УДК 378.147:802.0
Н. Ш. Валеева, А. Р. Нурутдинова, Э. М. Муртазина
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Ключевые слова: «электронный учебник», иностранный язык, информационные технологии, коммуникационные технологии,
дистанционная система.
Современная система образования всё активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации, особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, которые рассматриваются в данной статье.
Keywords: "electronic book", a foreign language, information technology, communications technology, the distance-learning system.
The present educational system is increasingly using information technology and computer telecommunications, especially the rapidly developing system of distance education, which contributes to a number offactors that are discussed in this article.
Информатизация общества - характерное явление современности. Она одновременно вызывает к жизни и способствует развитию процессов глобализации, демократизации и открытию широкого доступа к образовательным услугам всех слоев населения вне зависимости от географического положения.
Мировая тенденция перехода к нетрадиционным, в том числе дистанционным формам получения знаний сама по себе является следствием научно-технического прогресса. Использование информационно-коммуникативных технологий дает новые возможности для модернизации образования. Поэтому дистанционная форма обучения становится все более популярной и востребованной в нашей стране. Для многих дистанционная форма обучения является единственной возможностью получить желаемое образование. Причем, дистанционное образование является не только самостоятельной формой организации образовательного процесса, но и методом обучения в других видах образования.
Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [3]. Дистанционное образование является достаточно новой образовательной формой, но уже сейчас наметилась тенденция к тому, что в ней с успехом реализуется принцип интеграции всего лучшего, что было накоплено в педагогике, а также к использованию всех передовых информационных технологий, благодаря которым происходит постоянный обмен учебной информацией на расстоянии. Следует, однако, иметь в виду, что дистанционное обучение имеет целый ряд принципиальных отличий от традиционного обучения, что может создавать определенные трудности как для обучаемых, так и для педагогов. «Дистанционное обучение представляет собой вид обучения, при котором преподаватель и обучающиеся разделены пространством и временем, но имеют возможность осуществлять обмен различного рода информацией (учебной, организационной, административной, неформальной и др.) на расстоянии посредством современных информационно-
коммуникативных средств» [2:24]. Из этого определения становятся очевидными возможные слабые моменты в организации дистанционного обучения:
• Короткое время сессии, которое затрудняет проявление со стороны преподавателя человеческой поддержки и реагирования на индивидуальность студентов. Многие зарубежные образовательные учреждения отмечают негативные результаты, если дистанционное обучение идет без психолого-педагогической поддержки [1: 52-53]. Не всем обучаемым легко удается выполнить определенную учебно-познавательную деятельность и приобрести соответствующие знания, умения, навыки. Многим требуется педагогическая помощь и психологическая поддержка. Следовательно, педагогу дистанционного обучения необходимо поддерживать постоянную связь со студентами-заочниками, используя для этого возможности Интернет.
• Заочная форма обучения предъявляет повышенные требования к самостоятельной работе обучаемых. Необходимо выработать эффективный алгоритм организации самостоятельной учебной деятельности, который, по определению, должен быть индивидуальным для каждого обучаемого. Следовательно, педагог дистанционного обучения должен выполнять функции тьютора, умеющего организовать и управлять самостоятельной работой обучаемого. В этом, как справедливо отмечает Де-рекРаунтри, навыки самоорганизации педагога играют существенную роль [1].
• Научные основы подготовки и проведения обучения на расстоянии с использованием современных информационно-технических и коммуникационных средств находятся в отечественном образовании на стадии становления. В этих условиях важным является как изучение теории и практики дистанционного обучения, так и опора на богатый опыт отечественной психолого-педагогической школы.
• И, наконец, все еще наблюдается определенная отсталость как педагогов, так и обучаемых в освоении современных информационно-технических и коммуникационных технологий. Здесь, помимо общего владения современными коммуникационными технологиями, требуется кон-
текстная, ориентированная на конкретный предмет, разработка наиболее эффективных средств и методов дистанционного обучения.
Имеющее место в настоящее время разнообразие методов преподавания иностранного языка в учебных заведениях различных типов дает возможность применять все виды средств обучения, в том числе компьютерные электронные курсы.
Как высказываются многие исследователи, потенциал Интернета неисчерпаем, в том числе и в области дистанционного обучения иностранному языку. На данном этапе в процессе обучения языкам преобладает использование сети Интернет в качестве справочно-информационной системы. Следует отметить, что Интернет особенно благоприятен для организации самостоятельной и индивидуальной работы.
В целом, говоря об использовании мультимедийных средств обучения, можно констатировать, что сегодня в преподавании иностранных языков применяются:
- ресурсы сети Интернет (текстовая, видео и аудио информация, форумы, электронная почта, чаты, телеконференции);
- электронные лексикографические источники (сетевые и локальные версии);
- мультимедийные (электронные) учебники и интерактивные книги для преподавания и изучения иностранных языков;
- элементы искусственного интеллекта (экспертные системы, интеллектуальные агенты).
