Научная статья на тему 'Информационно-аналитические аспекты обоснования управленческих решений в регионах с сырьевой структурой экономики'

Информационно-аналитические аспекты обоснования управленческих решений в регионах с сырьевой структурой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЫРЬЕВОЙ РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ РЕШЕНИЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / RAW-MATERIAL REGION / STRATEGIC MANAGEMENT / DECISION SUPPORT SYSTEM / INFORMATION DATABASES / ANALYTICAL TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севастьянова Анастасия Егоровна, Шмат Владимир Витальевич

Система поддержки принятия решений в регионах должна включать широкий спектр систем, инструментов и технологий. Важны интеграция информационных, аналитических и прогнозных подсистем. Также необходима унификация процедур учета, сбора и обработки информации по различным блокам. Рассмотрены проблемы встраивания информационных баз и аналитического инструментария в процесс принятия стратегических решений в регионах с сырьевой структурой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Севастьянова Анастасия Егоровна, Шмат Владимир Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DECISION SUPPORT SYSTEM FOR RAWMATERIAL REGIONS: INFORMATION AND ANALYTICAL ASPECTS

Regional Decision support system should include a wide variety of systems, tools and technologies. It is important to have taken place the integration of information, analytical and forecasting subsystems. Also it is necessary to have a unifying accounting procedures, collecting and processing of information on the different blocks. The article concerns the problem of embedding of databases and analytical tools in strategic decision-making process for raw-material regions.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитические аспекты обоснования управленческих решений в регионах с сырьевой структурой экономики»

УДК 338.24

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В РЕГИОНАХ С СЫРЬЕВОЙ СТРУКТУРОЙ ЭКОНОМИКИ

Анастасия Егоровна Севастьянова

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, тел. (383)330-09-62, e-mail: aseva@ieie.nsc.ru

Владимир Витальевич Шмат

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, тел. (383)330-09-62, e-mail: petroleum-zugzwang@yandex.ru

Система поддержки принятия решений в регионах должна включать широкий спектр систем, инструментов и технологий. Важны интеграция информационных, аналитических и прогнозных подсистем. Также необходима унификация процедур учета, сбора и обработки информации по различным блокам. Рассмотрены проблемы встраивания информационных баз и аналитического инструментария в процесс принятия стратегических решений в регионах с сырьевой структурой экономики.

Ключевые слова: сырьевой регион, стратегическое управление, система поддержки решений, информационное обеспечение, аналитический инструментарий.

A DECISION SUPPORT SYSTEM FOR RAW- MATERIAL REGIONS: INFORMATION AND ANALYTICAL ASPECTS

Anastasiya E. Sevastyanova

Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, Ph. D. (Econ.), Leading Researcher, tel. (383)330-09-62, e-mail: aseva@ieie.nsc.ru

Vladimir V. Shmat

Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, Ph. D. (Econ.), Senior Researcher, tel. (383)330-09-62, e-mail: petroleum-zugzwang@yandex.ru

Regional Decision support system should include a wide variety of systems, tools and technologies. It is important to have taken place the integration of information, analytical and forecasting subsystems. Also it is necessary to have a unifying accounting procedures, collecting and processing of information on the different blocks. The article concerns the problem of embedding of databases and analytical tools in strategic decision-making process for raw-material regions.

Key words: raw-material region, strategic management, Decision support system, information databases, analytical tools.

Высокая скорость изменения событий существенно ужесточает требования к управлению, требует эффективной целенаправленной политики выработки

стратегических решений по социально-экономическому развитию регионов. Это, в свою очередь, диктует необходимость иметь в системе управления адекватные информационную и аналитическую составляющие.

Проблемам обоснования принимаемых решений, анализу вариантов управляющих политик и оценке последствий их использования уделяется большое внимание. Несмотря на активные исследования и большое число публикаций, остаются нерешенными серьезные методологические, методические и практические вопросы.

