Научная статья на тему 'Информационная технология управления группой научных микро коллективов в матричной структуре образовательного процесса вуза'

Информационная технология управления группой научных микро коллективов в матричной структуре образовательного процесса вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
МАТРИЦА / СХЕМА / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МИКРОКОЛЛЕКТИВ / НИГС / ОЦЕНКА / ТАБЛИЦА / СТАТИСТИКА / АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ / РАСЧЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глушков Артем Александрович, Пиявский Семен Авраамович, Елунин Матвей Николаевич

Данная статья описывает новые результаты работы системы, по управлению студенческим научным микроколлективом, описанным в статье М.Н. Елунина и С.А. Пиявского «Управление студенческим научным микроколлективом в матричной структуре».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глушков Артем Александрович, Пиявский Семен Авраамович, Елунин Матвей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная технология управления группой научных микро коллективов в матричной структуре образовательного процесса вуза»



SCIENCE TIME

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ НАУЧНЫХ МИКРО КОЛЛЕКТИВОВ В МАТРИЧНОЙ СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Глушков Артем Александрович, Пиявский Семен Авраамович, Елунин Матвей Николаевич, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, г. Самара.

E-mail: Glart@mail.ru

Аннотация. Данная статья описывает новые результаты работы системы, по управлению студенческим научным микроколлективом, описанным в статье М.Н. Елунина и С.А. Пиявского «Управление студенческим научным микроколлективом в матричной структуре».

Ключевые слова: матрица, схема, технология, компетенция, микроколлектив, НИГС, оценка, таблица, статистика, анализ, управление, расчет.

Современное общество постоянно развивается, вместе с ним развивается и разрабатываются новые методы и технологии управления коллективами. Каждый руководитель стремится создать такую систему в своей организации, которая позволит без особых усилий и продуктивно организовать весь трудовой коллектив. Вузы не являются исключением. Но создавать такие системы становится труднее из-за постоянно растущего количества научных проектов. В связи с ростом возникает потребность организованности группы как коллектива, занимающийся научным проектом.

Проблема организации научной деятельности всегда была актуальна, с момента внедрения 1Т-технологий в сферу образования, так как организация и дальнейшее управление любым коллективом повышает качество и скорость достижения хороших результатов в работе. В научных группах, как и в трудовых коллективах, для эффективной работы необходимо точное, однозначное распределение обязанностей, а так же формирование плана действий для каждого члена коллектива. Для того что бы отслеживать выполнение плана, нужен определенный графика отчетности работ, посмотрев на который стало бы понятно, какова успеваемость [1].

Разработанная технология базируется на принципах сформулированных

SCIENCE TIME

С.А. Пиявским в виде матричной структуры образовательного процесса. Сущность матричной структуры заключается в том, что студенты в течении всего периода обучения, по мимо своей студенческой группы, входят в разновозрастные исследовательские коллективы работающие по единой или близкой тематике. При этом руководство коллективом осуществляет преподаватель - представитель производственного предприятия или организации - заказчика или ученый работающий над реальными проектами. А индивидуальное консультирование осуществляется "сверху вниз" старшими студентами над младшими.

С момента публикации статьи М.Н. Елунина и С.А. Пиявского [2], матричная структура претерпела некоторые изменения:

- распределение пар «шеф-подшефный» теперь ведется последовательно по курсам сверху вниз, то есть каждый шеф вышестоящего курс руководит подшефным с нижестоящего курса;

- в связи с переходом на двухуровневую систему образования, руководителем научной группы может быть бакалавр четвертого года обучения.

В процессе совершенствования данной системы было предложено внедрение модуля планирования и системы мониторинга деятельности научной группы. В связи с этим была разработана система оценки критериев деятельности научных исследовательских групп студентов(НИГС), которая позволит управлять научными группами эффективнее, за счет новых методов управления и ведения контроля над успеваемостью членов группы. Так же динамичное оформление позволит быстро ориентироваться по неделям, качеству и своевременности выполнения задания. По результатам мониторинга можно делать выводы как каждый студент, каждый член группы и группа в целом справлялись со своими заданиями в течении всего учебного семестра.

Система имеет следующие функциональные возможности:

- вход в систему;

- выставление контрольных точек НИГС;

- просмотр отчетов по контрольным точкам НИГС;

- просмотр всех планов всех НИГС;

- формирование НИГС;

- формирование и редактирование плана;

- определение статуса задания;

- ведение справочника пользователя, студента, группы;

- позволяет отразить динамику активности каждой группы;

Эти возможности отражены в диаграмме вариантов использования (рис.1).

Рис. 1 Диаграмма вариантов использования

Использование модуля планирования

Вначале семестра формируется научная группа по профессиональным компетенциям. После этого автоматически составляется шаблон плана на семестр, который состоит из «шапки» с фамилиями участников группы и нумерации недель. Каждый член группы самостоятельно составляет план и вносит его в систему. В течение семестра руководитель группы еженедельно проверяет работу каждого члена группы и выставляет статус текущего задания (рис.2). Куратор оценивает работу группы в целом и выставляет балл 0, 1 или 2. Только после того как оценка группе выставлена, руководитель может рассчитать старательность каждого члена группы в балловой системе. Для этого он должен нажать кнопку «Пересчитать» в окне «Выставление контрольных точек внутри научной группы». Каждому из членов группы будет автоматически выставлен балл, который зависит от статуса выполнения текущего задания (рис.3). По нажатию она распределяет баллы от 0 до 2 по такому принципу:

- если статус задания «Завершено», то 2 балла;

- если статус задания «Выполняется», то 1 балл;

- если статус задания «Новая», то 0 баллов;

- если задание отсутствует, то 0 баллов.

