Научная статья на тему 'Информационно-аналитическое обеспечение оценки природных и природно-техногенных рисков на этапе предынвестиционных исследований проектов ПАО "Газпром"'

Информационно-аналитическое обеспечение оценки природных и природно-техногенных рисков на этапе предынвестиционных исследований проектов ПАО "Газпром" Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
295
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / NVESTMENT PROJECT / ПРЕДЫНВЕСТИЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ / АНАЛИЗ РИСКОВ / PROJECT ANALYSIS / ПРИРОДНЫЙ РИСК / NATURAL RISK / ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК / TECHNOGENIC RISK / ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / GEOINFORMATIONAL SYSTEM / КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / CARTOGRAPHIC MODEL / PRE-INVESTMENT STUDIES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Власова Л. В.

Выход газовой отрасли в регионы нового хозяйственного освоения, находящиеся в условиях влияния широкого спектра факторов риска, актуализирует требование высокого качества предынвестиционной проработки проектов, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой углеводородов. При значительных объемах проектирования актуальными являются ускорение процесса сбора и анализа многоаспектной исходной информации, сокращение трудовых, материальных затрат и сроков выполнения предынвестиционных исследований при повышении качества обоснований для принятия решений о разработке проектной документации.В статье представлены результаты анализа природных и природно-техногенных факторов риска, оказывающих существенное влияние на функционирование объектов газовой отрасли или увеличивающих затраты при строительстве. Обоснованы концептуальные положения по организации информационной среды в формате геоинформационной аналитической модели для обеспечения оценки рисков на этапе предынвестиционных исследований; представлена структура тематических слоев базы данных с учетом возможности их использования не только для риск-анализа, но и для широкого спектра других задач предынвестиционных исследований.Возможности обширного использования информационно-аналитических ресурсов картографической модели на этапе предынвестиционных исследований обусловливают актуальность разработки нормативно-методической базы для решения следующих прикладных задач: разработка типовых реестров рисков для проектов; проектирование тематических моделей для создания синтетических и аналитических карт оценки факторов удорожания строительства, сложности условий производства работ; автоматизация выбора оптимальной трассы газопровода на основе комплексного анализа пространственных данных.Учитывая выраженный научно-аналитический характер работ по созданию картографической модели, требования регулярной актуализации баз пространственных данных по единым методическим принципам, необходимость нормативно-методического обеспечения решения задач проектного анализа на базе геоинформационных ресурсов модели, работы в данном направлении целесообразно сосредоточить в едином центре ответственности, который располагает необходимым набором компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational & analytical support of natural and natural-technogenic risks assessment during pre-investment studies of the Gazprom PJSC projects

Nowadays gas industry enters new economic regions being under the influence of wide range of risk factors. This foregrounds requirements for high quality of pre-investment studying of projects related to production, processing and transportation of hydrocarbons. On account of considerable amounts of design works, it is quite topical to accelerate collection and analysis of multifaceted initial data, to reduce labor and material costs, as well as to cut down time of pre-investment studies together with improvement of feasibility studies.The article analyses environmental and environmental-technogenic risk factors, which considerably influence operation of gas facilities, or increase building costs. A concept for arrangement of the information media like a geoinformational analytic model providing risk assessment at the pre-investment stage of a project is substantiated. A structure of the subject layers of a data base is presented on account of possibility to use them not only for risk analysis, but also in a wide range of other tasks of pre-investment studies.Possibility of wide application of cartographic resources during the pre-investment studies is a reason for development of standards and regulations aimed at support of applied tasks, such as creation of typical registers of risks, designing of subject models for creation of synthetic and analytical maps for assessing causes of building price rising and complexities of work conditions, automating selection of optimum routes for gas pipelines on the grounds of complex analysis of spatial data.Taking into consideration obvious scientific-analytical character of works related to making a cartographic model, as well as the requirements of regular upgrading spatial data bases according to unified procedures, and necessity to have standards supporting project analysis on the basis of geoinformational resources, it is expedient to concentrate correspondent works in a unique center of responsibility, which has necessary competence.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическое обеспечение оценки природных и природно-техногенных рисков на этапе предынвестиционных исследований проектов ПАО "Газпром"»

УДК 621.644. 07:004.652

Информационно-аналитическое обеспечение оценки природных и природно-техногенных рисков на этапе предынвестиционных исследований проектов ПАО «Газпром»

