Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы студентов'

Информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL PROCESSES / NEW TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобородов Владимир Анатольевич, Белобородов Алексей Александрович

В статье рассмотрены тенденции современного образования, направленные на повышение роли самостоятельной работы студента. Отражено значение электронных форм учебных пособий и информационных технологий в учебном процессе. Показано, что средства информационных технологий выступают как новые интерактивные приемы обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белобородов Владимир Анатольевич, Белобородов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF STUDENTS' SELF WORK

The paper reviews current educational trends to increase the students' self-study. The importance of digital forms of reaching aids and information technologies in the educational processes are presented. It is shown that information technologies are the new interactive educational techniques and have a number of educational benefits, aimed to enhancing students' cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы студентов»

ВУЗОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА

© БЕЛОБОРОДОВ А.А., БЕЛОБОРОДОВ В.А.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

А. А. Белобородов, В.А. Белобородов Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.

Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра хирургических болезней №1, зав. - д.м.н., проф. В.А. Белобородов.

Резюме. В статье рассмотрены тенденции современного образования, направленные на повышение роли самостоятельной работы студента. Отражено значение электронных форм учебных пособий и информационных технологий в учебном процессе. Показано, что средства информационных технологий выступают как новые интерактивные приемы обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов.

Ключевые слова: учебный процесс, новые технологии.

Белобородов Владимир Анатольевич - д.м.н., проф. зав. кафедрой хирургических болезней № 1 КрасГМУ; e-mail: bva555@yandex.ru, тел. 8(391)246-94-06.

Белобородов Алексей Александрович - к.м.н., ассистент каф. хирургических болезней № 1 КрасГМУ; e-mail: belabor@ktk.ru, тел. 8(391)246-94-07.

Учитывая последние мировые тенденции в области высшего образования, подписание Россией Болонского соглашения, и исходя из концепции модернизации и реформирования российского профессионального образования, выяв-

ляется четкая направленность всего процесса обучения на повышение роли самостоятельной работы студентов и внедрение в учебный процесс новых информационных технологий. В этих условиях реформирование системы образования требует модернизации учебного процесса, поиска эффективных форм и методов работы со студентами. Новые государственные образовательные стандарты ориентируют высшие учебные заведения на качественные параметры организации учебного процесса. Это требует решения двух взаимосвязанных задач - повышение эффективности аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

Роль самостоятельной работы при овладении любым предметом едва ли можно переоценить, более того, ее значение в современных условиях имеет тенденцию к возрастанию, исходя из требований к специалистам высшей квалификации, где большой удельный вес отводится умению самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации и необходимости постоянного повышения профессионального роста и самосовершенствования [3, 4, 7].

Самостоятельную работу студентов, в зависимости от места и времени ее проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами, можно подразделить на следующие виды:

• самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

• самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

• внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентами домашних заданий учебного и творческого характера [9].

И хотя границы между этими видами самостоятельной работы достаточно размыты, а сами виды работ пересекаются и наибольший эффект даст не оптимизация отдельных видов работ, а комплексное решение проблемы, в докладе рассматривается третий - внеаудиторный вид самостоятельной работы студентов.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования отводит на внеаудиторную самостоятельную работу студента не менее 27 часов в неделю, в среднем, за весь период обучения, что составляет половину недельного бюджета времени студента. Это не мало. Но, главный вопрос в том, как эффективно использовать это время. Анализ государственных образовательных стандартов, профессиональных программ, квалификационных характеристик и требований к современному специалисту показывает, что эффективность подготовки студентов в ВУЗе обеспечивается системным подходом и гуманистической направленностью содержания, методов и форм высшего образования.

Системный подход обеспечивается не только соотношением теоретического и практического материала, но и комплексным подходом к отбору средств обучения, предполагающим использование традиционных и современных педагогических технологий. Среди последних особое место занимают информационные технологии разного уровня и направленности.

