Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационное освещение культурных мероприятий Санкт-Петербурга в области хореографии (на примере печатных массовых изданий)'

Информационно-коммуникационное освещение культурных мероприятий Санкт-Петербурга в области хореографии (на примере печатных массовых изданий) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
300
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ / БАЛЕТНАЯ РЕЦЕНЗИЯ / ПЕТЕРБУРГСКИЙ БАЛЕТ / БАЛЕТНАЯ КРИТИКА / BALLET REVIEW / ST. PETERSBURG BALLET / BALLET CRITIC / MASS MEDIA AND CHOREOGRAPHIC ART

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Потолокова Мария Олеговна, Курышева Юлия Владимировна

Исследование затрагивает вопрос сосуществования классических форм искусства и особенностей их восприятия массовой аудиторией. В статье рассмотрены результаты исследования специфики информационно-коммуникационного освещения культурных мероприятий в Санкт-Петербурге массовыми периодическими печатными изданиями, сформулированы особенности разных видов коммуникационных средства и их значение для профессионального и массового сообщества. Качественный и количественный анализ публикаций в СМИ Петербурга, тематического, жанрового и стилистического своеобразия позволил выявить основные возможности, ограничения и перспективы развития информационно-коммуникационного сопровождения хореографического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communications coverage cultural events of St. Petersburg in the field of choreography (for example, printed mass media)

The study addresses the issue of coexistence of the classical art forms and the peculiarities of their perception by the mass media audience. The article presents the research results of specific features of information-communication coverage of cultural events in St. Petersburg daily newspapers. It formulates special features of different types of communication tools and their importance for the professional and mass community. Qualitative and quantitative analysis of St. Petersburg ballet media coverage (theme, genre and stylistic originality) reveals the main features, limitations and prospects of development of choreographic art information and communication support.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационное освещение культурных мероприятий Санкт-Петербурга в области хореографии (на примере печатных массовых изданий)»

МЕНЕДЖМЕНТ И ПРАВО В ИСКУССТВЕ

УДК. 008, 008:002.6, 7:002.6, 7:001.92, 7:03 М. О. Потолокова, Ю. В. Курышева

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СПБ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ (на примере печатных массовых изданий)

Дуализм существования классических форм искусства связан с развитием культуры современного общества. С одной стороны, мир современно искусства подвержен тенденции массовизации, с другой стороны, классические традиции, обретая свое современное развитие, становятся все более сложными, и не всегда человеку просто ориентироваться в его многообразии. Особенно верно данное утверждение в отношении такого вида сценического искусства как балет. Историческая изменчивость балетного искусства отражена во многих исследованиях. Исторически складывавшийся как элитарный вид искусства, сегодня он продолжает развиваться в новых формах. Одновременно с развитием хореографических законов формировались и развивались жанры и традиции их информационного сопровождения. Балетная критика представляет собой самостоятельное направление в художественной публицистике, носит элитарный характер и не способна удовлетворить запросы массовой аудитории.

Балет как высшая форма хореографического искусства обладает профессиональным терминологическим аппаратом, однако, несмотря на всю сложность теоретической основы, он представляет собой вид искусства, конечным адресатом которого является широкая аудитория. Массовый интерес к балету в современном мире требует особых форм популяризации и особого информационно-коммуникационного сопровождения. Интересы и потребности широкой аудитории, не обладающей специальными знаниями, должна удовлетворяться не только профессионально ориентированными текстами, но и оперативными материалами массового характера. «Рецензент, ориентирующийся на аудиторию широкую, рассчитывает, прежде всего, на ее конформность, на ее доверие. Адресуясь к специально аудитории, пишущий обязан учитывать ее критичность» [1, с. 130].

Информационно-коммуникационное освещение культурных мероприятий в области хореографии является важным связующим звеном между миром балета и его аудиторией. А его специфика, средства, формы, жанры — предопределяют популярность балета у массовой аудитории и степень информационного удовлетворения у любителей, специалистов и профессионалов. Попадая в информационную повестку дня, культурные события часто приобретают статус

развлечений, теряется глубина аргументации, происходит упрощение интерпретации [2, с 61].