Что касается методологических аспектов, отметим лишь, что согласны с мнением Нельсона Р. и Уинтера С.: «на попытки людей анализировать проблемы оказывают мощное влияние теоретические позиции, с которых эти проблемы рассматриваются» [1, с. 402]. В своих исследованиях в рамках одной методологии анализа проблем социально-экономического развития региона стремимся к сочетанию элементов нескольких научных подходов: системного, воспроизводственного, эволюционного, институционального, стратегического, а также ситуационного анализа [2]. С точки зрения методологической целостности важно, чтобы указанное сочетание не было противоречивым и эклектичным, чтобы элементы различных подходов органично дополняли друг друга в решении общих аналитических задач. Собственно, речь идет не о том, чтобы «просто» составить единое целое из отдельных методов, свойственных различным научным подходам. Применение таких подходов в анализе развития региональной социально-экономической системы необходимо для того, чтобы получить более глубокие и широкие знания об изучаемом объекте, построить более адекватный аналитический инструментарий, а в итоге - обосновать более точные и эффективные управленческие решения.

Нельсон Р. и Уинтер С. также обращают внимание на отличия в осуществлении политики в государственном секторе по сравнению с частным, а именно, на необходимость участия многих сторон в процессе принятия государственных решений и использования сложного аппарата [1, с. 407]. Действительно, регион - это сложная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения и проч., которая изучается многими научными дисциплинами начиная от естественных и заканчивая социальными и политическими. На наш взгляд, здесь представляется важным учитывать и то, что социально-экономическая система региона является объектом управляющих решений, принимаемых, как минимум, на двух уровнях - региональном и федеральном.

К настоящему времени в России в значительной степени выработана и реализуется централизованная государственная политика в области информатизации и информационных технологий. В рамках формирования и функционирования подсистем и элементов электронного правительства региона в соответствии с федеральными и региональными правовыми и нормативными документами в сфере информатизации осуществляется интеграция созданных систем. К сожалению, предшествующий период был этапом реализации подразделениями своих собственных ИТ-систем и проектов вне общего видения

процессов информатизации органов управления как на федеральном уровне, так и в регионах-субъектах федерации.

В процессе информатизации усиливается содержательная составляющая. Создаются не просто системы, способные в оперативном порядке обеспечить руководителей и специалистов разносторонней информацией, а системы информационно-прикладные, предназначенные для выполнения определенных функций и обоснования управленческих решений. Все больше аналитических задач решаются в режиме прямого информационного моделирования и наблюдения за управляемой сферой, минуя стадию анализа традиционных публикаций, информационный лаг которых слишком велик [3].

Процедуры анализа и прогнозирования должны не только опираться на реальную информацию, но и быть частью общего информационного пространства сферы регионального управления. В идеальном случае соответствие и взаимосвязь между аналитической и другими подсистемами должно иметь место на всех уровнях: обмена данными, методологическом, инструментарном, аппарат-но-техническом. В конечном счете, речь идет о создании тщательно выстроенной и постоянно работающей системы поддержки стратегических управляющих решений на основе современной информационно-коммуникационной инфраструктуры и методов аналитической обработки информации. Находясь в рамках структуры управления регионом, такая система должна включать не только блоки анализа ситуаций, прогнозирования и выработки рекомендаций, соответствующие информационные базы, но также и подсистему обучения и подготовки руководителей и специалистов (рисунок).

Обучение и подготовка специалистов (лиц, принимающих решения)

Прогнозно-аналитический блок

Ретроспективный анализ

Анализ тенденций

Прогнозирование

Обсуждение

Аналитические методы обработки информации

Информационная база

Статистические данные ■ Законодательство Нормативно-методические материалы, программы и проч.

Рис. Система информационно-аналитической поддержки решений по стратегическому управлению развитием регионом

Формирование систем информационно-аналитической поддержки стратегических управленческих решений в разных регионах происходит по-разному. Это обусловлено многими причинами и, в том числе, особенностями регионального хозяйства, включая отраслевую структуру и факторы роста. Так, в основе экономики многих ресурсных регионов лежит использование невоспроизводимых природных ресурсов. Данное обстоятельство накладывает свой отпечаток и на общие принципы построения информационно-аналитических систем управления, и на подходы к анализу проблем социально-экономического развития территорий, и на разработку аналитического инструментария. Анализ существующих в России на данный момент информационно-аналитических систем показывает, что использование принципа тиражируемости массовых коммерческих продуктов имеет существенные ограничения, они недостаточно адаптированы для решения актуальных задач регионального управления.

