ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КНР
УДК 316. 334. 2
Е.В. Кремнев, аспирант каф. «Социология управления», ЧитГУ
Научные интересы: управленческая культура госаппарата КНР
В.В. Баторова, аспирантка каф. «Социология управления», ЧитГУ
Научные интересы: социальное и информационно-аналитическое обеспечение управленческого процесса
Информационно-аналитическое обеспечение - неотъемлемый атрибут управленческого процесса. В особенности, это касается процесса формирования управленческой культуры государственных служащих КНР, отличающейся «китайской спецификой». В статье затронута связь между информационноаналитическим обеспечением и «китайской спецификой» управленческих процессов ■
PROVIDING WITH INFORMATION AND ANALYSIS IN MANAGEMENT PROCESS AS A PART OF CONSTRUCTING CHINA'S LEADERSHIP CULTURE
One of the necessary parts of management process is providing with information and analysis. It also plays very important role in constructing leadership culture, especially China's leadership culture which has its special "Chinese Characteristics". This article describes some aspects of the connection between providing information and analysis and leadership "Chinese Characteristics" ■
* * *
Информационно-аналитическое обеспечение - неотъемлемый атрибут управленческого процесса, т.к. эффективное управление немыслимо без использования информации. Это предопределяется, прежде всего, тем, что управление, по сути, является подготовкой, принятием и осуществлением последовательных решений на основе информации, отражающей состояние объекта управления, внешней среды и степень исполнения этих решений. В свою очередь, под информацией в управленческой деятельности понимается «совокупность сведений, необходимых для активного
воздействия на управляемую систему с целью ее оптимизации» [1]. Традиционно информационно-аналитическая работа в рамках управленческой деятельности включает:
- производство информации в виде научных исследований, изобретений, открытий и обобщения опыта в различных сферах;
- сбор, отбор и оценку информации, необходимой для управленческого процесса;
- анализ и синтез информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование,
реферирование, перевод, кодирование);
- хранение и поиск информации;
- размножение и распространение информации, передача ее потребителю;
- использование информации;
- контроль за эффективностью использования информации [2].
В каких же формах и масштабах данные принципы применимы к управленческим процессам, происходящим в Китае? Очевидно, что перечисленные аспекты достаточно универсальны, чтобы по объективной необходимости работать в любой сфере управления любой страны. Это вполне касается и китайского менеджмента, организационной и корпоративной культуры Китая. Однако управленческая культура государственных служащих КНР в этом смысле представляет для нас интерес, т.к. во-первых, относится к сфере гос-управления, а не частной организации, а во-вторых, на нее в современном Китае возлагаются особые надежды, как на средство, способное регулировать все многообразие отношений в управленческой среде. А потому информационноаналитическое обеспечение представляется одной из важнейших составляющих процесса формирования управленческой культуры. Пренебречь им значит стратегически проиграть, что немыслимо в глазах Китая. Поэтому все этапы от производства информации до контроля за эффективностью ее использования исполняются с предельной точностью и максимальной эффективностью. Это касается и выработки концепций, теорий, тезисов формирования управленческой культуры, и технического обеспечения, и вопросов хранения и доступа. На последнем мы хотели бы остановиться поподробнее, так как это один из аспектов, в котором полнее проявляется та самая «китайская специфика», с ко-
торой Китай подходит к управленческому процессу.
Информационно-аналитическое обеспечение процесса формирования новой управленческой культуры государственных служащих отличается комплексным подходом: материалы по всем аспектам этого процесса готовятся регулярно и качественно, после своевременно попадают в руки тех людей, которым они предназначены. После анализа и практического использования материалы отправляются на хранение, при этом они должны быть доступны и их следует постоянно обновлять по мере поступления новой информации. При этом подобные материалы во многих других странах не считаются стратегически опасными для разглашения, а потому доступ к ним осуществляется непосредственно через Интернет и другие средства массовой информации. В Китае все аналитические материалы по этой теме также не являются закрытыми, однако пользование ими ограничено способами хранения и доступа - оно возможно только через внутренние серверы электронных библиотек, а потому материалы доступны непосредственно тем, кому предназначены. При этом не теряется мобильность информации и не нарушаются демократические нормы, к которым сегодня идет Китай.
В чем же корни такого отношения к информации, не представляющей особого стратегического значения?
Очевидно, что здесь имеют место некоторые «специфические» стороны китайской культуры, влияющие на принципы управления. Разглашение информации, самой незначительной на первый взгляд, есть потеря стратегического перевеса, а «значительное и незначительное», как уже не раз упоминалось, необходимо рассматривать в их «совме-
стности» [3]. Особую роль здесь играют принципы управления по-китайски, когда имеет значение сохранение позиций при помощи недоговоренности, сокрытия намерений и информации. При полной открытости информации со стороны партнера (в нашем случае России) достигается правильная для Китая расстановка сил, когда ты закрыт, но партнер этого не ощущает, а партнер открыт, но не придает этому значения. Стоит еще раз указать на то, что речь идет именно о той информации, которой Россия не придает стратегического значения, для Китая же очевидным является тот факт, что стратегической потенциально является любая информация, касающаяся внутренних и внешних интересов страны. Таковы некоторые из «специфических» аспектов управленческой культуры государственных служащих Китая, имеющих огромное значение для процесса формирования современной управленческой культуры. В
них заложено и описано выше отношение к информационно-аналитическому обеспечению этого процесса.
Понимание глубинных закономерностей управленческих процессов КНР и особенностей применения универсальных принципов в управлении является ключом к «китайской специфике» развития на современном этапе. Изучение процессов информационноаналитического обеспечения управленческого процесса играет при этом не последнюю роль.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аленочкин В.И. Социология управления / В.И. Аленочкин. - Чита: ЧитГУ, 2004. - 245 с.
2. Бабосов Е.М. Социологии управления: учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2001. - 288 с.
3. Малявин В.В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент / В.В. Малявин. -М.: Европа, 2005. - 304 с.