Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
730
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / вуз / образовательная технология / педагогическая технология / information and communication technologies / university / educational technology / pedagogical technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Б. Журтов, Х С. Арсакаева, М Ю. Джемалдинова

В статье выявлена роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе современного вуза. Применение новых технологий в обучении способствует развитию у студентов познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества успеваемости. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании предполагает, что персональный компьютер должен стать центром учебного процесса. Он используется не как обособленное средство обучения, а как средство, применяемое в совокупности с различными направлениями образовательного процесса, обогащающее их и в корне изменяющее развивающую среду образовательного учреждения в целом. Информационные технологии являются мощными помощниками для поиска, обработки информации, средствами взаимодействия всех субъектов образования, таких как администрации, студентов и преподавателей образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MODERN UNIVERSITY

The article reveals the role of information and communication technologies in the educational process of a modern university. The use of new technologies in teaching contributes to the development of students’ cognitive activity, creativity, creativity, the ability to work with information, increase self-esteem, and most importantly, the dynamics of the quality of academic performance increases. The use of information and communication technologies in education implies that a personal computer should become the center of the learning process. It is used not as a separate means of learning, but as a means used in conjunction with different areas of the educational process, enriching them and fundamentally changing the evolving environment of the educational institution as a whole. Information technologies are powerful assistants for searching, processing information, means of interaction of all subjects of education, such as administration, students and teachers of an educational institution.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

УДК 378

Zhurtov A.B., senior teacher, Department of Fire Training of the North Caucasus Institute for Advanced Studies, Branch of Krasnodar University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia)

Arsakaeva Kh.S., senior teacher, Department of Russian Language, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: hapta76@mail.ru

Dzhemaldinova M.Yu., MA student, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: madina.selita@mail.ru

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MODERN UNIVERSITY. The article reveals the role of information and communication technologies in the educational process of a modern university. The use of new technologies in teaching contributes to the development of students' cognitive activity, creativity, creativity, the ability to work with information, increase self-esteem, and most importantly, the dynamics of the quality of academic performance increases. The use of information and communication technologies in education implies that a personal computer should become the center of the learning process. It is used not as a separate means of learning, but as a means used in conjunction with different areas of the educational process, enriching them and fundamentally changing the evolving environment of the educational institution as a whole. Information technologies are powerful assistants for searching, processing information, means of interaction of all subjects of education, such as administration, students and teachers of an educational institution.

Key words: information and communication technologies, university, educational technology, pedagogical technology.

А.Б. Журтов, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик

Х.С. Арсакаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: hapta76@mail.ru

М.Ю. Джемалдинова, магистрант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: madina.selita@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье выявлена роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе современного вуза. Применение новых технологий в обучении способствует развитию у студентов познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества успеваемости. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании предполагает, что персональный компьютер должен стать центром учебного процесса. Он используется не как обособленное средство обучения, а как средство, применяемое в совокупности с различными направлениями образовательного процесса, обогащающее их и в корне изменяющее развивающую среду образовательного учреждения в целом. Информационные технологии являются мощными помощниками для поиска, обработки информации, средствами взаимодействия всех субъектов образования, таких как администрации, студентов и преподавателей образовательного учреждения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, вуз, образовательная технология, педагогическая технология.

В процессе развития системы образования изменяются задачи содержания обучения, меняются и формы организации обучения, они являются переменными: одни устаревают, вместо них возникают новые. Значительно возрастает доля творческого труда в составе профессиональной деятельности преподавателя, который занимается конструированием учебного материала и учебного процесса.

Положительную роль в современном обучении играет использование информационно-коммуникационных технологий. На сегодняшний момент информационно-коммуникационные технологии можно считать новейшим способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию обучающегося.

Использование современных технологий в процессе обучения позволяет преподавателям добиваться высокого качества успеваемости, поднимается мотивация, увеличивается число студентов, принимающих участие в научно-исследовательской и проектной деятельности.

Таким образом, применение новых технологий в обучении способствует развитию у студентов познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества успеваемости [1 - 4].

Образовательная технология - это и способы образовательной деятельности, и то, как личность участвует в образовательном процессе.

В свою очередь, педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов обучения, используемых в образовательном процессе.

Различие педагогической и образовательной технологий основано на различии понятия обучения и образования. Обучение предполагает внешнее воздействие на обучающегося, человека на человека, образование - внутренний процесс усвоения обучающимися поступающей извне информации, то есть воздействие человека на самого себя.

Профессиональная ИКТ-компетентность - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно [1].