Л.В. Власова

ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Российская Федерация, 142717, Московская обл., Ленинский р-н, с.п. Развилковское, пос. Развилка, Проектируемый пр-д № 5537, вл. 15, стр. 1 E-mail: [email protected]

Тезисы. Выход газовой отрасли в регионы нового хозяйственного освоения, находящиеся в условиях влияния широкого спектра факторов риска, актуализирует требование высокого качества предынвестиционной проработки проектов, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой углеводородов. При значительных объемах проектирования актуальными являются ускорение процесса сбора и анализа многоаспектной исходной информации, сокращение трудовых, материальных затрат и сроков выполнения предынвестиционных исследований при повышении качества обоснований для принятия решений о разработке проектной документации.

В статье представлены результаты анализа природных и природно-техногенных факторов риска, оказывающих существенное влияние на функционирование объектов газовой отрасли или увеличивающих затраты при строительстве. Обоснованы концептуальные положения по организации информационной среды в формате геоинформационной аналитической модели для обеспечения оценки рисков на этапе предынвестиционных исследований; представлена структура тематических слоев базы данных с учетом возможности их использования не только для риск-анализа, но и для широкого спектра других задач предынвестиционных исследований.

Возможности обширного использования информационно-аналитических ресурсов картографической модели на этапе предынвестиционных исследований обусловливают актуальность разработки нормативно-методической базы для решения следующих прикладных задач: разработка типовых реестров рисков для проектов; проектирование тематических моделей для создания синтетических и аналитических карт оценки факторов удорожания строительства, сложности условий производства работ; автоматизация выбора оптимальной трассы газопровода на основе комплексного анализа пространственных данных.

Учитывая выраженный научно-аналитический характер работ по созданию картографической модели, требования регулярной актуализации баз пространственных данных по единым методическим принципам, необходимость нормативно-методического обеспечения решения задач проектного анализа на базе геоинформационных ресурсов модели, работы в данном направлении целесообразно сосредоточить в едином центре ответственности, который располагает необходимым набором компетенций.

Актуальность работ

Характерной особенностью современных проектов является комплексное обоснование инвестиционных решений - от освоения месторождений и транспортировки сырья до создания мощностей по переработке или сжижению с обоснованием логистических схем поставки готовой продукции конечному потребителю и синергетических эффектов для объектов ПАО «Газпром» и экономики регионов. Выход газовой отрасли в регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока, на п-ов Ямал и континентальный шельф с более сложными природными условиями по сравнению с традиционными районами хозяйственного освоения актуализирует требование высокого качества предынвестиционной проработки проектов, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой углеводородов.

Недооценка рисков на ранних стадиях разработки проекта окажет негативное влияние на проектные цели на различных этапах жизненного цикла и приведет к увеличению стоимости и сроков строительства проекта, росту капитальных и эксплуатационных затрат, снижению экономической эффективности проекта. Поэтому

Ключевые слова:

инвестиционный проект, предынвести-ционные исследования, проектный анализ, анализ рисков, природный риск, техногенный риск, геоинформационная система, картографическая модель.

информационно-аналитическое обеспечение оценки рисков уже на предынвестицион-ной стадии проекта должно позволять выявить широкий спектр неопределенностей и факторов рисков, обусловленных природно-климатическими, геологическими, инженерно-геологическими и инфраструктурными условиями не только на уровне района осваиваемых месторождений, но и крупных территориально-производственных комплексов.

Природные и природно-техногенные риски для объектов

Значительный вклад в сложность реализации проектов вносят природные и природно-техногенные (обусловленные влиянием на техносферу природных факторов) риски. Климатические, геологические, инженерно-геологические факторы природного риска в значительной мере определяют сложность строительства объектов. Для магистрального трубопровода данное обстоятельство связано с тем, что на разных участках трассы требуется применение различных конструктивных решений, обеспечивающих соответствующие прочностные характеристики. Поэтому увеличение затрат при строительстве на участках с развитием опасных и неблагоприятных природных процессов связано:

• с необходимостью реализации проектных схем, обеспечивающих надежность трубопровода (в том числе мероприятий по обеспечению дополнительного запаса прочности, проектного положения, защиты от коррозии);

• проведением мероприятий по защите объектов от опасных процессов (специальные инженерные решения по предотвращению развития криогенных процессов; противооползневые, противоселевые, противоэрозионные мероприятия; подготовка трассы (полок) в районах с пересеченным рельефом; устройство берегоукрепительных, водоотводящих сооружений, подпорных стен и пр.);

• установкой систем мониторинга технического состояния объекта и участка развития опасного природного процесса.

