132 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Список литературы:
1. Абдулгамидов Н., Губанов С. Глобализация: трактовки и действительность // Экономист. - 2001. - № 9.
2. Боташева А.К. Международные отношения: взаимообусловленность государственного и международного терроризма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 1.
3. Боташева А.К. Политический терроризм: детерминация и формы проявления: автореф. дисс. ... канд. полит. н. - Ставрополь, 2004.
4. Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия: дисс. .д-ра полит. наук. - Краснодар, 2009.
5. Волочаева О.Ф. «Национальная безопасность»: эволюция содержания в современной западной политической науке // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 4.
6. Романов Н.А. Военно-космическая разведка США в современных локальных конфликтах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artof-war.ru/r/romanow_n_a/text_0580.shtml.
7. Российская газета. - 2000. - 28 сентябрь. - № 187.
8. Халкечев Д.Х., Боташева А.К. Политико-стратегическое содержание вооруженной борьбы современности и будущего // Система ценностей современного общества. - 2014. - № 37.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
© Хохлова Д.О.*
Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск
На данном этапе развития электронного правительства в программах развития электронного правительства говорится, что новые информационные и коммуникационные технологии могут быть использованы для того, чтобы сделать контакт населения и бизнеса с государственным аппаратом более прочным, обеспечив широкий доступ к новым технологиям, что должно ускорить темпы вхождения Российской Федерации в общество информации.
Ключевые слова: электронное правительство, глобализация, социальные сети, правительственные службы, интернет, компьютеризация.
Считается, что в недалеком будущем в мире произойдет Интернет-революция, которая сделает массово возможным достижение глобальных соци-
Студент Института международных отношений.
Политические проблемы международных отношений и глобального развития
133
альных целей, и их реализация радикально изменит социальную организацию общества. Для этого потребуется осуществление трех мега-проектов интернет-сообществ:
- создание доступных социальных сетей свободного общения и сотрудничества, оснащенных совершенными программами автоматического перевода текстов;
- резкое сокращение коммерческой рекламы и ложной информации, посредников и манипуляторов в социальном общении. Потребители с помощью социальных сетей будут осуществлять взаимное информирование о реальных характеристиках товаров, и организовывать их оптовые закупки на виртуальных рынках. (Информирование вместо рекламы, совместные покупки вместо магазинов);
- через развитие социальных сетей создание сообщества пользователей для реализации совместных деловых, творческих и социальных проектов.
Такое видение тотальной приобщенности населения к информационным ресурсам представляется пока несбыточным. Но массовое проникновение Интернета вызывает устойчивый рост потребления информационных технологий в обществе [2, с. 189]. В этом плане электронное правительство, как новая форма организации деятельности органов государственной власти, становится незаменимым, удобным и комфортным способом взаимодействия граждан с государством, использования публичных государственных данных, отражения гражданской позиции, выражения участия в законотворческих процессах. Как пишут исследователи, «Сегодня происходит эффективное присвоение практически любой территории наиболее передовым, информатизированным обществом» [5, с. 120].
Очевидные успехи по использованию интернет-технологий в качестве инструмента политической коммуникации привели к возникновению идеи создания на базе Интернета и других современных информационных технологий электронного правительства или правительства, снабженного электронным интерфейсом. Именно такие формы взаимодействия могут обеспечить Интернет-порталы и мобильные устройства, поэтому главная особенность электронного правительства на сегодняшний день - стремление активно применять информационно-коммуникационные технологии, благодаря которым оно стремится на качественно новый уровень оказания услуг гражданам и организациям.
Важность внедрения электронного правительства понимается и принимается обществом, которое ценит удобство. В то же время мало кто задумывается об удешевлении технологий взаимосвязи с государственными органами, о прозрачности функционирования власти, о социальной удовлетворенности населения. Рассматриваемая тема очень актуальна, так как благо-
134 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
даря внедрению электронного правительства повышаются эффективность государственного управления, уменьшается в разы коррупция со стороны бюрократических структур, при этом существенно снижаются государственные расходы.
