Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА'

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЕГИОН / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина Ю.Н.

Актуальность работы обусловлена тем, что на региональном уровне не достаточно четко разработана информационно-аналитическая система взаимодействия рынков труда и образовательных услуг как основных элементов кадрового обеспечения экономики. В статье рассмотрены тенденции развития рынка труда и системы профессионального образования, проблемы и условия их взаимодействия на современном этапе. Автором сгруппированы основные элементы информационно-аналитической системы кадрового обеспечения экономики и проведен анализ уровня их реализации на практике. Приведены результаты опросов потребителей рынка образовательных услуг и рынка труда на предмет оценки востребованности интернет-пространства как источника информации. Обоснована необходимость разработки интернет-портала «Кадровое обеспечение экономики региона», направленного на преодоление информационной недостаточности на региональном рынке труда путем предоставления своевременной и доступной информации по сбалансированному развитию рынка труда и системы образования в наглядном и понятном пользователям виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL SYSTEM OF STAFF ASSISTANCE OF THE REGION’S ECONOMY

The relevance of the work due to the fact that at the regional level was not sufficiently developed information-analytical system of interaction of labor markets and educational services as key elements of human resources in the economy. The article considers tendencies of development of the labour market and the vocational education system, the problems and conditions of their cooperation at the present stage. The author grouped the main elements of the information-analytical system of staffing of economy and analyzes how they are implemented in practice. The results of surveys of consumers of educational services market and labour market to assess the relevance of the Internet as a source of information are given. The necessity of the development of the Internet portal “Staffing of the regional economy” is justified, aimed at overcoming the informational deficit on the regional labour market through the provision of timely and accessible information on the balanced development of the labour market and the education system in a clear and user-friendly.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

INFORMATION AND ANALYTICAL SYSTEM OF STAFF ASSISTANCE OF THE REGION'S ECONOMY

ПОЛУЧЕНО 28.03.17 ОДОБРЕНО 03.05.17 ОПУБЛИКОВАНО 23.06.17 УДК 331.48

DOI 10.12737/art¡cle_5947e37528f862.20177997

НИКУЛИНА Ю.Н.

Канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

e-mail: juliaguzenko@mail.ru NIKULINA Yu.N.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management, Service and Tourism, Orenburg State University, Orenburg

e-mail: juliaguzenko@mail.ru

Аннотация

Актуальность работы обусловлена тем, что на региональном уровне не достаточно четко разработана информационно-аналитическая система взаимодействия рынков труда и образовательных услуг как основных элементов кадрового обеспечения экономики. В статье рассмотрены тенденции развития рынка труда и системы профессионального образования, проблемы и условия их взаимодействия на современном этапе. Автором сгруппированы основные элементы информационно-аналитической системы кадрового обеспечения экономики и проведен анализ уровня их реализации на практике. Приведены результаты опросов потребителей рынка образовательных услуг и рынка труда на предмет оценки востребованности интернет-пространства как источника информации. Обоснована необходимость разработки интернет-портала «Кадровое обеспечение экономики региона», направленного на преодоление информационной недостаточности на региональном рынке труда путем предоставления своевременной и доступной информации по сбалансированному развитию рынка труда и системы образования в наглядном и понятном пользователям виде.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, кадровое обеспечение, регион, информационно-аналитическая система, интернет-портал.

Abstract

The relevance of the work due to the fact that at the regional level was not sufficiently developed information-analytical system of interaction of labor markets and educational services as key elements of human resources in the economy. The article considers tendencies of development of the labour market and the vocational education system, the problems and conditions of their cooperation at the present stage. The author grouped the main elements of the information-analytical system of staffing of economy and analyzes how they are implemented in practice. The results of surveys of consumers of educational services market and labour market to assess the relevance of the Internet as a source of information are given. The necessity of the development of the Internet portal "Staffing of the regional economy" is justified, aimed at overcoming the informational deficit on the regional labour market through the provision of timely and accessible information on the balanced development of the labour market and the education system in a clear and user-friendly.