Мультимедиа как совокупность компьютерных технологий одновременно использует несколько видов информации: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое
сопровождение и одновременно требует наличия целого ряда технических средств обучения, таких как МП3 плееры, теле-видео аппаратура, компьютеры и ноутбуки, аудио-колонки, проекторы и интерактивные доски.
В процессе подготовки специалистов в системе дистанционного обучения иностранному языку мы не только обеспечиваем их готовыми Интернет-ресурсами, но и учим их работать со специально созданными учебными Интернет-ресурсами, известными как «хот лист» (от англ. иошб!), «трежахант» (от англ. йсаБигеИит), «сабджект семпла» (от англ. БиЬцеСзатркг), «мультимедиа скрэпбук» (от англ. тиШте&а8сгарЬоок) и «вебквест» (от англ. webquest).
Хотлист - «список по теме» представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме.
Мультимедиа скрепбук - «мультимедийный черновик » является коллекцией мультимедийных ресурсов, где помимо текстовых сайтов содержатся ссылки на фотографии, аудиофайлы, видеоклипы и графическую информацию.
Трежахант - «охота за сокровищами» содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме, при этом каждая ссылка содержит вопросы по
содержанию сайта, и с их помощью преподаватель направляет поисково-познавательную деятельность студентов.
Сабджектсэмпла также содержит ссылки на различные материалы сети Интернет и характеризуется обсуждением социально значимых и дискуссионных тем, во время которого обучаемые демонстрируют умение выразить и аргументировать свое собственное мнение.
Вебквест - самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов, это сценарий организации проектной деятельности студентов по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя элементы всех четырех упомянутых ресурсов и предполагает сложную структуру, когда студенты делятся на группы, изучают и обсуждают определенный аспект темы в режиме Интернет-общения.
Говоря об использовании информационных и коммуникационных технологий при дистанционном обучении, необходимо упомянуть термин Веб 2.0 (Web 2.0), который используется для описания ресурсов второго поколения «всемирной паутины». Особенностью Веб 2.0 является ее интерактивный характер, привлечение
пользователей к наполнению и многократной выверке содержимого сайтов. Такие технологии, как вики, блоги, подкасты и другие являются компонентами Веб 2.0 и широко используются нашими студентами.
Вики - веб-сайт, структуру и содержание которого преподаватели и студенты могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом (крупнейший и известнейший вики-сайт - Википедия).
Блог - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерна возможность публикации отзывов и комментариев, что делает их средой сетевого общения.
Одним из высокоэффективных средств интерактивного обучения через Интернет являются электронная переписка и электронные консультации при выполнении контрольных заданий. Такие консультации способствуют интенсификации учебного процесса и решают многие организационные вопросы. На этом этапе наиболее ярко проявляется профессиональная направленность постановки и решения учебных задач.
Необходимо отметить, что многолетняя практика применения мультимедийной технологии обучения показала, что интерактивные мультимедийные технологии являются
эффективным способом организации учебного процесса. Они обогащают процесс обучения, так как обладают значительным лингводидактическим потенциалом, компенсируют отсутствие
естественной иноязычной среды и одновременно позволяют избежать негативных психологических состояний, свойственных ситуациям
непосредственного межкультурного общения. Использование мультимедийной технологии
позволяет готовить будущих специалистов к постановке и решению профессиональных задач через постановку и решение учебных задач, используя при этом активные методы обучения иностранным языкам.
В современной высшей школе лекционно-семинарская форма потеряла свою эффективность -практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.
Развитие информационных технологий представило новую, уникальную возможность проведения занятий - дистанционную форму обучения. Во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать время и место для обучения. Во-вторых, позволяет получить образование лицам, лишенным возможности получать традиционное образование в силу тех или иных причин. В-третьих, использовать в обучении новые информационные технологии. В-четвёртых, в определенной степени сокращает расходы на обучение.
С другой стороны, дистанционное обучение усиливает возможности индивидуализации обучения. Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники, что объясняется их достоинством. Во-первых, мобильностью. Во-вторых, доступностью в связи с развитием компьютерных сетей. В-третьих, адекватностью уровню развития современных научных знаний.
С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний -компьютерное тестирование. На современном этапе дистанционное обучение является очень популярной формой образования в мире. Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов. Создана Международная академия информатизации, а при ней в 1998 г., Всемирный открытый университет, который сегодня зарегистрирован в трех странах -России, Казахстане и Бельгии.