Название научной группы: Управление в матричном структуре

Руководитель: Гл ушков Артем

Тема: Управление в матричной структуре

План на Дооавить новое задание

семестр: Неделя Баротова Анна Глушков Артем Круглова Юлия Маркова

1 Знакомство с шефами и подшефными, поиск темы, редактировать Завершена Организована НИГС. Утверждена тема и аннотация. Составлена диаграмма вариантов использования. редактировать Завершена Знакомство с шефами и подшефными, поиск темы, редактировать Завершена Знакомство с шефами и подшефными, поиск темы, редактировать Завершена

2 Тема. Примерная аннотации, редактировать Завершена Оцененная работа по 15 критериям вместе с Пиявским С.А. Обсуждена тема, редактировать Завершена Тема. Примерная аннотации. редактировать Завершена Тема. Примерная аннотации, редактировать Завершена

3 Утвержденная аннотации и тема. План работ. редактировать Завершена План работ на семестр. Перечень доработок, в которых нуждается кабинет НИГС обсужденный с Пиявским и Утвержденная аннотации и тема. План работ, реда ктировать Завершена Утвержденная аннотации и тема. План работ. редактировать Завершена

Рис. 2 План работ на семестр

ФИО усганнка группы/ Контрольные ТОЧЕН Текущий рейтинг кТ1 Б КТ2 а кгз в КТ4 в КГд В КТ6 В ЮТ и КТ8 а КГ9 а КГю в КГц в КГц В кпд И КТ14 В КГ 15 В КТ[6 В КТ17 В

БаротваАша 2 2 2 2 2 2 2 2 0 0 2 2 2 0 2 2 0

Глушив Артем 0,9 2 2 2 1 2 0 2 0 2 0 2 2 2 2 2 С 0

Круглом Юлия 0,94 2 2 2 1 2 2 2 1 2 0 2 0 2 2 О 2 0

Марк™ 0,71 2 2 2 2 2 0 2 2 0 0 0 0 0 0 2 2 0

Рис. 3 Выставление контрольных точек по плану внутри научной группы Алгоритм работы с системой описан блок-схемой на рис.4.

SCIENCE TIME

Рис. 4 Блок схема работы с модулем планирования

Описание математической модели

Текущий рейтинг студента рассчитывается по формуле:

где - текущий рейтинг студента;

Кдг - общий рейтинг группы;

п - номер текущей недели; Ш - порядковый номер контрольной точки; х - балл студента на текущей неделе. Рейтинг группы рассчитывается по формуле:

R

дт

где Кдт - общий рейтинг группы;

п - номер текущей недели; Ш - порядковый номер контрольной точки; у - балл группы на текущей неделе.

Балл группы вычисляется по отношению суммы балов Р, 9 и т к интервалам у, где

р - степень выполнения утвержденного плана работ (число выполненных задач к общему числу запланированных задач на текущий период времени)

(табл.1);

д - явка группы на еженедельное совещание (число явившихся к общему

числу участников группы) (табл.1);

т - своевременный ответ на сообщение координатора НИГС, направленное конкретному члену группы.

Таблица 1

Соотношение баллов к отношениям V и 8

Интервал Баллы

V 9

1 2 2

1> и >0,5 1 1

0,5> и > 0 0 0

т = 1 - есть ответ; т = (-2) - нет ответа.

Таблица 2

Соотношение суммы У,9,т к оценке у

Сумма р.д.т Окончательная оценка

У

0 0

1 0

2 1

3 1

4 2

5 2

SCIENCE TIME

Исследование и результаты

Для исследования я взял результаты работ НИГС за осенний семестр 2013 года и весенний семестр 2014 года. Результаты представлены в виде рейтинга групп, диапазон которого изменяется от 0 до 2. Я отфильтровал значения по убыванию и построил точечную диаграмму (рис.5).

Рис. 5 Диаграмма активности работы НИГС за осень 2013/весна 2014 года

Таблица 3

Таблица предельных значений исследуемой диаграммы

Типы значений Осень 2013 Весна 2014 Осень 2014 Весна 2015

Среднее значение по рейтингам 0,71 балла 0,92 балла 0,72 балла 0,96 балла

Максимальное значение рейтинга 1,2 балла 1,58 балла 1,5 балла 1,38 балла

Минимальное значение рейтинга 0,1 балла 0,33 балла 0,29 балла 0 балла

SCIENCE TIME

По диаграмме можно сказать, что результаты работ научно исследовательских групп выросли за последний период. Причин такого роста, на мой взгляд, две.

Первая, это более плотное взаимодействие студентов и членов научных групп с матричной структурой образовательного процесса ФИСТ, а именно с кабинетом научных групп «Г№с1».

Вторая причина, это количество научных групп в семестре. Чем больше групп, тем тяжелее регулировать их работу, отсюда снижается активность групп.

Так же была предложена идея создания конкурса на факультете по рейтингу НИГС (рис.6) для мотивации групп студентов к активной работе. Результаты еженедельно обновляются на сайте факультета.

Рис. 6 Конкурс по рейтингу НИГС

В конце осеннего семестра 2014 года был проведен анонимный опрос среди руководителей научных групп. По результатам опроса выяснилось, что:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 70% руководителей считают что система способствует облегчению процесса контроля за НИГС;

- 70% руководителей считают что результаты работы их групп улучшились

SCIENCE TIME

с внедрением данной системы;

- 40% руководителей испытали трудности с работой в данной системе.

Литература:

1. Глушков А.А., Елунин М.Н., Пиявский С.А. Информационная поддержка деятельности студенческих научных микроколлективов в семестре// Информационные технологии в работе с одаренной молодежью. 2015. С. 499-

2. Елунин М.Н., Пиявский С. А. Управление студенческим научным микроколлективом в матричной структуре//Высшее образование в России. 2013.

502.

№11. С. 148-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.