gogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2013, vol. 2, pp. 198-202. (In Russian).
19. Plehanov E. A. Refleksija v koncepcii mysledejatel'nosti G. P. Shhedrovickogo [Reflection in the concept of g. P. Shched-rovitsky's mental activity]. Vestnik Mordovskogo universiteta, vol. 2, pp. 26-32. (In Russian).
20. Shhedrovickij P. G. Kommunikativnaja i refleksivnaja kompeten-cija v ramkah mysledejatel'nostnogo podhoda: kontury novogo ponimanija [Communicative and reflexive competence within the framework of the cognitive approach: the contours of a new understanding]. Pedagogika razvitija: kljuchevye kompetentnosti i ih stanovlenie, 2003, pp. 57-65. (In Russian).
21. Karpov A. V., Karpov A. A., Chemjakina A. V. Specifika strukturnoj organizacii metakognitivnyh komponentov refleksivnosti [The specifics of the structural organization of the metacognitive components of reflexivity]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal, vol. 19 (1), pp. 127-142. DOI: 10.21702/rpj.2022.1.10. (In Russian).
22. Leont'ev D. A., Osin E. N. Refleksija «Horoshaja» i «Durnaja»: ot ob#jasnitel'noj modeli k differencial'noj diagnostike ["Good"
and "bad" reflection: from an explanatory model to differential assessment]. Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki, vol. 11 (4), pp. 110-135. (In Russian).
23. Markina N. V., Kachuro I. L. Sobytijnye mehanizmy transfor-macii cennostno-smyslovyh ustanovok sovremennyh podrost-kov [Event mechanisms of transformation of value-semantic attitudes of modern adolescents]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravoohranenie, vol. 2 (22), pp. 20-25. DOI: 10.47475/2409-4102-2023-22-2-2025. (In Russian).
24. Petrovskij V. A. "Ja" v personologicheskoj perspektive ["I" in a per-sonological perspective]. Moscow, 2013, 502 p. (In Russian).
25. Gumnickij M. E. Osobennosti cennostnogo davlenija lichnosti u sotrudnikov v zavisimosti ot vozrasta i stazha raboty v organi-zacii [Peculiarities of personal value pressure among employees depending on age and length of service in the organization]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, vol. 4, pp. 343-361. DOI: 10.35231/18186653_ 2023_4_343. (In Russian).
УДК/UDC 371.3
DOI 10.54509/22203036_2024_3_107 EDN YMCBIO
Кавкаева Наталья Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры геологии и географии, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово
Шабалина Дарья Вячеславовна
студентка ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово
Kavkaeva Natalia V.
Candidate of Pedagogy Sciences, Docent of the Geology and Geography Department, Kemerovo State University, Kemerovo
Shabalina Daria V.
Student of the Kemerovo State University, Kemerovo
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN SCHOOL GEOGRAPHY
Аннотация. Авторы рассматривают возможности использования информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе с обучающимися, преимущества и возможности виртуальной экскурсии в образовательном процессе школы при обучении географии. Разработанная авторами виртуальная экскурсия «Самый-самый» может быть использована во внеклассной работе как самостоятельное школьное событие, например в рамках мероприятия «Неделя географии», а также как элемент урока с обучающимися 7-9-х классов. Предложенный авторами опыт разработки виртуальной экскурсии может быть использован в учебной и воспитательной работе организаций
профессионального образования при изучении и других учебных дисциплин.
Abstract. The authors consider the possibilities of using information and communication technologies in extracurricular work with students, the advantages and possibilities of virtual excursions in the educational process of the school when teaching geography. The virtual excursion "The Most-the most" developed by the authors can be used in extracurricular activities as an independent school event, for example, as part of the "Geography Week" event, as well as as an element of a lesson with students in grades 7-9. The experience of developing a virtual tour proposed by the authors can be used in the educational and educational work of pro-
fessional éducation organizations in the study of other academic disciplines.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии обучения, внеклассная работа, экскурсия, виртуальная экскурсия. обучение географии в школе.
Keywords: information and communication technologies of education, extracurricular activities, excursion, virtual excursion. teaching geography at school.