Природно-техногенные риски оказывают существенное влияние на функционирование объектов, поскольку в природно-техно-генных системах отмечается активизация ряда опасных природных процессов, которые в ненарушенных природных условиях (на стадии проектирования) не фиксировались или

не представляли опасности. Анализ опыта эксплуатации объектов газотранспортной системы в условиях воздействия опасных природных процессов показывает, что существуют как объективные (активизация процессов после строительства, расчет нагрузок и воздействий по ограниченным данным наблюдений в малоосвоенных регионах), так и субъективные (ошибки проектирования, недостатки строительства) причины возникновения аварийных ситуаций, инициированных природными факторами. Статистический анализ причин и факторов аварийности на объектах ПАО «Газпром», проведенный по данным актов расследования причин аварий за период с 1990 по 2015 г., показал, что природные факторы (опасные природные процессы) являются непосредственной причиной аварий для линейной части газопроводов приблизительно в 7 % слу-чаев1. Однако, являясь источниками многолетних воздействий, локальные природные факторы стимулируют проявление скрытых дефектов трубопроводов более 30 % аварий. Наиболее часто на фоне неблагоприятного влияния природных факторов происходят аварии по причинам коррозионного растрескивания под напряжением - КРН (52 %), наружной коррозии (45 %), строительных дефектов (41 %)2.

Анализ опыта эксплуатации объектов ПАО «Газпром» в условиях воздействия опасных природных процессов выявляет природно-техногенные риски, связанные с косвенным влиянием природных воздействий на энергетические системы, функционирующие в едином производственном комплексе. Так, влиянию опасных метеорологических явлений газотранспортная система подвержена опосредованно - через нарушение энергоснабжения ее объектов. Значительная часть компрессорных станций (КС) ориентирована на внешнее энергоснабжение (через Единую национальную электрическую сеть), и в ряде газотранспортных дочерних обществ ПАО «Газпром» составляет 70...100 %. При этом энергоснабжение многих КС осуществляется по воздушным

1 См. рис. 1: Власова Л.В. Оценка влияния природных воздействий в задачах обеспечения надежной

и безопасной эксплуатации газотранспортной системы ПАО «Газпром» // Вести газовой науки: Повышение надежности и безопасности объектов газовой промышленности. М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2017. -№ 1 (29). - С. 49-56.

2 См. рис. 2 там же.

линиям электропередач (ЛЭП) (учитывая как основные, так и резервные вводы).

Производственный цикл транспортировки электроэнергии наиболее подвержен воздействию природных факторов. Для воздушных ЛЭП угрозу представляют различные виды атмосферных нагрузок и воздействий (ветровые и температурные воздействия, гололедно-изморозевые отложения, грозы и др.), ряд опасных геологических (землетрясения, оползни) и гидрологических (сели, дождевые паводки, половодье) процессов.

Опасные метеорологические процессы являются основными причинами аварийных отключений ЛЭП в 30 % случаев, что превышает вклад других факторов аварийности. Анализ причин нарушения энергоснабжения КС (рисунок) показал, что опасные метеорологические процессы и явления становятся непосредственными причинами нарушений энергоснабжения КС в 20 % случаев, кроме того, следует отметить значительный вклад «природной» составляющей в нарушение внешнего (от поставщиков электроэнергии) энергоснабжения.

Анализ последствий крупных землетрясений указывает на высокую уязвимость объектов энергосистемы. Так, при 8- и 9-балльных землетрясениях соответственно расчетный объем разрушений:

• электрических подстанций составляет 86 и 100 %;

• высоковольтных воздушных ЛЭП - 32 и 45 %;

• подземного кабеля - 10 и 15 %.

В условиях тесной взаимосвязи и взаимозависимости газотранспортной и электроэнергетической систем крупномасштабные нарушения в работе одной из них могут

спровоцировать новый, более значительный виток отказов и нарушений в работе обеих систем. Данные факторы природно-техногенного риска будут наиболее существенными в районах перспективного освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока и должны учитываться уже на стадии предынвестиционных исследований при проведении технического анализа, в том числе для установки требований к резервным схемам электроснабжения объектов.

