Научная статья на тему 'Информационно-дидактическое обеспечение самостоятельного изучения студентами педагогического вуза учебного модуля «Теория и практика семейного воспитания в России (1917-1991 гг. )»'

Информационно-дидактическое обеспечение самостоятельного изучения студентами педагогического вуза учебного модуля «Теория и практика семейного воспитания в России (1917-1991 гг. )» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / ЭФФЕКТИВНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / EFFECTIVE SELF-STUDY OF STUDENTS / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / BLOCK AND MODULE TECHNOLOGY / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / LEARNING MODULE / ПСЕВДОТЕСТ / СХЕМОКОНСПЕКТ / PSEUDOTEST / OUTLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бгуашева Зара Каплановна

Раскрываются особенности внедрения учебного модуля «Теория и практика семейного воспитания в России (1917-1991 гг.)»в работу со студентами будущими педагогами. При блочно-модульном изучении учебной информации автор использовал для студентов такие виды работ, как конспект (реферат), схемоконспект, контрольные задания (контрольные письменные вопросы и псевдотесты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are revealed the peculiarities of implementation of the learning module “Theory and practice of family education in Russia (1917-1991)” in the work with students, future teachers. In the block-module study of the learning information there are used such kinds of work as summary (abstract), outline, tests (written test questions and pseudotests).

Текст научной работы на тему «Информационно-дидактическое обеспечение самостоятельного изучения студентами педагогического вуза учебного модуля «Теория и практика семейного воспитания в России (1917-1991 гг. )»»

известия вгпу. педагогические науки

6. Мандзаридис Г. Христианская этика и социальные ценности // Мандзаридис Г. Глобализация и глобальность: химера и истина. М., 2004.

7. Нисский Григорий, свят. об устроении человека. СПб.: Axioma, 1995.

8. Лосский В.Н. Догматическое богословие. очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 215.

9. Владимир (Перевертайло), игумен. Принцип личностности в христианском учении о человеке // Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: сб. науч. и метод. тр. / сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, Л.П. Разбегаевой и др. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. С. 32-34.

10. Шмеман А., прот. Дневники. 1973-1983 / сост. и подгот. текста У.С. Шмеман, H.A. Струве, Е.Ю. Дорман; предисл. СА. Шмеман; примеч.

Е.Ю. Дорман. М.: Русский путь, 2005.

* * *

1. Artjuhina A.I. Obrazovatel'naja sreda vysshego uchebnogo zavedenija kak pedagogicheskij fenomen: monografija. Volgograd: Izd-vo VolGMU, 2006.

2. Bondareva S.K. Sub#ekt vuza i problema sub#ektnosti v vuze // Bondareva S.K. Psihologo-pedagogicheskie problemy integrirovanija obrazovatel'nogo prostranstva: izbr. tr. 2-e izd., ster. M.-Voronezh: MODJeK, 2005.

3. Vagin Ju. Kreativnye i primitivnye osnovy ontogeneticheskoj personologii i psihopatologii. Perm', 2002. S. 244.

4. Doklad Svjatejshego Patriarha Moskovskogo i vseja Rusi Aleksija II na Arhierejskom Sobore Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi Moskva, 24 ijunja 2008 g.

5. Malashina T.I. Obrazovatel'noe prostranstvo kak sistema kommunikativnyh otnoshenij: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. M., 2006.

6. Mandzaridis G. Hristianskaja jetika i social'nye cennosti // Mandzaridis G. Globalizacija i global'nost': himera i istina. M., 2004.

7. Nisskij Grigorij, svjat. Ob ustroenii cheloveka. SPb.: Axioma, 1995.

8. Losskij V.N. Dogmaticheskoe bogoslovie. Ocherk misticheskogo bogoslovija Vostochnoj Cerkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie. M., 1991. S. 215.

9. Vladimir (Perevertajlo), ig. Princip lichnostnosti v hristianskom uchenii o cheloveke // Duhovno-nravstvennoe vospitanie: ot metodologii k pedagogicheskoj dejatel'nosti: sb. nauch. i metod. tr. / sost. I.A. Solovcova; pod red. N.K. Sergeeva, N.M. Borytko, L.P. Razbegaevoj i dr. Volgograd: Izd-vo VGIPK RO, 2005. S. 32-34.

