Научная статья на тему 'Информационно-логическая модель и реализация информационно-аналитического комплекса «Прием в высшее учебное заведение»'

Информационно-логическая модель и реализация информационно-аналитического комплекса «Прием в высшее учебное заведение» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
352
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМ В ВУЗ / ПРИЕМ В СПБГУ / АРХИТЕКТУРА СЕТИ / .NET / ADMISSION TO ST. PETERSBURG UNIVERSITY / MICROSOFT SQL / ADMISSION TO HIGHER EDUCATION / NETWORK ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Буре Владимир Мансурович, Карпенко Павел Алексеевич, Свиркин Михаил Владимирович

Статья посвящена разработке методологии автоматизации процесса приема в высшее учебное заведение. На основе анализа и формализации предметной области, построения информационно-логической модели приведена реализация программного комплекса, охватывающего весь спектр задач по автоматизации процесса приема. Изложены основные положения по использованию аппаратных средств, информационных технологий и программных решений рассматриваемого комплекса, освещены вопросы администрирования и возможности его математического и информационно-аналитического модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Буре Владимир Мансурович, Карпенко Павел Алексеевич, Свиркин Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information-logical model and implementation of information-analytical complex “Admission to higher education institution”1

The article is devoted to the development of methodology to automate the process of admission to a higher educational institution. On the base of analysis and formalization of the domain, construction of an information-logical model the implementation of a program complex that covers the entire spectrum of admission process automation is presented. Main propositions of using of hardware, information technology and software solutions of this complex are presented, items of administration and possibility of mathematical and analytical modules are highlighted.

Текст научной работы на тему «Информационно-логическая модель и реализация информационно-аналитического комплекса «Прием в высшее учебное заведение»»

УДК 519.688

Вестник СПбГУ. Сер. 10, 2013, вып. 4

В. М. Буре, П. А. Карпенко, М. В. Свиркин

ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ПРИЕМ В ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ»

1. Введение. Статья посвящена формализации предметной области и автоматизации процесса приема в высшее учебное заведение России (уровень федерального или национального исследовательского университета). В статье, согласно законодательству Российской Федерации, регламентирующему процесс приема в высшее учебное заведение, политике вуза в области реализации учебного процесса и выполнении контрольных цифр приема, проводится анализ предметной области - приема абитуриентов, строится информационно-логическая модель процесса приема и анализируется программная реализация разрабатываемого информационно-аналитического комплекса.

В соответствии с новыми целями и задачами по автоматизации процесса приема в университет в настоящее время решается задача создания расширенного программного комплекса, который включал бы в себя не только информационно-аналитическую обработку данных по приему, но и весь процесс приема абитуриентов с использованием современных информационных технологий.

Методологической основой информационно-аналитического обеспечения разрабатываемого расширенного программного комплекса является методология информационно-аналитического программного комплекса [1].

При постановке задач по автоматизации проведения приема в Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) руководство университета особое внимание уделяло вопросам предоставления открытой информации, удобства работы с системой при поступлении для абитуриентов, оперативности обработки информации и полноты получения отчетов. При этом, согласно техническому заданию, разрабатываемый программный комплекс приема является составной частью создаваемого общего программного комплекса, включающего в себя прием абитуриентов, учебный процесс, внеучебную работу студентов и трудоустройство выпускников.

В основу выбора программных средств по реализации программного комплекса приема была положена идеология применения таких средств, которые были бы удобны в использовании для абитуриентов, работников приемной комиссии, руководителей университета различных уровней. Применяемые информационные технологии должны быть доступны для всех лиц, задействованных в процессе приема, удобны, надежны в работе и должны работать в реальном режиме времени.

В статье, в соответствии с изложенными выше принципами, рассматриваются следующие аспекты разработки расширенного программного информационно-аналитического комплекса:

Буре Владимир Мансурович — доктор технических наук, профессор, 199034, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: vlmbure@mail.ru.

Карпенко Павел Алексеевич — аспирант, 199034, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: karpenko_pavel@mail.ru.

Свиркин Михаил Владимирович — кандидат физико-математических наук, доцент, 199034, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: smv01_01@mail.ru.

