ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СТАНДАРТНАЯ СИСТЕМА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Н. С. Данкова, Т. В. Дубровская
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A STANDARD SYSTEM IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING
N. S. Dankova, T. V. Dubrovskaya
Аннотация. Авторы рассматривают современный процесс образования с точки зрения применения в нем информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и утверждают, что использование ИКТ обусловлено сменой образовательной парадигмы, современными стандартами образования и предоставляет широкие возможности преподавателям и студентам. Однако на пути внедрения ИКТ существует целый ряд препятствий, в числе которых косность мышления преподавательского состава. Статья способствует дальнейшему обсуждению вопросов применения ИКТ в российском образовании и решению связанных с этим проблем.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, иностранный язык, образовательный стандарт.
Abstract. The authors are examining the current process of education from the point of view of applying information and communication technologies (ICT). They claim that the use of ICT is predetermined by the change in educational paradigm and modern educational standards. ICT provide broad opportunities for both teachers and students. However, there are a number of obstacles that prevent ICT from being implemented; one of them is hidebound attitudes of teaching staff. The article promotes further discussion of the issues dealing with applying ICT to modern education and solving problems related to them.
Key words: information and communication technologies, foreign language, educational standard.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, что является следствием вхождения России в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике, поскольку возникает потребность в создании новой парадигмы образования.
Традиционная парадигма рассматривала образование как подготовку молодых людей к жизни и деятельности, ориентирующую на потребление уже созданных материальных ценностей. Цель создания новой парадигмы образования - обеспечение условий воспитания, обучения и развития свободной, критически мыслящей личности, соответствующей требованиям жизни в условиях рыночной экономики, способной к непрерывному повышению собственного уровня образования и культуры, интегрированных в мировое информационное пространство [1]. Изменение образовательных парадигм и целей является причиной введения и использования новых педагогических технологий, в число которых входят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Некоторые аспекты ИКТ и возможности использования
инновационных методов обучения, в том числе иностранным языкам, в частности, при обучении аудированию и грамматике, при проведении тестирования, обсуждались нами ранее [2-5]. Однако последнее десятилетие открыло новые возможности применения ИКТ, которые мы обсудим далее.
В число ИКТ входят электронные образовательные ресурсы, популярность и эффективность использования которых растет с каждым годом. В 2011 г. вступил в действие Национальный Стандарт Российской Федерации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы» (ГОСТ Р 53620-2009), в котором отмечено: «Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования обусловливает развитие образовательных технологий, появление новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга пользователей к электронным образовательным ресурсам преимущественно на основе сети Интернет.
Данный стандарт устанавливает общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в информационнообразовательных средах: автоматизированные системы управления образовательными учреждениями всех уровней образования, системы управления обучением, образовательные порталы, хранилища ЭОР, электронные библиотеки и др.» [6].
Внедрение ИКТ, в том числе основанных на обращении к сети Интернет, позволяет адаптировать процесс обучения к личным потребностям каждого учащегося, открывает новые возможности для обработки информации, интерактивного обучения и обучения в сотрудничестве, формирования знания, презентации совместных результатов, а также коммуникации с экспертами в различных областях. Среда обучения, совмещенная с технологией, позволяет преподавателям выделить время для каждого отдельного студента или групп, осуществляя таким образом индивидуальный подход к учащимся. Как отмечено в Государственном стандарте, «применение ЭОР в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать:
- организацию самостоятельной когнитивной деятельности учащихся;
- организацию индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателями;
- организацию групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий» [6].
Иными словами, применение электронных образовательных ресурсов выполняет целый ряд важных функций.
По области методического назначения средства ИКТ делят на несколько групп:
- обучающие, целью которых является формирование знаний, умений, навыков;
- тренажеры, предназначенные для совершенствования умений и навыков;
- информационно-поисковые и справочные;
- демонстрационные, обеспечивающие визуальную опору изучаемого или исследуемого материала;
- имитационные, которые представляют определенный аспект реальности;
- моделирующие, позволяющие моделировать объекты, явления и процессы с целью их изучения;
- учебно-игровые, создающие ситуации, в которых деятельность учащихся реализуется в игровой форме;
- лабораторные, позволяющие проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании [7].
Если говорить о применении разных типов ИКТ в ходе проведения занятий по иностранным языкам, то наиболее востребованными являются обучающие, тренажерные, информационно-поисковые и справочные, демонстрационные ИКТ. Студенты используют разнообразные он-лайн словари, предлагающие не только толкование и перевод слов, но и модели использования этих слов в речи. Обращение к сайтам, содержащим тесты и упражнения на разные аспекты изучаемого языка, позволяет не только разнообразить аудиторную и самостоятельную работу, но и совершенствовать навыки речевой деятельности. Правильно подобранные компьютерные программы дают преподавателю и студентам возможность индивидуально отработать вызывающий трудности материал. Электронные учебники, учебные аудио- и видеоматериалы на образовательных сайтах дополняют традиционные формы обучения.
Электронные учебные издания имеют преимущества перед традиционными пособиями, такие как: легкость тиражирования, простота обновления, возможность включения мультимедийных фрагментов и анимации, а также гипертекстовых ссылок [8]. В дополнение к практическим занятиям используются обучающие компьютерные программы, проведение конференций дополняется участием в телеконференциях, текущий контроль сменяется компьютерным тестированием с применением интерактивных мультимедийных программ [9]. В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. [7]. Многое из перечисленного находит применение в ходе обучения иностранным языкам.
