Научная статья на тему 'Информационно-гуманитарный подход в открытой педагогической системе современного лицея'

Информационно-гуманитарный подход в открытой педагогической системе современного лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД / ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / INFORMATION AND HUMANITARIAN / APPROACH / OPENNESS OF EDUCATION / DEVELOPMENT OF INDIVIDUALITY OF PARTICIPANTS OF AN EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович

Статья посвящена вопросам интеграции процессов гуманизации и информатизации современного образования. Автор выделяет особый информационно-гуманитарный подход в качестве базисного понятия, позволяющего решать новые исследовательские проблемы открытых педагогических систем. В обозначенном подходе очень важна позиция открытости, основной целью при этом является не получение человека, следующего социальным нормам, а формирование личности воспитанника, способного выйти за рамки этих норм, совершенствуя их и устанавливая новые, способствующие еще более динамичному позитивному развитию общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of integration of the processes of humanization and informatization of modern education. The author highlights particular information and humanitarian approach in the quality of basic conception which permits to solve new research problems of open pedagogical systems. In the marked approach the position of openness is very important in which the main aim is not obtaiting a man following standards but formation of a personality of a graduate able to move beyond the frames of these standards, contribusion to an even more dynamic and positive development of a society.

Текст научной работы на тему «Информационно-гуманитарный подход в открытой педагогической системе современного лицея»

УДК 377

ИНФОРМАЦИОННО-ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД В ОТКРЫТОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЛИЦЕЯ

Каменский Алексей Михайлович,

директор ГОУ лицея № 590 Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук Государственное общеобразовательное учреждение лицей №590 Красносельского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербурга, Россия kamenskyi @mail. т

Статья посвящена вопросам интеграции процессов гуманизации и информатизации современного образования. Автор выделяет особый информационно-гуманитарный подход в качестве базисного понятия, позволяющего решать новые исследовательские проблемы открытых педагогических систем. В обозначенном подходе очень важна позиция открытости, основной целью при этом является не получение человека, следующего социальным нормам, а формирование личности воспитанника, способного выйти за рамки этих норм, совершенствуя их и устанавливая новые, способствующие еще более динамичному позитивному развитию общества.

Ключевые слова: информационно-гуманитарный подход; открытость

образования; развитие индивидуальности участников образовательного процесса; педагогическая система.

INFORMATION AND HUMANITARIAN APPROACH IN THE OPEN PEDAGOGICAL SYSTEM OF A MODERN LYCEUM

Aleksey Kamensky,

Director of Lyceum 590 St-Petersburg, candidate of Pedagogical science

Lyceum 590, Saint- Petersburg, Russia kamenskyi @mail. ru

The article is devoted to the issues of integration of the processes of humanization and informatization of modern education. The author highlights particular information and humanitarian approach in the quality of basic conception which permits to solve new research problems of open pedagogical systems. In the marked approach the position of openness is very important in which the main aim is not obtaiting a man following standards but formation of a personality of a graduate able to move beyond the frames of these standards, contribusion to an even more dynamic and positive development of a society.

Keywords: information and humanitarian; approach; openness of education; development of individuality of participants of an educational process; pedagogical system.

Вопрос о гуманизации нашего образования в педагогических исследованиях поставлен достаточно давно. Однако, процессы, способствующие этому на практике, активно начали протекать лишь в начале 90-х годов предыдущего столетия, и они были связаны со всей перестройкой нашего общества. Совершенствование всей жизни общества, развитие инноваций, модернизация всей производственной сферы и социальных институтов тесно связаны с гуманизацией и гуманитаризацией всей образовательной системы страны в целом и педагогических систем образовательных учреждений. Под гуманизацией при

этом понимается признание идей гуманного отношения к человеку, самоценности личности, прав человека. Под гуманитаризацией понимается практическая реализация этих идей. «...Правильно говорить о гуманизации как тенденции, которую необходимо, сознательно и целенаправленно развивать в области образования, особенно - школьного» [5]. Исследованию проблем совершенствования гуманитарной образовательной среды посвящены работы В. У. Агеевца, В. Г. Воронцовой, М. С. Кагана, И. А. Колесниковой, Л. К. Кондрашовой, Н. В. Кузьминой, А. Г. Татарниковой, Н. И.Элиасберг и др.