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

- общепользовательская ИКТ-компетентность;

- общепедагогическая ИКТ-компетентность;

- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность [2].

По нашему мнению, современному педагогу нужно обладать всеми этими компетенциями.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъ-

емлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Использование современной цифровой техники в обучении - это новый подход, который может помочь сделать учебный процесс более интенсивным, стимулировать познавательный интерес обучающихся, создающий возможности для развивающего обучения, увеличивающий темп и при этом оптимизирующий учебное время, а также увеличивающий объем самостоятельной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий способствует активизации и развитию логического мышления, развитию умения у учащихся работать самостоятельно, способствует формированию мотивации к учебе и оказывает положительное влияние на нее. Компьютер с выходом в Интернет дает возможность быстро находить информацию, причем из множества источников, в том числе и зарубежных, и изданий, представленных, помимо текстовых статей, в виде графической и видеоинформации.

Можно выделить ряд преимуществ использования информационно-коммуникационных технологий перед традиционным обучением.

- Объем (плотность) учебного материала, который возможно изложить студентам, увеличивается. Преподаватель может принципиально иначе формировать учебный процесс, выступая его организатором, а не только лектором и единственным доступным источником учебного материала.

- По-настоящему реализуется индивидуальный подход к обучению, когда отдельный объем заданий доступен каждому отдельно взятому учащемуся (на примере Сухомлинского с его «Школой радости», где основным принципом педагогической деятельности служил принцип успешности каждого ученика, и тогда обучение станет радостным, будет приносить удовольствие).

- Возрастает объективность и беспристрастность при оценивании учащихся, так как оценщиком является не живой человек (преподаватель), а беспристрастный компьютер с заложенной в него программой.

- Объективность оценки, поскольку учащихся оценивают не открытой программой оценки, что автоматически снимает вопросы ее справедливости.

- Несравнимо большая наглядность в обучении, так как техника позволяет демонстрировать, а не просто описывать модели и события, которые изучаются в учебном процессе.

- Появляется возможность использования уже готовых материалов, находящихся в общем доступе, его быстрой и надежной передаче студентам за счет наличия в сети Интернет большого числа таких готовых материалов (причем в большинстве случаев бесплатных и разрешенных к копированию) и развитых, надежных технологий их передачи (облачные файлообменные сервисы, электронная почта).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что при использовании информационно-коммуникационных технологий обучение становится интерактивным, интересным, возрастает значение самостоятельной работы обу-

чающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса [3]. Широкое применение компьютерных технологий в обучении в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке.

Обучение с применением информационно-коммуникационных технологий основывается на использовании и развитии всех видов речевой деятельности - письма, чтения, аудирования, говорения. Основным здесь является содержание речевого поведения. Учащийся задает вопросы, подтверждает свою мысль, побуждается к решению и критически его оценивает, по ходу этого актуализирует грамматические нормы. При этом ситуация должна отличаться новизной: другая речевая задача, новый партнер по обсуждению, новый предмет обсуждения. Деятельность, в которой может реализоваться та или иная информационно-коммуникационная технология, может быть учебной, игровой либо трудовой.

А.О. Кривошеев и Е.И. Виштынецкий в своих работах обращают внимание на то, что использование применяемых в учебной сфере информационно-коммуникационных технологий должно ставить своей целью реализацию следующих задач: поддержка и развитие системности мышления обучаемого; содействие всем видам познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности [4].

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе повышает эффективность обучения и вместе с тем способствует развитию и совершенствованию его различных методов и форм, повышает интерес учащихся к более углубленному изучению материала. Современные информационно-коммуникационные технологии дают новые возможности для развития и формирования информационных компетенций.

Информационно-коммуникационные технологии все больше и больше внедряются в различные области человеческой деятельности: предпринимательскую, финансовую, СМИ, сферу образования и науку.

Для успешной модернизации образовательной сферы нужно подчеркнуть необходимость изменения методов и технологий обучения на каждом этапе, акцентируя внимание на тех, которые способствуют формированию навыков для анализа информации, самообучения и саморазвития, мотивируют студентов на самостоятельную работу и самостоятельный поиск решений.

Одним из основных направлений развития образования является информатизация. В связи с бурным ростом технологического прогресса и вплетением его практически во все сферы деятельности возникает потребность в иной модели обучения, построенной на применении современных информационных технологий, которая реализует принципы личностно ориентированного образования. Условием, способствующим заинтересованности в изучаемом предмете, является стимулирование мотивации познавательной деятельности обучающихся вместе с их сознательными и активными, направленными на освоение материала действиями.

