Таблица 2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности, руб.
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2005 г., % в среднем по краю
Всего (без фермерских хозяйств) 1870 2568 3148 3955 4914 100,0
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1121 1417 1648 2112 2473 50,3
Рыбоводство, рыболовство 1227 1591 1398 1627 2612 53,1
Добыча полезных ископаемых 1741 2126 2390 2849 4821 98,1
Обрабатывающие производства 2102 2518 3199 4049 4995 101,6
Строительство 2059 2915 3438 4464 4910 99,9
Транспорт и связь 28 27 3782 4812 6003 7227 47,1
Государсгвенное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 3016 4176 5619 6544 8729 78,0
Образование 1345 2324 2607 3236 3997 81,3
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1539 2582 2924 3682 4654 94,7
Выводы
1. Уровень средней заработной платы работников предприятий Алтайского края значительно отстает от среднероссийского уровня и от уровня других регионов,
2. Среднемесячная заработная плата работников АПК в Алтайском крае - в 2 и более раз ниже, чем в других отраслях экономики.
3. Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства необходимо повысить стимулирование
труда и определить прямую зависимость заработной платы от интенсивности труда каждого работника.
Библиографический список
1. Агропромышленный комплекс Сибири: стат. сб. Новосибирск: Мангазея, 2005. 216 с.
2. Заработная плата работников Алтайского края в 2001-2005 гг.: стат. сб. (Территориальный орган Росстата по Алтайскому краю). Барнаул, 2006. 51 с.
+ + +
УДК 338.431: 631.15/. 16 Е.В. Сапрыкина
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Освоение новых технологий, достижений науки и техники на современном этапе при ограниченных финансовых и материальных ресурсах является одним из основных направлений, обеспечивающих выход отраслей агропромышленного комплекса из состояния кризиса. В этих условиях создание обособленной информационно-консультационной службы (ИКС) в агропромышленном
комплексе выступает объективной необходимостью.
В ряде регионов Российской Федерации созданы и успешно функционируют информационно-консультационные службы АПК. Поскольку аграрный сектор экономики Алтайского края представляет собой ключевую отрасль, целью исследования является анализ состояния и возможностей развития информационно-консультационной службы
в агропромышленном комплексе данного региона в теоретическом и прикладном аспектах.
В ходе изучения вопроса использованы такие методы исследования, как изучение законодательной и нормативноправовой базы деятельности консультационной службы в стране и регионе, научной и учебной литературы, периодической печати, анализ статистической информации, интервьюирование руководителей и специалистов подразделений консультационного характера, а также личные наблюдения автора.
Рассматривая правовые основы деятельности российской консультационной службы АПК, следует отметить, что в нашей стране в настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий и регламентирующий порядок консультационной деятельности, что может расцениваться как неблагоприятное институциональное условие. Между тем в отдельных странах постсоветского пространства действуют соответствующие законодательные акты. Например, в Украине в 2004 г. принят закон о сельскохозяйственной консультационной деятельности и выделены ресурсы на ее развитие.
Об особой значимости и необходимости активизации консультационной деятельности в Российской Федерации свидетельствует отражение данной проблемы в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», принятом 29 декабря 2006 г. В соответствии с пунктом 5 статьи 6 данного закона в качестве одной из мер по реализации государственной аграрной политики предусмотрено «информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи» [1]. В статье 7 Федерального закона представлены основные направления государственной поддержки в области развития сельского хозяйства. В частности, отмечаются такие направления государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий, как предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и информационное
обеспечение при реализации государственной аграрной политики.
Содержание статьи 17 конкретизирует состав системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. Основой этой системы является информация о состоянии и тенденциях его развития, размещаемая в информационных системах федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Следовательно, информационное обслуживание сельских товаропроизводителей предполагается осуществлять посредством использования федеральных, региональных и местных органов власти и управления, что создаст условия для повышения доступности информационного ресурса.
Субъектами консультационной деятельности являются физические и юридические лица, оказывающие консультационные услуги. Организационные формы консультационной деятельности в сельском хозяйстве могут быть различными. Консультирование может осуществляться одним из подразделений государственного, регионального или муниципального органа власти (государственная или муниципальная консультационная служба).
Информационно-консультационная служба в виде хозрасчетного подразделения может создаваться в составе научно-исследовательских и образовательных учреждений. Находят распространение консультационные отделы коммерческих организаций, производящих материально-технические ресурсы для аграрного сектора экономики.
Возможна деятельность консультантов на кооперативных началах. Для этих целей создается кооператив консультантов, обслуживающий потребности сельских товаропроизводителей муниципального района или определенной зоны независимо от территориального деления.
В рыночной экономике консультирование все чаще выступает в форме предпринимательской деятельности
(бизнеса), выполняемой профессиональным и консультантами и направленной на обслуживание потребностей сельской экономики в консультационных и других видах профессиональных услуг.