Анализ фактического материала о максимально широком спектре природных и природно-техногенных факторов рисков в отношении объектов газовой отрасли позволяет определить основные тематические блоки для создания информационно-аналитического обеспечения оценки рисков на этапе предынвестиционных исследований проектов ПАО «Газпром».

Исходные данные

Предынвестиционная стадия проекта предусматривает комплексное решение технологических, конструкторских, экономических задач с учетом различных факторов риска для обоснования вариантов прохождения трасс трубопроводов, размещения производств по переработке сырья, организации маршрутов транспортировки сырья и готовой продукции, оценки изменения социально-экономической и экологической ситуации и синергетических эффектов. Поэтому уже на ранних этапах проектирования следует иметь как можно больше исходных данных (справочных, картографических) для получения лучших проектных решений.

В качестве источников исходной информации используются фондовые материалы и научные публикации о природно-климатических,

Выход из строя энергооборудования - 26 %

Нарушение внешнего электроснабжения - 39 %

Ошибочные действия персонала -13%

Постороннее воздействие - 2 %

■ шквалы, грозы, сильный ветер -18%

■ гололед, сложные отложения - 2 %

Природные факторы в структуре причин нарушения энергоснабжения КС

инженерно-геологических условиях и инфраструктуре региона, результаты исследований о функционировании объектов Единой системы газоснабжения, корпоративные и государственные статистические данные. Подобная информация обширна, сосредоточена в разных местах и изданиях, представлена в разнородных форматах, что ведет к существенным затратам времени на ее получение, обработку, актуализацию, требует привлечения большого количества узких специалистов-аналитиков, снижает оперативность и качество обоснований для принятия управленческих решений, ведет к дублированию имеющихся в разных филиалах данных, затрудняет обновление данных.

При значительных объемах проектирования необходимо незамедлительно ускорить процессы сбора и анализа многоаспектной исходной информации, сократить трудовые, материальные затраты и сроки выполнения предын-вестиционных исследований при повышении качества обоснований для принятия решений о разработке проектной документации.

Организация данных

Значительная часть информации, используемой для идентификации и оценки рисков, обладает пространственно-временными свойствами, поэтому целесообразно применять инструментарий геоинформационных технологий. Опыт ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в использовании ГИС3-технологий для решения задач безопасной эксплуатации газотранспортной системы [1, 2] показывает, что оптимальной средой для интеграции в единое информационное пространство обширных массивов пространственных данных для проектного анализа рисков будет геоинформационная аналитическая модель (цифровая картографическая модель). Физически база картографической модели включает следующие данные: классы точечных, линейных, полигональных пространственных объектов, растровых данных и таблиц. Географические данные имеют пространственное (на карте) и атрибутивное (табличное) представление. Для решения различных задач таблицы данных могут связываться; особенно следует отметить, что в ГИС можно связывать пространственным соединением таблицы, не имеющие общих атрибутивных полей. Логически классы пространственных объектов

базы данных организованы в тематические группы слоев.

Универсальным форматом картографической модели, обеспечивающим информационно-справочные функции и оперативный выбор пространственной информации для последующего анализа, является ГИС-атлас как совокупность цифровых карт и баз данных, сформированных на единой картографической и методологической основе, охватывающая территорию функционирования газотранспортной системы и районы перспективного освоения газовых ресурсов [3]. Цифровые карты, входящие в базовую модель ГИС-атласа, согласованы, что обеспечивается:

• составлением карт на единой картографической основе;

• сопоставимостью классификаций и шкал;

• согласованностью легенд (построение легенды по единому принципу);

• общим подходом к оформлению.

Преимущество формы интеграции пространственных данных в базовой картографической модели ГИС-атласа состоит в возможности многократного применения наборов данных для решения прикладных задач проектного анализа на предынвестиционной стадии путем формирования тематических моделей из общего набора цифровых слоев, получения синтезированной информации, формирования презентационных материалов.

Формат данных

Наиболее ценным компонентом ГИС являются пространственные данные, поэтому основные ресурсы должны быть направлены на разработку тематических наборов данных, доработку с учетом специфики отрасли приобретенных специализированных данных, их интеграцию в картографическую модель, нормативно-методическое обеспечение решения прикладных задач на базе модели.

Формат данных должен обеспечить возможность использования наиболее перспективных ГИС-платформ, в том числе реализуемых на базе свободно распространяемого программного обеспечения. При выборе формата целесообразно ориентироваться на объектную модель и модель данных, реализованную для федеральных геопорталов, например геопорталов «Инфраструктура пространственных данных РФ» и «Публичная кадастровая карта».

