Petrosyan Z. V.
Abstract. The paper aims to provide informational and methodological assistance to the higher school teacher in reorganizing foreign language learning, so as to ensure effective and smooth transition to the distant format. The article examines the potential of electronic educational resources used in higher education, identifies the most relevant ones when teaching a foreign language and proposes an algorithm to compile electronic educational resources for distant learning. Scientific originality of the study lies in the fact that the authors justify the choice of interactive video materials and infographics as the most suitable electronic educational resources for distant foreign language learning, introduce methodology of working with educational content of the "Foreign Language" discipline developed on the basis of the electronic educational resources under study. The conducted research allows revealing the educational potential of the mentioned electronic resources and justifies reasonability of using certain algorithms when compiling educational content based on video materials and infographics, thus enriching a cognitive component of the foreign language teacher's professional competence.
Введение
Актуальность исследования. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые постепенно входили в образовательный контекст в высшей школе благодаря всеобщей информатизации (а по мнению некоторых ученых, уже стали неотъемлемой частью высшего образования [14]), в связи с вынужденным экстренным переходом учебных заведений в дистанционный формат обучения кардинальным образом изменили сущность образовательного процесса. В ситуации самоизоляции всех субъектов образовательного процесса оказалось необходимым не только продолжить обучение студентов в новых условиях, но и организовать учебный процесс в соответствии с вызовами времени. Потребовалось, в частности, экстренно оптимизировать учебный процесс, адаптируясь к условиям быстрой смены технологии обучения, создать новый высокоэффективный учебный контент, организовать новые виды учебного взаимодействия, сохраняя индивидуализированный характер и вариативность учебного процесса по ИЯ.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200147
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Для достижения названной цели потребовалось решить следующие задачи:
• изучить педагогическую и методическую литературу по использованию ИКТ в высшем образовании; передовой педагогический опыт реализации ИКТ в обучении ИЯ;
• отобрать наиболее перспективные с точки зрения обеспечения дистанционного учебного процесса по ИЯ в высшей школе электронные образовательные ресурсы (ЭОР);
• разработать методические рекомендации преподавателям ИЯ по использованию данных ресурсов в ситуации экстренного перехода к дистанционному обучению ИЯ.
Исследование проводилось при помощи теоретических (изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме) и эмпирических (изучение передового педагогического опыта, включенное наблюдение) методов исследования.
Теоретическую базу исследования составили работы В. И. Андреева, Н. М. Борытко, С. В. Кульневич, рассматривающие проблемы педагогической помощи субъектам образовательного процесса [1; 2; 5]; разработки С. Б. Велединской, М. Ю. Дорофеева, В. П. Густяхиной, Л. В. Поповой, О. А. Михайленко, М. Н. Ерохина, Д. П. Тевс, В. Н. Подковыровой, Е. И. Апольских, М. В. Афониной в области использования ИКТ в высшем образовании [3; 4; 6; 12]; работы Т. В. Никулиной, Г. А. Никуловой, А. В. Подобных, А. И. Осатиной, И. С. Поповой в сфере видео и медиадизайна [7; 8; 10]; исследования И. В. Нужа, Н. В. Смирновой, Ж. В. Петросян, У. В. Тимофеевой, Ю. А. Кайль, С. В. Титовой, посвященные теории и практике реализации ИКТ в обучении ИЯ [9; 11; 13; 14].
Практическую значимость исследования представляет методическое описание видеоматериалов и ин-фографики как эффективных интерактивных ресурсов, способствующих организации обучения ИЯ в условиях быстрого перехода к дистанционным формам, а также методический алгоритм разработки и использования учебных материалов по ИЯ, созданных на их основе.
Основная часть
Переходя к рассмотрению предлагаемых путей информационно-методической помощи преподавателям ИЯ в организации дистанционного обучения ИЯ в сложившихся условиях, следует сразу отметить, что в реализации поставленной цели мы исходим из известного в педагогике тезиса о необходимости обеспечения профессионального развития и саморазвития педагогов, о том, что образовательная система должна быть ориентирована на педагогическое содействие педагогам, на оказание им различных видов помощи в процессе саморазвития [1; 5]. В педагогической литературе идеи педагогической помощи (которая может осуществляться в формах «педагогического руководства», «педагогического сопровождения» и «педагогической поддержки»), как известно, разработаны в отношении процесса педагогического взаимодействия в тандеме «педагог - учащийся» [2]. Проецируя данные положения на ситуацию «педагог - педагог», когда педагогическая помощь требуется самому преподавателю, необходимо отметить, что терминологически речь может идти именно о «педагогической поддержке», поскольку в этом случае коллеги-преподаватели оказывают профессиональную помощь друг другу. Педагогическая поддержка коллег проявляется в совместной деятельности по преодолению препятствий, которые встают перед преподавателями в ходе преодоления трудностей. В этом случае педагоги не просто «подставляют плечо» тем, кто оказался в затруднительной ситуации. Педагогическая поддержка как одна из форм профессиональной помощи обеспечивает всем коллегам адекватное восприятие окружающей среды, обращает внимание преподавателей на проблемы, возникающие в новых условиях, учит данные проблемы самостоятельно решать, а также позволяет лучше познать самого себя, свои ресурсы и возможности в преодолении трудностей [1].