Keywords: labor market, educational services market, personnel, region, informational-analytical system, Internet portal.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Сегодня одним из долгосрочных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов является сбалансированное территориальное развитие страны, включающее достижение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения комплексного развития и повышения конкурентоспособности региональной экономики. Ключевым элементом регионального развития должно стать обеспечение экономики субъектов РФ достаточным объемом квалифицированных трудовых ресурсов.

Основным условием благоприятного развития региональной экономики является положительное функционирование рынка труда и рынка образовательных услуг как скоординированного и слаженного механизма сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Современное решение задач модернизации экономики невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров с учетом особенностей региона [1]. Решение данной проблемы заключается в разработке эффективной модели взаимодействия рынков труда и образовательных услуг как основных

элементов кадрового обеспечения экономики региона, которая обеспечивает координацию действий субъектов взаимоотношений указанных рынков за счет разработки механизмов и инструментов социального партнерства учреждений профессионального образования и субъектов рынка труда региона.

Сегодня многие специалисты в области изучения вопросов кадрового обеспечения экономики и рынка труда сходятся во мнении, что между системой образования и рынком труда существует определенный разрыв. Диспропорции в функционировании системы образования и рынка труда наблюдаются как в количественном, так и в качественном измерении. На первый план выходит вопрос дефицита квалифицированных кадров в одних отраслях экономики и переизбыток в других.

Отсутствие в настоящее время эффективной системы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в области кадрового обеспечения экономики не позволяет своевременно определить потребности бизнеса в квалифицированных кадрах и соотнести их с системой регионального профессионального образования [2].

В целом система взаимоотношений рынков труда и образовательных услуг региона с учетом тенденций их развития и проблем взаимодействия отражена на рис. 1.

К основным условиям эффективного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг относятся следующие.

Во-первых, разработка и практическое использование нормативной базы на федеральном и региональном уровнях для организации постоянного мониторинга текущих и перспективных региональных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации.

Во-вторых, создание и внедрение региональной модели (концептуального подхода) социального партнерства субъектов рынка труда и образовательных услуг, ориентированной на реализацию взаимных интересов.

В-третьих, формирование информационно-аналитической системы кадрового обеспечения экономики региона, подразумевающей комплекс мер и инструментов для регулирования процесса взаимодействия рынков труда и образовательных услуг.

В результате оценки эффективности взаимодействия рынков труда и образовательных услуг региона мы пришли к

выводу о необходимости формирования на региональном уровне сбалансированного государственного подхода к регулированию вопросов подготовки кадров.

Стратегическое развитие системы высшего профессионального образования региона должно быть направлено на достижение динамичного соответствия количества и качества выпускников вузов требованиям организаций и предприятий ключевых отраслей экономики по уровню и профилю подготовки [3].

Новые требования к знаниям и навыкам работников, изменение потребности рынка труда в работниках определенных профессий (специальностей) ставят задачу создания современной системы профессиональной направленности, ориентированной на структуру экономики региона с учетом прогноза потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы региона.

Особое значение среди мероприятий по эффективному взаимодействию региональных рынков труда и рынка образовательных услуг, на наш взгляд, в современных условиях должно быть отведено информационно-аналитическому обеспечению кадровой политики региона.

Рис. 1. Особенности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на региональном уровне

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА

Инструменты регулирования процесса взаимодействия рынков труда и образовательных услуг можно подразделить на две основные группы: нормативные правовые и информационно-аналитические элементы [4].

Первая группа инструментов включает нормы и правила, регулирующие процесс взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, подразумевающие наличие правовых норм и соглашений, не имеющих правового закрепления и выступающих как результат договоренностей между участниками взаимодействия.