На разных этапах воспитательно-образовательного процесса значимость информационных технологий отличается [5]. При организации самостоятельной работы студентов они играют ключевую роль, так как в этом случае оптимально используются возможности реализации таких принципов обучения, как активность и доступность. Кроме того, развиваются такие мыслительные операции и общие умения, как анализ, синтез, аналогия и моделирование, причем в таких формах, которые не дублируют формы традиционного обучения. На этой основе формируется поисковая активность личности при отборе и структурировании информации.

В последние годы наметилась тенденция к тому, что современное «компьютерное» поколение выбирает информационные технологии, пренебрегая печатными изданиями [1, 2, 6, 10]. Электронная форма представления образовательной информации является удобной альтернативой традиционным бумажным учебным материалам (учебникам, пособиям, журналам и т.д.). Компьютерный

учебник или электронный учебник представляет собой программное средство, позволяющее представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование, тренаж и самостоятельную творческую работу, помогающее студентам и преподавателю оценить уровень знаний в определенной тематике, а также содержащее необходимую справочную информацию. Главные преимущества электронной формы представления учебной информации для самостоятельной работы студентов - компактность, большие выразительные возможности в представлении учебного материала (видео, звук, динамические изображения - анимации, аплеты, виртуальная реальность), интерактивность, низкая стоимость [1, 10]. Электронный учебник может интегрировать возможности разных педагогических программных средств: обучающих программ, справочников, учебных баз данных, тренажеров, контролирующих программ.

Электронный учебник обеспечивает проведение занятий различного типа, а также самостоятельное изучение учебного курса. Ориентировка конкретной учебной деятельности определяется предметными знаниями, имеющимися в электронном учебнике. Общей ориентации учебной деятельности способствуют сведения из педагогического мониторинга. Любой учебник не навязывает жесткой структуры и методики изучения предлагаемого материала. В тех учебных курсах, где образовательная информация содержит большое количество текстового материала, использование электронного представления информации позволяет лучше структурировать учебное содержание с целью предоставления студентам альтернативных путей его изучения. Обучающийся может выбрать путь и темп изучения материала, в зависимости от имеющегося уровня знаний, сложившихся приемов работы и психологических особенностей личности. Кроме того, имеется возможность организации быстрого и эффективного поиска нужных сведений в больших массивах информации.

Существует целый ряд учебных пособий, которые снабжены специализированными мультимедиа компакт-дисками, что облегчает изучение предмета. Представления в электронной форме на СБ-КОМ заслуживают учебные курсы,

содержащие большое количество визуальной информации и иллюстративных материалов. Электронный учебник удобен для преподавателя, так как он позволяет выносить на лекции и практические занятия материал по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным учебником то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий. Он способствует индивидуализации работы со студентами. Сегодня представление содержания образования в электронном виде позволяет говорить об электронном самоучителе, который способен не только «выдать» некую предметную текстовую информацию, снабженную иллюстрациями: электронный самоучитель «ведет» субъекта обучения по содержанию, усиливая индивидуальное восприятие возможностями современного компьютера.

В настоящее время создается большое количество образовательных ресурсов в сети Интернет [4, 8]. Набирают популярность системы тестирования по различным областям, виртуальные лекции, лаборатории, когда пользователю достаточно иметь компьютер и доступ в Интернет для того, чтобы связаться с преподавателем, решать вычислительные задачи и получать знания. Использование сетей усиливает роль самостоятельной работы студента и позволяет кардинальным образом изменить методику преподавания. Студент может получать все задания и методические указания через сервер, что дает ему возможность привести в соответствие личные возможности с необходимыми для выполнения работ трудозатратами. Студент имеет возможность выполнять работу в любое время в аудитории или дома.

Наибольший интерес представляет идея поддержки учебных курсов, особенно технического направления, большим объемом работ удаленного лабораторного практикума, что позволяет проводить действительно самостоятельное обучение с выработкой необходимых знаний и умений без привлечения преподавателя. Возможности Интернет могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-техноло-

гий и т.д. Виртуальные лаборатории обеспечивают на основе математических моделей имитацию реальных физических, химических или технологических процессов и оборудования. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Следовательно, в данный момент технологическая база современных информационно-коммуникационных технологий может дать многое для различных инновационных решений в области образования, позволяет повысить заинтересованность студентов в изучении предмета, развить и обеспечить самостоятельность студентов в изучении материала, предоставить студентам гибкий личный график выполнения лабораторных работ при сохранении преподавателем контроля над ходом выполнения работы, закрепить навыки использования современных информационных технологий параллельно с изучением учебной информации.