Итак, рассмотрим, каким образом педагогическая поддержка может быть оказана преподавателям ИЯ в ситуации экстренного и массового перехода к дистанционным формам образования и какие ИКТ могут оказать положительное влияние на обеспечение качества учебного процесса по ИЯ в вузе в данных условиях.
Хорошо известно, что под ИКТ сегодня понимается широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг: компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет [12]. В образовании ИКТ служат для создания учебной информации и передачи знаний, а также являются инструментом формирования знаний самими обучающимися, обеспечивают процесс взаимодействия студентов с учебными материалами, способствуют организации педагогического общения между студентами и преподавателями, между самими студентами [13]. К тому же, как отмечают специалисты, важной особенностью учебного процесса с использованием ИКТ, или, более широко, на основе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), «является возможность обеспечить не только интерактивное, сколько адаптивное (курсив наш. - Л. К., Ж П.) взаимодействие студента с учебным содержанием и с педагогом» [6, с. 137].
Анализ литературы в области использования ИКТ и ЭОР показывает, что сейчас известно большое количество ЭОР, которые используются в обучении именно ИЯ [14]. В педагогической литературе представлен опыт использования многих из данных ресурсов. Так, И. В. Нужа и Н. В. Смирнова подчеркивают важность подкастов, гипермедиа, вики-технологии [9]. С. В. Титова указывает на эффективность мобильных приложений в обучении ИЯ [14], В. П. Густяхина и Л. В. Попова успешно реализуют применение электронных презентаций, интерактивных досок и видео-конференц-связи [4].
Изучение научных источников по теме исследования позволяет нам выделить специфические черты данных ЭОР, которые обеспечивают их эффективное использование именно в обучении ИЯ. Согласно имеющимся научным данным, ЭОР, перспективные с точки зрения организации аудиторной и самостоятельной работы по ИЯ, обладают такими особенностями, как интерактивность, адаптивность и нелинейность, муль-тимедийность и аутентичность [4; 6; 9; 12-14].
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ позволяет реализовать «обучение через действие». Благодаря встроенным интерактивным элементам в процессе обучения ИЯ происходит трансформация от пассивного просмотра видеоконтента к активному обучению, с подключением элементов автопроверки и даже организации удаленного взаимодействия студентов во время выполнения некоторых видов заданий.
АДАПТИВНОСТЬ И НЕЛИНЕЙНОСТЬ реализуются за счет вариативности и избыточности учебного материала, что позволяет самим студентам или образовательной системе выстраивать индивидуальные учебные маршруты, не на словах, а на деле претворяя в жизнь принцип индивидуализации учебного процесса.
МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ обеспечивает возможность включить и объединить в учебном процессе разные виды информации (текстовую, звуковую, видео, анимационную, графическую), тем самым воздействуя сразу на несколько каналов восприятия информации обучающимися и, как следствие, повышая эффективность усвоения учебного материала.
АУТЕНТИЧНОСТЬ - главное преимущество ЭОР, применяемых в обучении ИЯ. Использование интерактивных учебных материалов, разработанных на базе текстовых, аудио- и видеоресурсов, созданных носителями ИЯ не для учебных целей, позволяет создать аутентичную иноязычную среду, обеспечивающую возможности как для иллюстрации функционирования языковых явлений в речи, так и для организации подлинного коммуникативного процесса на ИЯ.
Данные специфические черты характерны для всех ЭОР, задействованных в обучении ИЯ. Тем не менее, возвращаясь к мысли о том, что в сложившейся форс-мажорной ситуации настройки и отлаживания дистанционного обучения ИЯ, когда педагогам приходится быстро осваивать новые ресурсы, представляется необходимым помочь преподавателю ИЯ разобраться в многообразии данных ЭОР и их функциональном назначении. Следует также выделить те из них, разработка и внедрение которых потребуют от преподавателя ИЯ минимальных усилий.
