Научная статья на тему 'Информационно-консультационное обеспечение производителей овощей в Курской области: необходимость, проблемы, перспективы'

Информационно-консультационное обеспечение производителей овощей в Курской области: необходимость, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ САНКЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОВОЩЕВОДСТВА ЗАКРЫТОГО ГРУНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарева Елена Леонидовна, Андрианова Раиса Игоревна, Ковынев Леонид Борисович

Особое внимание акцентировано на роли консультационной деятельности в развитии овощеводства закрытого грунта. В исследовании обоснована необходимость создания регионального центра сель-скохозяйственного консультирования на базе комитета агропромышленного комплекса Курской области, определены направления деятельности регионального центра консультирования и принципы его функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Золотарева Елена Леонидовна, Андрианова Раиса Игоревна, Ковынев Леонид Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-консультационное обеспечение производителей овощей в Курской области: необходимость, проблемы, перспективы»

зации структуры пашни, численности и структуры поголовья сельскохозяйственных животных, повышения урожайности и продуктивности, рост уровня товарности продукции, оптимизации каналов реализации продукции, улучшения кадрового состава работников, повышения мотивации работников, улучшения социальной сферы.

Таким образом, дальнейшее развитие сельского хозяйства возможно только при реализации комплексного подхода к проведению ряда мероприятий на федеральном, региональном и локальном уровнях.

Перечень проводимых мероприятий должен затрагивать нормативно-правовую, экономическую, научно-техническую, социальную, государственно-

политическую сферы. При этом невозможно классифицировать направления по степени их важности, т.к. все они имеют принципиальное, решающее значение.

Преодоление кризисных процессов в АПК и его вывод на траекторию устойчивого развития возможен при условии модернизации государственной агропромышленной и социально-экономической политики. При этом основными задачами должны стать следующие:

- реализация концепции «социального государства»;

- монетизация экономики и повышение внутреннего спроса;

- повышение заработной платы сельских жителей;

- воссоздание агропромышленного комплекса как единой территориально-производственной системы;

- многократное увеличение уровня государственной поддержки АПК;

- проведение последовательной государственной внешнеторговой политик, направленной на обеспечение продовольственной безопасности;

- развитие вертикальных и горизонтальных интеграционных связей в АПК (вертикально-интегрированных холдингов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов);

- существенное расширение доступности кредитных ресурсов;

- окончание земельной реформы на основе преимущественного развития государственной формы собственности на земли сельскохозяйственного назначения и арендных отношений;

- создание агрокомплексов в целях развития инновационной социально-производственной

инфраструктуры на селе.

Сформулированные задачи позволяют определить управленческие решения, которые должны составить основу новой экономической политики государства в сфере аграрного производства.

Список использованных источников

1 Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 г. № 1605 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские хозяйства)"

2 Федеральный закон РФ от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ (ред.от 29.06.2015 г.) "О кредитной кооперации" // Собрание законодательства РФ.-2009.-№ 32.

3 Бышок А.С., Дорофеева А.В., Пути оздоровления экономики АПК в условиях финансового кризиса путем совершенствования государственного регулирования [Электронный ресурс] // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и реализации социально-экономической политики устойчивого развития» URL: http://www.rppe.ru/wp-content/uptoads/2013/06/sekciy-3.pdf#5

4 Сучков А. И., Кирилюк О. М. Управление воспроизводством ресурсного потенциала сельского хозяйства [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского аграрного государственного университета № 3 (15), июль-сентябрь 2010 г. URL: http: // nsau.edu.ru/file/1197?get=935b4b29c1b25ea8a3e9 dcba89972021#10.

5 Комов В.Г., Ноздрачева Е.Н., Солошенко Р.В. О совершенствовании государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - № 2. - С.50-52.

6 Ковынев Л.Б., Пигорев И.Я., Солошенко В.М. Роль государственного регулирования воспроизводственных процессов земельных ресурсов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 1. - С .19-21.

Информация об авторах

Перепелкин Илья Геннадьевич, аспирант Юго-Западного государственного университета.

Шатохин Михаил Викторович, доктор экономических наук, профессор Юго-Западного государственного университета.

Ноздрачева Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Курского государственного университета.