© В. М. Буре, П. А. Карпенко, М. В. Свиркин, 2013

Рис. 1. Диаграмма сущности предметной области приема в СПбГУ

1) анализ сущностей предметной области приема в вуз, описание функционала решаемых задач с учетом специфики СПбГУ (рис. 1);

2) выбор и обоснование использования аппаратных средств;

3) использование соответствующих информационных технологий и программных средств создания программного комплекса;

4) разработка развитой системы администрирования и прав доступа для пользователей разного уровня компетенции;

5) вопросы импорта и экспорта данных;

6) информационно-аналитический блок обработки данных, математические методы обработки информации.

2. Анализ и формализация предметной области — прием в СПбГУ. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и программой развития СПбГУ основными задачами СПбГУ являются обучение и подготовка кадров высшей квалификации - магистров, аспирантов и докторантов, проведение научных исследований, привлечение в СПбГУ через олимпиадное движение талантливой молодежи. Таким образом, наряду с традиционными задачами приема абитуриентов на первый курс бакалавриата и специалитета, возникает еще ряд специфических задач по приему в магистратуру, например наличие различных форм для поступления в магистратуру, разные виды магистерских программ - с двойным дипломом, включенным образованием и т. д. Для качественного проведения приема Управление по приему СПбГУ уделяет большое внимание вопросам анализа контингента поступающих в университет, проведению профориентационной работы и олимпиадам. В программном комплексе все информационные потоки данных рассматриваются в разрезах:

• университета;

• факультетов;

• направления подготовки;

• формы и основы обучения;

• предметов вступительных экзаменов;

• регионов;

• олимпиад.

Вся импортируемая и вводимая в систему информация записывается в соответствующих таблицах базы данных. Далее информация обрабатывается с помощью специализированных модулей и служит основой принятия объективных управленческих решений.

3. Аппаратные средства реализации программного комплекса. СПбГУ является крупным образовательным центром, в состав которого входят 24 факультета, на которых обучаются более 20 тыс. студентов. Ежегодно на программы бакалавриата и подготовки специалиста поступают более 4 тыс. человек и около 2 тыс. - на программы магистратуры.

В период приемной кампании размещение комиссий по приему документов проводится в разных зданиях, поэтому для эффективной работы требуется распределенная, надежная и защищенная сеть. Для организации сетевого окружения выбрана базовая топология компьютерной сети - активная звезда (рис. 2). Согласно Федеральному

Направления подготовки

Рис. 2. Топология компьютерной сети - активная звезда

закону Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», для программного обеспечения такого уровня выдвигается ряд требований по обеспечению безопасности хранения персональных данных. СПбГУ имеет аттестованную

Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) локальную компьютерную сеть. Для хранения данных применяется база данных Microsoft SQL 2008. Программное обеспечение написано на платформе .NET.

Характеристики используемого сервера для хранения базы данных: Microsoft Windows Server 2008 R2 Enterprise 64bit, 8-ядерный процессор 4xIntel Xeon E7-L8867 @ 2.13 GHz, 24 Гб оперативной памяти, Microsoft SQL Server Standard Edition (64 bit).

Характеристики используемого терминального сервера: Microsoft Windows Server 2008 R2 Enterprise 64 bit, 4-ядерный процессор 2хIntel Xeon E7-L8867 @ 2.13 GHz, 128 Гб оперативной памяти.

4. Информационные технологии и программные решения. Для решения поставленной перед нами задачи применялась клиент-серверная архитектура, что позволило перенести всю нагрузку с клиентских машин на мощные серверы. Понятие архитектуры «клиент-сервер» в системах управления предприятием связано с делением любой прикладной программы на три основных компонента. Ими являются:

• компонент представления (визуализации) данных;

• компонент прикладной логики;

• компонент управления базой данных [2].

В программном комплексе в качестве клиента используется терминальный сервер. Это решение позволило применять для пользователей менее мощные рабочие станции, что в итоге экономит бюджет СПбГУ. Комплекс имеет удобный интерфейс для экспорта данных в любой формат и возможность импорта данных по заданному шаблону.

5. Администрирование программного комплекса. Для ввода данных поступающих в СПбГУ абитуриентов в программном комплексе реализована идеология применения Личного кабинета поступающего. Используемый подход позволяет абитуриенту на своем компьютере в электронном виде подать заявление и заполнить его в режиме онлайн. На данный момент для поступающих на программы магистратуры существует возможность подачи заявления в электронной форме с приложением полного сканированного комплекта документов. Введение данного модуля позволило значительно сократить время внесения данных о поступающих в информационной системе «Прием», теперь приемная комиссия только проверяет введенные поступающим данные.

