Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в обучении студентов английскому языку (из опыта тувинского государственного университета)'

Информационно-коммуникационные технологии в обучении студентов английскому языку (из опыта тувинского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ПРЕЗЕНТАЦИЯ POWERPOINT / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КУРСАМИ MOODLE / СКАЙП / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯ KAHOOT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / TEACHING ENGLISH / POWERPOINT PRESENTATION / COURSE MANAGEMENT SYSTEM MOODLE / SKYPE / INTERNET-TECHNOLOGY KAHOOT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соян Россина Александровна

В статье изложен опыт использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка в Тувинском государственном университете. Особое внимание уделяется опыту применения презентации PowerPoint, системы управления курсами Moodle, скайпа, интернет-технологии Kahoot. Утверждается, что они способствуют повышению мотивации студентов к изучению английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH TO STUDENTS (AN ATTEMPT OF THE TUVAN STATE UNIVERSITY)

The article describes the experience of using information and communication technologies in teaching English at the Tuvan State University. Special attention is paid to the use of PowerPoint presentation, course management system Moodle, Skype, Internet technology Kahoot. It is argued that they contribute to raising students’ motivation to learn English.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в обучении студентов английскому языку (из опыта тувинского государственного университета)»

Соян Россина Александровна

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ ОПЫТА ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

В статье изложен опыт использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка в Тувинском государственном университете. Особое внимание уделяется опыту применения презентации PowerPoint, системы управления курсами Moodle, скайпа, интернет-технологии Kahoot. Утверждается, что они способствуют повышению мотивации студентов к изучению английского языка. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/8-2/58.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 8(74): в 2-х ч. Ч. 2. C. 210-212. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/8-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список источников

1. Киященко Н. И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977. 303 с.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 05.06.2017).

3. Курьяков И. А., Шамис В. А., Шарипова Н. А. Деловая игра и целесообразность ее использования в современных условиях // Сибирский торгово-экономический журнал. 2014. № 1 (19). С. 61-67.

4. Нагимова А. М. Социологический анализ качества жизни населения: региональный аспект. Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. 306 c.

5. Петрова Г. А. Воспитание эстетической культуры будущих педагогов в условиях университетского образования: учеб.-метод. пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. 152 с.

6. Поселягина Л. В. Диагностическое исследование процесса развития эстетического образования российских школьников. Омск: Изд-во ОмГА, 2016. 160 с.

7. Таланчук Н. М. Новая системно-синергетическая философия жизни и концепция развития России. Проект для обсуждения. Казань: ИССО РАО, 1996. 98 с.

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' INDIVIDUALITY IN THE SYSTEM OF AESTHETIC EDUCATION

Poselyagina Larisa Vyacheslavovna, Ph. D. in Pedagogy Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov Livnevy@mail. ru

The article deals with the conditions for the realization of the system-functional approach in the system of aesthetic education. The components of aesthetic culture of the individual are analyzed. The forms and methods of upbringing and education, as well as the criteria for aesthetically expressive educational environment, are analyzed. The barriers that prevent the development of aesthetic culture in the process of creative activity are revealed. The system for assessing the quality of aesthetic education is developed taking into account the goal of developing the individuality of students.

Key words and phrases: system of aesthetic education; system-functional approach; student's individuality; forms and methods of upbringing and education; criteria for aesthetically expressive educational environment; system for assessing quality of aesthetic education.

УДК 372.881.1

В статье изложен опыт использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка в Тувинском государственном университете. Особое внимание уделяется опыту применения презентации PowerPoint, системы управления курсами Moodle, скайпа, интернет-технологии Kahoot. Утверждается, что они способствуют повышению мотивации студентов к изучению английского языка.

Ключевые слова и фразы: информационно-коммуникационные технологии; преподавание английского языка; презентация PowerPoint; система управления курсами Moodle; скайп; интернет-технология Kahoot.

Соян Россина Александровна, к. филол. н.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл soyanr@yahoo. com

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ ОПЫТА ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Преподавание иностранных языков кардинально изменилось за последние 30 лет в связи с интеграцией в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [5] ИКТ-компетентность считается критерием профессиональной пригодности будущего специалиста. Уровень владения ИКТ во многом определяет успешность трудоустройства и дальнейшую профессиональную деятельность студента.

Очевидно, что с развитием ИКТ меняются не только роли преподавателя и студента, но и среда и методика обучения. Скорость внедрения инноваций в обучение будет зависеть от наличия педагогов, владеющих необходимыми навыками и желающих работать в соответствующей среде [8, p. 67].

Использование ИКТ при обучении иностранному языку имеет как преимущества, так и недостатки. Среди проблем, возникающих при использовании ИКТ, можно выделить «технические, психолого-педагогические, дидактические, собственно лингводидактические» [3, c. 12]. Положительными факторами использования ИКТ являются рационализация методов и форм обучения, повышение мотивации изучения иностранного языка. Кроме того, «использование интернет-технологий для организации самостоятельной работы позволяет высвободить время на занятии, стимулирует познавательную активность учащихся» [1, c. 171].