SUSTAINABLE AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE REGION CENTRAL FEDERAL DISTRICT AS IMPORTANT FUNCTIONS OF STATE REGULATION I.G. Perepelkin, M.V. Shatohin, E.N. Nozdracheva

Abstract. The analysis of the Russian market of agriculture (for example, regions of the Central Federal District), in order to determine management decisions that should form the basis of a new economic policy in the sphere of agricultural production. Keywords: government regulation, stability, competition, agriculture, subsidies.

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОВОЩЕЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.Л. Золотарева, Р.И. Андрианова, Л.Б. Ковынев

Аннотация. Особое внимание акцентировано на роли консультационной деятельности в развитии овощеводства закрытого грунта. В исследовании обоснована необходимость создания регионального центра сельскохозяйственного консультирования на базе комитета агропромышленного комплекса Курской области, определены направления деятельности регионального центра консультирования и принципы его функционирования.

Ключевые слова: информационно-консультационные услуги, консультационная система, конкурентоспособность, Всемирная торговая организация, продовольственные санкции, экономическая эффективность овощеводства закрытого грунта.

В условиях растущей интеграции России в мировое хозяйство сельскохозяйственное консультирование наряду с системой государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства приобретает

особое значение для эффективного его развития в разрезе отдельных регионов страны. Необходимым условием дальнейшего развития сельскохозяйственного производства Курской области является комплекс работ по информатизации и созданию информационно -аналитической системы экономического мониторинга хозяйствующих субъектов отрасли [1].

В качестве основного поставщика информационно -консультационных услуг на региональном уровне выступает Комитет АПК Курской области. Несмотря на актуальность и практическую значимость [2], до настоящего времени в комитете нет отдела или подразделения, работа которого была бы направлена на осуществление консультационной деятельности. Ежегодно растущая потребность в консультационных услугах требует модернизации и реорганизации структуры сельскохозяйственной консультационной системы Курской области.

В 2014 году в Курской области функционировало шесть муниципальных учреждений и предприятий сельскохозяйственного консультирования, в которых насчитывалось 66 работников. Основную долю работников составляют консультанты-экономисты и специалисты по 1Т технологиям (программисты, администраторы БД, операторы БД, операторы ПК). Относительно большой удельный вес в структуре работников составляют консультанты-организаторы, консультанты-финансисты и консультанты-агрономы.

За 2014 год консультационными организациями Курской области было оказано 13951 услуг, что на 7% больше по сравнению с 2013 годом. В структуре оказанных услуг преобладают консультации в отношении кредитования (14,3%), строительства (14%), социального развития села (10,4 %) и развития растениеводства (8,5%). Так же, как и в прошлые годы, большой объём консультационных услуг оказан в области программного обеспечения, животноводства, бухгалтерского учёта и механизации сельскохозяйственного производства (рисунок 1).

7500 1. Кредитование

3 Социальное развитие села

4 Растениеводство

5 Программное овеслечение

6 Животноводство

7 Бухгалтерский учет

8 Механизация

10 Экономика и организация производства

11 Маркетинг

Рисунок 1 - Динамика оказания консультационных услуг консультационными органами в аграрной сфере Курской области

В целом за анализируемый период (2010-2014 гг.) сложилась положительная динамика оказания консультационных услуг в отношении строительства, социального развития села, программного обеспечения, животноводства, бухгалтерского учёта, правовых вопросов, экономики и организации производства, а также маркетинга [3]. Однако это характерно только для отдельных регионов страны.

Использование метода SWOT-анализа позволило выявить сильные и слабые стороны информационно-консультационной службы АПК Курской области и определить возможные перспективы ее развития. Полу-

ченные результаты SWOT-анализа подчеркивают необходимость и возможность дальнейшего развития информационно-консультационной службы в АПК Курской области (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты SWOT- анализа деятельности информационно-консультационной службы в АПК

По нашему мнению, на базе комитета агропромышленного комплекса Курской области необходимо создать региональный центр сельскохозяйственного консультирования. Данный центр должен будет стать посредником между муниципальными, казенными учреж-

Курской области

Внутренние сильные стороны (Strengths)_

- достаточно высокии уровень квалификации сотрудников по оказанию консультационных услуг;

- предоставление возможности дальнейшего обучения и повышения квалификации сотрудников;

- опыт оказания консультационных услуг на коммерческой основе;

- наличие доступа к государственным информационным ресурсам;

- сотрудничество и обмен информацией с научными сельскохозяйственными структурами и аграрными ВУЗами;

- благоприятные условия для активной опытно-демонстративной и издательской деятельности;

- большое количество специалистов по 1Т технологиям.

