Научная статья на тему 'Информационная технология гуманитарной поддержки использования рефлексивного анализа В. А. Лефевра'

Информационная технология гуманитарной поддержки использования рефлексивного анализа В. А. Лефевра Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ГРУППЫ / ТЕОРИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ ИГР В.А. ЛЕФЕВРА / КРОСС-ТЕХНОЛОГИИ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА / ГУМАНИТАРНАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филимонов Вячеслав Аркадьевич, Фоменко Анатолий Александрович

В статье представлены направления реализации проекта «Создание интерактивной версии модели поведения группы на основе теории рефлексивных игр В.А. Лефевра с использованием кросс-технологий». Авторами подробно описывается художественный компонент «рефлексивного рассказа», который является технологией гуманитарной поддержки использования рефлексивного анализа В.А. Лефевра. Компоненты технологии могут быть использованы для интерпретации фрагментов различных методов и теорий в процессе обучения, для организации взаимодействия членов многодисциплинарных коллективов. Применение указанного подхода в вузах и школах позволит повысить уровень понимания учащимися изучаемого материала по различным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная технология гуманитарной поддержки использования рефлексивного анализа В. А. Лефевра»

УДК 303.732.4

В.А. Филимонов

Омский филиал Института математики имени С.Л. Соболева СО РАН

А.А. Фоменко

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА В.А. ЛЕФЕВРА

В статье представлены направления реализации проекта «Создание интерактивной версии модели поведения группы на основе теории рефлексивных игр В.А. Лефевра с использованием кросс-технологий». Авторами подробно описывается художественный компонент «рефлексивного рассказа», который является технологией гуманитарной поддержки использования рефлексивного анализа В.А. Лефевра. Компоненты технологии могут быть использованы для интерпретации фрагментов различных методов и теорий в процессе обучения, для организации взаимодействия членов многодисциплинарных коллективов. Применение указанного подхода в вузах и школах позволит повысить уровень понимания учащимися изучаемого материала по различным дисциплинам.

Ключевые слова: модель поведения группы, теория рефлексивных игр В.А. Лефевра, кросс-технологии ситуационного центра, гуманитарная поддержка.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант 13-06-12009 в).

Математический аппарат рефлексивного анализа [1-3] В.А. Лефевр квалифицировал как «контуры фундаментальной психологии». Исходные предпосылки опираются на такие фундаментальные понятия-полюсы, как «положительный» (добро) и «отрицательный» (зло), а также «союз» и «конфликт». На основе этих понятий и нескольких аксиом строится система рефлексивного анализа, которая позволила, в частности, объяснить феномен «золотого сечения», а также обнаружить существование двух этических систем, различающихся классификацией взаимодействия «добра» и «зла».

Для достижения баланса «жестких» и «мягких» методов мы используем концепцию рефлексивного театра ситуационного центра (РТСЦ) [4; 5]. Концепция основана на том, что участники по «жестким» схемам своего исследования создают варианты художественной реализации сценариев, соответствующих этим схемам. От проектов типа «Станцуй свою диссертацию» (Dance your PhD - http://gonzolabs.org/dance/) РТСЦ отличается разнообразием форматов представления, использованием полиэкранов и, главное, рефлексивным комментарием, а также мониторингом процессов исполнения и комментирования как целого. Рефлексивные операции инициируются и выполняются сервисной командой ситуационного центра, а также самими участниками.

Превращение теории в рабочий инструмент достигается созданием технологий ее поддержки, в том числе использования и обучения. По инициативе В.А. Лефевра было создано учебное пособие по математике для школьников [6]. В настоящее время при поддержке РГНФ реализуется проект «Создание интерактивной версии модели поведения группы на основе теории рефлексивных игр В.А. Лефевра с использованием кросс-технологий»» В ноябре 2013 г. модель и учебные материалы будут доступны на сайте www.trizkin.ru, а также будут предметом обсуждения на конференции РТСЦ-2013.