10. Shmeman A., prot. Dnevniki. 1973-1983 / sost. i podgot. teksta U.S. Shmeman, N.A. Struve, E.Ju. Dorman; predisl. S.A. Shmeman; primech. E.Ju. Dorman. M.: Russkij put', 2005.

Orthodox university as the environment for a dialogue with God and personal development

There is represented the category of co-existence community that lies in the basis of the notion of the Orthodox university as a specific educational space, considered the procedural characteristics and stages of establishment of a co-existing community, described the value and sense, communicative and organizational, space and semantic components of the process of establishment of a co-existing community at every stage.

Key words: ontological pedagogy, Orthodox pedagogy, co-existence, co-existence community, educational space.

(Статья поступила в редакцию 29.05.2015)

з.к. бгуашева

(Майкоп)

информационно-дидактическое обеспечение самостоятельного изучения студентами педагогического вуза учебного модуля «теория и практика семейного воспитания в россии (1917-1991 гг.)»

Раскрываются особенности внедрения учебного модуля «Теория и практика семейного воспитания в России (1917-1991 гг.)» в работу со студентами - будущими педагогами. При блочно-модульном изучении учебной информации автор использовал для студентов такие виды работ, как конспект (реферат), схемоконспект, контрольные задания (контрольные письменные вопросы и псевдотесты).

Ключевые слова: семейное воспитание, эффективная самостоятельная работа студентов, блочно-модульная технология, учебный модуль, псевдотест, схемоконспект.

Особенности блочно-модульного представления учебной информации. Категория «модуль» вошла в терминологический аппарат педагогики из области технических наук в 1990-е гг. Ученые стали употреблять в своих исследованиях выражение «принцип модуль-

© Бгуашева З.К., 2015

педагогика профессионального образования

ного обучения», говорить о модульной системе образования.

Понятие «модуль» (от лат. modulus - мера) означает важную часть всей системы, без знания которой дидактическая система не «срабатывает». По своему содержанию это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, или оценивается: задание, работа, посещение студентом занятия, стартовый, промежуточный и итоговый уровни студентов. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни его изучения, навыки и умения. Такова организация процесса учения, при которой обучающийся работает по учебной программе, состоящей из следующих модулей: целевой, информационный, операционный, проверки знаний.

Отечественные и зарубежные педагоги по-разному смотрят на определение категории «модуль» и технологию его построения. так, например, В. Гольдшмидт, М. Гольдшмидт [1] и др. понимают под модулем формирование самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей. Дж. Рассел дефиниру-ет модуль как автономную порцию учебного материала [Там же]. Ю.К. Башлов и В.А. Рыжов [2] представляют модуль в качестве определенного объема информации, которая будет использоваться в конкретной профессиональной деятельности. Каждый модуль содержит несколько модульных единиц, включающих описание одной законченной операции или приема.

В педагогических исследованиях [2; 6; 7] наиболее часто используется следующая дефиниция: модуль - это часть программного материала дисциплины, реализующая интегрирующую дидактическую цель. Комплексная дидактическая цель реализуется всей модульной программой. Каждая интегрирующая цель состоит из частных дидактических целей, которые реализуются в модуле через учебный элемент. Подготовка специалиста является комплексной педагогической целью, реализация которой осуществляется через интегрирующие и частные дидактические цели.

Главная часть технологии модульного обучения - учебный модуль, содержащий: законченный блок информации; целевую программу действий студентов; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации. По содержанию обучения, темпу усвоения, уровню самостоятельности, методам и способам учения, способам контроля и самоконтроля модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения.

Основной целью модульного обучения является содействие развитию самостоятельности студентов, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Анализ, отбор и структурирование учебного материала для самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа играет решающую роль в формировании личности будущего специалиста, являясь необходимым условием развития его потенциальных возможностей для творческой деятельности. Она должна не только обеспечивать усвоение студентами знаний, но и помогать формированию навыков самостоятельного их приобретения.

