Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования аудитивной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза'

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования аудитивной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИТИВНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зернина Е. В.

Рассматриваются достоинства применения информационно-коммуникационных технологий на занятиях иностранного языка в высшей школе. Формирование аудитивной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза осуществляется в условиях ограниченного количества аудиторных занятий, и внедрение компьютерных обучающих программ позволяет обеспечить овладение необходимыми речевыми навыками и умениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования аудитивной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза»

Е.В.Зернина

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

(Лысьвенский филиал)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АУДИТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Рассматриваются достоинства применения информационно-коммуникационных технологий на занятиях иностранного языка в высшей школе. Формирование аудитивной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза осуществляется в условиях ограниченного количества аудиторных занятий, и внедрение компьютерных обучающих программ позволяет обеспечить овладение необходимыми речевыми навыками и умениями.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, аудитивная иноязычная компетенция, высшая школа.

Современные подходы к преподаванию иностранного языка ориентируют преподавателей на формирование у студентов аудитивной коммуникативной компетенции, позволяющей активно взаимодействовать с носителями языка в условиях прямых или опосредованных коммуникаций. Формирование аудитивной коммуникативной компетенции, включающей лингвистический, дискурсивный и деятельностный компоненты [1], предполагает не только овладение знаниями в области фонетики, лексики и грамматики изучаемого языка, но и активное участие в продуктивной деятельности по приобретению устойчивых умений и навыков их применения в устной и письменной коммуникации. Иноязычная аудитивная компетенция формируется при использовании таких технологий обучения, которые эффективно решают задачи подготовки к общению в различных сферах и ролевых функциях. Именно информационнокоммуникационные технологии способны открыть новые возможности для эффективного формирования иноязычной аудитивной коммуникативной компетенции, так как «по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами компьютерные средства обучения обеспечивают новые возможности при обучении иностранному языку, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством» [2, с. 174] .

Современные информационные средства, такие как экспертные обучающие системы, учебные базы данных, интерактивные видеосистемы, мультимедиаоперационные среды, технологии виртуальной реальности создают

информационно-коммуникационную среду (П.В. Сысоев, ИВ. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова), под которой понимается «совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью» [3, с. 122]. Включая множество информационных взаимосвязанных объектов, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки информации, а также средства воспроизведения видео- и аудиовизуальных данных, информационно-коммуникационная среда ведет к расширению доступа к образованию и «формированию системы открытого образования, созданию новых квалификационных характеристик современного специалиста» [4, с. 196], готового и способного к самообучению, саморазвитию и самореализации. Многие авторы, в том числе Е.В. Языкова, Н.В. Митяева, М.А. Бовтенко, К.В. Александров [5-7], отмечают возможность организации автономного обучения с учетом личностных особенностей обучаемых и их уровня владения иностранным языком при использовании компьютерных технологий в учебном процессе.

Среди основных преимуществ компьютерных обучающих программ в преподавании иностранных языков выделяют [8]:

— повышение качества обучения в различных образовательных учреждениях;

— наличие возможности обучения для студентов разного уровня подготовленности и работающих с различной скоростью освоения материала;

— обеспечение многократности повторения, дающего гарантию формирования навыков (что не задерживает других студентов и не вызывает усталости педагога);

— быструю компенсацию недостатка знаний и умений большого количества студентов при ограниченном числе квалифицированных и опытных учителей - и это в сочетании с усовершенствованием условий работы педагогов;

— гарантию того, что преподаватели и студенты будут работать с современными и достоверными аутентичными источниками.

В современных исследованиях подчеркивается, что эффективность применения электронных образовательных ресурсов обеспечивается при наличии у компьютерных обучающих материалов следующих существенных характеристик [6, 7, 9]:

— комплексное использование средств для презентации материала (звука, графики, мультипликации, видео, текста), при максимальном включении в них аудиоформата;

— демонстрация языковых явлений в динамике;

— вариативность и достаточность языкового наполнения заданий;

— возможность выполнять традиционные виды заданий в более эффективном режиме и/или создавать такие материалы, выполнение которых без мультимедийного сопровождения было бы технически невозможно;

— возможность контроля и самоконтроля, в том числе просмотра, анализа, коррекции ошибок, для чего мультимедийная обучающая программа предлагает справочные материалы и/или образцы выполнения заданий;

— обеспечение совместимости с другими программами и инструментальными средами;

— адаптивность учебных материалов (возможность выбора уровня сложности, объема, степени глубины проработки изучаемого материала; формата представления информации: текстового, аудио-, видеоформата и вариантов их комбинирования; последовательности выполнения заданий, времени на их выполнение и др.).

