Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативные угрозы политической системе региона'

Информационно-коммуникативные угрозы политической системе региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
282
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Додин И.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает заметное влияние на механизмы функционирования политической системы. Внедряются новые каналы политической коммуникации, происходит функциональная оптимизация деятельности институтов государственной власти, обеспечиваются информационная прозрачность властной вертикали, возможность для общественных институтов контролировать ресурсные потоки и т. д. Одним словом, ИКТ трансформировали не только принципы и формы сбора, обработки и передачи информации, но и начали оказывать мощнейшее воздействие на политическую, культурную и экономическую жизнь общества. Однако их внедрение несет в себе определенные угрозы стабильности и демократизации политической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативные угрозы политической системе региона»

01 ’2007

ВЛАСТЬ

63

Илья ДОДИН

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УГРОЗЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает заметное влияние на механизмы функционирования политической системы. Внедряются новые каналы политической коммуникации, происходит функциональная оптимизация деятельности институтов государственной власти, обеспечиваются информационная прозрачность властной вертикали, возможность для общественных институтов контролировать ресурсные потоки и т. д. Одним словом, ИКТ трансформировали не только принципы и формы сбора, обработки и передачи информации, но и начали оказывать мощнейшее воздействие на политическую, культурную и экономическую жизнь общества. Однако их внедрение несет в себе определенные угрозы стабильности и демократизации политической системы.

Прежде всего следует отметить, что развитие и распространение ИКТ носит неравномерный, дискретный характер, что приводит к новой форме социального неравенства — «цифровому неравенству»1. Его суть состоит в том, что возникающая в ходе информатизации среда оказывается в различной степени доступной как людям и организациям, так и странам международного сообщества в целом. При этом те, кто имеет возможность и способен эффективно использовать новую информационную среду для своего развития, получают преимущество перед теми, кто этого сделать не может. По своему масштабу проблема цифрового неравенства имеет как государственный, так и региональный уровни.

На интересующем нас региональном уровне следствием цифрового неравенства является возможность идеологической, духовной экспансии информационно и одновременно материально богатых, но немногочисленных слоев общества. Концентрация в их руках средств информации и коммуникации может привести к монопольному влиянию на политические институты и общественное мнение, к расширению возможности манипулирования сознанием людей, к угрозам информационно-психологической безопасности личности.

Связь проблемы цифрового неравенства с проблемой устойчивого развития заключается в том, что политическая система становится устойчивой, когда ее основополагающие параметры, ее критерии пропорционально связаны между собой. Если происходит деформация критериев, то есть одни коэффициенты системы намного превышают заданные ограничения, то система становится неустойчивой2. Именно на этом основании проблема цифрового неравенства вызывает достаточно серьезные оценки и опасения.

Наряду с этим проблема цифрового неравенства не является единственной. Не менее важной является опасность зависимости государственного аппарата от используемых им информационных коммуникаций. Внедрение в систему управления ИКТ сопровождается появлением множества новых вариантов для внешнего вмешательства в работу органов государственной власти и местного самоуправления, рассогласования их деятельности, дестабилиза-ДОДИН ции общей политической обстановки в регионе. Любое сколько-

Илья

Сеп?еевц4 — 1 Панферова В. В. Информационная политика в современной России. Социально-

р гуманитарные знания. 2005, № 5, стр. 53-68

шшлшш 2 Бордюже В., Болото И. Ликвидация цифрового неравенства как предпосылка

отдела СГСЭУ устойчивого развития регионов. Научный доклад. М., 2003

01-У1а$1:.тёё 63

09.01.2007 14:20:35

64___________________________ВЛАСТЬ_______________________01’2007

либо значимое воздействие извне неминуемо приведет к дестабилизации работы органов государственной власти на всех уровнях.

Одновременно с защитой информационных систем и средств коммуникации важной является проблема защиты самой информации, предотвращение угрозы несанкционированного доступа и утечки персональных данных, накапливаемых различными структурами, в том числе органами государственной власти, а также скрытого сбора информации, составляющей личную и семейную тайну, сведений о частной жизни. Помимо этого, в качестве целей компьютерных атак зачастую являются: выведение из строя основных коммуникационных узлов правительственной информационной инфраструктуры (как правило, посредством использования «сетевых червей» и вирусных атак); уничтожение неугодной информации на правительственных серверах; подмена информационных ресурсов или целых страниц на шеЪ-серверах; нарушение конфиденциальности правительственной связи; осуществление несанкционированного доступа к ресурсам Интернета. Как показывает практика, данные цели часто комбинируются, что может повлечь за собой не только рассогласование деятельности государственных учреждений, но и правительственный кризис.

В российских условиях существенную угрозу стабильности политической системе несет Интернет. Это связано главным образом с отсутствием эффективных правовых механизмов, регулирующих жизнь в интернет-пространстве. В результате под влиянием ИКТ система информационнополитических отношений трансформируется не просто в поле информационного противоборства, то есть соперничества политических сил по поводу влияния на ключевые сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов1, а войну компроматов, где не последнее место занимает «черный пиар». Наряду с официальными сайтами органов государственной власти, политических партий, общественных организаций в Интернете создаются информационные площадки

1 Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М., 2003, стр. 345

для «вброса» в общество компромата на ту или иную политическую силу, так как практически никаких ограничений на характер помещаемой в Сеть информации не существует. Характерными примерами являются создание сайтов компромата (www.compromat.ru, «Коготь», «Слуховое окно»), публикации результатов выборов в день голосования (www.elections99) и многое другое2.

Более того, современные интернет-технологии содействуют разрастанию международного терроризма и возникновению принципиально нового высокотехнологичного кибертерроризма. При этом могут применяться как информационно-компьютерные, так и информационно-психологические средства. Интернет же, к сожалению, все активнее используется для распространения идеологии терроризма, вовлечения в противоправную деятельность новых членов, о чем красноречиво свидетельствует наличие большого количества соответствующих сайтов.

Помимо всего этого, довольно распространенной является точка зрения, что развитие информационных технологий может способствовать росту политической пассивности. Новые пользователи Всемирной компьютерной сети привносят с собой традиционные стереотипы пассивного поведения в информационной среде. Важно также подчеркнуть, что «демократия в киберпространстве» (например, обсуждение политических проблем в Интернете) не означает демократии в реальном мире. Размышления о политических делах в Интернете нечасто приводит к политической активности в реальной жизни.

Все эти обстоятельства свидетельствуют об острой потребности государства постоянно укреплять информационную безопасность его политической сферы, содействовать устранению угроз, связанных с использованием ИКТ. Эти угрозы можно разделить на три группы: первая - угрозы личности и демократизации общественных отношений, вторая - угрозы нормальному функционированию структур государственной власти и наконец третья - угрозы политическим лидерам и партиям.

2 Водолагин А. Л. Интернет-СМИ как арена политической борьбы. Общественные науки и современность 2002, № 1

01-У1а$1.1пёё 64

09.01.2007 14:20:35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.