Информационно-коммуникационное сопровождение балетной жизни Санкт-Петербурга реализуется через различные каналы, в разных формах и разных жанрах.

По содержанию можно выделить рекламные и информационно-аналитические материалы.

Носителем и рекламных и информационно-аналитических материалов являются одни и те же средства массовой информации и коммуникации. Содержательный и количественный анализ публикаций на предмет освещения балетного искусства позволяет сделать несколько значимых выводов.

Информационно-аналитические материалы представляют наибольший интерес, так как именно они являются основным источником о современной жизни балетного искусства в городе, как для профессиональной, так и массовой аудитории. Являясь связующим звеном между профессиональными аспектами хореографического искусства и массовой аудиторией, информационно-аналитические материалы массового характера выполняют двойственную функцию. С одной стороны, средства массовой информации и коммуникации выступают каналом тиражирования публикаций, выполняя ценностно-просветительскую и ориентирующую функцию для аудитории [3, с 13].

С другой стороны, выступают в роли зеркала профессиональной деятельности хореографа. Массовые публикации о балете, являясь частью профессиональной деятельности журналиста, могут служить основой исторических сведений о балете и демонстрируют отклик аудитории на вектор развития хореографического искусства. Данный эффект является прямым следствием природы процесса медиатизации события — то есть интерпретации его средствами массовой информации в соответствии с культурно-историческим контекстом, уровнем подготовленности журналиста и степенью оценки им уровня подготовленности к восприятию культурных событий целевой аудитории [см.: 4, p. 127].

На сегодняшний день балет Санкт-Петербурга становится объектом информационного интереса специализированных и массовых средств массовой информации. Специализированные издания немногочисленны. В их числе можно назвать журнал «Балет», издаваемый одновременно в традиционной печатной и электронной формах, петербургский журнал «Балет-Арт». Периодически рецензии публикует и такое научное рецензируемое издание как «Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой». Как специализированное издание в области хореографии оно адресует своей целевой аудитории, преимущественно людям, не только обладающим профессиональным хореографическим образованием, но и интересующимся научными взглядами на искусство, регулярные рецензии не только о современных балетных постановках, но и предлагает ретроспективный анализ.

Массовые СМИ, регулярно освещающие балетную тему Петербурга, более разнообразны. Это и национальные газеты «Коммерсант», «Известия», городские

«Невское время», «Деловой Петербург», «Санкт-Петербургские ведомости», «Метро СПб» и др.

Помимо традиционных массмедиа к отражению хореографической жизни города подключаются новые средства массовой коммуникации, такие как интернет-сайты, форумы, группы в социальных сетях, онлайн СМИ. Типологизация интернет средств информационно-коммуникационного сопровождения на данный момент не может считать завершенной. В современной теории массовых коммуникаций нет общепринятых критериев и типов, так называемых, новых медиа. Но их принципиально значимое отличие от традиционных печатных средства массовой информации сформулировано, и оно заключается в возможности двусторонней коммуникации, отсутствии ограничений по объему передаваемой информации, фрагментированности аудитории, увеличении информационно-коммуникативной роли аудитории и культурных организаций. Интернет как канал массовой информации, предоставляет исключительное право на информационное сопровождение не только журналистам-посредникам, но и самим создателям информационного повода и его адресату.

По признаку создателя информационных материалов можно выделить информационно-презентационные ресурсы, информационно-коммуникационные ресурсы, информационно-аналитические ресурсы.

Информационные ресурсы, создаваемые непосредственно организациями искусства, носят преимущественно-информационно-презентационный характер (рекламно-справочный). Сюда можно отнести сайты театров, группы в социальных сетях (Вконтакте, Фэйсбуке и др).