Одним из первых современных отечественных сборников, в котором представлены материалы, связанные с гуманизацией образования в педагогической системе является аналитический отчет «Из опыта гуманизации образования петербургской школы» Под ред. В. Г. Воронцовой; УПН Спб -1993г., 104с. [5]. Авторы рассматривают на примере конкретных школ изменение целей образования, учебных планов и программ, форм урочной деятельности и внеурочных занятий, критериях результативности образовательного процесса. Особенно подчеркнута в процессе гуманизации образования роль педагогических технологий. Наиболее отчетливо тенденции к гуманизации образования и проявления гуманитаризации мышления, можно проследить, анализируя педагогические достижения в области технологий обучения.

Несомненный историко-культурный интерес представляют данные социологического исследования, проведенного авторами. В нем путем опроса петербургских учителей были выявлены представления о том, что способствует, по их мнению, процессу гуманизации образования. Респонденты назвали в качестве ведущих позиций, такие как изменение отношений между педагогами и школьниками, а также привлечение в школу людей мира искусства, науки, политики, появление специалистов ВУЗа на уроках, посещение учащимися музеев, выставок, усиленное изучение иностранных языков, развитие школьного самоуправления, расширение самостоятельности школы..

Как видим, даже в начале 90-х годов, по сути, в начале пути реальной гуманизации школьного отечественного образования, отчетливо формируется представление участников образовательного процесса о гуманизации как о процессе, способствующем развитию открытости школы (связь школы с внешним миром, ориентация на самостоятельность, коммуникационная грамотность и.т.д.) и реализующих определенные функции» [13].

Ключевым в этом определении является утверждение, согласно которому в данном методе научного познания, в первую очередь, выявляются и анализируются наиболее характерные информационные потоки, определяющие функционирование и развитие изучаемых объектов. В результате информационного подхода формируется особая информационная эстетика (М. Бензе, А. Моль, Х. Франк и др.), стремящаяся использовать в анализе проблем приемы и методы статистической информации (К. Шеннон, М. Винер). Последователи данного подхода в философско-методологическом обосновании опираются на систему посылок феноменологии неопозитивизма. Западногерманская школа (М. Бензе) акцентирует внимание на «описывающий» стороне вопроса, французская (А. Моль) на «объясняющей», однако, целостная концепция данного направления до сих пор не сложилась. Информационный подход сегодня становится все более популярным в самых различных научных дисциплин. (Д. И. Дубровский, И. К. Конин, В. А. Лекторский, И. К. Мелик-Гайказян и др.) [7]. Разговоры об информатизации идут повсеместно. Современную глобализацию, как правило, связывают с развитием информационных технологий. Информационный подход применяется в основе отдельных когнитивных дисциплин (когнитивная психология, когнитивная социология и др.). Вместе с тем, остается неясным то ли же самое имеется в виду под «информация», когда это слово используется в разных областях? Как соотносятся «информация» и «знание»? Существует ли особая информационная этика и информационная экология? Возможна ли постановка вопроса об утилизации информационного

мусора? Эти и многие другие вопросы пока не нашли своего ответа в рамках информационного подхода.

С философской точки зрения необходимо обратить внимание на феномен новой информационной реальности, включающей в себя и информационное общество, электронное правительство и т.д. Развитие общества ускоряется, и наиболее стремительно информационная сфера, но человеческое сознание все более отстает от этих перемен. Проблема виртуализации современного общества и ее последствий становится все более актуальной. Новая информационная реальность несет с собой не только новые возможности, но и новые опасности для человека.

Нам представляется целесообразным в современной педагогической практике использовать идеи, как гуманитарного, так и информационного подхода. Но предлагаемый нами информационно-гуманитарный подход является не простым сочетанием этих подходов по отдельности. Это новая для педагогической области методология является системным синтезом имеющихся подходов и обеспечивает новый образовательный результат, предпосылками для которого служат уже имеющиеся информационный и гуманистарный подходы.