Введение
География занимает важное место в школьной программе, поскольку знания географии дают школьнику пространственное представление о мире вообще и специфике географической среды России. В. П. Максаков-ский отмечал, что преподавание географии в средней и высшей школе имеет много общего: задача заключается в том, чтобы нарисовать полную географическую картину мира и обеспечить формирование необходимой географической культуры как способа преобразования географической среды и себя как творца географических ценностей [1].
Рациональная организация учебного процесса в школьной географии подразумевает урочную, внеурочную и внеклассную деятельность с использованием как традиционных, так и современных передовых технологий обучения. В современной системе образования особая роль отводится внеклассной работе с обучающимися как одному из основных видов деятельности, направленных на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Одновременно с решением учебных задач внеклассная работа как один из видов деятельности школьников направленна на социализацию, развитие творческих способностей во внеучебное время, подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности [2]. В каждой школе внеклассная работа является существенным элементом жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. Специфика внеклассной деятельности связана с тем, что осуществляется она в свободное от учебного процесса время и больше зависит от выбора школьника. Внеурочная и внеклассная деятельность в школьной географии -важная составляющая комплексных мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса к географии, а, дополненная информационно-коммуникационными технологиями, становится более современной и привлекательной для обучающихся и педагогов.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) получили массовое распространение в сфере образования и постоянно совершенствуются, обеспечивая взаимодействие педагога и обучающегося и просто передачу информации. В целом ИКТ -это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи, распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). ИКТ дают педагогу дополнительные возможности в обучении и воспитании, развивают интеллектуальные, творческие способности, критическое мышление, могут стимулировать обучающихся к повышению уровня образования, увеличивают его доступность, способствуют общему развитию. ИКТ обладают особыми дидактическими возможностями для оперативной передачи информации любого объема на любые расстояния в любой форме представления; повышает доступ к различным источникам информации, возможность переносить полученные материалы на свой носитель, выводить их на печать и работать с ними [3].
Практически сразу после прихода в образовательную сферу информационно-компьютерных технологий возможности ИКТ сочетались с традиционными методами обучения, что помогает успешно решать множество образовательных задач, способствует повышению мотивации к обучению, развивает навыки самообучения и самоподготовки обучающихся.
Поскольку особенностью учебного процесса с ИКТ является то, что центром деятельности становится ученик, который выстраивает процесс познания исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, то и роль преподавателя существенно меняется. Учителю необходимо осознать и принять, что в такой ситуации он выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего у учащегося активность, инициативу, самостоятельность, интерес к предмету, поясняя материал с помощью аналогий и поддерживая стремление к новым знаниям [4].
Современные образовательные методики часто ориентированы на развитие личности обучаемого путем погружения в игровую среду с возможностью самостоятельного моделирования, экспериментирования, а также систематизации полученной информации и закрепления приобретенных знаний [5]. Применение мультимедиа в обучении не только увеличивает скорость передачи информации обучающимся и повышает
уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция и образное мышление. Кроме того, овладение навыками ИКТ со школьного возраста может дать молодежи преимущества в будущей профессиональной деятельности.
Использование ИКТ во внеклассной и внеурочной работе возможно, если созданы для этого условия: педагогическое сопровождение деятельности школьников с использованием ИКТ; доступ к средствам и ресурсам ИКТ школьникам,учителям,сотрудникам школ и оказание им соответствующей помощи в их освоении и использовании; применение средств ИКТ во всех формах внеурочной и внеклассной деятельности (кружки, лаборатории, конкурсная и олимпиадная деятельность и т.д.); работа школьных СМИ с применением средств ИКТ (школьный сайт, газеты, журналы, видеостудия, фотостудия, школьный радиоузел, телевизионная сеть, студия мультипликации и т.д.); организация досуга школьников в компьютерном клубе (клуб программистов, интернет-клуб, «компьютер для младших школьников», клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и т.д.). Информационные и коммуникационные технологии успешно применяются педагогами для повышения эффективности учебной, вне-учебной и внеклассной деятельности, соответственно, в классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия [6].
Многие авторы ратуют за использование ИКТ в образовательном процессе, отмечая при этом, что особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации осуществляется через создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания и осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации [7]. Цель данной статьи - изучение применения информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе по географии в школе и разработка виртуальной экскурсии по географии.
