Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные системы управления предприятиями'

Информационно-коммуникационные системы управления предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
785
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS / ENTERPRISE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гевак А.Н., Килина Ю.А., Мартынов Л.М.

Статья продолжает серию статей по инфоком-менеджменту, в ней проведен анализ современного этапа развития информационно-коммуникационных систем управления предприятиями. Использование этих систем рассмотрено как предпосылка перехода к инфо-коммуникационному обеспечению менеджмента. Представлены классы систем интеллектуального анализа данных. Рассмотрены некоторые наиболее часто применяемые информационно-коммуникационные системы, применяющиеся в управлении предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS MANAGEMENT ENTERPRISES

The analysis of the current stage of development of information and communication of enterprise management systems. The use of these systems is considered as a prerequisite for the transition to info-communication management. Represented classes of intelligent data analysis. Considered some of the most frequently used information and communication systems used in the management of enterprises.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные системы управления предприятиями»

Проблемы экономики и менеджмента

А.Н. Гевак

аспирант,

ФГБОУВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана»

Ю.А. Килина

аспирант,

ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана»

Л.М. Мартынов

д-р экон. наук, профессор, факультет «Инженерный бизнес и менеджмент», кафедра менеджмента, ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Аннотация. Статья продолжает серию статей по инфоком-менеджменту, в ней проведен анализ современного этапа развития информационно-коммуникационных систем управления предприятиями. Использование этих систем рассмотрено как предпосылка перехода к инфо-коммуникационному обеспечению менеджмента. Представлены классы систем интеллектуального анализа данных. Рассмотрены некоторые наиболее часто применяемые информационно-коммуникационные системы, применяющиеся в управлении предприятиями.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные системы, управление предприятием.

A.N. Gevak, Bauman Moseow State Technical University

Y.A. Kilina, Bauman Moseow State Technical University

L.M. Martynov, Bauman Moseow State Technical University

INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS MANAGEMENT ENTERPRISES

Abstract. The analysis of the current stage of development of information and communication of enterprise management systems. The use of these systems is considered as a prerequisite for the transition to info-communication management. Represented classes of intelligent data analysis. Considered some of the most frequently used information and communication systems used in the management of enterprises.

Keywords: information and communication systems, enterprise management.

На современном этапе развития информационно-коммуникационных систем управления предприятиями особое значение приобрели автоматизированные средства управления ресурсами предприятий (организаций) и их разнообразных расширений. Они выявляют новый виток развития методологии управления предприятиями в условиях конфергенции процессов компьютеризации, информатизации и развития телекоммуникаций. Вот почему такие системы широко используют информационнокоммуникационные средства, сети и технологии (ИКСТ).

В этой связи, следует назвать базовые практически для всех плановоориентированных методологий системы управления материальными ресурсами предприятия - MRP (Material Requirements Planning) и MPS (Master Planning Schedule) -известной также под названием «объемно-календарное планирование». Методические и

28

№ 2 (30) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

математические трудности реализации этих подходов были решены только с приходом вычислительной техники.

На базе достижений этого этапа реализован вариант планирования производственных ресурсов (мощностей) - CRP (Capacity Requirements Planning), методология которого принципиально была похожа на MRP, но речь шла о расчетах необходимых производственных мощностей, а не материалов и компонентов, как в первом случае. Эта задача была существенно сложнее, поскольку требовала учета большого числа параметров, а окончательный расчет обязательно включал не только параметр мощности, но и временную последовательность.

Объединение названных методологий дало задачу MRP «второго уровня» - MRP II (Manufacturing Resource Planning) - интегрированную методологию планирования, включающую MRP\CRP. При использовании данной методологии подразумевается анализ финансовых результатов производственного плана, а также применение MPS и FRP (Finance resource/requirements Planning) - планирование финансовых ресурсов, но без их интеграции в «динамическую систему».

Стандартные системы этого класса позволяют теперь формировать варианты производственного графика без проведения полной процедуры расчета, а затем уже производить окончательный баланс ресурсов по обеим «ветвям» планирования - как MRP, так и CRP. На этом уровне данная задача предлагается до сегодняшнего дня в виде тиражируемых решений. Однако в таком виде задача планирования ресурсов представляет интерес только для ограниченного числа «типичных MRP (MRP II) -производств», среди которых можно указать машиностроение, приборостроение и некоторые другие серийные сборочные производства. Для них задача расчета потребных ресурсов является самоценной ввиду своей вычислительной сложности.

