Научная статья на тему 'Информационная технология контроля качества образования в высшей школе'

Информационная технология контроля качества образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
135
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Берестнева О. Г., Марухина О. В., Уразаев А. М.

Nowadays the majority of higher educational establishments in our country aim to graduate highly qualified professionals in all spheres. Higher attention could be explained by increased requirements to specialists that require continuous improvement of educational process. Therefore, the objective of development and improvement of education quality control technologies in higher educational establishments becomes topical. Application of up-to-date information technologies enables to simplify considerably some procedures related to data coilection and processing done to meet the objective, besides, it provides opportunity to utilize a sophisticated mathematical tool for research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Берестнева О. Г., Марухина О. В., Уразаев А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Technologies of Education Quality Control in Higher School

Nowadays the majority of higher educational establishments in our country aim to graduate highly qualified professionals in all spheres. Higher attention could be explained by increased requirements to specialists that require continuous improvement of educational process. Therefore, the objective of development and improvement of education quality control technologies in higher educational establishments becomes topical. Application of up-to-date information technologies enables to simplify considerably some procedures related to data coilection and processing done to meet the objective, besides, it provides opportunity to utilize a sophisticated mathematical tool for research.

Текст научной работы на тему «Информационная технология контроля качества образования в высшей школе»

О.Г. Бврестиева', О,В, Марухипа, А.М. Уразаев*'

ИНФОРМАЦИОННА ИОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

«1СШЕЙ ШКОЛЕ

‘Томский политехнический университет "Томский государственный педагогический университет

Создание интеллектуальной системы компьютерного тестирования не дань моде, а необходимость, связанная с требованиями сокращения временных и стоимостных затрат на обучение субъектов образовательного процесса. Она должна обеспечивать упрощение процедур тестирования, тщательного анализа и удобного представления его результатов в различных проблемных областях.

Для эффективного анализа результатов тестирования вне зависимости от задачи, решаемой пользователем, особое значение приобретают методы визуализации, обеспечивающие для разных тестов единую форму представления конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов. Так как результаты тестирования компонуются в виде числовых таблиц, то методы визуализации должны способствовать наглядному изображению этих таблиц в графическом виде.

В последнее время разработано достаточно большое количество интеллектуальных систем и методик для оценки качества подготовки специалистов. К числу этих систем относятся такие, например, как «Экспертные обучающие системы как инструмент педагогического общения» [1], целью которой является

разработка модели экспертной обучающей си «Автоматизированная обучающая система по скому языку с использованием мультимедиа и гипертекстовых учебных пособий» [2], целью которой ставилось создание автоматизированных обучающих компьютерных курсов английского языка. Следует указать также на систему «Компьютерного информационного обеспечения учебного процесса» [3], которая используется для создания системы компьютерных программ при автоматизации учебного процесса.

При сравнительном анализе приведенных выше систем можно отметить, что в качестве исходной информации в них используются среднестатистические данные, достоверность которых практически невозможно оценить для конкретных тестируемых групп и проконтролировать. Кроме того, в этих случаях дополнительно вводятся оценочные показатели, устанавливаемые, как правило, экспертным путем. Таким образом, эти используемые сегодня подходы к созданию систем имеют ряд недостатков, а именно: субъективизм, низкую достоверность исходной информации и, как следствие, низкое качество результатов оценки.

Рассматриваемый в настоящей работе подход, лишен этих недостатков, поскольку выводы основа-

О.Г Берестнева, О.В. Марухина, Ä.M. Уразаев. Информационная технология контроля качества.

ны на реальных, а не среднестатистических данных. Он позволяет принципиально по-новому подойти к оценке качества подготовки специалистов с использованием интеллектуальных систем в условиях использования компьютерной сети, баз данных и баз знаний [4-16]. Ниже приводятся алгоритмы; описание интеллектуальной системы компьютерного тестирования, реализующей изложенные алгоритмы; кратко излагаются результаты апробации системы и пути дальнейшего ее развития.

Алгоритмическое обеспечение

Ключевыми алгоритмами, реализуемыми в интеллектуальной системе, являются:

1) создание и модификация тестов,

2)тестирование,

3) принятие решения по результатам тестирования,

4) визуализация результатов.