Методология
В школьном географическом образовании информационные и коммуникационные технологии признаны важнейшим образовательным ресурсом в становлении географической культуры. ИКТ по-разному могут использоваться в разных видах внеклассной работы, классифицируемой по месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность); по вре-
мени проведения (урочная и внеурочная деятельность); по отношению к решению учебных задач (учебная и вне-учебная деятельность) [8].
При проектировании средств ИКТ для внеклассной работы особое внимание следует уделять разнообразию в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей. В состав таких средств ИКТ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения; требующие деятельного ответа; основанные на развивающейся практике [9].
Для достижения положительного эффекта от использования информационно-коммуникационных технологий необходимо соблюдение следующих условий: применение ИКТ должно носить временный характер, необходимо учитывать технические особенности используемого оборудования и цель его применения, уровень подготовки педагога к работе с компьютером и дополнительными к нему устройствами должен соответствовать требованиям [10].
Метод обучения с использованием ИКТ - это совокупность действий преподавателя по передаче учебной информации органам чувств обучаемого и управлению ее восприятием, пониманием, запоминанием и правильным использованием с помощью ИКТ. В этом случае ИКТ играют роль средства повышения эффективности метода обучения, выполняя функции дидактического «усилителя». Усиление дидактической функции заключается в том, что информационно-коммуникационные технологии, используя познавательную способность воображения, расширяют возможности восприятия информации посредством органов чувств. Именно эмоциональный, чувственный, эстетический аспекты восприятия будут учитываться в будущем при разработке обучающих средств и программ [8].
При соблюдении этих и других условий современные информационно-коммуникационные технологии могут служить действенным дидактическим средством. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения учеников с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий [11].
ИКТ традиционно используются на уроках географии в школе, в урочной, во внеурочной и во внеклассной работе с обучающимися. К нетрадиционным фор-
мам обучения относят мультимедийные лекции, виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и т.п. Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего класса в работу с ИКТ, использование дифференцированных и индивидуализированных форм работы [12].
Применение ИКТ позволяет сделать занятие увлекательным и по-настоящему современным, осуществлять персонализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ученика, соответствия его уровню развития и интересам. Компьютерные технологии позволяют ставить перед школьником познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущий для этого возраста вид деятельности, а также помогать ему в их решении [13].
Многие занятия по географии могут проводиться вне класса (в парке, на спортивном стадионе, в музее и т. п.). Экскурсии, турпоходы расширяют кругозор обучающихся, их мировоззрение и представление о мире в целом. Преподаватель-наставник и обучающийся на экскурсии погружаются в реальный профессиональный контекст, в мир профессий. Профессиональный выбор обучающимся помогают сделать: экскурсии на производство; экскурсии и посещения образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования; посещение профориентационных выставок; участие в профессиональных пробах, образовательных выставках, ярмарках профессий, днях открытых дверей в различных образовательных организациях; посещение открытых уроков на базе колледжей, мастер-классов; проектная деятельность обучающихся и другие.
Экскурсия считается увлекательной и эффективной формой совместной образовательной и воспитательной деятельности преподавателей и обучающихся. Она предполагает непосредственное общение экскурсовода с участниками, организуется движение экскурсантов по определенному образовательному маршруту в реальной или виртуальной среде, в ходе которого они знакомятся с объектами, получают информацию, выполняют заранее полученные задания (общие, групповые, индивидуальные). Экскурсия совмещает в себе практически все каналы передачи информации о реальном объекте: зрительный, аудиальный и даже обонятельный и осязательный, работают все органы чувств, формируется мировоззрение участников (в самом широком смысле), развивается наблюдательность. Экскурсия влияет на формирование взглядов, вкусов, нравственно-этической культуры и, что
важно для детей и молодежи, характеризуется демократичностью, отсутствием строгих форм и наглядностью. В ходе экскурсии ее участники могут непосредственно контактировать с объектом, общаться с экскурсоводом и между собой, обсуждая после каждой части экскурсии полученные впечатления и знания.