Важным этапом в организации самостоятельной работы студентов являются систематизация, определение объема и структуры содержания учебного материала. Эта задача является составной частью общей проблемы отбора и построения содержания учебного материала: темы, раздела, учебного предмета в целом. Отбор содержания учебного материала (даже при наличии учебника или учебного пособия) следует осуществлять путем специального анализа на основе рассмотрения составляющих и связей между ними.

В педагогике известны различные подходы к решению проблемы отбора и построения содержания учебного материала. Наиболее перспективным в настоящее время считается сочетание подхода, отправляющегося от целей и задач обучения, с научно-предметным. Это сочетание, по мнению ученых, педагогов [7; 8], должно помочь вводить в содержание те знания, без которых нельзя сформировать то или иное качество или умение, нужное для специалиста данного профиля.

Реализуя это положение, следует иметь в виду, что нужно определять разумные и реальные границы научной информации, изучаемой в учебном предмете. В качестве таких ограничений, определяющих соотношение науки и учебного предмета, выдвинут принцип изоморфности содержания и дисциплины содержанию соответствующей науки и принцип минимизации научной информации при включении ее в содержание учебной дисциплины.

Содержание учебных элементов, выделенных для самостоятельного изучения, должно быть дано таким образом, чтобы в ходе работы над ними студент видел логическую структуру всего учебного материала, частью которого являются эти элементы.

Для самостоятельной работы студентов при изучении учебного материала, его анализе и систематизации используются такие виды

- известия вгпу. пе,

работ, как конспект (реферат), схемоконспект, контрольные задания (контрольные письменные вопросы и псевдотесты).

Для создания учебного модуля «Теория и практика семейного воспитания в россии (1917-1991 гг.)» по дисциплине «Основы семейного воспитания» был изучен материал диссертации А.Ю. Гранкина [3].

В работе со студентами при блочно-модульном изучении учебной информации мы предлагаем выполнить следующие задания:

1) Представление учебной информации в виде реферата. рекомендации: в процессе работы с текстом в порядке самоконтроля мысленно сформулируйте краткие ответы на предложенные после каждого логически завершенного отрывка вопросы (выделены курсивом).

2) Изложение учебной информации в виде схемоконспекта. рекомендации: расшифруйте приведенные схемоконспекты и изложите, используя в качестве «зрительной опоры» связный рассказ (см. пример схемоконспекта на рисунке ниже).

Методические рекомендации по подготовке схемоконспекта. Материал, предназначенный для изучения, студент представляет в виде особых конспектов с опорными сигналами. Опорные символы помогают другим студентам запомнить единицы информации -факты, события главные и неглавные. Суть самой системы работы заключается в усвоении знаний при помощи самих же студентов. При подготовке схемоконспектов прежде всего студенту нужно хорошо изучить содержание учебного материала: сначала он прочитывает текст целиком, а потом по главам.

гогические науки -

Читая главы, студент проводит структурно-функциональный анализ текста, вместе с тем определяя, какие учебные элементы можно объединить. Затем он переходит к оформлению листов схемоконспекта. раскрывая тему, на одном листке он может поместить до четырёх подтем. Их количество будет зависеть от сложности учебного материала.

3) Изложение учебной информации в виде тезисов.

рекомендации: повторите главную мысль учебной информации самостоятельно с опорой на эти тезисы.

4) Ответьте на вопросы псевдотеста.

рекомендации: внимательно прочитайте

вопросы и предлагаемые варианты ответов, а затем выберите правильный ответ на каждый вопрос (задание представлено в виде псевдотестов). В педагогической практике часто используются так называемые псевдотесты, или тестовые задания, иногда их называют заданиями в тестовой форме.

Организация и анализ результатов эксперимента. Организация контроля знаний является важным этапом в деятельности преподавателя, направленной на совершенствование самостоятельной работы. Цель контроля самостоятельной работы студентов - помогать им методически правильно, с минимальными затратами времени, самостоятельно осваивать теоретический материал и приобретать навыки решения определенного класса задач по учебным дисциплинам.