13.00.00 Педагогические науки

211

Можно выделить два основных способа интеграции ИКТ в процесс обучения иностранному языку в высшем образовании. Во-первых, ИКТ могут стать основой занятия, определять весь процесс обучения (например, презентации PowerPoint, система управления курсами Moodle). Во-вторых, ИКТ могут функционировать как вспомогательные ресурсы, помогающие обеспечить интерактивность занятий, провести тестирования и организовать самостоятельную работу студентов (например, телемосты и звонки по скайпу, интернет-технология Kahoot).

Использование презентаций PowerPoint

Презентации PowerPoint довольно часто используются на занятиях. Однако иногда упускается из виду, что весь курс, например, по грамматике английского языка, можно составить в презентациях PowerPoint. Теория, которая должна быть пройдена за занятие, упражнения, фотографии и аудиофайлы могут быть объединены в один урок в презентации PowerPoint. В этом кроется ряд преимуществ. Во-первых, внимание с преподавателя смещается на информацию на экране. Обучение перестает центрироваться на фигуре преподавателя. Во-вторых, визуальное сопровождение теоретического материала помогает правильно записать термины и удержать материал в памяти на более длительное время. Презентации позволяют сэкономить аудиторное время, которое уходит на написание грамматических формул и примеров на доске. Кроме того, студенты могут всегда вернуться к пройденному уроку, имея доступ ко всем презентациям курса.

В качестве разминки можно начать презентацию со смешных фотографий детей или животных и дать задание придумать реплики для них на английском языке. При этом яркие запоминающиеся фотографии, связанные с темой занятия, могут стать основой для групповой дискуссии на английском языке. Обсуждение фотографий можно начать с простых вопросов, например: What can you see? / Что вы видите?, а завершить уже более абстрактными вопросами, например: What do you feel? / Что вы чувствуете? Обсуждение фотографий на английском языке будет проходить более продуктивно, если заранее отрабатываются активная лексика по теме и языковые клише, использующиеся для выражения собственного мнения и ведения дискуссий. Важно выбирать фотографии, изобилующие деталями, которые можно обсудить, раскрывающие человеческие судьбы, позволяющие студентам сочувствовать и сопереживать их героям.

Используя программу PowerPoint, можно сыграть в викторину Jeopardy. Шаблоны для игры доступны для скачивания в Интернете по запросу PowerPoint Jeopardy Templates. Преподавателю необходимо придумать вопросы для викторины по определенной теме: грамматика, лексика, фонетика или лингвокультуроло-гические факты.

Использование системы управления курсами Moodle

Система управления курсами Moodle может использоваться как для дистанционного обучения, так и на аудиторных занятиях. Особенно полезно использовать данную систему совместно с так называемой методикой перевернутого обучения (flipped classroom). Дж. Бергманн, один из ее создателей, пишет, что преподаватель «переворачивает» процесс обучения: объяснение материала происходит вне класса, дома, а то, что принято называть домашним заданием, выполняется на занятии [6]. Эта методика может применяться при преподавании любых дисциплин в вузе. Так, при обучении английскому языку могут создаваться видеоуроки, посвященные объяснению грамматического материала, длительностью не более 15 минут. Студенты смотрят эти видеоуроки дома, а на самом занятии происходит отработка материала, разъясняются трудные моменты. Подготовка видеоуроков требует вложения энергии и времени от преподавателя, что, однако, позволяет высвободить до 15 минут на занятии [4, с. 206]. Преподаватель, заходя в аудиторию, уже знает, что будет работать со студентами, знакомыми с теорией.

Система управления курсами Moodle позволяет преподавателю проследить за количеством студентов, просмотревших видеоурок. Каждый видеоурок также может сопровождаться небольшими тестами, результаты которых автоматически направляются преподавателю. Материал за весь учебный год усваивается намного быстрее, продвинутые студенты могут создавать самостоятельные проекты, а усваивающие материал медленнее получают больше внимания от преподавателя. «Перевернутая модель возлагает большую ответственность за обучение на плечи студентов, давая им стимул для эксперимента и эффективно мотивируя к получению знаний» [2, с. 29].

Однако даже при работе по традиционной методике, когда весь теоретический материал объясняется на занятии, система Moodle значительно помогает студентам. Во-первых, преподаватель загружает все материалы курса: презентации, которые использовались на занятии, рабочую программу, отсканированные отрывки из книг, аудиофайлы, видеофайлы, ссылки на интернет-источники и т.д. - на страницу дисциплины. Во-вторых, все тесты и контрольные работы, выполненные на странице курса, автоматически отправляются преподавателю на проверку, а проверенные работы с оценками отсылаются обратно студенту. Данная система обеспечивает надежную связь между преподавателем и студентом в режиме онлайн.