Потенциальные внешние благоприятные возможности (Opportunities)

- увеличение потребности в консультационных услугах в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности отечественного аграрного производства в рамках ВТО;

- рост финансирования в связи с отнесением консультационной системы к мерам «зелёной корзины»;

- принятие постановления «О создании Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства»;

- принятие Госпрограммы развития АПК на 2013-2020 годы.

- отсутствие конкурентов на рынке консультационных услуг;

- возможность развития консультационной деятельности на коммерческой основе;

- расширение информационной базы консультационной системы за счёт формирования информационных ресурсов АПК на государственном и региональных уровнях._

Внутренние слабые стороны _(Weaknesses)_

- низкий уровень компьютеризации консультационной системы, применение устаревшего по в работе;

- недостаточный опыт работы по вопросам внедрения инновационных технологий в аграрное производства;

- низкий уровень заработной платы в консультационной отрасли и как следствие высокая текучесть кадров;

- отсутствует обмен опытом и информацией с иностранными коллегами, взаимодействие на международном уровне;

- информационно-консультационные службы функционируют не во всех районах области;

- отсутствие маркетинговой деятельности в перечне услуг консультационных служб;

- отсутствие регионального центра консультационных услуг

Потенциальные внешние угрозы (Threats)

- недостаточность финансовой поддержки для построения высоко технологичной, современной информационно-консультационной системы, особенно на Федеральном уровне;

- отсутствие чёткой вертикальной структуры информационно-консультационной системы;

- отсутствие единого информационного пространства на государственном уровне;

- низкий уровень применения современных компьютерных технологий, в результате чего несвоевременность и низкое качество выполняемых услуг;

- недостаточное количество учебных заведений, выпускающих специалистов в области аграрного консультирования;

- отсутствие нормативно-правовой базы и необходимых законопроектов, определяющих информационно- консультационную деятельность;

- нестабильность спроса на данный вид услуг._

дениями и российским центром сельскохозяйственного консультирования. На наш взгляд, для этих целей в комитете АПК Курской области достаточно создать отдел сельскохозяйственного консультирования, который будет выполнять все необходимые функции регионального центра консультирования.

Одним из приоритетных направлений работы сотрудников сельскохозяйственного консультирования Курской области, на наш взгляд, должно стать содействие развитию овощеводства закрытого грунта. Это обусловлено отставанием в развитии отечественного овощеводства закрытого грунта от стран-партнеров по ВТО и ростом потребностей в отечественной продукции в условиях ограничения ее импорта из-за западных санкций, введенных против России [5]. За счет собственного производства в Курской области обеспечивается только 30% необходимого количества тепличных овощей на человека в год. Дефицит овощной продукции во внесезонный период восполняется за счет импорта из стран ближнего и дальнего зарубежья, что способствует росту издержек на неё и как следствие -росту цены (таблица 2).

Таблица 2 - Основные направления деятельности регионального центра сельскохозяйственного консуль-

Основная проблема овощеводства региона состоит в ярко выраженной сезонности производства. Фактически полгода в летние и осенние месяцы большинство россиян потребляют только отечественные овощи, а другие полгода - только импортные, причем цены на аналогичные овощи зимой и летом существенно варьируют [6]. Следует отметить, что в России в зимнее время количество потребляемых населением овощей ниже медицинской нормы. Основные причины: недоверие потребителей к качеству импортных овощей и их высокая цена.

Валовой сбор овощей в Курской области в 2014 году превысил 142 тыс. тонн, но доля овощей закрытого грунта - менее 3%. На наш взгляд, для обеспечения круглогодичной потребности жителей региона в овощах необходимо значительное увеличение объёма их производства в условиях закрытого грунта. Важнейшими задачами производителей также являются: расширение ее ассортимента производимых овощей, улучшение их качества, как в процессе производства, так и переработки, и хранения. При этом производство овощей должно быть эффективным, а цена их реализации - привлекательной для массового потребителя. Решение указанных задач возможно только на основе модернизации оборудования, совершенствования технологий производства, хранения, переработки продукции и ее предпродажной подготовки. Следует отметить важность построения эффективной логистической цепи, поскольку от которой во многом зависит организация системного сбыта овощей на внутреннем рынке Курской области и на рынках других регионов Российской Федерации [6].