Неотъемлемый атрибут современного человека - электронная почта (е-шаП), которая является не только средством общения, но и возможностью получать различные учебные рассылки. Очевидно, что и методика проведения консультаций преподавателем может включать обмен электронными сообщения посредством серверной почты студентов с целью подачи соответствующих рекомендаций. При этом у студента воспитывается культура общения, вырабатывается умение коротко и ясно формулировать мысль.

Большое воспитательное и образовательное значение в самостоятельном учебном труде студента имеет самоконтроль, поскольку он выполняет не только контрольную, но и обучающую, развивающую и организующую функции. Благодаря самоконтролю, познавательно-практическая деятельность студента становится целенаправленной, творчески осмысленной, содержательной. Самоконтроль возбуждает и поддерживает внимание и интерес, повышает активность памяти и мышления, позволяет студенту своевременно обнаружить и

устранить допущенные ошибки и недостатки, объективно определить уровень своих знаний, практических умений.

Самое доступное и простое средство самотестирования с применением информационно-коммуникационных технологий - это ряд тестов «on-line», которые позволяют в режиме реального времени определить свой уровень владения предметным материалом, выявить ошибки и получить рекомендации по самосовершенствованию. На некоторых сайтах также содержится дополнительная полезная информация о международных экзаменах, обучении «on-line», демонстрируются мультимедийные презентации учебников.

В современных условиях непрерывно ускоряющегося научно-технического прогресса постоянно растет объем знаний, которыми должен овладеть специалист. При этом неизбежно обостряются противоречия между стремительно растущим объемом актуальной информации, которую должен усвоить обучаемый, и ограниченным промежутком времени, отведенным на обучение. Очевидно, что ведущим методическим принципом решения этой проблемы является использование в процессе профессиональной подготовки студентов информационных технологий обучения во время их самостоятельной работы. При этом средства информационных технологий выступают как новые интерактивные приемы обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF STUDENTS’ SELF WORK.

A.A. Beloborodov, V.A. Beloborodov Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voyno-

Yasenetsky

Abstract. The paper reviews current educational trends to increase the students’ self-study. The importance of digital forms of reaching aids and information technologies in the educational processes are presented. It is shown that information

technologies are the new interactive educational techniques and have a number of educational benefits, aimed to enhancing students' cognitive activity.

Key words: educational processes, new technologies.

Литература

1. Андресен Б.Б., Бринк К.Мультимедиа в образовании. Специализированный учебный курс. - М.: Дрофа. - 2007. - 224 с.

2. Бабешко В. Н., Нежурина М. И. Принципы построения информационнообразовательной среды масштаба вуза // Основные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов: матер. научно-практической конференции. - М., 2002. - С. 124-131.

3. Девяткина М. А., Мирошникова Т.А., Петрова Ю.И. Инновационная политика высшего учебного заведения. - М.: Экономика. - 2006. - 178 с.

4. Ефимова Е.В., Ширшов Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий. - СПб.: Логос. - 2006. - 272 с.

5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. - 1994. - №5. - С.104-109.

6. Ковальский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высш. образование в России. - 2000. - №1. - С. 114-115.

7. Милованова Г.В. Самостоятельная работа студентов в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ижевск, 1996. - 18 с.

8. Липаев, В. В. Выбор и оценивание характеристик качества программных средств. Методы и стандарты. - М.: Синтег. - 2001. - 224 с.

9. Яныгин, О.И. Инновационные методы обучения в вузе // Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке студентов: сб. науч. тр. Мурм. пед. ин-т. - Мурманск, 1993. - С. 164-167.

10. Mayer, R.E. Nine ways to reduce cognitive load in multimedia learning / R.E. Mayer, R. Moreno // Educational psychologist. - 2003. - Vol. 38, №1. - P. 43-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.