Виртуальная экскурсия - это инновационная форма организации обучения, используется в тех случаях, когда по тем или иным причинам нет возможности посетить объект в конкретном пространстве. Экскурсия в виртуальной среде при качественном ресурсном обеспечении (организация, подготовка соответствующих информационных материалов в виде презентации, видео, фото и т.д.) имеет свои преимущества: при проведении экскурсии не требуется решение вопросов безопасности (перемещение и пребывание на объекте); в случае работы с детьми нет необходимости в решении правовых вопросов и т.д.
Большие возможности дает применение виртуальных экскурсий во внеклассной работе по географии. Виртуальная экскурсия как форма обучения характеризуется интерактивным виртуальным воспроизведением реально существующих объектов для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Подобные экскурсии - важный метод формирования пространственного мышления и эффективный способ изучения особенностей практически любых территорий, их сходств и различий [14].
Основные преимущества виртуальной экскурсии: доступность (возможность осмотра и изучения разных объектов всего мира в любое время без особых материальных и временных затрат); многократное использование обучающимися для просмотра экскурсии; возможность составления таких экскурсий обучающимися самостоятельно, например, в качестве домашнего задания в проектной деятельности. Применение виртуальной экскурсии может способствовать развитию у обучающихся их творческого потенциала, повышению качества знаний, формированию готовности применять свои знания и умения. Методическая база виртуальных экскурсий в рамках школьной географии на сегодняшний день пока невелика, что является простором для разработки новых виртуальных экскурсий и их применения в образовательном процессе [15].
Среди виртуальных экскурсий для обучающихся наиболее популярны экскурсии по известным туристическим местам, странам и городам, а также краеведческие экскурсии. Например, экологическая экскурсия на природу «Заповедные уголки России» информирует обучающихся о природоохранной, исследовательской и эколого-просветительской деятельности особо охра-
няемых природных территорий России (национальных парков, заповедников, заказников). Цель - воспитание ценностного личностно значимого отношения к природе [16]. Например, виртуальная экскурсия по зарубежной Азии, разработаная в МАОУ «Школа № 22 г. Благовещенска» для учащихся 7-х классов [17].
Интересна виртуальная экскурсия «Древние города Туркменистана как объект туризма». Цель - формирование ценностно-смысловой ориентации обучающихся по историко-культурным объектам Туркменистана (на примере его древних городов). По ходу экскурсии происходит изучение таких древних городов как Екедешик, Серахс, Мавзолей Алламбердара (Альмута-сира), Гаурдак, Нохур, Кушка, Маргуш, Ниса, Куня-Ургенч, Дехистан, Мерв. Обучающиеся самостоятельно описывают города по типовому плану (географическое положение, история города, население, отрасли специализации, проблемы и перспективы развития города и т.д.). В экскурсии также используются задания и вопросы для закрепления материала [18].
Таким образом, применение виртуальной экскурсии как формы обучения способствует: формированию умения у обучающихся самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал; формированию умений работать с различными источниками информации; активизации познавательной деятельности учащихся, усилению мотивации к обучению; развитию творческого воображения благодаря схемам, рисункам и условным заменителям в виртуальной экскурсии; осуществлению контроля над ошибками по результатам деятельности; активизации взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении задач; формированию навыка взаимодействия в команде между обучающимися; осуществлению самоконтроля и самокоррекции [19].
Результаты
В разработке виртуальной экскурсии по географии учитывалось, что внеурочная и внеклассная работа ориентированы на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели и учителей (поскольку это имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность); помогают выстроить межличностные отношения в классе (между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления); способствуют удовлетворению общекультурных интересов школьников и решению задач, связанных с нравственным воспитанием [20]; позволяют погрузиться в профессиональный контекст, «примерить» ряд про-
фессий на себя, тем самым активизируя собственные размышления обучающихся, необходимые для совершения профессионального выбора и т.д.
Примером виртуальной экскурсии, разработанной в виде презентации для внеклассной работы по географии с обучающимися 7-9-х классов, может служить виртуальная экскурсия «Самый-самый». В материалах экскурсии представлены «самые-самые» (самые высокие, самые протяженные, самые холодные, самые длинные и т.п.) объекты по всему миру. Виртуальная экскурсия «Самый-самый» апробирована на уроках 7-х и 9-х классов в МБОУ «Пригородная ООШ» в поселке Пригородный Кемеровского муниципального округа.