ГИС - геоинформационная система.

В рамках данного типа объектной модели и подхода к хранению и отображению данных (когда в одном векторном слое, не смешиваясь, хранятся данные только одного типа - линия, полигон, точка или др.) выбор конкретных программных пакетов, в том числе свободно распространяемого программного обеспечения, предоставляется пользователям. В этом случае пользователь с минимальными затратами времени сможет интегрировать пространственные данные картографической модели в собственные информационные системы, обеспечивая коммуникацию с открытыми интернет-сервисами, предоставляемыми Росреестром, Yandex, Google, OpenStreetMap и др. Таким образом исключаются временные и материальные затраты на гармонизацию программных пакетов ГИС-платформ пользователей (проектных организаций), разработку технологических механизмов доступа и защиты данных.

ГИС-атлас целесообразно представить не только в цифровом, но и в бумажном варианте, поскольку это дает возможность разместить аналитические материалы о факторах риска. Печатная версия ГИС-атласа должна содержать пояснительные записки к картам, раскрывающие: принципы классификации

и отражения на картах объектов и процессов; характеристики техногенных объектов и их комплексов; распространение опасных природных процессов; влияние описываемых природных процессов на фактическую аварийность производственных объектов и механизмы их поражающего действия; размещение объектов газоснабжения в зонах опасности. Пояснительные записки следует иллюстрировать таблицами, диаграммами, картами-врезками, полученными при анализе корпоративной статистики.

Структура базы данных

База данных картографической модели ГИС-атласа должна быть предметно ориентирована на решение задач предынвести-ционных исследований. Поэтому, несмотря на то что информационное наполнение картографической модели ГИС-атласа разрабатывается исходя из целевой задачи обеспечения процессов идентификации и оценки рисков от внешних природных и техногенных факторов, пространственные данные модели могут быть использованы в других процессах проектного анализа (табл. 1), определенных методическими рекомендациями по выполнению предынвестиционных исследований

Таблица 1

Разделы и карты ГИС-атласа-справочника «Комплексная оценка природных и техногенных опасностей и рисков на этапе проведения предынвестиционных исследований

проектов ПАО "Газпром"»

Разделы и карты ГИС-атласа-справочника (наборы пространственных данных) Процессы проектного анализа на предынвестиционной стадии, использующие пространственные данные

Картографическая основа (топографические карты, цифровые модели рельефа, административное деление, границы населенных пунктов)

Объекты ПАО «Газпром»: • основные технические характеристики; • данные по аварийности Виды анализа: • технический (местоположение объектов, оптимизация трасс); • экологический; • организационный (системы эксплуатации и обслуживания); • рисков (внешние факторы техногенного риска)

Техногенные объекты: • энергетика (подстанции напряжением 220 кВ и выше, ЛЭП, атомные, гидро-, теплоэлектростанции - схема размещения с учетом вводов на период до 2022 г. Региональная структура перспективных балансов электрической энергии с учетом вводов на период до 2022 г.); • газоперерабатывающие предприятия; • нефтеперерабатывающие предприятия; • заводы по сжижению газа и терминалы по приему сжиженного природного газа (в том числе в зарубежных странах); • транспорт (трубопроводы, железные дороги, автомобильные дороги, порты, пути судоходства); • радиационно-опасные объекты, районы радиоактивного загрязнения; • гидротехнические сооружения на крупных водохранилищах (крупные) Виды анализа: • маркетинговый (выявление потребителей продукции, конкурентов, анализ сбыта); • технический (см. ранее); • экологический; • организационный (см. ранее); • рисков (внешние факторы техногенного риска)

Разделы и карты ГИС-атласа-справочника (наборы пространственных данных) Процессы проектного анализа на предынвестиционной стадии, использующие пространственные данные

Природно-климатические условия: • основные осредненные и экстремальные характеристики: - температуры воздуха, почвы, снежного покрова, осадков, ветра, метеорологических явлений по пунктам метеорологических наблюдений; - гидрологического режима поверхностных вод суши по гидрологическим постам. Периоды навигации; • почвы, грунты; • ландшафтное районирование; • охраняемые природные территории Виды анализа: • технический (см. ранее); • экологический; • организационный (см. ранее); • рисков (внешние факторы природного риска)