Вторая группа инструментов подразумевает различные виды информационных ресурсов, которые могут быть использованы для обеспечения взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. В числе основных элементов этой группы, во-первых, формирование информационно-аналитического пространства региона в целях создания благоприятных возможностей для эффективной коммуникации основных субъектов указанных рынков. Во-вторых, информационно-аналитическое обеспечение процесса взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, подразумевающее организацию информирования граждан региона о ситуации на данных рынках, а также организацию работы по анализу рынков, их прогнозированию и оценке эффективности реализации управленческих решений.

Информационно-аналитическая система, осуществляющая взаимодействие образовательных учреждений с промышленными предприятиями и организациями региона с целью устранения дисбаланса рынка труда и рынка образовательных услуг, должна отвечать требованию обеспечения доступности информации и, на наш взгляд, включать мероприятия, отраженные на рис. 2.

В настоящее время в большинстве регионов России, в том числе в Оренбургской области система информационно-аналитического обеспечения рынка труда и рынка образовательных услуг недостаточно четко сформирована. Отдельные мероприятия успешно и эффективно реализуются, в том числе предоставление государственных услуг по информированию о положении на рынке труда. В частности, на сайте министерства труда и занятости населения Оренбургской области представлен специальный раздел «Рынок труда», включающий следующие подразделы: еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда, ситуация на рынке труда, востребованные профессии, баланс трудовых ресур-

сов. Отдельно на сайте выложены нормативные документы и результаты аналитического анализа и прогноза ситуации на рынке труда региона — «Прогноз потребности регионального рынка труда в кадрах на 2017—2021 годы» исходя из перечня специальностей и профессий в разрезе высшего и среднего профессионального образования [5].

Особое внимание в системе информационно-аналитического обеспечения рынка труда и рынка образовательных услуг, на наш взгляд, должно быть отведено ежегодному мониторингу трудоустройства и карьерного роста выпускников профессиональных учебных заведений области, который, в свою очередь, организован как на уровне РФ, так и непосредственно в учебных заведениях.

На федеральном уровне с 2014 г. Минобрнауки России проводит мониторинг и анализ трудоустройства выпускников вузов на основании данных Пенсионного фонда. В числе основных показателей выступают следующие: доля трудоустройства выпускников; доля трудоустройства выпускников очной формы, получивших образование впервые, за исключением магистров; количество регионов, в которых трудоустроены выпускники; доля выпускников, оставшихся в регионе; средняя сумма выплат выпускникам; доля индивидуальных предпринимателей.

На уровне образовательного учреждения, в соответствии с методическими рекомендациями Рособрнадзора, на официальном сайте каждого вуза обязательно размещение в разделе «Сведения об образовательной организации» в подразделе «Стипендии и иные виды материальной поддержки» информации «О трудоустройстве выпускников», включающей, с одной стороны, наименование направления подготовки, специальности, количество выпускников очной формы обучения, количество выпускников, направленных на место трудоустройства, количество официальных подтверждений, с другой — перечень предприятий, их местонахождение и количество трудоустроенных выпускников. Информация представляется в разрезе направлений подготовки (специальностей) за три последних года. Показатель «трудоустройство» также присутствует и в отчетах по самообследованию университета, кафедры, направлений подготовки (специальностей) [6].

В систему информационно-аналитического обеспечения рынка труда и рынка образовательных услуг мы также включили создание и выпуск в эфир цикла радио- и телепередач, освещающих достижения, опыт и наиболее острые проблемы деятельности организаций Оренбургской области. Это мероприятие, на наш взгляд, будет способствовать закреплению выпускников на предприятиях Оренбуржья, уменьшению оттока выпускников в другие регионы, тем самым решать задачи кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы нашего региона.

Рис. 2. Система информационно-аналитического обеспечения взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на региональном уровне

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ В ОБЛАСТИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Опыт ряда регионов свидетельствует, что одним из эффективных инструментов в системе информационно-аналитического обеспечения процесса взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг региона является разработка и поддержание в актуальном состоянии соответствующего интернет-портала. Анализ действующей практики формирования интернет-пространства в области кадрового обеспечения экономики Оренбургской области показал, что к числу специализированных в этой сфере относится Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья, который включает разделы, представленные в табл. 1.