Цель экскурсии - расширение кругозора у обучающихся, получение новых знаний и повторение уже полученных, также обогащение себя новым опытом совместной деятельности. Во время мероприятия обучающиеся должны активно участвовать в экскурсии, активно работать с маршрутным листом, самостоятельно заполнять карту.
Экскурсия проходит по следующему разработанному маршрутному листу, в котором учащиеся должны заполнить пропуски. Вопросы задаются по ходу экскурсии. Ответы заполняются каждой командой самостоятельно.
Маршрутный лист
Название команды:___________________________
1. Самая большая страна в мире по площади -
2. Самый холодный океан в мире -_________
3. Самый большой остров в мире -_________
4. Самое высокое дерево в мире -_________
5. Самое большое животное в мире -_______
6. Самая протяженная горная сеть в мире -
1. Самое большое море в мире -____________
8. Самый высокий водопад в мире -________
9. Самая длинная река в мире -_____________
10. Самая большая жаркая пустыня в мире -
11. Самое соленое море в Мировом океане -
12. Самое высокое здание в мире -_______________.
13. Самое сухое озеро в мире -___________________.
14. Самая высокая вершина в мире -_____________.
15. Самое большое озеро и самое большое бессточное озеро в мире -__________________________________.
16. Самое глубокое и крупнейшее пресноводное озеро в мире -______________________________________.
По ходу виртуальной экскурсии учитель может помогать учащимся, используя информацию-подсказку, если вопрос вызвет трудности. Например: «Соленость этого моря достигает 41 промилле. Это море омывает берега Азии и Африки» (Красное море).
Мероприятие разделено на этапы: организационный момент, актуализация опорных знаний, объяснение правил экскурсии и заполнения маршрутного листа, проверка маршрутных листов, подведение итогов мероприятия. Все этапы были пройдены в соответствии с конспектом мероприятия.
Виртуальная экскурсия в виде презентации создана в программе Microsoft PowerPoint. Разработка составлялась по этапам: составление маршрута, подбор необходимой информации, составление характеристики
объектов, подбор фотоматериалов, разработка заданий для обучающихся.
Особенностями составленного виртуального экскурсионного маршрута является наличие географической информации о выбранных объектах, наличие переходов, анимации и гиперссылок между слайдами, а также наличие заданий по ходу экскурсии.
При создании презентации важно обращать внимание на следующие моменты:
1. Выбор фона. В качестве фона заглавного слайда использовался яркий градиентный фон, для привлечения внимания обучающихся. На следующих слайдах использовался однотонный фон и карта мира в черно-белом цвете, для акцентирования внимания на информации на слайдах.
Рис. 1. Объяснение задания для обучающихся
Рис. 2. Слайд «Самая большая страна в мире по площади»
Рис. 3. Слайд «Самое большое животное в мире»
Рис. 4. Слайд «Факты про синего кита»
Рис. 5. Слайд «Самая протяженная горная система в мире»
Рис. 6. Слайд «Кордильеры на карте»
Рис. 7. Маршрут виртуальной экскурсии на карте
2. Шрифт. Во всей презентации был использован единый шрифт (Arial Black), некоторые предложения выделены красным цветом также для привлечения внимания обучающихся.
3. Анимация и переходы. Во всей презентации используется анимация и переходы.
Обучающиеся должны поделиться на команды и быстро придумать название команды (объединяющий момент). Каждой команде выдается маршрутный лист, карта мира - и начинается движение по маршруту, заранее разработанному учителем, с соответствующими заданиями и комментариями (на рисунках 1-6 представлены некоторые пункты движения по маршруту экскурсии).
По итогам прохождения маршрута каждая команда сдает заполненную карту и маршрутный лист учителю, на экране появляется пройденный участниками маршрут виртуальной экскурсии «Самый-самый» (рис. 7).
Проведение виртуальной экскурсии «Самый-самый» показало, что частая смена деятельности, переключение на различный материал благоприятно способствует усвоению знаний обучающимися; демонстрация материала должна обязательно сопровождаться сопутствующими заданиями. Также важно уделять достаточно времени беседе с учащимися и их рефлексии для лучшей фиксации изученного материала и формированию эмоционально-ценностного отношения к материалу. Для формирования у школьников умения работать с картой каждую географическую экскурсию должна сопровождать карта.