В создании и модификации тестов использовались закрытая (альтернативная) и открытая формы тестовых заданий.

Под закрытой понимается такая форма тестовых заданий, где тестируемому предлагается ряд вариантов ответов, среди которых один или несколько правильных. В открытой форме тестируемый должен сам рор'Г-'ттл ОТВСт

;я обобщенной оценки по резуль-т. .. г - на этапе принятия решений в работе были использованы два алгоритма; упорядочения альтернатив при аддитивности критериев и принятия решения в условиях неопределенности, основанных на математическом аппарате, представленном в [17-19].

Алгоритм оценки и упорядочения альтернатив при аддитивности критериев основан на аддитивной свертке, обобщенном на случай нечеткой исходной информации. При этом используется треугольное представление нечетких оценок альтернатив и коэффициентов важности критериев [19].

Кратко изложим алгоритм упорядочения т альтернатив по я критериям:ах,аг,..., ат.Соответствующую оценку-альтернативу обозначим Щ, / == 1, т. Относительную важность каждого критерия зададим коэффициентом И7,., ] - \,п. В этом случае взвешенная оценка 1-й альтернативы вычисляется по формуле

*.'Ьга/Ъ', со

или, если оценки нормированы, по формуле

(2)

м

На основе полученнных взвешенных оценок Я сравниваются альтернативы. Для этого вводится нечеткое множество I, заданное на множестве индексов альтернатив {/, 2,т], и значение соответству-

ющей функции принадлежности интерпретируется как характеристика степени того, насколько альтернатива а. является лучшей. Значение р((г) вычисляется по формуле

М,(0= sup (ттСр.ДхХ^ОО)). (3)

i=l ,я

Упорядочение альтернатив осуществляется по

неубыванию значений функции принадлежности.

В алгоритме принятия решения в условиях неопределенности используется свертка на основе операции пересечения нечетких'множеств [19].

Пусть имеется множество из т альтернатив: А = {ах,аг,.... ам}.

Для критерия С может быть рассмотрено нечеткое множество

С = {рс(а,)/а,, цс(а2)/а2,...,цс{ат)1ат},

где рс (а,) е [0,1 ] - соответствующая оценка альтернативы д. по критерию С

Если имеется «-критериевС,,С,,...,СЯ,то формула для выбора наилучшей альтернативы может быть записана в виде пересечения соответствующих множеств

В ~С> пС2 п..,пС„,

Операция пересечения нечетких множеств соответствует операции min, выполняемой над их функциями принадлежности

¡i(D(a;i) = ma(uifl(aJ))), (ä-

Для выделения однотипных групп тестируемых используются методы кластерного анализа, в частности distant-алгоритмы, в которых в качестве меры

упорядочения образов в пространстве R2 \Y'^\ принимается близость точек по расстоянию между ними [20].

В дальнейшем под термином «таблица данных» понимается ее математическое определение как матрицы данных TN,iX). При этом полагается, что над таблицей данных TNL{X) можно проводить любые математические операции, разрешенные для матриц данных. Элементами N и I будем обозначать число строк и столбцов в матрице (таблице). Вектору Хп е R1 соответствует w-я строка матрицы TNI (X). Она показывает, какие значения приняли все L координат для точки конца этого вектора. Вектором Xi е R1 обозначим l-й столбец таблицы Тж (X). Он определен значениями I-го параметра на всех N элементах выборки X Число Xnj соответствует значению l-то параметра у «-го элемента. Возможны два способа описания: с помощью исходной таблицы данных TNL (X) и с помощью матриц близости.

Для визуального представления числовой таблицы Тш (X) требуется найти такое описание образов ее элементов в виде таблицы T(Y), для которого взаимное расположение точек-образов в R1 (геометрическая структура данных) незначительно отличает-

Вестник ТГПУ. 2003. Выпуск 4 (56). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ

ся от взаимного расположения элементов Хп в Я1 (структура исходных данных). Это условие формализуется соотношением

Е = шпе(Рсд,Ргсд), (5)

где е - функция, определяющая рассогласование структур данных в пространствах Я1 и Я2 для выбранного способа их описания; Рсд - описание структуры исходных данных; Ргсд - описание геометрической структуры данных: 1¥={ы} - совокупность критериев, по которым можно минимизировать функцию Ё.

