УДК 351.74 : 004 ББК 67
© 2018 г. М. Ю. Фисаков,
аспирант Таганрогского института управления и экономики.
Тел.: 8 (919 )892-47-20.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
В статье рассматриваются вопросы необходимости развития информационно-аналитической деятельности в следственных органах, способствующей раскрытию и расследованию преступлений, а также отдельные средства и методы, применяющиеся в процессе предварительного следствия.
Ключевые слова: следственные органы, информационно-аналитическая деятельность, расследование преступлений, государство, преступления, право, должностные лица.
M. Yu. Fisakov - Post-Graduate student Taganrog Institute of management and Economics.
INFORMATION AND ANALYTICALACTIVITY OF INVESTIGATIVE BODIES
The article deals with the development and the need for information and analytical activities in the investigative bodies, contributing to the disclosure and investigation of crimes. Also considered are some tools and methods used in the process ofpreliminary investigation. As a result, it was found that information and analytical work in the investigative bodies is necessary for the effective fight against crime.
Keywords: investigative bodies, information and analytical activities, investigation of crimes, the state, crimes, law, officials, icer.
Информатизация общественных отношений изменяет не только условия жизни людей, но и порождает новые виды преступлений, выявление и предотвращение которых требует использования современных информационных коммуникационных технологий, с помощью которых достигается оперативное получение информации, необходимой для выявления и пресечения противоправной деятельности. К таким сферам можно отнести интернет-торговлю, социальные сети, мессенджеры и другие. Возможности использования данных продуктов информационного общества позволяют совершать различного рода преступные посягательства, которые невозможно контролировать без развития информационно-аналитической деятельности правоохранительных органов. В рамках многократно возросшего объема информации информационно-аналитическая деятельность становится необходимой сферой для обеспечения правопорядка в новых условиях.
Информационно-аналитическая деятельность следственных органов включает: сбор, хранение, систематизацию, анализ доказательственной и ориентирующей информации, необходимой для принятия уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и тактических решений с целью обеспечения взаимодействия экспертных подразделений и органов предварительного следствия (дозна-
ния) [1]. Таким образом, обобщение и систематизация сведений о преступной деятельности, ее трансформации в современных условиях позволяют своевременно проводить оперативно-разыскные мероприятия (далее -ОРМ) на всех стадиях совершения преступлений, осуществлять превентивные меры и на основе аналитической деятельности осуществлять разработку методик расследования преступлений для низовых структурных подразделений.
Следует отметить, что информационно-аналитическая деятельность позволяет не только собирать и обрабатывать информацию, но и осуществлять на ее основе эффективное обеспечение правопорядка, борьбу с преступностью. В. А. Абрамов отмечает, что «важнейшей особенностью информационно-аналитической работы в деятельности является ее междисциплинарный характер, так как сам этот феномен находится на "стыке" целого ряда научных дисциплин. К их числу можно отнести социологию, политологию, ин-формациологию, управленческую науку и другие отрасли науки» [2, с. 244]. Информационно-аналитическая деятельность позволяет использовать потенциал юридических наук в процессе формирования уголовно-правовой политики государства с целью обеспечения общественной безопасности на основе использования данных криминалистики, кри-
минологии, судебной психиатрии, судебной медицины и так далее, позволяющих комплексно осуществлять борьбу с преступностью.
Деятельность правоохранительных органов не может осуществляться вне тех изменений, которые происходят в социуме, несмотря на их активную модернизацию и перестройку. Она не в состоянии в полной мере прогнозировать вызовы и угрозы криминального мира, что требует разработки методов и методик расследования преступлений на основе аналитической деятельности и современных информационных технологий. Несмотря на то, что в последнее время они претерпели различные организационно-штатные трансформации, включавшие переименования, изменение количества штатных единиц, переподчинения и т. д., их результативность не соответствует предъявляемым требованиям национальной безопасности.
В настоящее время в структуре МВД имеются службы, которые созданы с целью информационно-аналитического анализа существующей оперативной обстановки и организационно-методического руководства деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе МВД РФ. Их деятельность направлена на обеспечение всестороннего, полного и объективного расследования уголовных дел на основе единого, постоянно обновляющегося информационного пространства для всех подразделений с целью подготовки аналитических материалов по практике расследования отдельных видов преступлений и методических рекомендаций с указанием основных недостатков в работе для их последующего устранения.
Требования к информационно-аналитической деятельности должны соответствовать тем целям и задачам, которые обязана выполнять правоохранительная система в целом. Такая деятельность должна основываться на полном, системном анализе разнородной информации, которая имеет непосредственное значение для оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД) и позволяет выявить направления развития криминальных тенденций в обществе. Развитие информационных технологий позволяет использовать накопленную информацию для выявления взаимосвязей между различными данными, относящимися к конкретному виду преступления или преступлений. В результате появляется возможность более точного анализа криминоген-
ной обстановки в регионе и борьбы с преступностью в нем.