В Алтайском крае действуют различные государственные и коммерческие структуры информационно-консульта-ционной направленности:
- отдел информационного обеспечения АПК Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края;
информационно-консультационная служба ФГОУДПО «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса»;
информационно-консультационная служба Центра дополнительного образования ФГОУ «Алтайский государственный аграрный университет»;
информационно-консультационные центры сельскохозяйственных колледжей и техникумов;
- коллективы ученых высших учебных заведений, ведущие хоздоговорную работу в организациях сельского хозяйства;
- консультационные подраздепения
научно-исследовательских институтов и коммерческих организаций, осуществляющих инновационные разработки,
применяемые в сельском хозяйстве;
- другие субъекты консультирования.
Информационная поддержка организаций агробизнеса сосредоточена в отделе информационного обеспечения АПК ГУСХ администрации края, в состав которого входят четыре сотрудника -начальник отдела, два главных специалиста и ведущий специалист.
В деятельности отдела преобладают массовые методы консультирования, которые представляют собой различные виды информирования и консультирования товаропроизводителей с помощью средств массовой информации, в данном случае с использованием сети Интернет. С помощью массовых методов информация доносится быстро и качественно до большого количества потребителей. Для сельских товаропроизводителей массовые методы играют ведущую роль в повышении осведомленности и принятии стратегических и оперативных решений ведения бизнеса.
В соответствии с постановлением Совета краевого агропромышленного объединения «О создании системы телекоммуникационной связи с районами края» (1999 г.) завершена работа по
созданию корпоративной информационно-компьютерной сети АПК. Современным компьютерным оборудованием оснащены все администрации 60 районов края. Открыт и активно действует главный информационный ресурс управления веб-сервер www. agro, altai. ru [2]. По оценкам специалистов, востребованность сайта в среднем составляет 200 посещений, что при существующих условиях является достаточно высоким показателем.
Формой реализации массовых методов консультирования сельских товаропроизводителей является размещение специалистами отдела информационного обеспечения АПК на официальном сайте ГУСХ информации:
- о решениях, принять»х федеральными органами исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса;
- об издании федеральными и региональными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок осуществления государственной поддержки развития сельского хозяйства.
Посредством использования Интернет-ресурсов осуществляется информирование пользователей о прогнозных и фактических показателях производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целом в Российской Федерации и Алтайском крае.
Руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций, фермеры и другие заинтересованные лица имеют возможность ознакомиться с аналитическими обзорами по различным вопросам, докладами руководителей ГУСХ аналитического и прогнозного характера. Важной является информация о ценах на реализованную сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, на приобретенную ими промышленную продукцию и о цене на отдельные продовольственные товары.
Специалисты отдела организуют реализацию индивидуальных методов в форме консультирования по телефону и при помощи переписки. Применяя индивидуальные методы, специалисты ГУСХ эффективно помогают товаропроизво-
дителям в выборе между альтернативными путями решения задач и проясняют их отношение к указанным альтернативам.
Консультационная работа ИКС ФГОУДПО «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса» представлена групповыми и индивидуальными методами консультирования. Групповые методы деятельности консультационной службы являются более эффективными, так как они предусматривают работу с товаропроизводителями, имеющими сходные проблемы.
Характеризуя групповые методы работы, можно отметить, что широкое распространение нашли семинары, демонстрации, выступления руководителей организаций, обеспечивающих сельских товаропроизводителей материально-техническими средствами и деловыми услугами. За 2003-2006 гг. число партнеров данной ИКС, специализирующихся на производстве и поставках машин и оборудования, а также средств защиты растений, увеличилось с 10 до 57 организаций. Число зарубежных партнеров возросло до 5 организаций.
Главное преимущество групповых методов состоит в установлении деловых контактов сотрудников заинтересованных организаций с коллективами товаропроизводителей, в развитии различных форм взаимодействия между членами групп [3]. При использовании данных методов товаропроизводители имеют возможность слушать, принимать участие в обсуждении проблем, обмениваться полезным опытом и принимать совместные решения.
Следует отметить, что информационно-консультационная деятельность в АПК Алтайского края только начинает развиваться. Основными препятствиями ее становления и совершенствования являются низкий уровень доходов сельскохозяйственных коммерческих организаций, недостаточная осведомленность о возможностях получения ин-
формации посредством консультантов, обособленность действий отдельных субъектов консультирования.
В целях обеспечения стабилизации состояния отраслей АПК необходим комплекс мер, направленных на создание условий для развития информационно-консультационной деятельности в отечественном агропромышленном
комплексе:
- разработка государственной страте-
гии информационно-консультационной деятельности и развития национальной информационной инфраструктуры,
включающей в себя функционирование оперативных информационных ресурсов и стимулирование рыночного сектора информации;
- разработка концепции развития информационно-консультационной службы АПК Алтайского края;
- создание Совета информационноконсультационной службы АПК края, координирующего усилия всех участников информационно-консультационного обслуживания.
Реализация предложенных направлений действий по совершенствованию работы ИКС позволит повысить конкурентоспособность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечить увеличение их доходов и улучшить качество жизни работников аграрной сферы.
Библиографический список
1. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ // АПК: экономика, управление. 2007. № 2. С. 42-46.
2. Алехин А. Информационно-консультационная служба АПК Алтайского края / А. Алехин // Экономика сельского хозяйства России. 2002. № 2. С. 16.
3. Организация консультационной службы в АПК: учебное пособие / под ред. В.М. Кошелева. М., 2004. 500 с.
+ + +