Отталкиваясь от опыта организации обучения ИЯ с использованием мультимедийных интерактивных ЭОР [11], можно с уверенностью утверждать, что такими видами ЭОР, которые позволят быстро и эффективно перейти на дистанционное обучение ИЯ, являются цифровые ресурсы, включающие интерактивное видео и интерактивную видеоинфографику.
Интерактивное видео - это такой ЭОР в видеоформате, который позволяет зрителю взаимодействовать с видеоконтентом и который посредством включения обучающегося в активную учебную деятельность с видеоматериалом обеспечивает эффективность процесса обучения.
В дополнение к уже названным особенностям ЭОР, использование видеоматериалов для обучения признается наиболее эффективным способом передачи информации. Интерактивное видео позволяет задействовать несколько каналов восприятия информации, подключая зрительное восприятие. По мнению Т. В. Никулиной, интерактивное видео является ведущим ЭОР, т.к. «визуальная информация объединяет воедино образ и текст, усиливая и дополняя друг друга» [7, с. 93]. В обучении ИЯ видеоматериалы позволяют максимально визуализировать изучаемый языковой материал и показать контекст применения языковых единиц. Без сомнения, данные преимущества интерактивных видеоматериалов способствуют активизации процесса восприятия и усвоения учебной иноязычной информации.
Практика включения интерактивных материалов в учебный процесс по ИЯ показывает, что наиболее популярными сервисами по созданию интерактивного видео, представляющими преподавателю ИЯ большие возможности по интенсификации процесса обучения, являются Vizia, Learning Apps, EdPuzzle, Thinglink, H5P, Wirewax, xPlainToMe, Vialogues, Camtasia Studio [11].
В процессе просмотра видео обучающийся взаимодействует с интерактивными элементами (маячки, иконки и т.д.), тем самым практикуясь в использовании языковых явлений уже в процессе просмотра видео. Разнообразие встраиваемых в видео элементов зависит от конкретного сервиса для создания интерактивного видео. Так, сервис Vizia дает возможность встроить викторину, опрос, открытый вопрос, задание для самостоятельной работы (в виде ссылки, направляющей на внешние сайты). Преимуществом данного сервиса является функция обратной связи, благодаря которой преподаватель получает таблицу ответов на вопросы в формате Excel таблицы.
Сервис EdPuzzle позволяет использовать в качестве видеоосновы ролики с сайтов YouTube, Khan Academy, National Geographic, TED Talks и пр. Преподаватель здесь может не только встраивать тесты с множественным выбором, вопросы с развернутым ответом, изображения, задания с переходом на внешний сайт, аудио-и текстовые заметки к видеооснове, но и накладывать закадровый голос ко всему видео. Можно также добавлять комментарии к неправильным ответам, давать задания произвольно созданной группе обучающихся, устанавливать срок выполнения задания и получать учебную аналитику. Благодаря инструменту «заметки» возможно аудио- или текстовое комментирование грамматических или лексических явлений из выбранного отрывка видео, а также интегрирование в видео задания на языковой материал.
Самым богатым по количеству встраиваемых элементов, по нашему мнению, является сервис H5P, который содержит полноценный конструктор тестов с возможностью интегрировать в видеоролик тестовые
задания «закрытого типа» (множественный или альтернативный выбор), задания на заполнение пропусков в тексте, а также задания «открытого типа» (ответ на вопрос, написание аннотации к тексту или комментария к изображению). Имеющаяся функция «горячая точка» для создания активных участков кадра делает «рабочей» любую область кадра. Данная функция сервиса Н5Р позволяет осуществлять переходы на внешние сайты с любого элемента видеоосновы, дает возможность преподавателю, например, в ходе изучения лексики по определенной теме прикреплять готовые словарные статьи или самим студентам разрабатывать собственные видеословари. В данном сервисе, так же как и в Edpuzzle, имеется опция добавления подсказки или комментария к ответам обучающихся или ссылки на переход к материалу для повторения. Сервис Powtoon позволяет сделать интерактивным каждый элемент кадра.
Опыт свидетельствует, что одним из самых эффективных способов использования интерактивного видео для формирования речевых навыков является встраивание переходов на видеотренажеры, например в сервисе ОпНпе1ез1ра± Такой вид учебного контента является нелинейным, и сама система направляет обучающегося по определенной траектории в зависимости от выбранных ответов.