Опасные природные процессы: • сейсмические (карты А, В, С общего сейсмического районирования -см. ОСР-97); • разломная тектоника; • оползни; • линейная (овражная) эрозия; • геокриологические процессы; • карст; • просадочные явления; • русловые и береговые процессы рек, морей, водохранилищ; • сели; • затопления в результате наводнений; • увлажненность территории; • преобладающий состав и минерализация подземных безнапорных вод; • среднегодовая повторяемость чрезвычайных ситуаций на объектах экономики, связанных с нарушением электроснабжения по природным факторам, на территории субъектов Федерации; • сильные ветра; • интенсивные осадки; • ливни; • грозы; • град; • сильные гололедно-изморозевые отложения; • сильные снегопады; • сильные метели; • опасность снегоотложений; • распределение объемов снегопереноса за зиму; • распределение твердых осадков; • пыльные бури Виды анализа: • технический (см. ранее); • экологический; • организационный (см. ранее); • рисков (внешние факторы природного риска)

Социально-экономические условия регионов: • население (численность, структура занятости, заболеваемость); • структура производства и потребления; • валовый региональный продукт; • основные фонды (отраслевая структура, степень износа по отраслям экономики); • инвестиции; • промышленность (отраслевая структура, объемы промышленной продукции и пр.) Социальный анализ (взаимодействие с элементами социальной среды)

Комплексные и синтетические карты оценки риска для объектов ПАО «Газпром»

в ПАО «Газпром»4: техническом, экологическом, организационном, маркетинговом, социальном анализе.

Источники данных. Актуализация

Информационная база картографической модели формируется из современных, точных и достоверных источников, максимально

4 См. Р Газпром 164-2017. Рекомендации

по выполнению предынвестиционных исследований для инвестиционных проектов, осуществляемых в форме капитального строительства для нужд ПАО «Газпром».

полно характеризующих потенциально опасные природные и техногенные воздействия на объекты ПАО «Газпром». Для разработки пространственной и семантической информации картографической модели и пояснительных записок к картам ГИС-атласа используются опубликованные картографические, статистические (Росстат) и описательные информационные источники, а также результаты проведенных ранее научно-исследовательских работ (НИР). Например, для раздела «Опасные природные процессы» базовыми могут быть карты, разработанные

в рамках НИР по заказу ПАО «Газпром» и прошедшие апробацию [3].

Технология ведения базы данных предусматривает возможность регулярного пополнения и обновления данных с различной периодичностью и по единым методическим принципам с учетом специфики возникающих задач проектного анализа. Поэтому функции создания базы данных и ее актуализации на регулярной основе целесообразно сосредоточить в едином центре ответственности.

Использование результатов

Универсальность пространственных данных картографической модели ГИС-атласа заключается в возможности их использования не только для риск-анализа и разработки разделов, связанных с промышленной безопасностью и предупреждением аварийных и чрезвычайных ситуаций, но и для широкого спектра задач других разделов4 предынвестиционных исследований (табл. 2): энергоснабжения объектов, логистики транспортировки сырья и готовой продукции, оценки социально-экономической и экологической ситуаций в районах предполагаемого строительства, анализа существующей инфраструктуры для организации эксплуатации и обслуживания производства, организации транспортно-технологического обеспечения в период строительства и др.

На предынвестиционной стадии (технико-экономического обоснования) проекта трудоемкой задачей является выбор оптимального расположения трассы трубопровода. Для ее решения база данных ГИС-атласа может быть использована в ходе разработки интегральных карт оценки сложности условий производства работ, стоимости строительства (или коэффициентов увеличения стоимости строительства), зон ограничивающих факторов (минимально допустимых расстояний, охраняемых природных территорий и др.), что позволит значительную часть работ по выбору оптимальной трассы газопровода вести в автоматизированном режиме [4, 5].

На стадии разработки проектной документации материалы ГИС-атласа могут быть использованы для разработки декларации промышленной безопасности объекта.