Отметим, что в Оренбургской области функционируют сайты как и в других субъектах РФ — региональных министерства труда и занятости населения и министерства образования Оренбургской области, сайты вузов региона. Тем не менее заметим, что информация, размещенная на данных сайтах и портале, является разноплановой и абитуриенту, родителю, студенту, выпускнику, молодому специалисту бывает трудно ее найти и правильно воспользоваться.

Необходимость создания обоснована результатами опросов основных категорий пользователей рынков образовательных услуг и рынка труда Оренбургской области — абитуриентов, студентов, выпускников, молодых специалистов, предприятий-работодателей, доказывающих его востребованность. Проводились опросы по категориям респондентов, результаты которых представлены в табл. 2.

Таблица 1

Характеристика основных разделов Регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья

Наименование раздела Структурные элементы раздела

Педагогическое сообщество Оренбуржья Оренбуржье • Персоналии • Руководящие и координирующие организации системы образования • Личные страницы • Статистические данные о системе образования региона • Карта региона

Каталог научно-исследовательских и образовательных учреждений Оренбуржья Высшее образование • Научно-исследовательские институты и центры • Среднее образование • Среднее специальное образование • Информационные и образовательные центры, учреждения дополнительного образования

Научные исследования в вузах Оренбуржья Направления исследований вузов Оренбургской области • Конференции, симпозиумы, семинары, выставки, олимпиады • Электронное научное издание «Аксиология и инноватика образования» • Архив материалов конференций, проведенных на платформе портала orenport.ru • Материалы о наиболее значимых международных научных мероприятиях

Электронная библиотека портала Предметные области профессионального образования • Предметные области общего образования • Справочники, словари, энциклопедии • Библиографические списки, каталоги и указатели • Электронные базы данных • Система образовательных порталов России

Эксперты портала рекомендуют Методическое объединение учителей информатики и ИКТ • Инновационные образовательные технологии • Информатизация профессионального образования • Информационные и коммуникационные технологии в образовании • Сетевые профессиональные сообщества педагогов

Галерея проектов портала ОпПпе-интервью • «Персона года» • «ГЛУБИНКА - ЭКСПО» • «Выбери жизнь!» • Встречи • Память сердца • «История России - сокровище мое!» • Фотоальбом • Спортивные и праздничные мероприятия • Акции • Выставка лучших работ конкурса «Компьютер и Ко»

Абитуриенту Приемная кампания • Необходимо знать абитуриенту • Полезно знать абитуриенту • Олимпиады

Региональный рынок труда Работодатели • Вакансии • Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений ВПО

Библиотеки Библиотеки Оренбуржья • Библиотеки вузов • Крупнейшие библиотеки России • Библиотеки мира

Музеи Музеи Оренбуржья • Школьные музеи • Университетские музеи • Научные музеи • Крупнейшие музеи России и стран СНГ • Музеи мира

Архивы Архивы Оренбуржья • Архивы России • Зарубежные архивы • Научные архивы Интернета • Архивные онлайн-пу-теводители • Архивы каталогов и баз данных

Таблица 2

Оценка востребованности интернет-пространства пользователями рынка образовательных услуг и рынка труда региона

Категория респондентов Тема опроса Вариант ответа % Значимость ответа

Абитуриенты Источники информации о вузе Интернет 64,1 1 место

Выпускники Механизмы трудоустройства выпускников Самостоятельно ищу работу, используя сведения СМИ 47,9 1 место

Молодые специалисты Как молодые специалисты нашли себе работу? Нашел работу через интернет, через объявления СМИ 25,6 2 место