Рассуждая об интерактивном видео как об одном из перспективных ЭОР в обучении ИЯ, следует обратить внимание на то, что высокоэффективный учебный контент педагог может создавать сам. Например, преподаватель ИЯ может выложить фрагменты лекции на основе записей вебинаров и скринкастов (например, видеолекции с несложным теоретическим материалом по грамматике и другим теоретическим аспектам для актуализации пройденного материала или для введения нового). Для разработчика учебного видео предусмотрена также опция самостоятельного создания речевых тренажеров, в частности, средствами самого сервиса. Например, учащийся видит на экране собеседника-носителя языка в заданной ситуации. Задание -выбрать правильный ответ на его реплику или впечатать ответ в окне и затем послать преподавателю.
В интерактивном видео находят выражение все те специфические черты, которые отличают ЭОР в целом и о которых говорилось выше. Принцип «обучение через действие» реализуется здесь благодаря интеграции в видеооснову таких практических заданий, как тесты с автопроверкой, флеш-карты, игры. Созданное преподавателем учебное видео позволяет индивидуализировать процесс обучения, поскольку по гиперссылкам, встроенным преподавателем, обучающиеся, в зависимости от своих потребностей, могут возвращаться к пройденному материалу, переходить на задания более высокого уровня или к дополнительному материалу, который хотят освоить. К тому же видеоматериалы, помимо обеспечения аутентичности среды иноязычного общения, всегда вызывают эмоциональный отклик у студентов, что также способствует повышению эффективности обучения ИЯ.
К сказанному можно добавить и еще одно преимущество интерактивного видео в преподавании ИЯ - возможность использования длинных видеороликов, так как благодаря интерактивным элементам в ходе работы с таким видеоматериалом не теряются активность и вовлеченность обучающихся в учебный процесс.
В специальной литературе указывается, что работа с интерактивными видеоматериалами особенно эффективна на этапе самостоятельной работы обучающихся при смешанной модели обучения, когда до 80% учебного процесса выносится в электронную образовательную среду [3]. Формат интерактивного видео также перспективен и для организации и предоставления результатов проектной и/или исследовательской деятельности студентов, когда итоговым заданием по изучаемому блоку/модулю является создание собственного интерактивного видео с демонстрацией результатов исследования.
Завершая описание возможностей интерактивного видео для обучения ИЯ, представляется необходимым вооружить преподавателя ИЯ алгоритмом создания учебных материалов подобного рода. Данный алгоритм включает следующие этапы:
1. Определение цели учебного видео.
2. Подбор аутентичной видеоосновы или создание своего учебного видео в формате скринкаст или использование записи видеолекции/вебинара преподавателя.
3. Структурирование учебного материала с определением отрезков временной оси или в кадре для интеграции интерактивных элементов.
4. Конструирование заданий для интеграции в видеооснову как в самом сервисе, так и на внешних сайтах, поиск изображений и дополнительного материала на внешних сайтах.
5. Размещение маячков на временной оси или интерактивных элементов в кадре.
6. Тестирование созданного интерактивного видео.
7. Встраивание созданного видео в систему дистанционного обучения с помощью ссылки или кода.
Еще одним ЭОР, обладающим потенциалом для обучения ИЯ, является интерактивная видеоинфогра-фика, которая, будучи технологией предоставления информации в учебном процессе, обеспечивает подачу информации в визуально-вербальном (схематическом) виде со звуковым сопровождением. Важность визуализации в учебном процессе с использованием инфографики отмечают многие исследователи [7; 8; 10]. Так, по мнению Т. В. Никулиной, информационные технологии с применением программ визуализации информации необходимо вводить в учебный процесс для формирования смыслообразов и создания образов окружающей действительности [7]. Структурирование информации по блокам, т.е. «кадрирование», а также оформление учебного материала посредством ресурсов визуализации, как считает автор, способствует передаче наибольшей информации обучающимся и, более того, активизирует их познавательную деятельность [Там же].
Видеоинфографика помогает представить наглядно сложные процессы и явления, используя для этого анимацию, аудио- и видеосопровождение, закадровый голос, компьютерную графику, гиперссылки. В отличие
от традиционных способов иллюстрирования идей (плакат, презентация, доска), видеоинфографика способна передать изменяемость явления или процесса. Схемы инфографики способствуют пониманию логических связей между элементами информации, а функция редактирования готового продукта на любом этапе учебного процесса позволяет адаптировать подготовленные учебные материалы для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся. Передача информации с максимальной визуализацией создает яркие и запоминающиеся образы, вызывает у обучающихся эмоциональный отклик. Универсальность донесения информации при помощи символов, фигур, визуальных метафор, графиков, схем положительным образом сказывается на процессе усвоения учебной информации, а также обеспечивает развитие визуального мышления обучающихся.