Информационно-гуманитарный подход является базисным обобщающим понятием, выступающим как совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать новые исследовательские проблемы открытых педагогических систем. В то же время в рамках данного подхода сформировались отдельные направления, ориентированные с преимущественной опорой на конкретные методы.

Применение информационно-гуманитарного подхода связано с

определением условий и факторов, способствующих становлению и развитию открытых педагогических систем. Такие условия и факторы названы информационно-гуманитарными.

Остановимся на понятии «педагогическая система». Выделим три ее

основных типа: педагогическая система учителя, учебной дисциплины и

образовательного учреждения. К каждому из этих типов применимо понятие «открытости», так как в самом определении понятия «система» уже заложен основной смысл понятия открытости - взаимодействие со средой. «Система» -выделенное на основе определенных признаков, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. (По В. А. Сластенину)

Таким образом, соединяя понятия «открытости» и «системности» мы усиливаем акцент на необходимости взаимодействия - коммуникации между элементами системы как внутри нее, так и с окружающей средой. Особую роль в организации такого взаимодействия на современном этапе играют стремительно развивающиеся информационно-коммуникативные технологии. Подытожим.

Открытая педагогическая система - это социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества друг с другом и средой участников педагогического процесса, направленного на развитие их индивидуальности в атмосфере искренности, сердечности, при разнообразии выбора целей, форм, условий, темпов образования, ориентированного на эффективное использование информационно- коммуникативных технологий [9].

Применение информационно-гуманитарного подхода должно помочь выявлению не только информационно-гуманитарных условий и факторов развития открытости педагогических систем, но и закономерностей этого развития. Проблема закономерностей информационно-гуманитарного развития становится особенно актуальной в связи с необходимостью обобщения и теоретического осмысления накопленных практических данных. Б. Ф. Ломов отмечает: «Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть

объективные законы, которым подчиняются изучаемые процессы и явления. Более того, какая-либо область знания превращается в действительную науку лишь по

мере того, как она продвигается по пути реализации этой цели» [8]. В конечном счете и теоретические, и экспериментальные исследования проводятся ради этого. Данная мысль применима и для информационно-гуманитарного подхода.

Изученные нами закономерности являются устойчивыми связями и отношениями. Так, например, степень открытости образовательного учреждения влияет на развитие индивидуальности участников образовательной деятельности, образовательного процесса, потому, что у них появляется больше возможностей для самореализации, эта зависимость прямопропорциональна. А вот насыщенность образовательной среды системы компьютерной техникой, совсем не очевидно влияет на степень открытости школы, это может способствовать, даже наоборот, разобщенности участников образовательного процесса, потому является необходимым, но не достаточым условием открытости образовательного лицея.

Информационно-гуманитарные закономерности объективны и субъективны. Их объективность обуславливается условиями, предшествующими началу развития, а субъективность связана с индивидуальными особенностями каждой школы.

Информационно-гуманитарные закономерности характеризуется

повторяемостью, которая позволяет использовать выявленные методы и технологии развития открытых педагогических систем в различных педагогических учреждениях.

Информационно-гуманитарные закономерности относятся к классу «тенденций», они вариативны, «нежестки». Выделенные нами в данном разделе категории позволяют рассмотреть методологические основы информационногуманитарного подхода.

Современный период развития педагогики характеризуется отсутствием жестких установок, [4] в связи с этим в науке закрепилось много различных направлений, называемых подходами. Некоторые из них имеют длинную

предысторию (например, системный, онтогенетический и т.д.). Некоторые появились сравнительно недавно, но отражают традиции прошлого (гуманистический). Некоторые являются совсем молодыми и находятся в стадии развития (синергетический, информационный и т.д.)

В историческом плане, как уже было сказано, информационно-гуманитарный подход обладает признаками перечисленных подходов и опирается, прежде всего, на информационный и гуманитарный подходы, но является при этом более интегральным по сущности. Именно эта интегральность, в первую очередь, обеспечивает его эффективность при исследовании педагогических систем.