Современные обучающие программы базового уровня английского языка (general English) незаменимы в ситуациях, когда студенты испытывают трудности с приобретением умений использования отдельных тем, что часто связано с пробелами в знаниях. Применение мультимедийных ресурсов эффективно для овладения аудитивной коммуникативной компетенцией в условиях ограниченного аудиторного времени, в частности у студентов очнозаочной и заочной форм обучения. Интерактивные обучающие программы Tell Me More, Путь к совершенству, AbbyyLingvo*3 (раздел Tutor) позволяют создавать языковую развивающую среду с учетом личных потребностей обучающегося и системно работать над совершенствованием навыков восприятия иноязычной речи. Для приобретения профессионально-ориентированной аудитивной коммуникативной компетенции (ESP - English for Specific Purposes) успешно применяются такие учебные курсы с электронным сопровождением, как English for Emails и English for Telephonong (Oxford University Press), Technical English и English for IT (Pearson ELT), Macmillan Guide to Economics (Macmillan). Выполняя функции консультанта, учебника, словаря, справочника, экзаменатора, компьютерная обучающая программа создает условия для самостоятельной работы над языком и расширяет возможности процесса самообучения.

Интерактивность программы - ее способность вести «диалог» с пользователем, то есть реагировать на вводимые пользователем запросы или команды, позволяет пользователю определять и при необходимости корректировать свои учебные действия, что способствует максимальной индивидуализации процесса обучения и комфортной работе по приобретению навыков и умений.

С помощью мультимедийных программ и интернет-ресурсов у обучающегося появляется возможность направлять и корректировать весь учебный процесс, исходя из собственных интересов, уровня знаний и умений:

подбирать требуемые электронные ресурсы и адаптировать их к индивидуальным возможностям обучаемых. В частности, ряд электронных ресурсов позволяет настраивать практику аудирования так, чтобы воспроизведение было двух-/трехкратным, соответствовало темпу восприятия обучающегося. Более того, использование мультимедийных технологий дает возможность моделировать качество аудируемого текста с учетом необходимых параметров громкости и даже тембра, а также сопровождать предъявление субтитрами и необходимыми невербальными опорами, что способствует минимизации языковых трудностей и подключению дополнительных, экстралингвистиче-ских средств, помогающих повысить уровень понимания и облегчить процесс восприятия информации. Таким образом, адаптируемость компьютерной программы или электронного ресурса под конкретные практические цели и потребности студентов является серьезным мотивирующим фактором, что существенно повышает эффективность процесса обучения. ИКТ способствуют обеспечению побудительных мотивов (стимулов), которые активизируют познавательную деятельность за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления образовательным ресурсом и выбора режима учебной деятельности на основе личностных приоритетов и навыков владения отдельными видами речевой деятельности [9]. В частности, такие интернет-ресурсы, как English Central (www.englishcentral.com), предоставляют возможность выбирать уровень сложности, тематику изучаемого материала, использовать титры и/или текст аудиозаписи, задания для проверки понимания и другие виды упражнений для сопровождения аудиозаписей.

При работе со студентами заочной и очно-заочной форм обучения неязыковых направлений профессиональной подготовки практически невозможно осуществить комплексную тренировку речевых навыков, не прибегая к электронным образовательным средствам как инструменту организации и контроля самостоятельной работы студентов. В этих условиях компьютерная мультимедийная программа становится активным средством обучения -«электронным ассистентом преподавателя, работающим в индивидуальном режиме с обучаемым». Вслед за К.В. Александровым мы считаем, что такому пособию «должна быть отведена функция полноценного средства организации самостоятельной работы обучаемых, способного объяснять фонетический, грамматический и лексический материал, обеспечивающего его тренировку в достаточном количестве упражнений и мгновенный контроль их выполнения» [10, с. 84].

Важным достижением мультимедийных систем является их высокая степень аутентичности. Технологии мультимедиа образуют такую среду обучения, которая виртуально представляет аудио-, видеосреду изучаемого языка. Возможность взаимодействия с виртуальными образами и моделями изу-

чаемых лингвистических объектов и процессов, формирование у обучаемых четкого и живого зрительного образа изучаемой страны и людей, моделирование языковой и структурной среды создают дополнительные виды наглядности, усиливают эмоциональное воздействие, облегчают восприятие языкового материала.