Опыт внутреннего управления западных стран говорит о том, что оказание государственных услуг в электронном виде открывает объективные преимущества, как для граждан, так и для государства. С использованием достижений в информационных сферах довольно веско снижаются затраты времени на сбор документов, упрощаются бюрократические процедуры, сокращаются административные расходы, повышается уровень доступности и качество предоставляемых услуг, растет уровень лояльности граждан.
Исследователи предполагают, что процесс внедрения электронного правительства должен состоять из трех этапов [6]:
1. Информационно-справочный: размещение информации о государственных услугах и функциях в сводном реестре государственных и муниципальных услуг и на едином портале государственных и муниципальных услуг.
2. Размещение форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственных услуг, на едином портале государственных и муниципальных услуг - граждане и организации получают возможность самостоятельно распечатать необходимую форму.
3. Обеспечение доступа к формам заявлений и иным документам для их заполнения и подачи в электронном виде, предоставление возможности отслеживания хода предоставления услуги.
Все сведения по наиболее важным государственным вопросам на сегодняшний день размещены в Интернете. Большое внимание уделяется установлению контакта между населением и правительством с помощью электронной почты. Все министерства и другие государственные службы имеют электронный адрес. Можно полагать, что поскольку в настоящее время вся деятельность министерств находится на виду у пользователей Интернета, то, несомненно, это повышает ответственность и эффективность работы чиновников [3, с. 19].
Но недостаточно внимания уделяется повышению компьютерной грамотности как населения, так и государственных служащих. Так, на практике часто письма и запросы пользователей остаются без ответа. Сказывается ли неразработанность программ, или дело в пренебрежении электронными видами документов, или просто сказывается недостаток грамотных пользователей-работников учреждений, вопросы остаются часто без ответа. Может быть, сказываются «сохраняющиеся до сих пор традиции бюрократизма» [1, с. 89].
Политические проблемы международных отношений и глобального развития
135
Необходимо, чтобы правительство организовало специальные программы по обучению чиновников работе с персональными компьютерами и с Интернетом. Кроме того, владение новыми информационными технологиями должно было войти в учебную программу при подготовке чиновников в высших учебных заведениях. Необходимо принять программу «Использование информационных и телекоммуникационных технологий правительством», создать межведомственный комитет по технической поддержке развития информационных и коммуникационных технологий в правительственных службах. Задача этого комитета будет заключаться в компьютерном и программном обеспечении правительственных служб, создание сетей, открытых для населения и обеспечение применение стандартов Интернета в практической деятельности.
Государственные службы в своей деятельности должны, прежде всего, руководствоваться интересами населения. Новые информационные технологии должны сделать контакт между населением и государственным аппаратом более простым, чтобы каждый человек по интересующей его проблеме мог обратиться к чиновнику-профессионалу за квалифицированной консультацией [4, с. 7]. И тогда в недалеком будущем станет возможной ситуация, когда данные о персональных данных граждан и государственных услуг окажутся открытыми в максимально возможной степени; это позволит всем людям совместно использовать электронное правительство и персональные файлы друг друга. Хотя данная концепция пока выглядит утопичной, положение о праве свободного доступа граждан к государственной информации в современных развитых демократиях получило повсеместное распространение и закреплено в законодательстве.
Список литературы:
1. Боташева А.К. Основные проблемы глобализации мировой экономики как детерминирующие факторы современного терроризма // Право и политика. - 2009. - № 2.
2. Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия: автореф. дисс. .. .д-ра полит. наук. - Краснодар, 2009.
3. Волочаева О.Ф. Гражданское общество и интернет-коммуникация в контексте современного политического процесса // Власть. - 2012. - № 11.
4. Медведев Н., Боташева А. Борьба с терроризмом на Северном Кавказе: проблемы и приоритеты // Власть. - 2009. - № 7.
5. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в противодействии терроризму на Северном Кавказе: политико-технологический аспект: дисс. ... канд. полит. наук. - Пятигорск, 2005.
6. http://www.microsoft.com/.