Для удобства поступающих в зданиях, где расположены комиссии по приему документов, разворачивается компьютерный класс общего доступа, куда может прийти поступающий и заполнить заявление. При возникновении вопросов можно обратиться к волонтерам из числа студентов СПбГУ.

Для администрирования прав доступа к информации вводятся несколько уровней доступа (роли):

1. Технический секретарь - первичный ввод и проверка введенных поступающими данных, формирование личного дела поступающего.

2. Ответственный секретарь - общая организация работы приемной комиссии на уровне образовательной программы по приему документов, создание протоколов о допуске, проверка личных дел, первичная проверка поступающих по льготному типу конкурса.

3. Советник проректора по направлениям видов деятельности - общий контроль работы комиссий по приему документов, допуск до участия в конкурсе поступающих по льготному типу конкурса.

4. Ректорат - анализ и контроль общей информации процесса приема, анализ статистических отчетов и принятие управленческих решений.

5. Администратор (группа сопровождения) - общая настройка системы, внесение данных о структуре приемной кампании.

6. Шифровальная группа - шифрование и расшифровка экзаменационных работ поступающих в случае проведения экзаменов в вузе.

В программном комплексе реализована иерархическая структура отчетов (выходных форм). Иерархия отчетов подразумевает следующие уровни лиц, потребителей статистических отчетов:

1) отчеты для внешних органов (правительство РФ, Министерство образования РФ, Российский союз ректоров и т. д.) - такого вида отчеты формируются ежегодно, с определенной периодичностью. Данные отчеты являются основой для анализа приема в СПбГУ на «макроуровне»;

2) отчеты для ректората СПбГУ - текущая и сводная информация о ходе приемной кампании, отчеты о конкурсной ситуации и т. д. Отчеты являются основой для принятия оперативных управленческих решений на уровне университета, а также формирования политики в области приема в СПбГУ;

3) отчеты для комиссии по приему документов - анализ и контроль правильности введения и обработки данных. Ограничены только определенным направлением подготовки;

4) отчеты для поступающих - сведения о конкурсной ситуации, сведения о дате подачи документов, рейтинговый список, формируемый по окончанию приемной кампании.

6. Информационно-аналитический и математический модули программного комплекса. Информационно-аналитический и математический модули программного комплекса включают в себя математическую обработку данных, аналитику, визуализацию и отчетные формы на трех уровнях.

Первый уровень - статистический анализ исходных данных, получение основных числовых характеристик рассматриваемых сущностей. Для более детальной статистической обработки данных в нужных разрезах на основе многокритериального отбора генерируются соответствующие отчеты. Для наглядного представления обработанных данных используются средства визуального отображения данных, диаграммы и графики (рис. 3, 4).

а

б

350

350

300 -

300

271

баллов

Прикладная математика Прикладные Фундаментальная и информатика математика и физика информатика и информационные технологии

ч Мах сумма * баллов

Min сумма " баллов „ Avg сумма баллов

Фундаментальная и прикладная химия

Химия

Химия, физика и механика материалов

Рис. 3. Диаграмма распределения суммы баллов по ЕГЭ а - по направлению «химия»; б -по направлению «процессы управления».

Абитуриенты, % 25

12 24

12 24 36 48

84 100 Баллы

Рис. 4- Плотности распределения по предмету ЕГЭ «Математика» а - по СПбГУ; б -по направлениям «математика, механика»; в - по направлениям «география, геоэкология»; г - по направлению «экономика».

Второй уровень - определение зависимостей, характеризующих рассматриваемые данные с помощью системы статистических коэффициентов связи, идентификации законов распределения, проведения анализа однородности данных, оценки параметров распределения и их изменений в зависимости от факультета и условий приема. Основным методом математического исследования на этом уровне является использование методологии применения кривых Пирсона и совокупности коэффициентов, описывающих вероятностную связь между рассматриваемыми случайными величинами.

Третий уровень - получение оценок сводных показателей, качественный анализ данных и подготовка принятия объективных управленческих решений.

Особое внимание при создании математического обеспечения программного комплекса уделяется вопросам нахождения оценок, изменения законов и параметров распределения, в зависимости от выбранных факторов, например таких как формы и основы обучения. Также большое внимание уделяется изучению законов распределения баллов ЕГЭ на разных факультетах и по различным предметам, оценкам влияния дополнительных факторов (победы в олимпиадах) и других факторов по успеваемости.