Для отображения данных в пространстве Я3 реализован алгоритм, основанный на фрактальных ландшафтах. В его основе лежит методика множественного разбиения треугольной основы с последующим растягиванием вершин смежных треугольников по оси ОЪ [21].

Краткая характеристика систему КЮ-8¥8ТЕИ

Интеллектуальная система МС-5¥БТЕМ предназначена для конструирования тестов различной сложности и размерности с последующим сохранением результатов тестирования в базах данных» а также для проведения их комплексного анализа, реализуемых на основе вышеприведенных алгоритмов, и визуализации результатов тестирования.

Каждый алгоритм реализуется соответствующим программным модулем:

1) создание и модификация тестов,

2)тестирование,

3) принятие решения по результатам тестирования,

4) визуализация результатов.

Программная реализация системы соответствует современным стандартам:

- контекстно-зависимая справочная система, позволяющая получить справку о том или ином программном компоненте, не запуская исполняемый модуль;

- удобный пользовательский интерфейс, представляющий стандартные \¥тёо\¥8-компоненты;

- надежность в хранении данных путем использования мировых стандартов доступа к базам данных;

- модифицируемость блоков программы за счет модульной реализации системы.

Разработанная интеллектуальная система МО-8¥8ТЕМ представляет собой стандартное "Мпёошз МВ1-приложение, отвечающее всем современным требованиям программного продукта для операционных систем 'Шпс1о\¥з 95/98/ МТ.

МВ1-приложение означает, что программа представляет собой многодокументальный интерфейс, состоящий из одного главного окна и множества динамически создающихся дочерних окон, связанных с главным окном на уровне программных событий.

Система MG-SYSTEM написана на языке Object Pascal в среде Delphi 3.0 с использованием BDE (Borland Database Engine) и компонентов RXControls.

Базы данных и знаний используются в стандарте Paradox 7.0.

Опыт апробации

В разработанную систему были включены следующие компьютерные тесты:

~ по учебным дисциплинам кафедры прикладной математики Томского политехнического университета (компьютерная математика, линейная алгебра и аналитическая геометрия, информатика) и кафедры общей и прикладной психологии Томского государственного педагогического университета (математические основы психологии, профориентология, компьютерная психодиагностика);

- для оценки уровня подготовки выпускников кафедры:

- профессиональной ориентации.

Результаты опытной эксплуатации системы показали, что система значительно сокращает временные затраты на опрос студентов, объективно контролирует знания студентов и позволяет автоматически протоколировать результаты тестирования.

Заключение

Разработанная интеллектуальная система MG-SYSTEM реализована на языке программирования Object Pascal в среде Delphi 3.0 с использованием поддержки баз данных BDE, позволяет конструировать тесты различной сложности и размерности, сохранять результаты тестирования в базах данных и знаний и проводить комплексный анализ и визуализацию результатов тестирования.

В процессе разработки системы были решены следующие основные задачи:

1. Разработаны алгоритмы и программы для отслеживания учебной деятельности студентов в течение всего срока обучения, а также для оценки остаточных знаний.

2. На основе существующих методов теории нечетких множеств разработан алгоритм обобщенной оценки уровня подготовки специалиста.

3. Программно реализована визуализация результатов тестирования с помощью средств компьютерной графики.

4. Интерфейсная организация системы в режиме реального времени.

Система MG-SYSTEM позволяет интерактивно получать, хранить и обновлять данные как на одного испытуемого, так и групп испытуемых.

Для программной реализации визуализации результатов были использованы наиболее перспективные направления: представление данных с помощью

О.Г. Берестнева, О.В. Марухина, А.М. Уразаев. Информационная технология контроля качества.

фрактальных ландшафтов и отображение скоплений точек на основе кластерного анализа, в котором близость точек по расстоянию между ними определяется с помощью <Из1ап1-алгоритмов.

Интеллектуальный интерфейс системы (человек-компьютер) реализован в режиме реального времени с учетом современных технологий.

