Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая система мониторинга показателей по направлениям национальной технологической инициативы'

Информационно-аналитическая система мониторинга показателей по направлениям национальной технологической инициативы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-аналитическая система / мониторинг / национально-технологическая инициатива. / information-analytical system / monitoring / national-technological initiative.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сибирская Е. В., Овешникова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая система мониторинга показателей по направлениям национальной технологической инициативы»

Сибирская Е.В.,

Овешникова Л.В.1

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Ключевые слова: информационно-аналитическая система, мониторинг, национально-технологическая инициатива.

Keywords: information-analytical system, monitoring, national-technological initiative.

Процессы мониторинга и оценки являются важным механизмом для организации внутри страны согласованной политики выполнения целей устойчивого развития (ЦУР)2, интеграции по вертикальным связям на всех уровнях власти.

В рамках мониторинга существуют огромные возможности для локализации «Повестки 2030» путем интеграции систем индикаторов локального, регионального, национального уровня.

Ключевые аспекты мониторинга, оценки, отчетности включают четыре направления:

- разработка национальных показателей и индикаторов на основе глобальных индикаторов ЦУР и создание баз данных.

- дезагрегирование (разукрупнение информации) данных.

- создание системы отчетности, онлайновых систем для обмена информацией, в том числе отчетности по ключевым индикаторам, и предоставление возможности для горизонтальной и вертикальной координации.

- оценка прогресса выполнения ЦУР на национальном и региональном уровнях3.

Мониторинг ЦУР требует мобилизации всех частей национальной статистической системы, которая производит официальную статистику, а также сотрудничество с частными производителями данных. Координация между сообществом пользователей (политиками, научным сообществом, неправительственными организациями, частным сектором и СМИ и т.д.), а также производителями официальной статистики, является важной для производства и распространения официальной статистики, которая соответствует Основополагающим Принципам Официальной Статистики ООН и международным базовым принципам обеспечения качества.

В связи с мониторингом ЦУР, производители и сообщества пользователей, которые привлекаются, увеличились, а сбор данных и потоки, лежащие в основе мониторинга, являются сложными, особенно учитывая взаимосвязи, существующие между показателями. В Повестке Дня на период до 2030 года, развитие статистики само по себе является центральным компонентом средств осуществления. Она признает, что требования данных и статистики для мониторинга достижения целей представляет собой огромную проблему для всех стран.

Не желая оставлять без внимания такой важный аспект государственной политики в области статистики, в 2012 году в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова в рамках программы инновационного развития образовательной и научной работы в вузе создан Ситуационный центр социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Основой создания Ситуационного центра явилась Информационно-аналитическая Интернет-система «Оперативный мониторинг социально-экономического развития субъектов РФ», на которую Университетом получено Свидетельство № 2014612588 от 28.02.2014 г. от Федеральной службы по интеллектуальной собственности, подтверждающее уникальность аналитических и прогностических возможностей программы, а также право интеллектуальной собственности. С 2017 г. базовой информационно-аналитической системой Ситуационного центра является платформа Contour BI - Business Intelligence платформа для интерактивного многомерного анализа данных.

Основными целями деятельности Ситуационного центра являются:

1. Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, и разработок в области социально-экономического развития России и регионов Российской Федерации.

2. Обеспечение актуальной статистической и аналитической информацией всех заинтересованных пользователей.

3. Выполнение экспертно-аналитических и консалтинговых работ по актуальным направлениям социально-экономического развития России и субъектов Российской Федерации.

1 Сибирская Елена Викторовна - д.э.н., профессор, профессор кафедры статистики, Российский экономический университет; профессор Департамента экономической теории, Финансовый университет. E-mail: e-sibirskaya@rambler.ru

Овешникова Людмила Владимировна - д.э.н., профессор, профессор кафедры статистики, Российский экономический университет. E-mail: lud_proz@mail.ru

2 Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. - https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GE№N15/285/75/PDF/N1528575.pdf?OpenElement

3 http://unstats.un.org/unsd/dnss/gp/FP-NEW-r.pdf

4. Организация сотрудничества с органами власти федерального и регионального уровней, органами местного самоуправления, коммерческими и международными организациями по использованию информационно-аналитических ресурсов Центра1.

Таким образом, Ситуационный центр социально-экономического развития регионов Российской Федерации может стать интегрированной основой для представления данных официальной статистики России в мониторинге ЦУР. Для дальнейшего наполнения Ситуационного центра актуальной информацией университет постоянно работает по инициативным исследовательским темам, одной из которых является «Разработка и совершенствование научной базы для комплексных программ мониторинга готовности экономики к национальной технологической инициативе», выполненная коллективом кафедры статистики.

Основной задачей реализации проекта является поиск новых форм организации мониторинга для постоянной оценки готовности национальной экономики к национальной технологической инициативе (НТИ), позволяющих определить мультипликативные эффекты наблюдений и учета конкретных экономических показателей и условий в экономике Российской Федерации.

Предлагаемый проект позволил построить базовый пример мониторинга, объединяющий ресурсы и позволяющий активизировать явные и скрытые возможности для обеспечения исследований готовности национальной экономики к национальной технологической инициативе.