Возможности широкого использования информационно-аналитических ресурсов картографической модели на этапе предын-вестиционных исследований обусловливают актуальность разработки нормативно-методической базы для решения прикладных задач, таких как: разработка типовых реестров рисков для проектов ПАО «Газпром»; разработка тематических моделей для создания синтетических и аналитических карт оценки факторов удорожания строительства, сложности

Таблица 2

Материалы предынвестиционных исследований, в которых целесообразно использовать информационные ресурсы ГИС-атласа-справочника

Документ предынвестиционных исследований Разделы документа предынвестиционных исследований

Задание на выполнение предын-вестиционных исследований (обоснование инвестиций) Требования к технологии, режиму предприятия и основному оборудованию. Требования к конструктивным решениям. Энергоснабжение. Особые условия строительства. Требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Состав демонстрационных материалов

Декларация о намерениях Проведение инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических). Принципиальные технико-технологические решения. Ориентировочная потребность объекта в топливно-энергетических ресурсах. Транспортное обеспечение объектов. Влияние объекта на окружающую среду. Промышленная безопасность и оценка рисков

Обоснование инвестиций Исходные данные и условия. Принципиальные технико-технологические решения. Место размещения объекта (карты). Энергоснабжение. Оценка воздействия на окружающую среду. Кадры и социальное развитие. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Промышленная безопасность и оценка рисков

условий производства работ; автоматизация выбора оптимальной трассы газопровода на основе комплексного анализа пространственных данных.

***

Перспективы развития газовой отрасли связаны с разработкой новых газоносных территорий Сибири и Дальнего Востока, п-ова Ямал, арктического шельфа, характеризующихся интенсивным развитием опасных природных процессов. Повышению качества проектных работ, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой углеводородов, эффективному использованию ресурсов и безопасности функционирования создаваемых сооружений будет способствовать информационно-аналитическое обеспечение оценки природных и природно-техногенных рисков на этапе предынвестиционных исследований проектов.

Оптимальной средой для интеграции в единое информационное пространство с возможностью комплексного анализа обширных массивов пространственных данных по широкому спектру факторов природных и природно-техногенных рисков является геоинформационная аналитическая модель (цифровая картографическая модель). Формат картографической модели, использующей возможности наиболее перспективных ГИС-платформ, обеспечивает возможность многократного применения наборов данных для решения прикладных задач проектного анализа на предынвестици-онной стадии путем формирования тематических моделей из общего набора цифровых слоев, получения синтезированной информации, формирования презентационных материалов.

Учитывая выраженный научно-аналитический характер работ по созданию картографической модели, требования регулярной актуализации баз пространственных данных по единым методическим принципам, необходимость нормативно-методического обеспечения решения задач проектного анализа на базе геоинформационных ресурсов модели, работы по информационно-аналитическому обеспечению оценки рисков на этапе предынве-стиционных исследований целесообразно сосредоточить в едином центре ответственности, который располагает необходимым набором компетенций. Центр ответственности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целесообразно сформировать на базе отраслевого научного технологического центра (например, ООО «Газпром ВНИИГАЗ»), который имеет многолетний опыт научно-аналитического сопровождения крупных отраслевых проектов и комплексных программ, проведения исследований по оценке природного и техногенного риска, инструментарий и базу данных цифровых тематических карт для газовой отрасли (не представленных в открытых фондовых источниках), располагает актуальной информацией по объектам Единой системы газоснабжения, многолетними систематизированными данными об аварийных ситуациях, пространственными данными о природных и техногенных условиях территории функционирования газотранспортной системы и районам перспективного освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Список литературы

1. Власова Л.В. Информационные ресурсы ГИСАМП «Газ ЧС» для оценки влияния природных факторов на аварийность МГ / Л.В. Власова // Газовая промышленность. -2006. - № 9. - С. 95-97.

2. Власова Л.В. Информационно-аналитические модели для оценки влияния природных факторов на объекты Единой системы газоснабжения России / Л.В. Власова // Трубопроводный транспорт(теория

и практика). - 2010. - № 4 (20). - С. 39-43.

3. Власова Л.В. Аналитическая

и информационная среда для оценки природных опасностей и рисков для объектов Единой системы газоснабжения России в формате ГИС-атласа / Л.В. Власова, Г.С. Ракитина, С.И. Долгов и др. // Трубопроводный транспорт (теория и практика). - 2012. - № 6(34). - С. 12-16.

4. Рыльский И. А. Оптимизация трасс трубопроводов с использованием ГИС-технологий / И. А. Рыльский // Вестник Московского университета. - 2004. - № 4. -С. 34 -41. - (Серия «География»).

