Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения русскому языку как неродному'

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения русскому языку как неродному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / МЫШЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парпиева Махсуда Махмуджановна

В данной статье рассматриваются вопросы и проблемы повышения качества образования в условиях модернизации содержания и структуры высшего образования, поиску новых подходов к совершенствованию методов и форм обучения. А также вопросам реализации принципа активности, перспектив информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и при сдаче студентами самостоятельных работ по русскому языку. Даются рекомендации по созданию и использованию дидактического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения русскому языку как неродному»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК

НЕРОДНОМУ Парпиева М.М.

Парпиева Махсуда Махмуджановна - старший преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы и проблемы повышения качества образования в условиях модернизации содержания и структуры высшего образования, поиску новых подходов к совершенствованию методов и форм обучения. А также вопросам реализации принципа активности, перспектив информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и при сдаче студентами самостоятельных работ по русскому языку. Даются рекомендации по созданию и использованию дидактического материала.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, процесс обучения, мышление, мотивация, эффективность, образование, навыки.

Решение задачи повышения качества образования является велением времени в условиях модернизации содержания и структуры образовательного процесса и требует поиска новых подходов к совершенствованию методов и форм обучения. Важнейший из таких подходов состоит в реализации принципа активности, который наиболее успешно реализуется через интерактивные методы обучения. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования [1]. В настоящее время в Узбекистане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество. Специфика системы образования всегда обусловливала принцип, что чем новее технология, тем менее проработанными с содержательной и методической точки зрения являются вопросы внедрения этой технологии в практику учебного процесса. Данный комплекс вопросов не обошел стороной и процесс внедрения в систему обучения так называемых электронных изданий и ресурсов, систем телекоммуникаций и глобальных компьютерных сетей, подобных Интернет. Важно понимать, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества [3]. Основными дидактическими целями использования образовательных электронных дидактических средств и других ресурсов в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, повышение мотивации к учению, контроль усвоения и обобщение и другие. Достижение и реализация данных целей - вопрос, который вызывает глубокий интерес у преподавателей. Цель обучения русскому языку студентов национальных групп вузов - развитие навыков устной и

письменной речи как средства коммуникации. Стратегия овладения реализуется в методической стратегией преподавателя в той или иной учебной программе, которую он предлагает как средство достижения цели. Данная установка позволяет представить методическую систему обучения языку в следующих параметрах: стратегия обучения, его содержание и технология. Большую роль в достижении наших целей играет создание и использование электронного дидактического материала. Электронные учебные средства имеют ряд преимуществ: будучи мультимедийными они объединяют в себе и магнитофон, и телевизор, и видеомагнитофон. ЭУС обеспечивает мгновенную обратную связь, помогает быстро найти нужную информацию, позволяет быстро проверить знания обучаемого. Работая с ЭУС, студент имеет более широкие возможности для манипуляций с учебным материалом, то есть он может его переписать частично или полностью на различные электронные носители, работать с ним, когда и где ему удобно, дополнять его новой информацией с помощью сети Интернет. Программа обучения русскому языку в вузах позволяет с помощью информационных технологий создавать и использовать различный дидактический материал: учебные видеофильмы, электронные учебные пособия, презентации, флипчарты (для интерактивных досок), мультимедийные пакеты занятий по темам рабочей учебной программы. Необходимо также отметить, что в настоящее время много внимания уделяется самостоятельной работе студентов (СРС) в процессе приобретения знаний, формирования информационных, коммуникативных умений и навыков. Выполнение заданий для СРС в виде презентаций, иллюстрация выступлений на конференциях, защита курсовых и дипломных проектов с помощью возможностей программы Power Point способствует достижению основной цели современного образования -обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий [3]. Рабочая программа курса русского языка для узбекских групп неязыковых вузов предусматривает выполнение заданий СРС. Студенты, выполняя задания самостоятельной работы по русскому языку, занимаются разработкой презентаций по различным речевым темам. Творчески относясь к выполнению самостоятельной работы они: записывают комментарий в стихах или музыкальный комментарий к презентации «В мире прекрасного», «Виды искусства» создают рекламные презентации на тему «Моя специальность», презентации - экскурсии на тему «Город, в котором я живу», «Моя Родина -Узбекистан» с комментарием собственного сочинения. Изучая научный стиль речи, студенты составляют презентации, иллюстрирующие процесс проникновения иноязычной лексики в современный русский язык, создания терминологической лексики. Результатом внедрения электронных средств обучения явилось качественное улучшение процесса преподавания русского языка, активизация творческой деятельности студентов. Интенсивное взаимодействие студентов с различными элементами информационных технологий образовательной среды, формируют у студентов знания, умения и навыки овладения компетенциями.

Список литературы

1. Буторина Т.С., ШиршовЕ.В. Дидактические основы использования информационно - педагогических технологий в подготовке электронного учебника // Открытое образование. 2001, № 4.

2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии. Волгоград, 2007.

3. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. Волгоград, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.