Работодатели Способы, которые используют предприятия при поиске нового сотрудника Размещение вакансий на сайте предприятия, объявления в СМИ 66,3 1 место

Для абитуриентов выбор учебного заведения напрямую зависит от источников информации о нем. Мониторинг в 2014—2016 гг. показал, что число абитуриентов, использующих в качестве источника информации об учебных заведениях интернет увеличилось на 10,2% [7, 8]. Выпускники почти всех факультетов в большинстве своем указали, что осуществляют самостоятельный поиск работы через СМИ, и этот показатель также имеет тенденцию к росту. По результатам мониторинга ответов молодых специалистов за 2013—2015 гг. увеличилось число трудоустроившихся с помощью сети интернет (специализированные сайты по поиску работы, сайты компаний) — на 7,5%. В 2014—2016 гг. наиболее популярным был способ, который используют работодатели при поиске новых сотрудников, — размещение вакансий на сайте предприятия. Увеличение данного показателя составило порядка 7%.

Для обеспечения доступности информации о рынках труда и образовательных услуг Оренбургской области мы предлагаем создать информационно-аналитический портал «Кадровое обеспечение Оренбургской области». Данный портал будет представлять собой интернет-сервис для молодежи, посвященный выбору профессии и направления образования, построению карьеры, поиску стажировок и вакансий, а также развитию профессиональных компетенций [9, 10].

Портал будет ориентирован на решение таких задач, как:

- предоставление информации о рынке труда и системе подготовки кадров Оренбургской области в наглядном и доступном виде;

- формирование готовности граждан самостоятельно планировать, корректировать и реализовывать свои профессиональные планы с учетом состояния регионального рынка труда;

- привлечение представителей профессиональных сообществ к решению задач профессионального самоопределения граждан;

- создание условий для продуктивного взаимодействия всех участников процесса профессионального самоопределения: обучающихся и выпускников образовательных организаций, педагогов, родителей, органов исполнительной власти, работодателей, общественных организаций [11].

Информационно-аналитический портал «Кадровое обеспечение экономики региона» будет содержать следующие разделы:

- «Законодательство»: нормативные правовые документы федерального, регионального и местного уровней в области регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг, а также государственные программы Оренбургской области в этой сфере;

- «Система образования»: информация о профессиональных учебных заведениях региона, реализуемых направлениях подготовки, а также об учебных центрах, базы практик, комплекс тестирований на профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение;

- «Рынок труда»: еженедельный обзор ситуации на рынке труда (спрос и предложение, уровень безработицы), рейтинги востребованных в Оренбургской области профессий по уровню образования, направлений подготовки, система содействия трудоустройству выпускников и система профессиональной ориентации региона, статьи о тенденциях рынка труда региона и в целом РФ;

- «Бизнес-сообщество»: информация о работодателях региона по отраслям экономической деятельности,

включая перечень востребованных на предприятии профессий; информация о стажировках;

- «Социальное партнерство»: ссылки на сайты участников социального партнерства (министерство труда и занятости населения, министерство образования, Совет ректоров и ОСПП Оренбургской области и др.), а также страница «Региональный координационный совет», включающая план работы совета, его состав и решения совета;

- «Кадровая потребность»: опрос работодателей; прогноз потребности рынка труда в квалифицированных кадрах на перспективу. Этот раздел будет содержать текущие прогнозы потребности рынка труда в квалифицированных трудовых ресурсах, разработанные министерством труда и занятости населения Оренбургской области, а также будет способствовать разработке таких прогнозов. На сайте предполагается разместить анкеты-опросники для работодателей по выявлению текущих и перспективных потребностей в кадрах;

- «Мероприятия региона»: информация о проводимых на федеральном и региональном уровнях в области профориентации и содействия трудоустройству выпускников.

Таким образом, информационно-аналитический портал следует рассматривать как комплексный инструмент, реализующий индивидуальный подход к пользователям, учитывающий их личные возможности и способности, а также состояние и перспективы развития региональной экономики и рынка труда. Использование такого инструмента позволит воплотить концепцию прозрачной информационной среды для всех субъектов рынка труда Оренбургской области и общества в целом.