5. Лосев М.В. Способ выбора оптимальной трассы магистрального трубопровода

с применением геоинформационных систем (АО «Гипрогазцентр»): презентация / М.В. Лосев // Матер. VII Межд. науч.-техн. конф. «Газотранспортные системы: настоящее и будущее» (GTS-2017), 26-27 октября 2017 г. [CD-ROM]. - М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2017. -Секция А.

Informational & analytical support of natural and natural-technogenic risks assessment during pre-investment studies of the Gazprom PJSC projects

L.V. Vlasova

Gazprom VNIIGAZ LLC, Bld. 1, Estate 15, Proyektiruemyy proezd no. 5537, Razvilka village, Leninsky district, Moscow Region, 142717, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. Nowadays gas industry enters new economic regions being under the influence of wide range of risk factors. This foregrounds requirements for high quality of pre-investment studying of projects related to production, processing and transportation of hydrocarbons. On account of considerable amounts of design works, it is quite topical to accelerate collection and analysis of multifaceted initial data, to reduce labor and material costs, as well as to cut down time of pre-investment studies together with improvement of feasibility studies.

The article analyses environmental and environmental-technogenic risk factors, which considerably influence operation of gas facilities, or increase building costs. A concept for arrangement of the information media like a geoinformational analytic model providing risk assessment at the pre-investment stage of a project is substantiated. A structure of the subject layers of a data base is presented on account of possibility to use them not only for risk analysis, but also in a wide range of other tasks of pre-investment studies.

Possibility of wide application of cartographic resources during the pre-investment studies is a reason for development of standards and regulations aimed at support of applied tasks, such as creation of typical registers of risks, designing of subject models for creation of synthetic and analytical maps for assessing causes of building price rising and complexities of work conditions, automating selection of optimum routes for gas pipelines on the grounds of complex analysis of spatial data.

Taking into consideration obvious scientific-analytical character of works related to making a cartographic model, as well as the requirements of regular upgrading spatial data bases according to unified procedures, and necessity to have standards supporting project analysis on the basis of geoinformational resources, it is expedient to concentrate correspondent works in a unique center of responsibility, which has necessary competence.

Keywords: investment project, pre-investment studies, project analysis, natural risk, technogenic risk, geoinformational system, cartographic model.

References

1. VLASOVA, L.V. Informational resources of GISAMP "Gaz ChS" for estimation of natural impact to accident rate of a gas main [Informatsionnyye resursy GISAMP "Gaz ChS" dlya otsenki vliyaniya prirodnykh faktorov na avariynost MG]. GazovayaPromyshlennost. 2006, no. 9, pp. 95-97. ISSN 0016-5581. (Russ.).

2. VLASOVA, L.V. Informational-analytical models for assessment of natural impact to the facilities of the Unified Gas Supply System of Russia [Informatsionno-analiticheskiye modeli dlya otsenki vliyaniya prirodnykh faktorov na obyekty Yedinoy sistemy gazosnabzheniya Rossii]. Truboprovodnyy Transport (Teoriya i Praktika). 2010, no. 4 (20), pp. 39-43. ISSN 1816-451X. (Russ.).

3. VLASOVA, L.V., G.S. RAKITINA, S.I. DOLGOV et al. Analytical and informational media in the format of a GIS-atlas for estimation of environmental dangers and risks for the facilities belonging to the Unified Gas Supply System of Russia [Analiticheskaya i informatsionnaya sreda dlya otsenki prirodnykh opasnostey i riskov dlya obyektov Yedinoy sistemy gazosnabzheniya Rossii v formate GIS-atlasa]. Truboprovodnyy Transport (Teoriya iPraktika). 2012, no. 6(34), pp. 12-16. ISSN 1816-451X. (Russ.).

4. RYLSKIY, I.A. Optimization of pipeline routes using GIS technologies [Optimizatsiya trass truboprovodov s ispolzovaniyem GIS-tekhnologiy]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Series "Geografiya". 2004, no. 4, pp. 34-41. ISSN 0579-9414. (Russ.).

5. LOSEV, M.V. A way to select optimum run for a main pipeline using geoinformational systems (Giprotsentrgas JSC) [Sposob vybora optimalnoy trassy magistralnogo truboprovoda s primeneniyem geoinformatsionnykh sistem (AO " Giprotsentrgas"): presentation. In: Proc. of the VII International Conference "Gas Transportation Systems: Present and Future" (GTS-2017), 26-27 October, 2017 [CD-ROM]. Moscow: Gazprom VNIIGAZ, 2017. Section A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.