В то же время, для большинства производств «расчет чистых потребностей» оказался недостаточен, и началось дальнейшее развитие «постановок» задач. Поэтому в генезисе этих систем сразу было выделено несколько основных направлений развития методологии MRP, часть которых позже выделилась в самостоятельные методологии управления:

• управление сложными производственными проектами, типа разработки на заказ, где планирование ведется по совмещенным сетевым и производственным графикам («проектное управление» - используется в машиностроении, авиастроении, космической отрасли и др.);

• интегрированное управление для заказного и мелкосерийного производства (машиностроение, автомобилестроение и др.);

• управление сложными финансово-сбытовыми и производственными структурами - холдинговое управление («финансовое управление» в финансовопромышленных группах, «логистические цепочки» и «управление распределенными потребностями» - в крупных торгово-производственных предприятиях, организациях и компаниях).

Опыт постановки задач для реальных систем и анализ представленных в России

№ 2 (30) - 2014

29

Проблемы экономики и менеджмента

реализаций «больших систем» позволили выделить три подхода к формальной постановке задач управления бизнесом: функциональный, финансовый,

«документооборотный».

В области управления производством очевидны преимущества функционального подхода, типичными представителями которого являются решения от Baan и Symix. Финансовый подход проповедует компания SAP в своем продукте R/3, что действительно оказалось очень эффективно для управления бизнесом холдингового типа и чисто финансовых институтов.

«Документооборотный» подход встречается в «малых» системах и в непромышленной сфере, где имеется небольшой удельный вес «встроенных» вычислительных задач, либо они легко «отчуждаются» в самостоятельные модули. Среди западных «больших систем» его влияние сильно ощущается, например, в Oracle Application.

Важно отметить, что те или иные реализации документооборота все больше включаются в состав многих систем автоматизированного управления, однако их задачи достаточно четко очерчены как «внешние» по отношению к «основной» функциональности системы. Также распространенным является вариант интеграции систем финансово-экономического управления и системы, обеспечивающей реализацию того или иного варианта документооборота (в том числе такие, как Lotus Notes или Microsoft Outlook).

Отметим, что еще в 80-90-х годах прошлого века сформировались новые характеристики рынка, которые существенно изменили требования к подобным системам управления, и, тем самым, обозначился переход от «программноинформационного» к «информационно-коммуникащоннному» обеспечению

менеджмента. Отметим основные такие характеристики и предпосылки:

• существенная пространственная и концептуальная (диверсификационная) глобализация как сбыта, так и поставок, в том числе для мелких и средних производителей;

• резкое снижение времени жизни продукта на рынке; возрастание роли знаний и баз знаний организаций;

• значительное увеличение роли и количества заказных производств как наиболее полно отражающих концепцию «общества потребления»;

• рост конкуренции и, в результате, снижение средней маржи, получаемой производителем, как следствие - резкое увеличение интереса к более «тонкому» управлению издержками;

• общая интенсификация жизни, приведшая к существенному повышению требований мобильности управления;

• «спуск» проблем сбыта и логистики к мелкому и среднему производителю и другие характеристики.

Перечисленные изменения потребовали переработки концепций, заложенных в основу автоматизированных систем управления. Была предложена концепция ERP

30

№ 2 (30) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

(Enterprise Resource Planning) - интегрированного планирования всех «бизнесресурсов» предприятия. Фактически она формализовала представление об «интегрированных» решениях. Они охватывали и связывали планирование и управление всеми сферами работы предприятия, включая производственные его мощности и ресурсы.

Заметим, что наряду с современным применением ERP-концепции стала актуальной и CRM-система (Customer Relationchips Management), которая по своей главной идее существенно приближается к идее информационно-коммуникационного менеджмента [1], оставаясь одной из информационных технологий, помогающих в принятии должных управленческих решений. Данная CRM-система начала активно развиваться в конце прошлого века, отвечая тенденции «кастомизизации» бизнеса и «клиенто-ориентированному» подходу. В центре ее внимания находятся именно клиенты организации, а не бизнес-процессы. Таким образом, данная система, уже как бы выходит за пределы внутренней среды предприятия во внешнюю бизнес-среду.

Не менее важной «глобальной» новинкой в области управления бизнесом стала концепция «логистических цепей» (supply chain) - переход в практике и теории управления от манипулирования поставками (supply management) к управлению цепочками поставок (supply chain management) или, точнее, управлению логистическими цепями. Характерно, что известная система R/3 (уже упоминаемая нами выше), которая позиционируется как система управления, прежде всего, для крупного бизнеса, активно в свое время критиковалась именно за недостаточный уровень поддержки данной концепции.

Информационная поддержка этой методологии - обязательное требование, на наш взгляд, не только для крупных предприятий. Российская специфика состоит в том, что фактически с самого начала все сколько-нибудь значительные предприятия имели дело с управлением именно логистическими цепями (которые им приходилось создавать «с нуля»), а не с «простыми продажами» (это отмечалось в публикациях еще более 10 лет тому назад, см., например [2]).

Поддержка логистических цепей стала практически обязательным требованием для программных продуктов, предназначенных для автоматизации торговых и холдинговых структур. Такие продукты должны поддерживать конфигурацию, позволяющую размещать объекты автоматизации на нескольких физически удаленных территориях, причем, как с возможностью разделения финансового (бухгалтерского) учета (поддержки нескольких юридических лиц), так и с возможностью поддержки «распределенного», но единого юридического лица, со всеми вытекающими отсюда требованиями к распределенной структуре базы данных.