Так же как и интерактивное видео, инфографика может успешно использоваться для обучения ИЯ в модели смешанного обучения. Например, в ходе самостоятельной работы, которая предваряет учебное занятие и выполняется дома, обучающимся обычно требуется познакомиться с учебной информацией, часто большого объема. Для этого целесообразно подготовить фрагменты видеолекций, снабженные инфографикой, которая позволяет данную информацию представить в максимально сжатом виде. Подобным образом можно осуществлять практические занятия по грамматике ИЯ, а также обеспечивать изучение лексики в процессе создания собственных видеословарей с прикрепленным переходом на словарные статьи электронных справочных изданий.
Инфографику можно использовать и для организации совместной работы студентов благодаря возможности общего доступа к разработке и редактированию материалов в сервисах по созданию интерактивного видео и интерактивной видеоинфографики, что повышает эффективность командной работы, увеличивает степень вовлеченности студентов в учебный процесс, интенсивно развивает их ИКТ компетенции. Не менее эффективно использование инфографики и в ходе проектной работы, когда обучающимся оказывается необходимо отобрать и систематизировать информацию, а затем представить результаты проекта максимально эффективным способом.
Видеоинфографика, по мнению Т. В. Никулиной, - уникальное средство для творческого развития обучающихся. Визуально-схематическое представление изученного материала, которое студенты выполняют, например, в процессе решения коллективных учебно-творческих задач, не только способствует лучшему усвоению учебного материала, но и развивает творческое воображение, создает атмосферу эмоциональной удовлетворенности своей учебной деятельностью, вызывает чувство сопереживания в отношении труда других студентов. Видеоинфографика также формирует у обучающихся потребность в мыслительной деятельности и помогает овладевать различными способами самовыражения [Там же].
С целью оказания методической поддержки преподавателю ИЯ рассмотрим алгоритм создания видеоинфографики, что рационально делать в сервисе Powtoon. Данный алгоритм подразумевает осуществление следующих шагов:
1. Определение цели учебного материала, его структурирование с выстраиванием логических связей между элементами и формирование иерархии единиц информации с использованием шаблона раскадровки.
2. Добавление тезисов, текстовых блоков и создание черновой презентации.
3. Создание визуальных метафор с помощью инструментов сервиса Powtoon или сайтов-стоков с иконками (например, ресурсов Flaticon).
4. Проведение текстовой компрессии.
5. Размещение элементов на слайдах и выстраивание последовательности возникновения элементов слайда на временной оси.
6. Наложение закадрового голоса или музыкального сопровождения.
7. Экспорт созданной интерактивной видеоинфографики с помощью ссылки или видеофайла. Заключение
Обобщая изложенное выше о ресурсах сети Интернет, обладающих потенциалом для обучения ИЯ в условиях быстрого массового перехода к дистанционным формам обучения, можно сформулировать следующие выводы.
1. Изучение педагогической и методической литературы по использованию ИКТ в высшем образовании, а также знакомство с передовым педагогическим опытом реализации ИКТ в обучении ИЯ позволило выделить интерактивное видео и инфографику как наиболее перспективные ЭОР с точки зрения организации дистанционного учебного процесса по ИЯ в высшей школе.
2. Названные ресурсы являются эффективными, поскольку позволяют в дистанционном учебном процессе по ИЯ реализовать методические черты, присущие традиционному обучению ИЯ: интерактивность, адаптивность, нелинейность, мультимедийность и аутентичность. К тому же освоение и использование данных ЭОР в ситуации экстренного перехода к новым формам обучения ИЯ требует от преподавателя минимума усилий.
3. В современных условиях обучения ИЯ представляется рациональным рекомендовать преподавателям ИЯ использовать интерактивные видео и инфографику в нескольких режимах:
• включение в учебный процесс готовых интерактивных видеофрагментов и инфографики, имеющихся в сети Интернет;
• разработка преподавателем собственного интерактивного учебного видеоматериала и/или слайдов инфографики;
• разработка интерактивного видео и/или слайдов инфографики самими обучающимися как финальный результат их проектной деятельности.