Исследование вопросов в рамках данного проекта позволило решить важные в научном и прикладном плане задачи по исследованию лучших отечественных практик мониторинга и прогнозирования готовности экономики к национальной технологической инициативе, которые реализуют «физическую» (по аналогии с теорией БД) составляющую, обеспечивающую доступ к экземплярам хранения, идентификацию и поиск значений показателей в локальных и внешних информационных ресурсах по признакам содержания и адресам хранения.

Авторами проекта разработана концептуальная схема алгоритма организации мониторинга экономики для оценки ее готовности к национальной технологической инициативе. Он состоит из нескольких контуров, выделенных по принципу схожести экономических процессов, которые они описывают. Как правило, блоки одного контура характеризуют либо различные фазы одного экономического процесса, либо операции, связанные с деятельностью одного и того же институционального сектора. Алгоритм включает следующие связанные между собой контуры: рынки; технологии; инфраструктура; институты.

Программы мониторинга, разработанные в соответствии с едиными требованиями, позволяют унифицировать информацию о проведении наблюдений за показателями НТИ, систематизировать и анализировать поступающую информацию с целью ее дальнейшего использования.

База данных по данному исследованию состоит из 759 показателей, характеризующих готовность экономики к национальной технологической инициативе. Эта работа приоритетна на основании классификации показателей по трехуровневой системе и может быть охарактеризована следующим образом:

Уровень 1. 93 показателя, считаются концептуально ясными с установленной доступной методологией и стандартами, и соответствующие показатели представлены данными Федеральной службой государственной статистики и Евростатом. Примером могут служить показатели: Число организаций государственного сектора, выполнявших научные исследования и разработки; Число проданных роботов и др.

Уровень 2. 194 показателя также считаются концептуально ясными с установленной доступной методологией и стандартами, но соответствующие данные не регулярно собираются, и соответственно нельзя провести сопоставления без дополнительных расчетов и обследований. Примером может служить показатель — Объем финансирования НИОКР из внебюджетных источников.

Уровень 3. 472 показателя, у которых нет либо устоявшейся методологии, либо стандартов. Этот уровень включает в себя те показатели, которые заложены в различных госпрограммах, и соответственно по которым методология и стандарты находится на стадии формирования. Примером может служить показатель — Моторное биотопливо и его компоненты и др.

Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования показателей по направлениям НТИ была разработана для автоматизации процессов сбора и обработки обширных и многогранных данных.

Система разработана с целью создания единого информационно-аналитического пространства для мониторинга, анализа, планирования, моделирования и прогнозирования с последующей визуализацией результатов и формированием отчетности. Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования включает в себя следующие подсистемы: Централизованное хранилище данных предназначено для накопления и хранения ретроспективных данных по показателям. Подсистема визуализации обеспечивает представление информации в табличном, текстовом, графическом и картографическом видах. В подсистеме реализованы функциональные возможности отображения результатов анализа и расчетных значений с использованием средств деловой графики, экспорта отчетной информации в MS Excel и другие форматы, а также вывод информации на печать.

База данных содержит результаты выборочных обследований готовности экономики к национальной технологической инициативе, проведенных РЭУ им. Г.В. Плеханова по данным Федеральной государственной службы статистики, Евростата. Обследованию подлежало 93 показателя 1 уровня, характеризующих 4 блока матрицы Национальной технологической инициативы «Исследование рынков», «Исследование технологий», «Исследование институтов», «Исследование инфраструктуры» (рис. 1-4).

1 https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Situa-centr.aspx © ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

579

По состоянию на 01.10.2017 г. исследовано 93 показателя за период с 2008 г. по 2016 г. Собранные данные являются информационной базой для разработки практических рекомендаций и совершенствования методологических аспектов получения достоверной информации о состоянии, готовности и развитии национальной экономики к национальной технологической инициативе.

Рисунок 1.

Визуализация показателя «Доля лиц (домохозяйств), имеющих доступ к сети Интернет»

Рисунок 2.

Визуализация показателя «Внутренние затраты на научные исследования и разработки»,

долл. США

Рисунок 3.

Визуализация показателя «Выработка электроэнергии на атомных электростанциях», процент

Рисунок 4.

Визуализация показателя «Число проданных промышленных роботов», единиц

Практической сферой применений знаний, полученных по проекту, является предложение опорных инструментов для:

1) государственных организаций, прежде всего формирующих экономическую и инновационную политику в рамках национальной технологической инициативы, анализа экономических проблем, составления прогнозов будущего и сценариев возможной инновационной политики и т.д.;

2) международных ассоциаций и организаций, которые связаны с оценкой и анализом экономической ситуации в Российской Федерации и перспективах ее развития;

3) некоммерческих организаций, таких как бюро экономического анализа, центры исследований экономической конъюнктуры, консалтинговые бюро и экспертные советы;

4) коммерческих организаций в рамках оценки и анализа текущей экономической ситуации, сценариев ее развития и разработки оптимальных и эффективных стратегий деятельности (особое значение имеет для крупных компаний, которые являются лидерами на рынке отрасли, и тех, которые сотрудничают с иностранными инвесторами);

5) научно-исследовательских структур, деятельность которых связана с разработкой мероприятий экономической политики и развитием теорий и моделей переходной экономики;

6) учреждений высшего образования, которые осуществляют подготовку бакалавров и магистров по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Экономическая безопасность», «Инноватика» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.