Содержание экскурсии должно быть лаконичным, необходимо подбирать только самые интересные факты. Среди интересных фактов должны быть как те, которые на слуху, так и малоизвестные. При подготовке экскурсии следует учитывать психолого-возрастные особенности класса, их уровень знания предмета и степень познавательной активности. В случае, если экскурсия используется на уроке, необходимо сделать ее доступной для обучающихся в любое время.
Подобные виртуальные экскурсии, как правило, проходят увлекательно, динамично, на высоком эмоциональном уровне. Мини-опрос учащихся по итогам мероприятия показал, что интерес к презентации у обучающихся вызвало большое количество анимации, переходов и ярких изображений. Данная экскурсия способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий, таких как познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Заключение
Информационно-коммуникационные технологии как совокупность методов и способов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации позволяют решать большое количество задач образовательного процесса. Внеклассная работа с применением информационных и компьютерных технологий имеет ряд преимуществ и создает широкие возможности свободного выбора собственной траектории обучения. Это позволяет изменять роль обучающегося, управлять процессом обучения и использовать разные источ-
ники информации. Использование ИКТ во внеклассной работе создает также больше возможностей для дифференцированного обучения.
Разработанная авторами виртуальная экскурсия «Самый-самый» для использования во внеклассной работе с обучающимися 7-9-х классов может быть использована как самостоятельное мероприятие, как часть школьного мероприятия (например в рамках недели географии), так и как отдельный элемент урока. В материале экскурсии представлены «самые-самые» (самые высокие, самые протяженные, самые холодные, самые длинные и т.п.) объекты по всему миру для повторения пройденного материала и расширения знаний школьной программы. Изучение педагогами опыта применения виртуальных экскурсий в образовательном процессе и во внеклассной работе помогает им в их профессиональной деятельности и снижает трудозатраты при подготовке уроков и различных мероприятий, а также позволяет разнообразить формы и методы работы.
Литература
1. Максаковский В. П. Географическая культура : учебное пособие для студентов вузов. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 416 с.
2. Тимошкина Н. А. Воспитательная работа в современной школе : учебно-методическое пособие. М. : Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009. 134 с. EDN EWVDTC.
3. Вылегжанина Е. А., Мальцева Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф., Чита, 2015. С. 4-6. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/ (дата обращения: 23.07.2024).
4. Есенеева Б. Ф. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы // Проблемы теории и практики современной науки : материалы II Международной научно-практической конференции, Таганрог, 2014. С. 27-37.
5. Винокурова Н. Ф., Зулхарнаева А. В., Смирнова О. В., Кишиневский С. С. Использование информационно-коммуникативных технологий в географическом образовании для устойчивого развития: теория и практика // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9 (94). С. 167-173. EDN TFRAWV.
6. Мордвинова И. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности как средство повышения эффективности воспитательного процесса [Электронный ресурс] // Педагогика XXI век. Инновации в действии. 2022. URL: https://pedagogcentr.ru/ publication/5/39/6741 (дата обращения: 10.05.2024).
7. Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы. Рязань : Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический (методический) центр», 2008. 49 с. EDN VNKQHH.
8. Мишута И. С. Использование ИКТ технологий во внеурочной деятельности // Инновационная наука. 2021. № 7. С. 119-120.
9. Агафонова А. С., Драчкова Л. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе по географии // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2019. С. 26-28. EDN XCTRJH.
10. Баранов А. С., Суслов В. Г, Шейнис А. И. Компьютерные технологии в школьной географии. М. : Генжер, 2004. 80 с. EDN RVIHAL.
11. Есенеева Б. Ф. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы // Проблемы теории и практики современной науки : материалы II Международной научно-практической конференции, Таганрог, 2014. С. 27-37. EDN TDKBND.
12. Кудрявцева А. А. Использование ИКТ на уроках географии // География и образование: научные горизонты молодых исследователей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 2023. С. 146-147.
13. Ковалева А. Л. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе по ФГОС // Приоритетные научные направления: от теории к практике : сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 2017. С. 160-170.