Мы неоднократно показывали, что для нефтегазовых территорий весьма актуальным, а порою - жизненно необходимым, является переход к принципам устойчивого социально-экономического развития, предполагающим максимизацию социальной ценности ресурсов углеводородного сырья. Имеется в виду, что динамика освоения ресурсов углеводородного сырья должна быть подчинена не только интересам предприятий и компаний нефтегазового сектора, национальным экономическим интересам (в частности, фискальным интересам федерального центра), но и социально-экономическим интересам той территории, где ведется добыча. Следовательно, речь идет о выработке и практическом осуществлении таких стратегических решений, которые обеспечивали бы достижение компромисса интересов всех названных выше сторон. Для этого необходима постоянная и целенаправленная работа по формированию действенной системы управления природно-ресурсным потенциалом. Совершенно обоснованно, что в таких регионах формируются «ресурсные» подсистемы управления, разрабатываются специальные индикаторы и осуществляется их анализ с целью отражения взаимодействия социально-экономического развития и истощения природно-ресурсной базы, учитываются особенности природоохранной деятельности [2, 4, 5].

В Ханты-Мансийском автономном округе в последние десятилетия весьма активно формируется система управления природными ресурсами, включающая основные блоки по обеспечению принятия решений. Система имеет сложную организацию, она «пронизывает» все «этажи» государственной власти в регионе, включает научно-аналитические подразделения, опирается на федеральное и региональное законодательство. В ее рамках функционирует Научно -аналитический центр рационального недропользования, создан интегрированный банк данных, ведется разработка специальных программных комплексов и баз данных, которые представляют новые возможности для решения экономических, правовых, экологических и других задач.

В Томской области нарабатывается интересный опыт по комплексному управлению возобновляемыми природными ресурсами, который реализуется в рамках Концепции «ИНО Томск 2020». Созданы соответствующие самостоя-

тельные управленческие структуры, разработаны и приняты государственные программы. Ключевым элементом общей концепции управления природными, и прежде всего лесными, ресурсами и их охраной является создание за счет внедрения информационных технологий единой автоматизированной пространственной базы [5].

С 2008 г. в Республике Татарстан в рамках комплексного проекта «Электронное Правительство Республики Татарстан» реализуется крупный проект по созданию Геоинформационной системы (ГИС) органов государственной власти. ГИС «Природопользование» включает блоки «Геология и недропользование» и «Охрана окружающей среды». Единая распределенная информационно-аналитическая система Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан создана в целях автоматизации процесса подготовки решений в области управления охраной окружающей среды и природными ресурсами. В качестве платформы используются современные технологии.

Пока приходится констатировать, что созданные банки данных выполняют, в первую очередь, функции сбора и первичной обработки информации, которым не достает комплексности, в том числе, в них довольно слабо развита социально-экономическая составляющая. Достичь комплексности невозможно без интеграции информационно-аналитических и прогнозных подсистем, а также без унификации процедур учета, сбора и обработки информации по различным блокам. Эти процедуры могут стать основой для системы управления регионом лишь в том случае, когда:

• четко определены (и формально прописаны) функции каждого из уровней управления регионом в целом;

• определены ключевые проблемы и сформулированы задачи, которые должны решаться на каждом уровне управления;

• сформированы перечни показателей и процедуры их получения, причем, с учетом комплексного характера взаимодействия факторов и условий;

• определены источники информации, методы ее обработки и систематизации.

Исследования выполняются при поддержке РНФ (проект №14-18-02345).

Research is supported by the Russian Science Foundation (project №14-1802345).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. - 474 с.

2. Шмат В., Севастьянова А. Новая стратегия нефтегазовых территорий: экономика, информация, социум. Информационно-аналитические методы и ситуационный анализ в стратегическом управлении нефтегазодобывающим регионом на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / под ред. В.В. Кулешова, В.А. Крюкова ; ИЭОПП СО РАН, Ком. по инф. ресурсам, Адм. губернатора Ханты-Мансийского АО-Югры. - Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2006. - 191 с.

3. Сляднева Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Факт. - 2000. - № 6. - Режим доступа: http://www.fact.ru/current/slyadneva.shtml (дата обращения: 20.11.2014)

4. Томская область. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации/Центр экологической политики России, 2011. - 110 с.

5. Томская область представила опыт управления природными ресурсами. - Режим доступа: http://www.wood.ru/ru/lonewsid-58086.html (дата обращения: 11.07.2014)

© А. Е. Севастьянова, В. В. Шмат, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.