Информационный подход оперирует такими понятиями как система информации, коммуникация, сетевое взаимодействие, компьютерные технологии. Целью этого подхода является стремление к наиболее эффективному использованию в педагогической системе информационного поля, повышение ее управляемости, оперативности, результативности. Данный подход опирается на широкие технические возможности использования новейших цифровых технических устройств, и в прагматическом плане обеспечивает не только свободу человека в доступе к информации, вовлечение в феномен «коллективного разума», но и уход в виртуальную реальность, уязвимость человека, и зависимость от технического комфорта.

Гуманистический подход (гуманитарный) признает самоценность человека как личности, его право на свободу и равенство. Целью реализации идей этого подхода является всесторонне развитая гармоническая личность. Подход опирается на заданные обществом гуманистические идеалы и нормы, сформулированные нравственные принципы. В прагматическом плане порождает социализацию личности, ее адаптацию к сложному и многообразному внешнему миру [2].

Информационно-гуманитарный подход рассматривает педагогическую систему и человека в ней с позиций реализации, в первую очередь, его

творческого потенциала, раскрытия индивидуальностной сущности.

Технические устройства являются в таком контексте всего лишь аппаратными средствами по реализации этой цели. В обозначенном подходе очень важна позиция открытости, но основной целью является не получение человека, следующего социальным нормам, а формирование личности воспитанника, способного выйти за рамки этих норм, совершенствуя их и устанавливая новые, способствующие ещё более динамичному позитивному развитию общества. Яркая индивидуальность осуществляется только тогда, когда под влиянием собственных внутренних душевных и духовных усилий человек стремится к совершенствованию. При этом переход от нормативности, ремесленничества к творчеству, искусству представляет длительный, иногда противоречивый процесс.

Методологические основы информационно-гуманитарного подхода формировались из понимания сущности педагогики как комплексной науки, в которой педагогические исследования все чаще осуществляются с опорой на смежные науки, их методологические принципы, а в ряде случаев и методы.

Результативность информационно-гуманитарного подхода обуславливается опорой на выверенные методологические принципы, то есть исходные положения, руководящие идеи, основные правила. Они являются, с одной стороны, общими для наук, входящих в комплекс по изучению человека, с другой стороны, они имеют свое специфическое информационно-гуманитарное содержание.

Ведущим принципом является принцип системности. Он разрабатывался как за рубежом, так и в отечественных работах из разных областей знания. Особенное развитие этот принцип получил в психологических исследованиях (А.А. Бодалев, Е А. Климов, А.Н. Леонтьев, И. А. Платонов и др). В применении к информационно-гуманитарному подходу системообразующим фактором развития педагогических систем является открытость деятельности. Субъекты деятельности могут рассматриваться как объекты воздействий и самовоздействий в процессе развития. Средства взаимодействия в таких системах могут быть разнообразными,

многоуровневыми, разнообразными являются прямые и обратные связи [8].

Особое внимание в информационно-гуманитарном подходе уделяется методам. Применяются как специфические методы, так и методы других наук.

Собственно, информационно-гуманитарным методом является составление и разработка модели внутришкольного образовательного кластера, предваряющей частью которого является описание. Данное описание обычно имеет дескриптивную форму (качественно строгое) с выделением функциональных связей. В структуру описательного листа входят различные компоненты. Основные методы составления описания - экспертные опросы и оценки, собеседование со специалистами, анализ документов и продуктов деятельности, результаты сравнительного анализа, тестирование.

Сегодня в скрытом виде информационно-гуманитарный подход де-факто становится магистральным направлением педагогических инноваций, определяющих стиль мышления образовательного сообщества.

Таким образом, на сегодняшний день в отечественной и зарубежной литературе имеется уже довольно значительное количество работ, лежащих в русле информационно-гуманитарного подхода.[1]. Однако примеров практической реализации этого подхода в системе деятельности конкретных образовательных учреждений пока еще очень мало.

Если новое понятие оказывается продуктивным и не отторгается в данной области знания, оно начинает в нем жить и работать, вступает в отношения с другими понятиями (иногда конфликтные), служит эвристическим средством решения фундаментальных и прикладных задач, и в конечном счете может привести к серьезному изменению общего взгляда на действительность, изучаемую данной дисциплиной. Для описания таких понятий, оказывающих системное воздействие на данный научный предмет, но еще не интегрированных в нем полностью и не получивших статуса научной теории, в науковедении используется понятие «подход».