Проводя классификацию уровней аналитической работы, В. В. Загайнов и Ю. Н. Кононов предлагают классификацию, включающую три уровня. К первому уровню аналитической работы они относят планирование и проведение ОРМ, «направленных на выявление и установление первичных оперативно-розыскных признаков подготавливаемого, совершенного или совершаемого преступления... второй уровень предусматривает аналитическое обеспечение работы по делам оперативного учета, а также по возбуждаемым в ходе их реализации уголовным делам на стадиях предварительного расследования или судебного рассмотрения. Третий уровень представляет собой анализ полученной оперативно-значимой информации, обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений в сфере ОРД и контроля их реализации, который проводится специализированными организационно-аналитическими подразделениями, функционирующими в системе оперативных подразделений ОВД» [3, с. 40]. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что информационно-аналитическая деятельность основывается на технологиях, разработанных различными подразделениями МВД, на достижениях криминалистики и других направлений уголовно-правовой науки.
В последнее время возрастает необходимость расширения данной деятельности, так как изменяется характер преступности, появляются новые виды преступлений, что требует привлечения методологии различных научных дисциплин. На сегодняшний день эффективность ОРД основывается на анализе динамично развивающихся общественных отношений, которые могут стать объектом преступного посягательства. При этом процесс по формированию стандартизированных высокотехнологичных инструментов информационно-аналитической деятельности правоохранительных органов далек от своего завершения.
Важность информационно-аналитической деятельности в первую очередь проявляется при принятии процессуальных решений в рамках предварительного следствия (дознания). Сотрудникам правоохранительных органов при принятии процессуальных решений приходится учитывать множество факторов, таких как «уникальность, неповтори-
мость ситуации выбора, сложный для оценки характер рассматриваемых альтернатив, недостаточная определенность последствий принимаемых решений, наличие совокупности разнородных факторов, которые следует принимать во внимание, наличие лица или группы лиц, ответственных за принятие ре-шения»[4]. Если факторов много и они противоречивы, то требуется проведение дополнительных процессуальных и следственных действий с целью получения информации, которая позволила бы более точно интерпретировать полученные сведения как обстоятельства, имеющие криминогенный характер. Таким образом, междисциплинарный характер информационно-аналитической деятельности становится объективно необходимым в процессе принятия решений и должен соответствовать принципам уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности.
Информационно-аналитическая деятельность должна быть эффективной, то есть способствовать непосредственному раскрытию готовящихся и совершенных преступлений. А. Д. Ульянов подчеркивает, что «наиболее важной содержательной характеристикой процесса управления является работа с информацией - ее сбор, накопление, систематизация, оценка и перераспределение. Однако эта функция подразумевает под собой не просто «механический» сбор субъектом информации управления о состоянии управляемой им системы и окружающей ее внешней среде. Информацию неправильно отождествлять со всем объемом поступающих сведений. Данные об объекте становятся информацией лишь тогда, когда получают содержание и форму, пригодную для использования в процессе упр авле-ния» [5, с. 38]. Таким образом, информационно-аналитическая деятельность представляет тобой динамичный процесс анализа общественных отношений и выявления потенциальных уязвимостей, которые могут стать объектом преступного посягательства.
В настоящее время действует Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации, который, будучи централизованной организацией, предоставляет информацию при осуществлении правоохранительной деятельности.
Его функции:
- централизованное информационное обеспечение подразделений МВД России, ор-
ганов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств оперативно-справочными, оперативными, разыскными, криминалистическими, дактилоскопическими, статистическими, архивными и научно-техническими сведениями.
- ведение централизованных учетов, баз данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической и иной информации;
- формирование архивных фондов, осуществление учета, хранения, экспертизы научной и практической ценности, научно-технической обработки архивных документов центрального аппарата МВД (МООП) СССР, МВД (МООП) РСФСР, МВД СССР, МВД России и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий МВД России» [6]. Однако быстрое развитие информационных технологий и непредсказуемость новых достижений оставляет актуальной проблему оперативного взаимодействия и координации с территориальными подразделениями и межведомственного взаимодействия.
С каждым годом все шире в системе МВД России используется единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД), внедряемая центром научно-технического обеспечения ИСОД МВД России, который является структурным подразделением Научно-исследовательского института специальной техники федерального казенного учреждения «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» МВД России. Система ИСОД представляет собой совокупность используемых в МВД автоматизированных систем обработки информации, программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств, а также систем связи и передачи данных, необходимых для обеспечения служебной деятельности. Важнейшей частью этой системы являлась телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая информационное взаимодействие всех подразделений ОВД с другими правоохранительными органами и госорганами различных уровней.