Благодаря модульности реализации алгоритмов система позволяет дополнять ее новыми алгоритма-

ми обработки экспериментальных данных; например, в последний вариант системы включены экспертностатистические алгоритмы.

Опыт применения системы в учебном процессе показал целесообразность распространения данной системы в вузах страны, а также расширения возможностей системы путем включения других ДИСЦИПЛИН.

Работа частично поддержана грантом РФФИ (проект Не 03-06-80128).

Литература

1. Котикова В.Н. и др. Экспертные обучающие системы // Искусственный интеллект в образовании: Тр. междунар. семин. Ч. 2. Казань, 1996.

2. Курушин Д.С, и др. Автоматизированная обучающая система по английскому языку с использованием мультимедиа и гипертекстовых учебных пособий // Там же.

3. Ситников Ю.К., Плеухова Л.Ф. Компьютерное информационное обеспечение учебного процесса // Там же.

4. Марухина О.В., Берестнева О.Г. Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество. 2002, Na 4.

5. ßerestneva 0., Kotova (Maroukhine) 0., Blacher A., Petichenko A, Computer testing the knowledge and skills of students of devotion applied mathematics // Abstr. the third Russian-Korean Intern. Symp. of Skeins and Technology KORUS’99. 22-25 June 1999 at Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, 1999. V. 2,

6. Maroukhine O.V. et ai, Information technologies in education quality assessment // Abstr. the 6,p intern, Symp. on Science and Technology Novosibirsk State Technical University 24-30 June 2002. Novosibirsk, 2002. V, 2.

7. Berestneva O.G. et ai. Evaluation of quality education on the basis of modern information technologies // 2002 IEEE Intern. Conf, on

Artifical Intelligence Systems ICAIS, 5-10 Sept, 2002. Divnomorskoe, 2002,

8. Берестнева О.Г.. Котова О,В,, Воробьева Н.Г, и др. Новые информационные технологии в учебном процессе, дистанционное обучение и Интернет // Информационные технологии в образовании: Сб. тр. участников IX Междунар. конф.-выставки, Н, 3, М., 1999.

9. Бапагтяркр п г Кг.тойя п в Пуйиминя и а Мяянг«Ча л,И. Новые информационные технологии в учебном процессе //

1 .. . 3, f . д;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Л- . . - . зова~-. стандарт как критерий качества образовательного про-

10 . I - . , . -ш; Тр ‘ . рунар. науч.-практ. конф. Томск, 24-26 мая 2002. Томск,

11. Upc" -. о .ина 0.8. Информационные технологии в оценке качества образовательных услуг // Образовательный

. эния. Организационно-технологическое и материально-техническое обеспечение: Тр. конф., посвящ.

I о образования в России, Томск, 2001.

12.1 . . <ина О.В, Методы многомерного анализа данных в задачах оценки качества образования // Радио-

электроника. Информатика, Управление, 2002. Ns 1,

13. Берестнева О,Г., Марухина О,В, Оценка и управление качеством образовательной деятельности /7 Мат-лы VI Междунар, науч.-практ, конф, Томск, 2002.

14. Берестнева О.Г., Марухина О.В, Применение компьютерных технологий и сети Интернет для оценки качества образовательных услуг в системе высшей школы // Качество образования, Достижения. Проблемы: Мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2001.

15. Берестнева О.Г,, Марухина О.В, Проблемы оценки качества образования в техническом вузе // Компьютерные технологии в науке, производстве, социальных и экономических процессах: Мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф, Новочеркасск, 25 нояб. 2001 п.: В 6 ч, Ч. 3. Новочеркасск, 2001.

16. Берестнева О.Г. и др. Оценка учебных дисциплин как критеоий качества образовательного процесса: Дел. в НИИВО. Ns 240-2001 от 09.12,01.

17. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. М., 1982.

18. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. У,, 1976.

19. Борисов Ä. и др. Принятие решений на основе нечетких моделей, Рига, 1990.

20. Попечителев Е.П., Романов С.В. Анализ числовых таблиц в биотехнических системах обработки экспериментальных данных, СПб,, 1985.

21. Шемитц Дж. Delphi 3: Библиотека программиста, СПб., 1998,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.