Информационные ресурсы, где основным создателем информации является зритель, любитель хореографического искусства, носят информационно-коммуникационный характер, реже информационно-аналитический. К этому типу можно отнести форумы, и любительские тематические группы в социальных сетях. В числе наиболее популярных ресурсов можно назвать «Большой форум любителей оперы и балета», форум любителей балета «РаззюпЬаПеЬ», «ФорумКласси-ка», неофициальный дискуссионный клуб «Мариинка».

Информационно-аналитические ресурсы представлены в сети Интернет в первую очередь профессиональными и любительскими платформами, обладающими и претендующими на статус средства массовой информации. Также сюда можно отнести информационные ресурсы, создаваемые любителями балета, представляющими собой своеобразный музей из вторичных текстов, ранее опубликованных в профессиональной и массовой литературе. Они редко носят оперативный характер.

Количественный анализ публикаций о культурных мероприятиях в Санкт-Петербурге области хореографического искусства показывает, что наибольшую активность демонстрирует издание «Санкт-Петербургские ведомости» — 28 публикаций, «Коммерсант» предлагает аудитории 11 публикаций, «Деловой Петербург» — 6 публикаций, остальные издания — менее шести. Эти цифры являются показателем уровня массового интереса к теме и в последующем послужат

эмпирическим материалом для формирования исторических сведений о современной и классической хореографии Санкт-Петербурга в 2015-2016 гг.

Анализ новых форм массовой коммуникации, таких как интернет-сайты, форумы, группы в социальных сетях, онлайн СМИ, позволяет сделать вывод о востребованности массовой информации о балете.

Группы «ВКонтакте» существуют и активны только у театра балета Бориса Эйфмана (41791 подписчик), у Мариинского театра (18378 подписчиков) и у Михайловского театра (17441 подписчик)1.

Форумы многотемны. Учет количества сообщений или пользователей по хореографическим событиям в Санкт-Петербурге невозможно.

Основные характеристики этого вида ресурсов — оперативность, отсутствие четкой периодичности.

Основные характеристики — отсутствие периодичности. Аудитория — преданные поклонники балета, которые именно в момент события идут обсуждать.

Содержательный анализ позволил выделить такие значимые единицы в освещении темы как: обращение к театрам, событиям, жанрам, используемым для освещения темы.

За прошедший год массовые издания освещали балетные события в Санкт-Петербурге всего 46 раз. Чаще всего публикации были связаны с деятельностью Мариинского театра (10 публикаций), Александринского театра (7 публикаций), Эрмитажного театра (4 публикации), Михайловского театра (3 публикации). Распределение и частотность освещения событий балетной жизни города, во-первых, формирует соответствующее представление об активности театров в коллективном представлении массовой аудитории, во-вторых, фиксирует количественный вклад в массовую информационную историю балета именно в таком соотношении.

Перечень основных событий, называемых в журналистике информационными поводами, следующий: фестивали, гастроли, премьеры балетных постановок, интервью с персоной, представителем балетной жизни города.

В числе наиболее значимых для Санкт-Петербурга событий в области хореографического искусства в массовых СМИ отмечены: Фестиваль «Золотая маска» (5 публикаций), ежегодный международный фестиваль балета «Dance Open» (3 публикации), международный фестиваль искусств «Дягиялев. Постскриптум» (5 публикаций), XV Международный фестиваль балета «Мариинский» (7 публикаций). Проект «Большой балет» на канале «Культура» не вызвал особого интереса в печатных СМИ. 273-й выпуск Академии русского балета имени А. Я. Вагановой по традиции был отмечен концертом на сцене Мариинского театра [5., с. 270].

Гастроли как вид событий в мире хореографиического искусства в отражении печатных изданий представлены в значительной степени. Этнобалет «Куллустай Бэргэн» — Национального театра Республики Саха (Якутия) имени С. А. Зверева «Кыыл Уола» на сцене Эрмитажного театра. На сцене Александринского театра балетная труппа Екатеринбургского театра оперы и балета в рамках фестиваля

1 В статье приводятся данные на 09. 03. 2016.

