Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики – неотъемлемая черта современного уровня математического образования'

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики – неотъемлемая черта современного уровня математического образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
132
44
Поделиться

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Мальчикова Н. М.,

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики – неотъемлемая черта современного уровня математического образования»

Н.М. Мальчикова

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики - неотъемлемая черта современного уровня математического образования

Отличительной чертой современного этапа развития общества является смещение акцентов в общественном производстве со сферы материальной в область получения, переработки, передачи, хранения и использования информации. Количество информации стремительно возрастает, и новое общество стали называть постиндустриальным, информационным, обществом знаний. Коренные изменения происходят во всех областях человеческой жизни. Эти изменения связаны с новыми моделями человеческой деятельности в быстро изменяющемся мире и невозможны без использования информационно-коммуникационных технологий. Всё это требует совершенно иного, нового уровня образования, соответствующего запросам информационного общества и подготавливающего нового члена такого общества. Прежде всего, речь идет о способности человека к самостоятельной образовательной деятельности и о готовности обучаться в течение всей жизни, для чего необходимо использовать новые технологии приобретения знаний, формировать новые педагогические подходы к содержанию и методам образования, обращаться к новым ресурсам обучения.

История развития образования позволяет утверждать, что методика обучения всегда имела в своем арсенале информационные средства - средства хранения, обработки и передачи информации. Однако на современном этапе эти средства информации перешли на качественно новый уровень. Мультимедийные технологии обеспечивают восприятие информации сразу несколькими органами чувств человека, позволяют осуществлять поиск информации по нескольким каналам. Интенсивное развитие компьютеров и программного обеспечения обусловило активность и простоту их освоения даже самыми неподготовленными пользователями, в том числе дошкольниками. Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Стратегия развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий объективно требует корректировки педагогической теории и практики, активизации поиска новых моделей образования. Для повышения эффективности школьного математического образования учебный процесс следует организо-

385

вать с учетом тех изменений, которые происходят в мире, окружающем современного человека. Математика - один из предметов, при изучении которого использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, устную работу, подготовку и проверку домашнего задания, самостоятельную работу, проверочные и контрольные работы, внеклассную работу.

Компьютерные технологии являются мощным информационным средством, доступным и интересным для учащихся, и уже активно участвуют в процессе обучения математике.

При анализе целесообразности использования компьютера на каждом этапе учебного процесса учитываем следующие дидактические возможности компьютерных технологий:

•повышение наглядности обучения математике. Упражнения с помощью компьютера создают возможность для повышения уровня интенсивности урока. Например, большой интерес вызвал интегрированный урок, на котором учащиеся 10 б класса сами создавали компьютерные материалы для уроков геометрии. Подготовленные презентации защищались на уроке геометрии, и оценки выносили также сами учащиеся по нескольким критериям: содержание и достоверность включенного в слайды материала, логичность построения слайд-фильма, доступность изложения. Вот мнение одной из учениц: «Такие работы интереснее, чем объяснение в классе, так как каждый может проявить себя и можно увидеть, кто хорошо, а кто плохо разбирается в данной теме» (Самофалова Н.);

•повышение качества обучения математике: использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения;

•расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся; «Что бы ребята ни написали, они все старались, показали себя и свою индивидуальность.... В любом случае, они все молодцы» (Романова К.);

•привитие учащимся навыков рефлексии и самостоятельной коррекции собственных ошибок;

•интеграция знаний учащихся средствами различных образовательных областей;

•развитие познавательных способностей учащихся;

•развитие мотивации учащихся к изучению математики; •создание новых форм общения между обучающимися и учителем.

При этом компьютер может представлять источник учебной информации, наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), тренажер, средство диагностики и контроля.

386

Приведем примеры некоторых видов деятельности на различных этапах обучения математике.

Этап усвоения новых знаний. Проведение уроков с использованием информационных технологий - это серьезный стимул в обучении. Посредством таких занятий активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит пробуждение познавательного интереса. В своей работе широко использую собственные разработанные компьютерные презентации во многих параллелях, например, такие как «координатная плоскость», «площади треугольников», «аксиома параллельных прямых», «векторы», «производная», «первообразная» и др. В последних двух названных мной презентациях наиболее ярко отражены характеристики и сама суть построения и вычисления двух достаточно сложных для понимания учащихся процессов: получения производной функции в точке и понятия интегрирования функции.

Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий. В настоящее время на рынке образовательных услуг имеется огромный спектр электронных ресурсов. Хорошо разработана компьютерная поддержка курса математики 511 классов. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания курса математики. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по математике, планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ учащийся самостоятельно может проверить свой уровень знаний, выполнить практические задания. Они содержат теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы отличаются своей уникальностью, они могут быть использованы как для самоконтроля, так и для контроля со стороны учителя.

Использование электронных ресурсов позволяет организовать работу учащихся в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий определенного уровня перейти к упражнениям более высокого уровня сложности. Применение обучающих программ в качестве тренажера помогает проводить коррекцию знаний отдельных учащихся. В ходе такой работы ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи дифференцируются по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, изложение учебного материала сопровождается иллюстрациями, графиками, примерами, ко-

387

торые отбираются в соответствии с индивидуальными особенностями личности обучаемого. В ходе выполнения заданий учащемуся предоставляется возможность рефлексии своей деятельности. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях, нехваткой времени в течение урока на усвоение определенной доли учебной информации.

Особое внимание учителя, как правило, уделяют методическому сопровождению устной работы на уроке. Мною также разработаны несколько таких материалов по темам «цилиндр и цилиндрическая поверхность», «конус», «векторы», «метод координат» и др.

Но наибольшую популярность среди моих учащихся приобрели так называемые «Рейтинг-контроли» по различным темам курса стереометрии в старших классах, это своеобразная форма итогового контроля-зачета, созданная в форме презентации, при которой любой учащийся может при необходимости не только наглядно проверить свой ответ, но и получить необходимую помощь-подсказку в случае каких-либо затруднений. Кроме того, такая форма контроля не является адресной и, следовательно, изначально снимается иногда возникающая обида на то, что учитель «специально» задал кому-то более трудный вопрос, а кому-то вопрос полегче: презентация составлена так, что каждый учащийся сам выбирает свой вопрос и как на него будет отвечать.

В заключение хочется отметить, что применение средств ИКТ в обучении математике прежде всего направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Использование информационных технологий в совокупности с правильно подобранными традиционными технологиями обучения позволяет учителю обеспечивать необходимый современный уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения математике.

И. Н. Пальчикова

Участники процесса обучения

с использованием дистанционных образовательных технологий

Информационные и телекоммуникационные технологии вносят существенный вклад в развитие современной системы образования. В настоящее время, активно развивается новый тип образования -открытое обучение. Оно предполагает сочетание различных форм получения знаний с применением современных средств информационных и телекоммуникационных технологий.

388