Опыт использования такого формата с 2007 г. в Омском государственном институте сервиса (ОГИС) показал его эффективность. Работа «Педагогическая технология «Рефлексивный театр ситуационного центра - 2012» удостоена третьего места в номинации «Инновационные педагогические технологии в системе высшего профессионального образова-

ния» на конкурсе «Профессиональное образование: традиции, технологии, творчество», проведенным в 2012 г. ОГИС совместно с Министерством образования Омской области.

Развитием указанной концепции является использование кросс-технологий ситуационного центра [7]. Дальнейшее развитие подхода ориентировано в первую очередь на повышение доступности его использования [8]. На это нацелена облачная реализация компонентов, использование когнитивной графики [9], создание объясняющих текстов и кейсов по примеру «бизнес-романов» [10] с использованием формализаций типа [11]. Отдельным направлением является кинематографическая реализация соответствующих сюжетов, для чего в рамках РТСЦ создана киностудия.

В данной работе представлен художественный компонент рефлексивного рассказа, который является технологией гуманитарной поддержки использования рефлексивного анализа В.А. Лефевра. Рефлексивный рассказ представляет собой художественное произведение, построенное на основе идеи «триединства» теорий рефлексии В.А. Лефевра. В частности, на творческую почву переносятся теории «формула человека», «этические системы», «теория рефлексивных игр».

Отличительными особенностями рефлексивного рассказа являются следующие компоненты теории рефлексии [12]:

1. Герои рассказа живут в двухполюсном мире, где возникают проблемные ситуации, заставляющие их делать выбор в пользу «добра» или «зла».

2. Восприятие героями проблемной ситуации зависит от давления мира, осознания образа мира и образа себя в нем, что выражается в намерении совершить то или иное действие, предварительно определив меру готовности принятия конкретного выбора.

3. В рефлексивном рассказе выбор героя представляется в виде альтернативы, выполняющей роль подмножества предлагаемых действий. Каждая принятая альтернатива развивает сюжет по новой ветке событий.

4. Оценка героем предлагаемых обстоятельств рассказа производится по позитивной шкале «гордость, одобрение и комфорт» или по негативной «вина, осуждение и страдание». В свою очередь, данная оценка определяет действие героя рассказа - «сотрудничество» или «конфронтация».

5. Герой рефлексивного рассказа наделен особенностями характера в соответствии с одним из типов нормативных индивидов: праведник, герой, обыватель, лицемер.

6. В группе персонажей герои находятся в отношениях либо «союз», либо «конфликт». Переход от «конфликта» к «союзу» осуществляется с учетом принадлежности героя к определенной этической системе. Представитель первой этической системы действует по принципу «конфронтация добра и зла - " добро", компромисс добра и зла - " зло"». Персонаж со второй этической системой (конфронтация добра и зла - «зло», компромисс добра и зла - «добро») воспринимает переход от конфронтации к сотрудничеству как понижение своего этического статуса, потерю собственного достоинства. Если в первой этической системе наблюдается абсолютный запрет зла, то во второй системе зло допускается для совершения добра.

7. Иерархия образов героя изображается диагональной формой. Иерархия конечна и предопределяется графом отношений между героями. Диагональная форма задает ментальную процедуру выбора и одновременно математическую функцию, описывающую этот выбор.

8. Связь интересов группы персонажей с индивидуальными интересами каждого героя координируется принципом запрета эгоизма: каждый герой, преследуя свои личные цели, не может наносить ущерб группе персонажей, направленных на достижение одной цели. Герой может идти против интересов группы персонажей, если при этом он не преследует свои индивидуальные интересы и готов идти на жертвы.

9. В структуру рассказа заложены элементы рефлексивного управления, то есть создание таких предлагаемых обстоятельств в повествовании, которые воздействуют на героев, склоняя их принять решение, заранее подготовленное автором произведения. Любое воздействие одного героя на другого или «внешней среды мира» (природа, стихии, животные и т.д.) на группу персонажей рассматривается как рефлексивное управление. В.А. Лефевр различает четыре типа рефлексивного управления: воздействие посредством влияний, воздействие

путем изменения отношений, воздействие порядком значимости, воздействие на неосознанную сферу субъектов.