Современная информационно-аналитическая деятельность является развитием систе-
мы специализированного криминалистического учета. К ней в первую очередь относятся:
- люди, которые представляют оперативный интерес;
- трупы, чья личность не может быть установлена;
- предметы, имеющие непосредственное отношение к преступлению;
- животные, похищенный или пригульный скот;
- преступления, совершенные характерным способом, как оставшиеся нераскрытыми, так и прошедшие через судебные инстанции [7].
В данной классификации стоит обратить внимание на ее исключительно материальный характер. Несомненно, такой учет является основой для расследования большинства видов насильственных преступлений против личности, государства. Однако в сфере экономических преступлений завладение ценностями все больше происходит посредством телефонной связи, сети Интернет. Таким образом, данный перечень должен дополняться информацией, отмечающейся противоправной активностью в телекоммуникационных сетях и прочих сервисах. Преступность расширяется от материальных проявлений до проявлений виртуальных, что требует их учета.
В настоящее время централизация информационно-аналитической службы представляет собой актуальную проблему, которой до сих пор не найдено необходимого решения. Несогласованность теории и практики, методологий и прикладных инструментов, имеющихся у следователя в процессе расследования уголовного дела, приводит к снижению эффективности правоохранительной деятельности в целом. Н. С. Любавин пишет, что «большинство специалистов, занимающихся в территориальных органах информационно-аналитической работой, также рассредоточены по различным подразделениям и службам. которые очевидно должны выполнять профильные подразделения в территориальных органах, в результате чего подсистема информационно-аналитической деятельности приобретает полицентрический характер» [8, с. 215]. Таким образом, стандартизация и модернизация системы управления информационно-аналитическим обеспечением деятельности правоохранительных органов может стать основой для подготовки и повышения квалификации кадров, занятых в дан-
ной деятельности. Создание информационно-аналитических подразделений при региональных и местных отделениях правоохранительных органов и налаживание межведомственного взаимодействия между ними становится приоритетным направлением в сфере расследования преступлений и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
Отдельным вопросом является правовое регулирование информационно-аналитической деятельности, так как сбор информации может приводить к вмешательству в личную жизнь граждан, что требует законодательного закрепления во избежание использования полномочий не для целей правоохранительной деятельности. Основным правовым актом, регулирующим деятельность по сбору и обработке информации в правоохранительных целях, является Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [9] и ряд других ведомственных нормативных правовых актов. В ст. 1 0 Закона указывается, что «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета» [9]. При этом исключается правовое обеспечение создания информационных систем, а информационно-аналитическая деятельность полностью основывается на положениях закона об ОРД.
В силу ст. 5 данного закона «органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции» [9]. Таким образом, можно сделать вывод, что информационно-аналитическая деятельность, несмотря на возросшую необходимость анализа любых данных, не должна произвольно нарушать конституционно гарантированные права лиц, то есть данная деятельность может проводиться лишь при наличии достаточных оснований. Однако ст. 6 закона устанавливает следующие виды оперативно-разыскных мероприятий, которые могут быть направлены на информационно-аналитическую деятельность в рамках
информационных систем: прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и получение компьютерной информации. Данные меры могут применяться только при наличии достаточных оснований полагать о готовящемся или совершаемом преступлении. Тем не менее они не могут быть направлены на мониторинг преступной активности, так как оперативно-разыскные мероприятия не могут проводиться в отношении неопределенного круга лиц.
Предполагается, что в целях развития информационно- аналитиче ской деятельности правоохранительных органов необходимо исключить противоречия с Конституцией РФ и федеральным законодательством и разработать целый комплекс организационных и методических актов, позволяющих не только улучшить информационно-аналитическую деятельность, но и производить мониторинг преступной активности без нарушения конституционных прав граждан. Л. В. Климчук отмечает, что «информационно-аналитическая работа на уровне региона должна в первую очередь выводить на понимание и выявление основных трудностей и противоречий, препятствующих динамичному развитию правоохранительной системы региональной организации.
Кроме того, ее цели заключаются в обнаружении факторов и сил, влияющих на данную проблему, тщательном изучении важных аспектов взаимосвязи между рассматриваемой проблемой и общими целями организации, определении, насколько региональная организация способна осуществлять изменения и решать проблемы» [10, с. 127]. Следовательно, информационно-аналитическая деятельность должна соответствовать уровню развития ин-формационно-комуникационных технологий, для того чтобы на этой основе проводить разработку и реализацию мер по повышению качества расследования и сокращению сроков, обеспечению законности при производстве предварительного следствия.
В ходе проведения проверок, а также при расследовании уголовных дел в связи со слабо развитой информационной системой до настоящего времени у следственных органов и дознания возникают проблемы в изобличении лица (лиц), совершившегопреступле-ние, в совершении аналогичных преступлений, на это могут указывать используемые абонентские номера телефонов, 1Р-адреса изъятых компьютеров, ноутбуков и так далее.