Для решения проблемы импортозамещения тепличной овощной продукции была разработана программа «Развитие овощеводства защищенного грунта в Курской области на 2013-2015гг.», реализация которой позволит увеличить площади защищенного грунта до 70 га; повысить урожайность овощей до 57,1 кг/кв. м; увеличить валовой сбор до 40,0 тыс. тонн; создать 780 новых рабочих мест [7].

Цель региональной консультационной системы - контролировать и координировать процесс реализации программы и максимизировать её эффективность [8,9,10].

Деятельность региональной консультационной службы в условиях глобализации, на наш взгляд, должна быть направлена на удешевление производства в сочетании с повышением качества продукции, что будет способствовать обеспечению ее конкурентоспособности на внутреннем рынке. Поэтому информационно-консультационная поддержка производителей овощей закрытого грунта должна включать все вопросы, связанные с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции: от конструкции теплиц, выбора сортов, способов хранения, транспортировки, каналов реализации (таблица 2).

Таким образом, в условиях постоянно меняющейся экономической и политической обстановки для России в целом и отдельных регионов страны в частности важнейшей задачей является увеличение объемов и расширение ассортимента отечественной продукции сельского хозяйства и продовольствия. Одним из приоритетных направлений является развитие овощеводства закрытого грунта, поскольку в объемах потребления овощей населением страны велика доля импорта.

В Курской области опыт производства овощей закрытого грунта есть, но в настоящее время его масштабы незначительны. Поскольку тепличное производство отличается спецификой, в его развитии важную роль может сыграть хорошо организованная информационно-консультационная служба при АПК региона. Для ее организации, на наш взгляд, необходимо создание регионального центра сельскохозяйственного консультирования, который оптимизирует деятельность районных подразделений консультационных служб, сформирует взаимосвязь между субъектами АПК и будет способствовать выполнению поставленных перед АПК целей, на основе использования имеющихся ресурсов и информации.

Список использованных источников

1 Золотарева Е.Л., Дымов А.Д., Серебровский В.И. Проблемы организации информационно-консультационных

тирования Курской области.

Направления деятельности регионального центра Виды и содержание услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консультационные услуги По вопросам: строительства и модернизации теплиц и хранилищ, селекции, технологиям производства овощей, механизации, транспортировки, программного обеспечения, информатизации, маркетинга, бухгалтерского учета, кредитования, социального развития села, альтернативной занятости сельского населения

Образовательные услуги Повышение квалификации специалистов, организация и проведение стажировок, подготовка консультантов

Издательские услуги Подготовка и издание научной литературы, выпуск газеты «Аграрные ведомости», подготовка видео сюжетов о развитии сельского хозяйства, выпуск передач на радио и телевидении

Формирование баз данных Внедрение основных баз данных: банк инноваций, кадры АПК, каталог сельских гостевых домов

Опытно- демонстративная деятельность Организация и проведение Дня поля, семинаров, фестивалей, выставок

Инновационная деятельность Инжиниринговые услуги по использованию и повышению эффективности инноваций

служб в аграрной сфере // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 2. - С. 28-31.

2 Золотарева Е.Л., Пигорев И.Я., Дымов А.Д. Информационно-консультационная служба, как форма повышения уровня развития сельскохозяйственного производства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 3. - С. 58-60.

3 Корабейников И.Н., Корабейникова О.А. Развитие регионального рынка информационных услуг: теоретические аспекты. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. - 216 с.

4 Муратова Л.Г. Оценки эффективности информационно-консультационной системы в АПК: дисс.. .докт. экон. наук: 08.00.05. - М., 2003. - 196 с.

5 Нагайцев А.Ф. Формирование и эффективность функционирования Информационно-консультационных центров в системе регионального АПК: дисс. ... канд. экон. наук. -Екатеринбург, 2009. - 250 с.