4. Методические рекомендации преподавателям ИЯ вузов также предусматривают следование определенному алгоритму разработки и использования учебных материалов на основе интерактивных видеоматериалов и инфографики. Он включает следующие этапы:
• определение цели создания учебных материалов, включающих фрагменты видеофильмов и слайды инфографики;
• подбор аутентичного контента как интерактивной основы для создания собственного ЭОР;
• методическая обработка исходного материала (структурирование учебного материала, конструирование заданий для интеграции в видеооснову, размещение маячков, гиперссылок и др. интерактивных элементов);
• тестирование созданного ЭОР и встраивание его в систему дистанционного обучения. Возвращаясь к мысли, вынесенной в заголовок статьи, о необходимости оказания преподавателям ИЯ
информационно-методической поддержки в условиях вынужденного быстрого и массового перехода к дистанционным формам обучения ИЯ, следует заключить, что информирование педагогов о возможностях рассматриваемых ЭОР и о методической целесообразности соблюдения определенных алгоритмов в процессе их разработки как раз и является такой помощью педагогам.
Ознакомление с видеоматериалами и инфографикой как ЭОР, перспективными с методической точки зрения, расширяет представления преподавателя ИЯ об интерактивном потенциале данных электронных ресурсов для организации дистанционного обучения, способствует насыщению когнитивной компоненты его профессиональной компетентности новыми знаниями. Знаниевая составляющая профессионализма педагога, которая, как хорошо известно, представляет собой теоретическую и практическую базу профессиональной деятельности преподавателя, требует постоянного обновления, является предпосылкой развития профессионального мышления, стремления к творчеству, мотивации к новым свершениям в своей профессиональной деятельности.
Информационно-методическая поддержка преподавателя ИЯ в современной ситуации позволит снять трудности освоения новых форм обучения, а включение данных ЭОР в повседневную практику обучения ИЯ будет способствовать более эффективной организации учебного процесса в дистанционных формах.
Список источников
1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Изд-е 3-е. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
2. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: учеб.-метод. пособие / науч. ред. Н. К. Сергеев. М.: АПКиПРО, 2005. 120 с.
3. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2. С. 12-19.
4. Густяхина В. П., Попова Л. В. Интерактивные технологии в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 8 (197). С. 149-154.
5. Кульневич С. В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности: автореф. дисс. ... д. пед. н. Ростов-на-Дону, 1997. 39 с.
6. Михайленко О. А., Ерохин М. Н. Реализация адаптивных возможностей цифрового видео в информационно-коммуникационной образовательной среде вуза // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроин-женерный университет имени В. П. Горячкина». 2011. № 4. С. 136-139.
7. Никулина Т. В. Применение инфографики в учебном процессе подготовки магистров педагогики // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 92-97.
8. Никулова Г. А., Подобных А. В. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 2. С. 369-387.
9. Нужа И. В., Смирнова Н. В. ИКТ в обучении иностранному языку: от традиционного учебника к виртуальной обучающей среде // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции: в 2-х т. / под общ. ред. В. Сухомлина. М.: МГУ, 2012. Т. 2. С. 230-239.
10. Осатина А. И., Попова И. С. Инфографика как средство визуальной коммуникации // Электронный сборник статей по материалам ХХ Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия». Новосибирск: ООО «Аэтерна», 2014. № 5 (20). С. 38-47.
11. Петросян Ж. В. МООК «Технология создания обучающего видеоконтента» [Электронный ресурс]. URL: https://mooc.vsu.ru/course/view.php?id=12 (дата обращения: 30.09.2020).
12. Тевс Д. П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учеб.-метод. пособие. Барнаул: БГПУ, 2009. 189 с.
13. Тимофеева У. В., Кайль Ю. А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlemnka.ru/article/nispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 05.06.2020).
14. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: учебное пособие. М.: П-Центр, 2009. 239 с.
Информация об авторах | Author information
RU
Кузьмина Лариса Григорьевна1, к. пед. н., доц. Петросян Жанна Вараздатовна2, к. филол. н. 1 2 Воронежский государственный университет
EN
Kuzmina Larisa Grigorievna1, PhD Petrosyan Zhanna Varazdatovna2, PhD 1 2 Voronezh State University
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 09.06.2020; опубликовано (published): 30.10.2020.
Ключевые слова (keywords): информационно-методическая поддержка; иностранные языки; дистанционное обучение; электронные образовательные ресурсы; интерактивные видеоматериалы; инфографика; informational and methodological assistance; foreign languages; distant learning; electronic educational resources; interactive video materials; infographics.