Информационные технологии помогают обработать большой объем информации, раскрывают образовательный процесс с другой стороны, который, в свою очередь, ориентирован на индивидуальный подход. Благодаря применению ИКТ устанавливаются новые образовательные отношения между обучающимся и преподавателем.

Применение новых информационных технологий позволяет сделать образовательный процесс современным, увеличить объем информации, которую преподаватель может предоставить на занятии, повышает значимость индивидуальной работы студентов. Применение информационно-коммуникационных технологий является необходимым и важным критерием для того, чтобы система образования развивалась в нужном темпе. При этом важно отметить, что преподавать любой дисциплины должен уметь использовать информационные технологии на любом типе занятия и варьировать их использование в зависимости от конкретной образовательной задачи. Основой новых информационных технологий, применяемых в учебном процессе, является персональный компьютер, интерактивные экраны, базы данных, видео- и аудиотехника, специальное программное обеспечение.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе помогает:

Библиографический список

- подойти к вопросу обучения точечно, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

- повысить мотивацию обучающихся при самостоятельной работе и обработке большого объема информации;

- способствовать развитию обучающего как личности;

- «идти в ногу со временем», быть профессионалом в своей области в условиях активного информационного прогресса.

Говоря о применении информационно-коммуникационных технологий в высшей школе, важно отметить, что:

- проектная и исследовательская работа студентов проходит в более быстром темпе. Благодаря применению ИКТ при обработке и систематизации большого объема информации освобождается временное пространство для творческих решений;

- повышается эффективность обучения за счет увеличения объема и скорости подачи изучаемого материала, что благотворно сказывается на качестве образования и уровне знаний обучающихся;

- в процессе обучения активно развиваются навыки общения и коммуникации.

При использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе необходимо выделить следующее:

- применение ИКТ не заменяет традиционную форму обучения. Важно соблюдать меру и варьировать применения информационных технологий в зависимости от конкретной образовательной задачи;

- учитывать индивидуальные особенности обучающихся, способствовать развитию как самостоятельной, так и коллективной деятельности;

- использовать принцип наглядности, не пренебрегать этой формой изложения материала, используя при этом различные электронные средства;

- предоставить обучающимся доступ ко всем информационным ресурсам, используемым на занятии;

- использовать информационно-коммуникационные технологии преподавателем любой дисциплины и на всех ступенях обучения;

- применять в учебном процессе только утвержденные информационные продукты и источники, соответствующие требованиям образовательной организации.

Благодаря доступности специального программного обеспечения, а также правильной, системной организации учебного процесса повышается мотивация студентов к обучению, развиваются такие навыки, как владение прикладными программами, качественная обработка больших объемов информации, возрастает уровень компьютерной грамотности. В результате растет количество компетенций студента, которые он приобретает в процессе обучения, происходит расширение кругозора, что, несомненно, соответствует требованиям, предъявляемым к понятию качественного образования.

Информационные технологии являются мощными помощниками для поиска, обработки информации, средствами взаимодействия всех субъектов образования - администрации, студентов и преподавателей образовательного учреждения.

Следует отметить, что информатизация открывает преподавателям новые возможности для активного использования в своей работе новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Развитие информатизации в учреждениях образования обусловлено требованием современного развивающегося общества. Это предполагает, что каждый участник данного процесса становится более продуктивным, творческим, способным использовать новые информационные технологии в полной мере и без особых затруднений. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании предполагает, что персональный компьютер должен стать центром учебного процесса. Он используется не как обособленное средство обучения, а как средство, применяемое в совокупности с различными направлениями образовательного процесса, обогащающее их и в корне изменяющее развивающую среду образовательного учреждения в целом. Исходя их всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в современном образовательном процессе использование информационно-коммуникационных технологий играет очень важную роль на всех ступенях обучения.

1. Жог В.И. Информатизация системы образования: теория и практика. Педагогическое образование и наука. 2015; № 4: 31 - 34.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897. Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

3. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. Москва: Дашков и К, 2009.

4. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории. Преподавание истории. 2010; № 8: 68.

References

1. Zhog V.I. Informatizaciya sistemy obrazovaniya: teoriya i praktika. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2015; № 4: 31 - 34.

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

3. Trajnev V.A. Novye informacionnye kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva: Dashkov i K, 2009.

4. Zherlygina S.P. Ispol'zovanie komp'yuternyh tehnologij v prepodavanii istorii. Prepodavanie istorii. 2010; № 8: 68.

Статья поступила редакцию 10.02.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.