В заключение отметим, что реализация всех мероприятий по созданию эффективной информационно-аналитической системы кадрового обеспечения экономики будет способствовать достижению сбалансированности на рынке труда и оптимальному уровню подготовки кадров для региона благодаря формированию навыков грамотного выбора будущей профессии у молодежи Оренбургской области с учетом кадровых потребностей экономики региона, эффективно функционирующей системе социального партнерства, а также формированию системы информационно-аналитического обеспечения рынка труда и рынка образовательных услуг, способствующей доступности и прозрачности информации о данных рынках для всех субъектов системы кадрового обеспечения экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тугускина Г. Управление развитием региона: инвестиции в человеческий капитал [Текст] / Г. Тугускина // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 3. — С. 84—89.

2. Никулина Ю.Н. Роль бизнеса в подготовке молодых специалистов для инновационной экономики региона [Текст] / Ю.Н. Никулина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2014. — № 4 (165). — С. 102-108.

3. Ермакова Ж.А. Перевод экономики на высшие технологические уклады: проблема квалифицированных кадров (регион. аспект) [Текст] / Ж.А. Ермакова / Сер. Научные доклады. Рос. акад. наук, Урал. отделение, Ин-т экономики. - 2004. - 43 с.

4. Макеева Т.Е. Технологии регулирования взаимодействия

региональных рынков труда и образовательных услуг в регионе [Текст] / Т.Е. Макеева // Научные ведомости БелГУ. - 2008. - Вып. 5. - № 12 (52). - С. 90-94. -(Философия, социология, право).

5. Постановление Правительства Оренбургской области от 10.09.2013 г. № 752-п «О разработке прогноза потребности регионального рынка труда в кадрах» [Электронный ресурс] // URL: http://www.szn.orb.ru. — 14.03.2017.

6. Карпова Г.В. Анализ реализации региональных программ в области кадрового обеспечения экономики молодыми специалистами [Текст] / Г.В. Карпова, Ю.Н. Никулина, А.В. Матюшко // Российское предпринимательство. — 2015. - № 16 (Том 16). - С. 2663-2680.

7. Сайт Регионального центра содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений Оренбургской области [Электронный ресурс] // URL: http:// www.job.osu.ru — 18.03.2017.

8. Никулина Ю.Н. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг региона: вопросы теории и практики [Текст]: монография / Ю.Н. Никулина — М.: Перо, 2015. - 216 с.

9. Christian Lutz, Martin Distelkamp, Bernd Meyer, MarcIngo Wolter. Forecasting the Interindustry Development of the German Economy: The Model INFORGE // GWS Discussion paper 2003/2.

10. Delaney M. The role of Institutional Research in Higher Education // Ibid. 1997/ Vol. 38. No 1. - P. 1-16.

11. McArthur J. Reconsidering the social and economic purposes of higher education // Higher Education Research and Development. - 2011. - Vol. 30. - № 6.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Tuguskina G. Upravlenie razvitiem regiona: investitsii v chel-ovecheskiy kapital [Management of the development of the region: investment in human capital]. Problemy teorii ipraktiki upravleniya [Problems of theory and practice of management]. 2013, I. 3, pp. 84-89.

2. Nikulina Yu.N. Rol' biznesa v podgotovke molodykh spetsialistov dlya innovatsionnoy ekonomiki regiona [The role of business in training young professionals for the region's innovative economy]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University]. 2014, I. 4 (165), pp. 102-108.

3. Ermakova Zh.A. Perevod ekonomiki na vysshie tekhno-logicheskie uklady: problema kvalifitsirovannykh kadrov (region. aspekt) [Transfer of the economy to higher technological structures: the problem of skilled personnel (region, aspect)]. Ser.