14. Арутюнян Л. В. Методические рекомендации по созданию и использованию виртуальных экскурсий // Развитие методологии современной экономической науки и менеджмента : материалы II Междисциплинарной Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 2018. С. 15-20.
15. Бекшаев И. А., Дьячкова Т. В., Леган А. О. Использование технологий виртуальной реальности на уроках биологии в средней школе в качестве инструмента развития исследовательских компетенций обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 35-38.
16. Халмухаммедова Ш. Д. Использование виртуальных экскурсий в условиях цифровизации образовательного процесса школьников // Академическая публицистика. 2023. № 6-1. С. 458-463.
17. Асхатхузина Д. В. Виртуальная экскурсия по зарубежной Азии для школьного курса «География материков и океанов» // Молодежь XXI века: шаг в будущее : материалы XXIV региональной научно-практической конференции: в 4-х томах, Благовещенск, 2023. Т. 1. С. 227-228.
18. Маметмырадов О., Волкова И. С. Виртуальные экскурсии по родному краю как эффективная форма обучения географии // Методические вопросы и инновационные технологии в преподавании географии, туризма и естественно-научных дисциплин в вузе и школе : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 2022. С. 82-85.
19. Потенциал использования виртуальных экскурсий в современном образовательном процессе / А. Г Жилина, О. А. Золотарева, З. Г Якубова и др. // Педагогическое образование: теория, практика и перспективы развития : материалы III Международной научно-практической конференции, Астрахань, 2023. С. 41-44. EDN KFFLCY.
20. Меджидова Ф. А. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // ИнфоУрок : [сайт]. 2019. URL: https://infourok.ru/primenenie-informacionnokommunikacionnih-tehnologiy-na-urokah-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-2342838. html (дата обращения: 15.05.2024).
References
1. Maksakovskij V. P. Geograficheskaja kul'tura. Uchebnoe posobie dlja studentov vuzov [Geographical culture. Textbook for university students]. Moscow, 1998, 416 p. (In Russian).
2. Timoshkina N. A. Vospitatel'naja rabota v sovremennoj shkole. Uchebno-metodicheskoe posobie [Educational work in a modern school. Educational and methodological guide]. Moscow, 2009, 134 p. (In Russian).
3. Vylegzhanina E. A., Mal'ceva N. N. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe [The use of information and communication technologies in the educational process]. Aktual'nye zadachi pedagogiki. Materialy VI Mezh-dunar. nauch. konf., Chita, 2015, pp. 4-6. URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/146/7072/ (accessed 23.07.2024). (In Russian).
4. Eseneeva B. F. Vnedrenie informacionnyh tehnologij v obrazovatel'nyj process nachal'noj shkoly [The introduction of information technology in the educational process of primary schools]. Problemy teorii i praktiki sovremennoj nauki. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Taganrog, 2014, pp. 27-37. (In Russian).
5. Vinokurova N. F., Zulharnaeva A. V., Smirnova O. V., Kishinevs-kij S. S. Ispol'zovanie informacionno-kommunikativnyh tehnologij v geograficheskom obrazovanii dlja ustojchivogo razvitija: teorija i praktika [The use of information and communication technologies in geographical education for sustainable development: theory and practice]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2014, no. 9 (94), pp. 167-173. (In Russian).
6. Mordvinova I. N. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij vo vneurochnoj dejatel'nosti kak sredstvo povyshenija jeffektivnosti vospitatel'nogo processa [The use of information and communication technologies in extracurricular activities as a means of increasing the effectiveness of the educational process]. URL: https://pedagogcentr.ru/publication/5/39/6741? (accessed 10.05.2024). (In Russian).
7. Vasina O. S. Primenenie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe shkoly [The use of information and communication technologies in the educational process of the school]. Ryazan, 2008, 49 p. (In Russian).
8. Mishuta I. S. Ispol'zovanie IKT tehnologij vo vneurochnoj dejatel'nosti [The use of ICT technologies in extracurricular activities]. Innovative science, 2021, no. 7, pp. 119-120. (In Russian).
9. Agafonova A. S., Drachkova L. N. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij vo vneklassnoj rabote po geografii [The use of information and communication technologies in extracurricular work in geography]. Vnedrenie rezul'tatov inno-vacionnyh razrabotok: problemy i perspektivy. Sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 2019, pp. 26-28. EDN XCTRJH. (In Russian).