Организуя и проводя контроль, преподаватель должен иметь в виду, что в этом случае его задачами являются:

Формирование и развитие взглядов на семейное воспитание в России (1917-1931 гг.)

Факторы, влиявшие на становление и развитие теории семейного воспитания в годы Советской власти

- Социально-экономические

- Политические

- Культурные

Становление новой

социалистической семьи

Ориентация на педагогическую культуру родителей и населения

Сущность и гуманная направленность взглядов педагогов (1917-1931 гг.)

А.М.

Коллонтай

Гуманный

характер

признания

равноправия

женщин

А.Б. Залкинд

Обоснование

биогенетической и

социогенетической

концепций

семейного

воспитания

И.А. Арямов

Обоснование

семейного

воспитания с

позиции

социального

развития

детей

Н.К. Крупская Разработка составных частей гуманно-

ориентированного

семейного

воспитания

- педагогика професси

- актуализация, проверка и оценка усвоенных студентами знаний в ходе или после изучения определенного учебного материала;

- создание психологической установки на усвоение нового материала, закрепление усвоенного содержания;

- выявление возможностей и способностей студентов, причин их затруднений и ошибок;

- определение эффективности видов, организационных форм и средств самостоятельной работы, выделение тех из них, которые требуют коррекции.

Из средств корректирующего контроля, как наиболее целесообразного в практике самостоятельной работы студентов, мы использовали задания учебного модуля: схемокон-спекты, псевдотесты, тезисы.

Этапы работы

1. На первом занятии студентам была прочитана лекция по теме «Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991)».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. На втором занятии были предложены задания учебного модуля по данной теме.

учебный модуль нацелен на помощь студенту, аспиранту, молодому преподавателю в самостоятельном освоении и осмыслении историко-педагогической информации.

Его отличительные особенности:

1. Дидактическое сжатие материала в соответствии со следующими требованиями:

а) минимум объема текста - повествования (немногословие);

б) максимальная обобщенность и информативность;

в) наглядный и обозримый характер представления информации в схемоконспектах, позволяющий прослеживать структурно-логические связи между учебными элементами и хронологию их развития.

2. Реализация мотивирующей и развивающей функций самоконтроля обучаемого за счет ряда особенностей модуля:

а) преобладание заданий, которые способствуют не столько «загрузке» памяти, сколько осмыслению информации;

б) наличие заданий корректирующего контроля - от простых псевдотестов, рассчитанных лишь на выбор верного варианта ответа из предложенных, до творческих познавательных задач;

в) сочетание информации, полезной для профессиональной подготовки будущего учителя, и информации познавательной и интересной, которая «работает» на общую культуру и эрудицию студента.

[ального образования -

Эксперимент проводился в Адыгейском государственном университете на факультете педагогики и психологии в группах «А» (5-й курс) и «Д» (4-й курс). Результаты выполнения учебного модуля мы заносили в таблицу (реферативное изложение, тезисное представление, схемоконспект, псевдотест, контрольные вопросы, итог). В таблицу внесены оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», разные замечания, сделанные по работе студентов. Оценивание велось по следующим критериям:

отлично - студенты отлично подобрали материал, раскрыли тему, осветили все учебные элементы, включенные в структуру данной подтемы, справились со схемоконспекта-ми и псевдотестами;

хорошо - студенты хорошо подобрали учебную информацию, раскрыли тему, но допустили ошибки в ответах на вопросы псевдотестов и составлении схемоконспектов;

удовлетворительно - студенты не полностью раскрыли тему, недостаточно свободно ориентируются в ответах на схемоконспекты и псевдотесты.

Выводы: в результате изучения учебного модуля 9 (19%) из 48 студентов экспериментальной группы получили итоговую оценку «отлично», 39 (81%) человек - «хорошо»; качество знаний студентов возросло, уровень самостоятельности повысился.

Завершая экспериментальную совместную деятельность, мы предложили обучаемым провести анализ достоинств и недостатков совместной деятельности при изучении учебного модуля «Теория и практика семейного воспитания в России (1917-1991 гг.)» по дисциплине «Основы семейного воспитания».