Практика использования электронных учебников показала, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий даёт широкую возможность для изобретения новых методов и методик в образовании и тем самым повышает его качество. Что же такое электронный учебник и в чём его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой компонент
обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твёрдом и гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:
- Обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
- Помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднён;
- Существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
- Наряду с кратким текстом показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультиме-диатехнологий), позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определённому разделу.
К недостаткам электронных учебников можно отнести не совсем хорошую физиологич-ность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть электронный учебник, какие функции вменяются ему в обязанность. Традиционное построение электронных учебников: предъявление учебного материала, практика, тестирование.
В настоящее время к электронным учебникам предъявляются следующие требования:
1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурированной и представляющей собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять аудио или видеоинформацию («живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для «живых лекций» будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть «живых лекций».
4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, повторяющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленным перекрёстными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.
6. Видеоинформация или анимация должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять - десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съёмке.
7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и нередко незаменимой содержательной частью учебника.
Можно выделить три основных режима работы с электронными учебниками:
1. Обучение без проверки;
2. Обучение с проверкой, при котором в конце главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
3. Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
Кроме того, требуется, чтобы учебник был структурированным, удобным в обращении, обладал наглядностью изложенного материала, чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использовать гипертекстовую технологию.
Электронный вариант учебника содержит в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводился в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделают этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых технологий даёт возможность качественно по-новому решить проблему. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствует повышению эффективности обучения, а также является незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.
Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав электронных учебников включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у студента интуиции и образного мышления.
В современной образовательной практике используется электронный учебник, выполненный в двух вариантах: для открытого доступа через глобальную компьютерную сеть Интернет и использования в процессе аудиторного обучения (для локальной сети). Он обладает современным дизайном
и соответствует эргономическим и кинесиологиче-ским требованиям к компьютерным средствам обучения.
Первое, это возможность включать в них современные (в том числе мультимедийные) способы представления информации в виде обучающих программ, использующих в том числе средства анимации.
Второе, это возможность включать интерактивные средства контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки.
Третье, при сегодняшнем сложном состоянии с учебниками электронную версию можно сбросить на USB- накопитель и пользоваться им на домашнем компьютере. Если при этом выложить на сервер, то к нему может быть обеспечен неограниченный доступ.
Литература
1. Глазов Б.И., Ловцов Д.А. Компьютеризированный учебник - основа новой информационно-педагогической технологии // Педагогика. 1995.
2. Гончаров М., Панков А. Интернет в вопросах и ответах // Библиотека. 1998. № 1, 3.
3. Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде // Современные информационные технологии в образовании. Рязань, 1998.
4. Дмитриева Е.В., Андреева Е.А. Инновационные технологии в обучении иностранному языку // Инновационное образование: проблемы, поиски, решения. - Материалы IV международной научно-методической конференции. Казань: КГЭУ, 2006. - С. 101 - 102.
5. Дмитриева Е.В. Обучение иностранным языкам в свете новых технологий // Языковые коммуникации в системе социально-культурной деятельности. - Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. -Самара: СГАКИ, 2007. - С. 269 - 271.
6. Нурутдинова А.Р. Методика современного языкового образования как способа освоения средств межкультурной коммуникации // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: сб. науч. ст. - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2009. - С. 141 - 144.
7. Нурутдинова А.Р. Иностранный язык в условиях глобализации // Современная филология: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции 1-2 ноября, 2010. Москва, 2010, C. 153 -155.
8. Нурутдинова А.Р. Reviewof themajorpastmethodsinteaching EFL (englishas a foreignlanguage) // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 17 - 19 мая 2012 г./редкол. Н.А. Круглик (гл.ред.), Т.Е. Титовец. - Минск: Междунар.ун-т «МИТСО». - С. 124 - 127.
9. Мифтахова Н.Х., Муртазина Э.М. Анализ исторически обусловленных ошибок и разработка модели преподавания иностранных языков в технологическом университете// Вестник Казанского технологического университета. Т. 14, № 19. 2011.- С. 276-282.
10. Батыршина Р.В. Языковая база научно-популярного текста как содержательная основа обучения английскому языку в неязыковом вузе//Вестник Казанского технологического университета. Т. 16, № 15; 2013.- С. 197202.
11. Муртазина Э.М., Лефтерова О.И. Способы актуализации межпредметных связей при подготовке магистрантов по иностранному языку //Вестник Казанского технологического университета. Т. 16, № 15; 2013.- С. 241244.
12. Поникарова И.Н., Васильева Л.М. Использование интерактивных технологий в инженерной подготовке// Вестник Казанского технологического университета. Т. 16, № 15. 2013.- С. 258-260.
© Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]; А. Р. Нурутдинова - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ; Э. М. Муртазина - канд. пед. наук, доц. той же кафедры.