«Золотая маска» представила три одноактных балета: опус художественных руководителей Нидерландского театра танца Соль Леон и Пола Лайтфута «Осторожной поступью», балет Вячеслава Самодурова «Цветоделика» на музыку Франсиса Пуленка и «Занавес». В рамках балетной программы фестиваля «Дягилев. P. S.» петербургскому зрителю были представлены американский модерн труппы Марты Грэм, четыре одноактных балета, два из которых — «Развлечения ангелов» и «Хроники» — созданы Мартой Грэм, два других — «Оплакивание» и «Эхо» — вдохновленными ее творчеством современными хореографами. Отражение в массовых СМИ города нашел гала-концерт, посвященный творчеству французского хореографа Анжелена Прельжокажа. Концерт из двух отделений «Ностальгия» и «Трагедия» включал наиболее своеобразные фрагменты из балетов хореографа разных лет. Также в числе отмеченных журналистами гастролей в программе фестиваля «Дягилев. P. S.» стал балет «Торобака», поставленным на народную музыку мастерами индийского классического танца катхак Акрамом Ханом и виртуозом танца фламенко испанцем Исраэлем Гальваном.

Заметным элементом информационно-коммуникационного освещения стали также премьеры. В числе премьер балетных постановок за прошедший год в газетах города свое отражение нашли шесть. Театр балета имени Леонида Якобсона представил возобновленную неоромантическую «Шопениану», академическое Grand pas из «Пахиты» и новую постановку с современной хореографией — «Репетиция». Массовый интерес вызвали премьерные показы новой версии балета Бориса Эйфмана «Красная Жизель» о трагической судьбе балерины Ольги Спе-сивцевой, представленный обновленным составом молодых артистов. Премьера балета «Корсар» в постановке главного балетмейстера Михайловского театра Михаила Мессерера привлекла внимание журналистов отделов культуры в петербургский печатных изданиях. Также, массовый зритель и любитель балета получил дополнительную информацию о балете «Infinita Frida», посвященном творчеству мексиканской художницы Фриды Кало, в постановке солиста. Мариинско-го театра Юрия Смекалова. А также премьеры балетов «Рыцари танца», «Бэмби» и «В джунглях» в постановке танцовщика Мариинского театра Антона Пимонова и премьера балета «Симфония в трех движениях».

Для массового восприятия в информационном освещении важным является жанр, в котором журналист отдела культуры освещает событие. Анализ ежедневных печатных СМИ Санкт-Петербурга показал, что преимущественным жанром для освещения хореографических мероприятий является массовая рецензия. В отличие от классической рецензии, целевой аудиторией которой являются профессионалы в освещаемой сфере, массовая рецензия рассчитана на неподготовленного читателя. Цель ее не в глубоком анализе художественного произведения с учетом всех основных элементов, формы, содержания, выражения, а в популяризации искусства. В массовой рецензии необходимо соблюсти баланс между профессиональным подходом к осмыслению образца хореографического искусства, и художественным восприятием произведения зрителем.

Наиболее близкие к требованиям массовой рецензии встречаются в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Помимо рецензии, тема нашла отражение

в анонсах и новостных жанрах (мягкая и жесткая новость). В Санкт-Петербургских ведомостях встречается такая форма журналистского произведения как интервью, журналисты издания беседуют с видными представителями балетной жизни Санкт-Петербурга, таким образом, вносят свой вклад в популяризацию хореографического искусства в массовой аудитории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тертычный А. А., Тюлькина Л. В. Аргументация в рецензии// Аргументация в публицистическом тексте: (жанрово-стилистический аспект). Свердловск: Изд-во УГУ, 1992. С. 122-145.

2. Сергеева Т. С. Арт-Журналистика и современная российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека// Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2 (313). С. 61.

3. Ильина О. В., Белинская Н. Э. Стилистическое своеобразие балетной критики// Известия уральского федерального университета. С. 1. 2013. Т. 113. № 2. С. 11-19.

4. Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change// Nordicom Review. 2008. V. 29 (2). P. 105-134.

5. Зозулина Н. Н. 273й выпуск // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 4(39). С. 270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.