Использование ИКТ при организации телемостов и звонков по скайпу

Как было упомянуто выше, ИКТ могут использоваться как вспомогательный ресурс при преподавании английского языка. ИКТ позволяют организовывать телемосты со студентами из других университетов мира, а с помощью скайпа студенты из разных стран могут контактировать в удобное для себя время. Так, в качестве самостоятельной внеаудиторной работы студентам 2-го курса филологического факультета Тувинского государственного университета было дано задание поговорить по скайпу с американскими студентами Брандей-ского университета, которые изучают русский язык. Студенты договорились по электронной почте, когда они могут созвониться, затем составили около 20 вопросов на английском языке, которые хотели бы задать

партнеру, и сдали их на проверку преподавателю. Студенты общались не менее 30 минут: 15 минут - на английском языке и 15 минут - на русском. Оценка выставлялась только после того, как студент отчитывался о результатах общения. Данное задание дало студентам возможность поговорить со сверстниками из другой страны, попрактиковать свой английский с носителями языка, узнать больше об американской культуре. Отзывы студентов филологического факультета после общения с американскими студентами были положительными. Представляется, что внедрение практики общения по скайпу способствует созданию более объемной картины страны изучаемого языка без ложных стереотипов и упрощенного представления о культуре его носителей [7].

Использование интернет-технологии Kahoot Сайт Kahoot подходит для проведения викторин во время аудиторной работы (https://getkahoot.com/- для создания викторин преподавателями; https://kahoot. it/#/ - для студентов, которые принимают участие в викторине). У преподавателя должен быть в распоряжении главный компьютер с выходом в Интернет, который выдает задания и ведет счет игры, проектор и экран, на котором проецируются вопросы и ответы. Обучающиеся могут играть индивидуально или объединяться в команды. У каждого студента или каждой команды должен быть телефон или компьютер с выходом в Интернет. Преподаватель выдает код игры, студенты вводят его и начинают участвовать в викторине. Наибольшее количество баллов получает тот игрок или та команда, который или которая отвечает не только правильно, но и быстро.

Преподаватель может составить собственную викторину по вопросам грамматики или культурологическим темам. Кроме того, в свободном доступе имеется огромное количество викторин, составленных другими преподавателями. Можно использовать эти викторины или адаптировать их в соответствии с уровнем знаний студентов.

Как подчеркивают А. А. и С. В. Буренковы, успешное использование ИКТ достигается за счет следующих факторов: «оптимальный выбор материалов и средств обучения для аудиторной работы, методически грамотная организация самостоятельной работы учащихся с использованием новейших средств обучения, эффективное сочетание аудиторной и внеаудиторной работы (а не замена одной формы другой!)» [1, c. 173].

Таким образом, ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения, часто определяют его эффективность. Необходимость использования ИКТ определяется тем фактом, что они помогают сформировать устойчивую положительную мотивацию к изучению английского языка, развивают у студентов способность к самоорганизации и самообразованию. Тем не менее наличие разнообразных возможностей использования ИКТ затрудняет выбор наиболее оптимальных средств, подходящих для конкретной группы студентов и определенного направления подготовки. Важно обеспечить студента теми инструментами, которые помогут ему в дальнейшем самостоятельно изучать и использовать иностранный язык.

Список источников

1. Буренкова А. А., Буренкова С. В. Об использовании интернет-технологий в практике обучения иностранному языку // Lingua mobilis. 2013. № 5 (44). C. 170-173.

2. Жуплей И. В. Инновационные педагогические технологии в вузе: проблематика и специфика // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 20. С. 25-30.

3. Лучина О. Б. Лингводидактическая адаптация интернет-ресурсов к обучению английскому языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 12-17.

4. Соян Р. А. Из опыта преподавания русского языка в американском университете // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64). Ч. 2. С. 205-208.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426. 17 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 02.06.2017).

6. Bergmann J. The Flipped Classroom Explained [Электронный ресурс]. URL: http://jonbergmann.com/the-flipped-classroom-explained/ (дата обращения: 25.07.2016).

7. Kirschner L. L. Combining skype with blogging: a chance to stop reinforcement of stereotypes in intercultural exchanges? [Электронный ресурс] // The EuroCALL Review. 2015. Vol. 23. № 1. P. 24-30. URL: http://www.eurocall-languages.org/ uploaded/EUROCALL_Review/No23_1.pdf (дата обращения: 02.06.2017).

8. Koenraad T. Expert views on how language education may develop in the next 20 years and what CALL could contribute [Электронный ресурс] // The EuroCALL Review. 2014. Vol. 22. № 1. P. 59-68. URL: http://www.eurocall-languages. org/uploaded/EUROCALL_Review/No22_1.pdf (дата обращения: 02.06.2017).

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH TO STUDENTS (AN ATTEMPT OF THE TUVAN STATE UNIVERSITY)

Soyan Rossina Aleksandrovna, Ph. D. in Philology Tuvan State University, Kyzyl soyanr@yahoo. com

The article describes the experience of using information and communication technologies in teaching English at the Tuvan State University. Special attention is paid to the use of PowerPoint presentation, course management system Moodle, Skype, Internet technology Kahoot. It is argued that they contribute to raising students' motivation to learn English.

Key words and phrases: information and communication technologies; teaching English; PowerPoint presentation; course management system Moodle; Skype; Internet-technology Kahoot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.