До появления информационно-гуманитарного подхода, в основном, педагогические исследования в этой области делали акцент на содержательный части образовательных программ изучения информатики [1] либо на институциональной организации педагогической деятельности по освоению учащимися информационно - коммуникативных технологий [6].

Информационно-гуманитарный подход сфокусирован на диалоге между субъектами образовательного процесса (возможно, с участием третьих лиц), где техника выступает в роли адекватного инструмента организации этого диалога.

В отличие от теории подход является более мобильным образованием, позволяющим решать локальные проблемы, в т.ч. теоретические. Осуществляемая в рамках подхода фокусировка на различных элементах схемы открытой образовательной системы лицея, дает выход на традиционную проблематику, в тоже время заставляет корректировать традиционные представления. Например, в случае изучения школьных дисциплин, существенным с позиции информационногуманитарного подхода, является не только содержание образования, а и отношение к этому содержанию, типы отношений, возникающие между участниками образовательного процесса. Профессиональные навыки педагогов оказываются важны не только в плане деятельности, а и с точки зрения влияния ценностей профессионального сознания на характер интеграции фактического учебного материала. Трактовка ученика как носителя определенных личностных установок требует признания осмысленности его восприятия, которое не может считаться «неправильным», хотя и не совпадает с осмыслением и видением преподавателя.

Представления об одноплановом, монологическом воздействии на ученика уступает место концепции диалога [8]. Многообразие позиций в этом диалоге задано многообразием спектра возможных ролей, которые предлагает современный лицей своим учащимся, развивая не только традиционные, но и альтернативные формы образования.

Информационно-гуманитарный подход позволяет сформулировать концепцию развития индивидуальности участников образовательного процесса. Ее отличительной особенностью является исходная ориентация на развитие способностей каждого ученика, и учителя в совместной, продуктивной, творческой деятельности, открытость педагогической позиции, информационнокоммуникативную насыщенность образовательной среды, вариативность, разнообразие целей, задач, форм, методов, условий, темпов образовательной деятельности, постоянный мониторинг интересов учащихся, нацеленность на разрешение их личностной проблематики.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- Мысль, 1991. - 299 с.

2. Воспитание индивидуальности: уч.-мет. пособие/под ред. Е.Н. Степанова

- ТЦ Сфера, М. 2005. - 224 с.

3. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии./ Учеб. Пособие. Изд. 2-е. СПб, СПБГУПМ, БПА, 2000. - 222с.

4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. -КГУ, Калининград, 2000. - 572с.

5. Из опыта гуманизации образования в петербургской школе. Аналитический отчет.: Под ред. В.Г.Воронцовой, КО СПб, УПМ СПб, 1993. -101с.

6. Информационная политика образовательного учреждения.: Метод.

Пособие./Сост. Цывин В.М.. - СПб РЦОКОиТ, 2008. - 104с.

7. Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении./Под ред. Смирновой З.Ю. -СПб, РЦОКОиТ, 2008. - 104с.

8. Педагогика открытости и диалога культур./Под ред. Певзнера М.Н., Букетова В.О., Зайченко О.М. - М. 2000. - 265с.

9. Педагогический энциклопедический словарь /гл. ред Бинбад Б.М.:БРЭ, 2008. - 528с.

10. Применение новых информационно-коммуникационных технологий в преподавании: материалы международной конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. - 106с.

11. Развитие информатизации образования Санкт-Петербурга: состояние, опыт, перспективы. / Под ред. Вишня А.Д., сост. Базлов И.Ф. - СПб, ЦИТиТ, 2005.

- 107с.

12. Фромм Э. Человек для себя. - Мн: Конгениум, 1992. - 253с.

13. http://www/die/academic/m

Рецензент:

Найденова Зоя Георгиевна, доктор педагогических наук, проректор по научнометодической и инновационной деятельности; Народный учитель России; заведующий кафедрой управления и экономики образования Ленинградского областного института развития образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.