Большинство студентов отметили, что такая организация обучения является положительной, т.к. позволяет:

- индивидуально работать без нагрузки;

- за короткий промежуток времени осваивать необходимый материал без особых затруднений;

- решать познавательные задачи, развивать мышление;

- объективно судить об умении самостоятельно работать.

К недостаткам обучения студенты отнесли ограниченность во времени.

Проверив результаты выполнения заданий модуля и проанализировав работы студентов, можно увидеть, насколько они овладели учебным материалом. По итогам нашей совмест-

известия вгпу. педагогические науки

ной деятельности можно говорить об эффективности предлагаемой нами технологии модульного обучения при изучении курса «Основы семейного воспитания».

Список литературы

1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.

2. Башлов Ю.К., Рыжов В.А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М., 1987.

3. Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: РГБ, 2003.

4. Губарева А.Е. Современные формы организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов вузов // Высшее образование сегодня. 2009. № 10. С. 59-62.

5. Иванова М.А. СРС: всегда ли она действительно самостоятельна // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 159-163.

6. Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червяко-ва Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: пособие для преподавателей. М.: Альфа-М, 2005.

7. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. спец. / под общ. ред. B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2004.

8. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

* * *

1. Batyshev S.Ja. Professional'naja pedagogika. M.: Associacija «Professional'noe obrazovanie», 1999.

2. Bashlov Ju.K., Ryzhov V.A. Professional'naja podgotovka kadrov v uslovijah kapitalizma. M., 1987.

3. Grankin A.Ju. Razvitie teorii semejnogo vospitanija v Rossii (1917-1991): avtoref. dis. . d-ra ped. nauk. M.: RGB, 2003.

4. Gubareva A.E. Sovremennye formy organizacii samostojatel'noj raboty i kontrolja znanij studentov vuzov // Vysshee obrazovanie segodnja. 2009. № 10. S. 59-62.

5. Ivanova M.A. SRS: vsegda li ona dejstvitel'no samostojatel'na // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 6. S. 159-163.

6. Murav'eva A.A., Kuznecova Ju.N., Chervjakova T.N. Organizacija modul'nogo obuchenija, osnovannogo na kompetencijah: posobie dlja prepodavatelej. M.: Al'fa-M, 2005.

7. Pedagogicheskie tehnologii: ucheb. posobie dlja stud. ped. spec. / pod obshh. red. B.C. Kukushina. M.: IKC «MarT»; Rostov n/D.: Izd. centr «MarT», 2004.

8. Sovetova E.V. Jeffektivnye obrazovatel'nye tehnologii. Rostov n/D.: Feniks, 2010.

Information and didactic support of pedagogic higher school students' self study of the learning module "Theory and practice of family education in Russia (19171991)"

There are revealed the peculiarities of implementation of the learning module "Theory andpractice of family education in Russia (1917-1991)" in the work with students, future teachers. In the block-module study of the learning information there are used such kinds of work as summary (abstract), outline, tests (written test questions and pseudotests).

Key words: family education, effective self-study of students, block and module technology, learning module, pseudotest, outline.

(Статья поступила в редакцию 8.06.2015)

Е.В. ДАНИЛЬ ЧУК, А.Ю. ИЛЯСОВА (Волгоград)

модель формирования информационной компетентности бакалавров по физической культуре в процессе обучения информатическим дисциплинам

Описаны компоненты (когнитивно-операциональный, инструментально-деятельност-ный, профессионально-проектировочный, коммуникативный, ценностно-смысловой), уровни (низкий, средний, высокий) и этапы (мотива-ционный, технологический и профессионально-организационный) становления информационной компетентности бакалавров по физической культуре в рамках дисциплин информа-тического цикла.

Ключевые слова: компетентностный подход, информационная компетентность, бакалавр по физической культуре, обучение информа-тическим дисциплинам, компонентная структура, этапная модель, уровневая модель.

В условиях становления информационного общества в Российской Федерации одним из основополагающих направлений профессиональной подготовки бакалавров по фи-

© Данильчук Е.В., Илясова А.Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.