10. Baranov A. S., Suslov V. G., Shejnis A. I. Komp'juternye tehnologii v shkol'noj geografii [Computer technologies in school geography]. Moscow, 2004, 80 p. (In Russian).
11. Eseneeva B. F. Vnedrenie informacionnyh tehnologij v obrazovatel'nyj process nachal'noj shkoly [The introduction of information technology in the educational process of primary schools]. Problemy teorii i praktiki sovremennoj nauki. Materi-aly II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Taganrog, 2014, pp. 27-37. EDN TDKBND. (In Russian).
12. Kudrjavceva A. A. Ispol'zovanie IKT na urokah geografii [The use of ICT in geography lessons]. Geografija i obrazovanie: nauchnye gorizonty molodyh issledovatelej. Materialy Vseros-
sijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnoyarsk, 2023, pp. 146-147. (In Russian).
13. Kovaleva A. L. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii (IKT) v obrazovatel'nom processe po FGOS [Information and communication technologies (ICT) in the educational process according to the Federal State Educational Standard]. Prioritet-nye nauchnye napravlenija: ot teorii k praktike. Sbornik mate-rialov XXXV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novosibirsk, 2017, pp. 160-170. (In Russian).
14. Arutjunjan L. V. Metodicheskie rekomendacii po sozdaniju i ispol'zovaniju virtual'nyh jekskursij [Methodological recommendations for the creation and use of virtual excursions]. Razvitie metodologii sovremennoj jekonomicheskoj nauki i menedzhmenta. Materialy II Mezhdisciplinarnoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sevastopol, 2018, pp. 15-20. (In Russian).
15. Bekshaev I. A., D'jachkova T. V., Legan A. O. Ispol'zovanie tehnologij virtual'noj real'nosti na urokah biologii v srednej shkole v kachestve instrumenta razvitija issledovatel'skih kom-petencij obuchajushhihsja [The use of virtual reality technologies in biology lessons in secondary school as a tool for developing students' research competencies]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2023, no. 81-3, pp. 35-38. (In Russian).
16. Halmuhammedova Sh. D. Ispol'zovanie virtual'nyh jekskursij v uslovijah cifrovizacii obrazovatel'nogo processa shkol'nikov [The use of virtual excursions in the context of digitalization of the educational process of schoolchildren]. Akademicheskaja publi-cistika, 2023, no. 6-1, pp. 458-643. (In Russian).
17. Ashathuzina D. V. Virtual'naja jekskursija po zarubezhnoj Azii dlja shkol'nogo kursa "Geografija materikov i okeanov" [Virtual tour of Asia abroad for the school course "Geography of continents and oceans"]. Molodezh' HHI veka: shag v budu-shhee. Materialy XXIV regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Blagoveshchensk, 2023, vol. 1, pp. 227-228. (In Russian).
18. Mametmyradov O., Volkova I. S. Virtual'nye jekskursii po rod-nomu kraju kak jeffektivnaja forma obuchenija geografii [Virtual tours of the native land as an effective form of geography education]. Metodicheskie voprosy i innovacionnye tehnologii v prepodavanii geografii, turizma i estestvenno- nauchnyh disciplin v vuze i shkole. Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Voronezh, 2022, pp. 82-85. (In Russian).
19. Zhilina A. G., Zolotarjova O. A., Jakubova Z. G., Kartashova I. P., Murzagaliev T. Je. Potencial ispol'zovanija virtual'nyh jekskursij v sovremennom obrazovatel'nom processe [The potential of using virtual excursions in the modern educational process]. Pedagog-icheskoe obrazovanie: teorija, praktika i perspektivy razvitija. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Astrakhan, 2023, pp. 41-44. EDN KFFLCY. (In Russian).
20. Medzhidova F. A. Primenenie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij na urokah v obshheobrazovatel'noj shkole [The use of information and communication technologies in the classroom at a secondary school]. URL: https://infourok.ru/ primenenie- informacionnokommunikacionnih-tehnologiy-na-urokah-v-obscheobrazovatelnoy- shkole-2342838.html (accessed 10.05.2024). (In Russian).