6 Жукова Н.В. Овощеводческий подкомплекс России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - № 8. - С.52-59.

7 Ведомственная целевая программа «Развитие овощеводства защищенного грунта в Курской области на 20132015 гг.» - Курск, 2012. - 16 с.

8 Корабейников И.Н., Корецкая И.М. Опыт развития информационно-консультационных систем в муниципальных районах // Вестник ОГУ. - 2014. - № 4. - С.74-80.

9 Антошин К.А. Стратегия развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей Орловской области // Вестник ОрелГАУ. - 2015. -№3. - С.40-45.

10 Организация консультационной службы в АПК: Под общ. ред. В.И. Нечаева. - М.: КолосС, 2011. - 206 с.

Информация об авторах Золотарева Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики имени профессора А.И. Барбашина ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. 89508788343, zolotyreva@yandex.ru

Андрианова Раиса Игоревна, аспирантка кафедры экономики и менеджмента Курского государственного университета, тел. 89264547220, rausha9nomber@mail.ru

Ковынев Леонид Борисович, кандидат экономических наук.

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕН ОВОЩЕЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ E.L. Zolotareva, R.I. Andrianova, L.B. Kovynev

Abstract. The special attention is focused on consulting activity of vegetable growing of the closed ground. During research need of creation of the regional center of agricultural consultation on the basis of committee of agro-industrial complex of Kursk region was revealed. Authors of article developed the main activities of the regional center of consultation and the principles of functioning.

Key words: information and consulting services, consulting system, competitiveness, World Trade Organization, food sanctions, economics, effectiveness of Horticulture closed ground.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ А.Е. Ильин, Кассим Кабус Дерхим Али, И.В. Ильина

Аннотация. В связи в статье детально проанализированы, как индикаторы уровня безопасности условий труда, так и показатели безопасности условий труда. Методический подход к анализу безопасности труда предусматривает исследование численности работников, имеющих право на получение компенсаций. В статье исследована динамика и отраслевая дифференциация работников имеющих право на компенсации, а также их состав.

Ключевые слова: условия труда, безопасность труда, травматизм, профессиональные заболевания, компенсации, несчастный случай.

Важным аспектом оценки состояния социально-трудовых отношений является анализ условий труда на производстве. Во многих странах вопросы обеспечения безопасности на производстве, гарантии трудовых и социальных прав работников являются приоритетными. Это связано со значительными потерями для работников, для производства и общества. Экономические последствия неудовлетворительных условий труда включают прямые и косвенные потери. Первые предполагают затраты по возмещению вреда пострадавшим в результате несчастных случаев, расходы на их лечение и реабилитацию. Вторые включают потерю рабочего времени на ремонт оборудования, приведение в порядок рабочего места, восстановление нормальной деятельности организации. Для государства экономические последствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний проявляются в форме выплаты пенсий пострадавшим и членам семей, в потерях чистой продукции в размере заработной платы работников, недо-начисленной из-за нетрудоспособности.

В этой связи социально-трудовые отношения требуют детального анализа, как индикаторов уровня безопасности

условий труда, так и показателей безопасности условий труда.

Показатели, характеризующие безопасность условий труда представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели, характеризующие уровень

Безопасность условий труда характеризуется показателями производственного травматизма и показателями условий труда. Как свидетельствуют данные таблицы, за исследуемый период количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих, сократилось в два раза. При этом наблюдается положительная динамика по снижению тяжести производственного травматизма и сокращению смертности от несчастных случаев. Следует отметить, что на фоне положительных изменений в динамике показателей оценки безопасности условий труда прослеживается рост количества дней нетрудоспособности в расчете на 1000 работающих.

безопасности условий труда

Годы Коэффициент частоты травматизма Коэффициент тяжести травматизма Показатель общего травматизма Коэффициент смертности от несчастных случаев

2005 2,2 38,7 17,6 1,31

2006 2,1 43,8 20,9 1,30

2007 1,4 49,9 35,6 1,22

2008 1,9 58,4 30,74 1,39

2009 1,6 63,3 39,56 0,98

2010 1,6 58,2 36,39 0,45

2011 1,5 56,3 37,56 1,06

2012 1,4 55,8 39,87 0,88

2013 1,1 54,3 49,36 0,05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.