Современные информационно-коммуникационные технологии, таким образом, создают особую среду, которая способствует активному развитию обучающихся и формированию индивидуальной траектории обучения, что особенно важно в условиях высшего учебного заведения. Компьютер на протяжении последних десятилетий выступает как средство обучения, которое «раскрывает резервы учебного процесса и личности учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает его труд, позволяя переложить на машину наиболее сложную и трудоемкую часть работы» [11, с. 53]. Важным направлением информатизации образования является создание и развитие «индустрии образовательного контента». В рамках Федеральной целевой программы развития образования разрабатываются ЭОР (электронные образовательные ресурсы) нового поколения - модульные интерактивные мультимедийные учебные продукты, охватывающие все основные компоненты образовательного процесса: получение информации, практические занятия и аттестацию (контроль учебных достижений).

Все вышеперечисленные достоинства мультимедийной образовательной среды свидетельствуют о развитии новой культуры обучения [8], ключевыми особенностями которой становятся большая независимость со стороны учащегося, большая степень самостоятельности и самоорганизации процесса обучения и необходимости внедрения интерактивных форм деятельности в аудиторную и внеаудиторную работу. При этом новые образовательные технологии не являются панацеей для решения существующих проблем, как и не являются универсальным инструментом обучения, способным заменить все существующие подходы. Для эффективного внедрения ИКТ педагогу следует четко представлять себе индивидуальные проблемы обучающихся и подбирать достоверные, соответствующие поставленной задаче электронные образовательные ресурсы на основе грамотного информационного поиска и критической оценки возможностей и достоинств предложенных обучающих средств.

Внедрение качественных, грамотно подобранных и методически оправданных мультимедийных ресурсов становится эффективным инструментом в структуре современных педагогических технологий, направленных на формирование аудитивной компетенции выпускника высшего учебного заведения высокого уровня профессиональной квалификации. В отчете, представленном Министерством образовании и науки РФ [12], отмечено, что в последние годы в высшем образовании России складываются благоприятные условия для дальнейшего развития ИКТ. Это связано как с внутренними

стратегиями развития учреждений высшего образования, так и с развитием инфраструктуры для внедрения новых информационных технологий. Вместе с тем в развитии использования ИКТ в высшем образовании существует ряд проблем, среди которых отсутствие качественно новых информационнопедагогических технологий, повышающих компьютерную грамотность и ИКТ-компетентность обучающихся в системе непрерывного образования, с учетом конкретизации требований профессиональных стандартов для всех уровней образования [13, с. 124].

Список литературы

1. Мильруд Р.П. Компетентность в языковом образовании // Вестник ТГУ. - 2003. - № 2 (30). - С. 100-106.

2. Сарана Т.П. Компьютерный консалтинг в самообучении иностранным языкам. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2005.

3. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. - 2012. -№ 1. - С. 120-133.

4. Малюга Е.Н. Профессионально ориентированное обучение студентов нелингвистических вузов в дистанционном формате // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2011. - № 1. - С. 196-200.

5. Языкова Е.В., Митяева Н.В. Информационно-коммуникационные технологии в формировании навыков аудирования на английском языке у преподавателей вузов и специалистов производственной сферы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 4 (11). - С. 175-177.

6. Бовтенко М.А. Компьютерные средства обучения языку: современные возможности // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования». - 2000. - № 6. - С. 25-37.

7. Александров К.В. Мультимедийный комплекс в обучении иноязычной лексике: теоретические и практические аспекты. - Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2010.

8. Информационные и коммуникационные технологии в преподавании и изучении иностранных языков: современные потребности и перспективы [Электронный ресурс]: аналит. отчет Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (2004). - ИКЬ: http://iite.unesco.org/ pics/publications/ru/files/3214561.pdf (дата обращения: 17.02.2013).

9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / ИИО РАО. - М., 2010.

10. Александов К.В. Можно ли обучить иностранному языку без ИКТ? // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 3. - С. 80-86.

11. Михайлова О.Э., Канатова С.Ш. Использование компьютерных программ для обучения учащихся старших классов средней школы лексическому аспекту иноязычной речи // Иностранные языки в школе. - 1994. -№ 1. - C. 53-59.

12. Продвижение использования информационных и коммуникацион-

ных технологий в техническом и профессиональном образовании и обучении в странах СНГ [Электронный ресурс]: аналит. отчет Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (2012). - URL:

http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214701 .pdf (дата обращения: 17.02.2013).

13. Скуратов А.К. Государственная политика в области ИКТ в РФ. Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития: аналитический обзор. - СПб.: ГУАП, 2009.

Получено 24.02.2013

E.V. Zernina

DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCE THROUGH THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES AT PROFESSIONAL HIGHER SCHOOLS

The present article deals with the issues of developing a methodology of implementing the use of computer technologies in ESL classroom in higher schools. Acquiring foreign language competence under time limits calls for computer learning to ensure necessary speech habits.

Keywords: information-communication technologies, foreign language competence, higher school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.