Отметим, что свои требования к информационному (программному) обеспечению предъявляют такие популярная ныне подходы к организации производственнохозяйственной деятельности фирм, как CFM (Customer Focused Manufacturing) -«производство, ориентированное на покупателя», или, например, концепция DRP (Distribution Requirements Planning) - планирование распределенных ресурсов.

№ 2 (30) - 2014

31

Проблемы экономики и менеджмента

Развитие рассматриваемых систем управления идет по пути смены приоритета используемого ресурса «информация» на ресурс «знания», так как человек интерпретирует первое во второе в случае восприятия релевантной информации на основе механизмов когниции, перцепции и аксиологии [3]. Поэтому рассмотрим и характеристику информационно-коммуникационных систем и компьютерных технологий «интеллектуального анализа данных», это так называемое обнаружение знаний в базах данных (KDD - Knowledge Discovery in Databases). В настоящее время на Западе происходит лавинообразный рост числа программных продуктов, использующих технологии KDD, а также типов задач, где их применение дает значительный экономический эффект. Элементы автоматической обработки и анализа данных становятся неотъемлемой частью концепции электронных хранилищ данных и часто именуются в этом контексте data mining - «базы знаний» (см., например, отечественную публикацию об этом [4]).

Говоря о KDD можно выделить ряд классов систем интеллектуального анализа данных (системы поддержки решений), применяемых в бизнесе и финансах. Укажем из них такие восемь классов:

• Предметно-ориентированные аналитические системы.

• Статистические пакеты.

• Нейронные сети.

• Системы рассуждений на основе аналогичных случаев.

• Деревья решений.

• Г енетические алгоритмы.

• Нелинейные регрессионные методы.

• Эволюционное программирование.

На российском рынке такие информационные продукты и в настоящее время выступают фактически как инновационные технологии. При их выборе и их оценке должно быть также учтено действие некоторых факторов с учетом соответствующих специфических особенностей России, влияющих на эффективность применения указанных выше технологии data mining как в целом, так и в управлении конкретным предприятием (по этой тематике авторами подготовлена рукопись статьи для опубликования в одном из следующих номеров данного журнала - прим. авт.).

Для лучшей ориентации менеджеров в практике использования ИКСТ приведем наиболее часто применяемые системы управления, подобные рассмотренным здесь, с их английской аббревиатурой и с переводом их на русский язык:

CRM - Customer Relationchips Management - система управления взаимоотношениями с клиентами.

CRP - Capacity Requirements Planning - система управления планированием производственных мощностей.

DRP - Distribution Requirements Planning - система управления планированием распределенных ресурсов.

ERP - Enterprise Resource Planning - система управления планированием ресурсов.

32

№ 2 (30) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

FRP - Finance resource/requirements Planning - система управления планированием финансовых ресурсов.

KDD - Knowledge Discovery in Databases - система обнаружения знаний в базах данных.

MPS - Master Planning Schedule - система управления «объемно-календарным планированием».

MRP - Material Requirements Planning - система управления материальными ресурсами.

MRP II - Manufacturing Resource Planning - интегрированная система управления планирования, включающая системы MRP и CRP.

В заключение в качестве выводов отметим, что современная практика управления предприятиями предполагает обязательное наличие у менеджеров актуальных компетенций в выборе и профессиональном использовании рассмотренных здесь и других информационно-коммуникационных систем. Не менее актуальным является решение вопросов их интеграции в единую систему, помогающую менеджерам принимать управленческие решения для успешного достижения поставленных целей предприятия. При этом не нужно забывать о том, что пока пишутся эти строки, уже появились и создаются новые системы управления предприятиями с использованием ИКСТ.

Список литературы:

1. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент - современная управленческая инновация // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - № 2. - С. 92-97.

2. Родкина Т.А. Информационные системы и технологии в логистике: монография. - М.: Гос. ун-т упр., 2001.

3. Мартынов Л.М. Особенности перцепции в когнитивном подходе к разрешению управленческих проблем в теории инфоком-менеджмента // Проблемы экономики и менеджмента. - 2013. - № 1. - С. 41-47.

4. Гриценко В.И. Новая информационная технология в организационных системах управления / В.И. Гриценко, Б.Н. Паньшин // Управляющие системы и машины. - 1998. - № 1. - С. 7-13.

5. Мартынов Л.М. Особенности бизнес-среды инфоком-менеджмента // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - № 9. - С. 72-79

6. Мартынов Л.М. Типология виртуальных организаций как объектов управления в системе инфоком-менеджмента // Проблемы экономики и менеджмента. -2013. - № 7 (23). - С. 43-48.

№ 2 (30) - 2014

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.