Применение традиционных методик статистического анализа данных часто ограничивается особенностями собранной информации. Так, данные, представляющие собой измерения в номинальной шкале, анализируются с помощью таблиц сопряженности и соответствующих методик анализа данных [3]: точного критерия Фишера, критерия Пирсона хи-квадрат, коэффициента каппы Коэна и модифицированной каппы Коэна. При анализе данных, измеренных в порядковых шкалах, используются коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла.

На рис. 3 видно, как распределяется сумма баллов ЕГЭ среди зачисленных. Черным цветом отображена минимальная сумма баллов, очевидно, что эти баллы были набраны поступающими, которые были зачислены по льготному типу конкурса. Темно-серым цветом изображены средние суммы баллов поступивших на программы

бакалавриата и подготовки специалиста; как видно из рис. 3, а, с более высокими баллами ЕГЭ поступили на специальность «Фундаментальная и прикладная химия», на рис. 3, б - что на направление «Фундаментальная информатика и информационные технологии» средний балл выше, чем на других направлениях. Отсюда можно сделать вывод, что поступающие проявляют больший интерес к фундаментальным направлениям и специальностям, при прочих равных условиях. Светло-серым цветом изображены максимальные суммы баллов.

На рис. 4 показаны плотности распределения по предмету ЕГЭ «Математика»: видно, что происходит сильный разброс баллов ЕГЭ; самый максимальный пик (рис. 4, а) приходится на баллы 68-70 - это говорит о высокой подготовке поступающих в университет, пик, находящийся на уровне 48-50 баллов, скорее всего, свидетельствует об уровне подготовки по математике поступающих на гуманитарные направления, по льготным типам конкурса, а также на места с оплатой стоимости обучения. По сравнению с картиной по всему университету (рис. 4, а) на направления «математика, механика» (рис. 4, б) поступают более подготовленные по математике абитуриенты, максимальный пик смещается к уровню 84-86 баллов, а также высок процент поступающих со 100-балльным результатом по ЕГЭ «Математика». На рис. 4, в изображена плотность распредения по направлениям «география, геоэкология», по сравнению с рис. 4, а максимальный пик смещается к уровню 60-62 баллов, это говорит о менее подготовленных по математике поступающих, но нужно учитывать, что математика для данных направлений не профильный предмет. На рис. 4, г видно опять смещение по сравнению с рис. 4, а, здесь математика для направления «экономика» является профильным предметом, максимальный пик смещается к уровню 72-74 балла, появляется дополнительный пик на уровне 82-84 баллов - это свидетельствует о достаточно высокой подготовке по математике поступающих на данное направление.

Заключение. На примере СПбГУ была разработана методология автоматизации процесса приема в высшее учебное заведение. На основе анализа и формализации предметной области, построения информационно-логической модели приведена реализация программного комплекса, охватывающего весь спектр задач по автоматизации процесса приема. Изложены основные положения по использованию аппаратных средств, информационных технологий и программных решений рассматриваемого комплекса, освещены вопросы администрирования и возможности его математического и информационно-аналитического модулей. В качестве иллюстрации работы этих модулей приведены диаграммы дескриптивной статистики и графики плотности распределения баллов ЕГЭ.

Литература

1. Буре В. М, Свиркин М. В., Степанов А. Г. Методология построения информационно-аналитического программного комплекса деятельности организационных систем // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 10: Прикладная математика, информатика, процессы управления. 2012. Вып. 2. С. 75—80.

2. Васкевич Д. Стратегии клиент/сервер: руководство по выживанию для специалистов по реорганизации бизнеса. Изд. 2-е / пер. с англ. Киев: Диалектика; Информейшн Компьютер Энтерпрайз, 1996. 398 с. (Vaskevich D. Client Server Strategies. A Survival Guide For Corporate Reengineers.)

3. Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. Статистический анализ данных на компьютере. М.: Финансы и статистика; Инфра-М, 1997. 384 с.

4. Fleiss J. L. Statistical methods for rates and proportions. 2nd ed. New York: John Wiley, 1981. 740 p.

Статья рекомендована к печати проф. Л. А. Петросяном. Статья поступила в редакцию 30 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.