Nauchnye doklady. Ros. akad. nauk, Ural. otd-nie, In-t ekonomiki [Ser. Scientific reports. Ros. Acad. Sciences, the Urals. Department, Institute of Economics]. 2004. 43 p.

4. Makeeva T.E. Tekhnologii regulirovaniya vzaimodeystviya regional'nykh rynkov truda i obrazovatel'nykh uslug v regione [Technology regulation of the interaction of regional labor markets and educational services in the region]. Nauchnye vedo-mostiBelGU. Ser. Filosofiya, sotsiologiya,pravo [Scientific statements of BelGU. Ser. Philosophy, sociology, law]. 2008, I. 5, I. 12 (52), pp. 90-94.

5. Postanovlenie Pravitel'stva Orenburgskoy oblasti № 752-p ot 10.09.2013 g. «O razrabotke prognoza potrebnosti regional'nogo rynka truda v kadrakh» [Decree of the Government of the Orenburg region No. 752-p of 10.09.2013 "On the development of the forecast of the needs of the regional labor market in personnel"]. Available at: http://www.szn.orb.ru (accessed 14 March 2017).

6. Karpova G.V., Nikulina Yu.N., Matyushko A.V. Analiz real-izatsii regional'nykh programm v oblasti kadrovogo obespech-eniya ekonomiki molodymi spetsialistami [Analysis of the implementation of regional programs in the field of staffing the economy by young specialists]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. 2015, I. 16, pp. 2663-2680.

7. SaytRegional'nogo tsentrasodeystviya trudoustroystvu iadaptat-sii k rynku truda vypusknikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy Orenburgskoy oblasti [The site of the Regional Center for the Promotion of Employment and Adaptation to the Labor Market for Graduates of Educational Institutions of the Orenburg Region]. Available at: http:// www.job.osu.ru (accessed 18 March 2017).

8. Nikulina Yu.N. Vzaimodeystvie rynka truda i rynka obrazovatel'nykh uslug regiona: voprosy teorii ipraktiki [Interaction of the labor market and the market of educational services in the region: issues of theory and practice]. Moscow, «Pero» Publ., 2015. 216 p.

9. Christian Lutz, Martin Distelkamp, Bernd Meyer, MarcIngo Wolter. Forecasting the Interindustry Development of the German Economy: The Model INFORGE//GWS Discussion paper 2003/2.

10. Delaney M. The role of Institutional Research in Higher Education // Ibid. 1997/ Vol. 38, I. 1. P. 1-16.

11. McArthur J. Reconsidering the social and economic purposes of higher education // Higher Education Research and Development. - 2011. - Vol. 30. - I. 6.

Толочек В.А.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

СПб.: Питер, 2017,480 с.

Психология труда - одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история дисциплины, динамика ее развития, особенности взаимодействия психологии труда с другими дисциплинами, с развивающейся социальной практикой, а также возможные перспективы дальнейшего развития. Обозначены основные контуры научной дисциплины, раскрыто содержание понятий «труд», «деятельность» и др. Также рассмотрены основные составляющие дисциплины: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика, организационная психология, профориентация, профессиональное обучение. Обсуждаются составляющие содержания рабочих понятий психологии труда как науки - профессия, трудовой пост (специальность), рабочее место, их взаимоотношения и характеристики. Отдельные главы посвящены методологии и методам исследования. Значительное внимание уделено тактике и стратегии деятельности психолога. Обсуждается широкий круг вопросов адаптации человека к профессиональной деятельности и его становления как профессионала, раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, исторические тенденции изменения свойств социальных объектов и характера социального заказа, рассматриваются преобразования в организации и содержании труда человека на протяжении XXстолетия, приводятся примеры эволюции научных парадигм, изменения отношений субъекта деятельности и организации труда. Рассматриваются ставшие актуальными вопросы профессиональной карьеры, подбора, отбора, профессионального обучения и переобучения, аттестации кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.