На пути внедрения ИКТ в систему образования есть и препятствия. К проблемам, тормозящим широкое внедрение информационных технологий в учебный процесс, относятся: отсутствие экономических возможностей для приобретения достаточного количества компьютерной и телекоммуникационной техники, а также доступа к всемирным информационным сетям и неготовность преподавателей к внедрению ИКТ в учебный процесс. Ведущие педагоги, имеющие большой стаж преподавательской работы, нередко далеки от новых ИКТ и не всегда понимают их значимость. Они испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием электронных информационных ресурсов в обучении в силу консерватизма мышления. Таким образом, одной из первоочередных проблем на пути практической информатизации образования и повсеместного применения средств ИКТ является подготовка педагогических кадров. С целью формирования готовности современных педагогических кадров к использованию электронных информационных ресурсов в обучении необходимо создание многоуровневой системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, которая может быть создана при наличии надлежащей административной поддержки вуза.
Любопытно отметить, что в других странах также сталкиваются с подобными проблемами при внедрении ИКТ в учебный процесс. Анализ турецкой действительности в статье С. Курта свидетельствует о том, что преподаватели используют современные технологии для административных целей, подготовки к занятиям, оценки студенческих работ и некоторых других целей. Однако использование ИКТ в собственно образовательном процессе сведено к минимуму, и ИКТ чаще всего выступают в качестве дополнения к традиционным методам обучения [10, с. 557].
Кроме того, существует ряд других проблем, связанных с переходом к информационному обществу и препятствующих широкому внедрению ИКТ. Стремительный рост объема информации, содержащейся в сети Интернет, приводит к фрагментарности, непоследовательности, а во многих случаях и к недостоверности этой информации, поэтому любой преподаватель, в том числе преподаватель иностранного языка, должен быть хорошо знаком с ресурсами, которые он рекомендует использовать студентам.
Другая проблема, как нам представляется, состоит в том, что студенты неверно понимают функциональную ценность ИКТ. Полагая, что электронные ресурсы являют собой всеобъемлющий источник знаний, к которому можно обратиться в любой момент, обучающиеся не считают нужным выбирать для себя нужное, классифицировать полученный материал, строить ментальные системы знаний. Поэтому преподаватель в условиях внедрения ИКТ должен помочь студентам разграничить возможности ИКТ и свои собственные возможности.
Таким образом, процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование закреплен государственными стандартами и является неизбежным. Функциональная ценность ИКТ позволяет применять их для преподавания самых различных дисциплин, включая иностранные языки, и способствует совершенствованию образовательного процесса в целом. В то же время внедрение новых образовательных технологий с использованием ИКТ находится на начальной ступени развития, и требуются дополнительные материальные и психологические затраты, чтобы системно и последовательно реализовать государственный стандарт на практике.
Список литературы
1. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учеб. пособие / В. А. Красильникова. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2006. -235 с.
2. Данкова, Н. С. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовании / Н. С. Данкова // Университетское образование (МКУО-2013) : сб. ст. XVII Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 70-летию образования университета (г. Пенза, 11-12 апреля 2013 г.) / под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. - Вып. 17. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - С. 17-18.
3. Дубровская, Т. В. Использование ТОЕБЬ при обучении английскому языку / Т. В. Дубровская // Актуальные проблемы современного строительства : материалы Всерос. XXX науч.-техн. конф. - Пенза : ПГУАС, 1999. - С. 123.
4. Дубровская, Т. В. Использование активных методов обучения: аудирование / Т. В. Дубровская, Т. П. Седова // Инновационные технологии обучения инжене-ров-строителей : тез. докладов XXX межвуз. науч.-метод. конф. - Пенза : ПГАСА, 1998. - С. 249-250.
5. Дубровская, Т. В. Как сделать изучение английского языка и английской грамматики «полезным удовольствием» / Т. В. Дубровская, Т. П. Седова // Инновационные технологии обучения инженеров-строителей : тез. докладов XXX межвуз. науч.-метод. конф. - Пенза : ПГАСА, 1998. - С. 250-251.
6. Национальный Стандарт Российской Федерации «Информационнокоммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы». - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53620-2009
7. Информационные технологии в образовании. - URL: http://physics.herzen.spb.ru/ teaching/materials/gosexam/b25.htm
8. Серветник, О. Л. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вуза в условиях глобализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Серветник О. Л. - Ставрополь, 2006. - 24 с.
9. Диканский, Е. Ю. Комплексное использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук / Диканский Е. Ю. - Ставрополь, 2003. - 193 с.
10. Kurt, S. Examining teachers’ use of computer-based technologies: A case study /
S. Kurt // Education and Information Technologies. - 2013. - V. 18, issue 4. -P. 557-570.
Данкова Наталья Станиславовна старший преподаватель, кафедра английского языка,
Пензенский государственный университет E-mail: natasha-antivirus@mail.ru
Dankova Natal'ya Stanislavovna senior lecturer,
the english language sub-department, Penza State University
Дубровская Татьяна Викторовна
доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка, Пензенский государственный университет E-mail: gynergy74@gmail.com
Dubrovskaya Tat'yana Viktorovna
doctor of philological sciences,
associate professor,
head of the english language
sub-department
Penza State University
УДК 37.02 Данкова, Н. С.
Информационно-коммуникационные технологии как стандартная система в преподавании иностранных языков / Н. С. Данкова, Т. В. Дубровская // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 4 (8). -С. 242-246.