Часть данной информации зачастую поступает в ходе признательных показаний подозреваемого (обвиняемого), по проведенным оперативно-разыскным мероприятиям либо предоставляется сотрудниками главных следственных управлений (ГСУ) или следственных управлений (СУ) соответствующего субъекта Российской Федерации, где сотрудники осуществляют информационно-аналитическую деятельность, в том числе по конкретным видам преступлений.
Сотрудники ГСУ, СУ ежедневно получают информацию о совершенных преступлениях, изучают ее и систематизируют. Это ведет к своевременному осуществлению процессуального контроля, оказанию практической и методической помощи низовым следственным подразделениям. Наиболее остро стоит проблема получения сведений о судеб-но-следственной практике по конкретному виду преступлений между различными регионами ввиду отсутствия единой системы. С целью получения информации о сложившейся практике необходимо направлять запросы в различные регионы или в Следственный департамент МВД России, что приводит к увеличению сроков расследования.
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что в рамках российской правовой системы развитие информационно-аналитической деятельности находится на недостаточно высоком уровне, что связано с отсутствием централизованного, структурированного подхода к ее организации. Долгое время данная деятельность основывалась на теории и методологии криминалистики, но в настоящее время приобретает все более междисциплинарный характер. Информационно-аналитическая деятельность в правоохранительных органах РФ носит весьма разобщенный характер, что является недопустимым в рамках развивающегося современного общества. Преступность трансформируется, приобретая все новые формы. При этом информационно-аналитическая деятельность может иметь своим объектом как материальные предметы, так и информацию, содержащуюся в бумажном и электронном видах. Важность развития информационно- аналитиче ской деятельности правоохранительных органов заключается не только в повышении качества правоохранительной деятельности, но и поддержании стабильности в обществе, создании законных условий для его всестороннего развития.
Литература
1. Цветков С. И. Информационно-аналитическая работа, версии и планирование при расследовании деятельности преступных структур. URL: http://www.adhdportal.com/ book_758_chapter_4_1 ._informaionno-analitich eskaja_rabota_pri_rassledovanii_dejatelnostiprestu pnykh_struktur.html.
2. Абрамов А. В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
3. Загайнов В. В., Кононов Ю. Н. Оперативно-аналитическая работа как основа оперативно-розыскной деятельности в современных условиях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 1 (80).
4. Яблоков Н. П. Криминалистика. URL: http://www.be5 .biz/pravo/k009/7.html.
5. Ульянов А. Д. Информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности в органах внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 1.
6. Главный информационно-аналитический центр. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/ Centri/Glavnij_iniormacionno_analiticheskij_cen.
7. Информационное обеспечение следственной деятельности (криминалистическая регистрация). URL: https://studfiles.net/preview/ 6269828/page:15/
8. Любавин Н. С. Анализ организации информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 1.
9. Федеральный закон от 12.08. 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
10. Климчук Л. В. Проблемы повышения научной обоснованности информационно-аналитического обеспечения управления в МВД, ГУВД, УВД // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. 2011. № 1(15)
Bibliography
1. Tsvetkov S. I. Information and analytical work and planning in the investigation activities of criminal groups. URL: http://www.adhdportal.com/ book_7 5 8_chapter_4_ 1 ._informaionno-analitich eskaja_rabota_pri_rassledovanii_dejatelnostiprest upnykh_struktur.html.
2. Abramov A. V. Information and analytical support of preliminary investigation bodies activity in the system of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation: dis. ... PhD in law. M., 2009.
3. Zagainov V. V., Kononov Yu. N. Operational and analytical work as the basis of operational and investigative activities in modern conditions // Vest-nik Vest-Siberian institute of MIA of Russia. 2017. № 1 (80).
4. Yablokov N. P. Forensic science. URL: http:// www.be5.biz/pravo/k009/7.html Oh.
5. Ulyanov A. D. Information-analytical support of management in the internal Affairs bodies // Bulletin of Voronezh Institute of MIA of Russia. 2007. № 1.
6. URL: https://MBg.p^/mvd/structure1/Centri/ Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen Oh.
7. URL: https://studfiles.net/preview/6269828/ page:15/
8. Lubavin N. S. Analysis of organization of information-analytical maintenance of activity of law enforcement bodies of the Russian Federation // Bulletin of Adyghe state University. Series 1 : Regional studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies. 2012. № 1.
9. Federal law of12.08.1995 № 144-FZ «About operatively-search activity» // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1995. №. 33. Art. 3349.
10. Klimchuk L. V. problems of increasing the scientific validity of information and analytical support of management in the Ministry of internal Affairs, police Department // Vector of science Togli-atti state University. 2011. № 1(15).