В рефлексивном рассказе предлагаемые обстоятельства описываются способом создания художественных образов и последовательным изложением сюжета в преддверии возникновения конфликта между персонажами. Во время вовлечения читателя в проблемную ситуацию раскрывается характер персонажей, принадлежность к тому или иному типу нормативных индивидов, определяется доминирующая этическая система героя, строится иерархия взаимодействия персонажей с внешней средой, выясняются роли и статусы. Немаловажное значение имеют диалоги действующих лиц, поскольку в них закладываются элементы общественного поведения и система ценностей, которые также раскрываются автором при изложении предыстории рассказа и легенды героя.

Главным атрибутом рефлексивного рассказа является разветвление сюжета на две линии при возникновении запланированного автором произведения конфликта между главным героем рассказа и другими персонажами или внешней средой мира. В зависимости от выбора читателя персонаж осуществляет реализацию того или иного альтернативного развития событий. Таким образом, читатель сам определяет «сквозную» ветвь повествования рассказа, в который заложено 23 элемента литературного текста. Более детально структура рефлексивного рассказа описана в работе [12].

Технология рефлексивного рассказа используется сервисной командой в условиях ситуационного центра, задачи которого - экспресс-оценка состояния управляемого процесса и оперативное реагирование на внештатные ситуации. Для эффективной организации коллективной работы над проектом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого члена группы, в частности соционический тип личности, который принимается во внимание при подаче информации и выполнении действий представителями сервисной команды (таблица).

Особенности подачи информации и выполнения действий сервисной команды (СК) _в зависимости от соционического типа членов проектной группы_

СК Вариант сочетаний сильных функций соционических типов Особенности подачи информации и выполнения действий представителями сервисной команды

Планшетист Практики Информация в виде графиков, схем, таблиц и матриц. Видеозаписи имеют документальную подачу, обогащены историческими фактами, включены элементы обучения. При изложении текстов используются приемы «классической прозы», законченное повествование, персонажи раскрываются через деятельность и взаимодействие с бытовой средой

Исследователи Информация в виде когнитивной графики, современных информационных технологий. Видеозаписи насыщены научно-фантастическими идеями, раскрывают картину мира, имеют альтернативные концовки. Тексты основываются на фантастических допущениях, но не выходят за рамки научного восприятия действительности естественных и гуманитарных наук

Социалы Информация в виде когнитивной графики, современных информационных технологий (как у «исследователей»). Видеозаписи содержат элементы гуманистической позиции, драматические фрагменты, повествуют о «добре» и «зле». Тексты раскрывают взаимоотношения социальных и этнических групп, повествуют о «человеческих пороках», содержат романтические элементы

Гуманитарии Информация в виде современных творений фотоискусства, мифических элементов и художественных картин. Видеозаписи отличаются незаконченностью мысли, «полётом фантазии», Приключенческое и игровое кино. Прием изложения текста - «поток информации», имеет место сказочная, мистическая природа текста, персонажи раскрываются описанием внутренних переживаний

СК Вариант сочетаний сильных функций соционических типов Особенности подачи информации и выполнения действий представителями сервисной команды

Методолог Практики Помогает в реализации исполнительских задач проекта. Комментарии уточняют представления о стратегических ходах, строятся на исторических фактах. Демонстрирует детали материала на примерах конкретных военных конфликтов и судебных дел. Возлагает функцию «актера» в РТСЦ, подбирает простые творческие задачи

Исследователи Помогает в реализации исследовательских задач проекта. Комментарии основываются на интерпретации современных и фундаментальных научных теорий. Демонстрирует детали материала на примерах конкретных научных достижений и идей. Возлагает функцию «режиссера» в РТСЦ, подбирает простые коммуникативные задачи

Социалы Помогает в реализации коммуникативных задач проекта. Комментарии уточняют представления о «добре» и «зле», отношении «союз - конфликт». Демонстрирует детали материала на примерах конкретных общественных организаций и биографий знаменитых людей. Возлагает функцию «сценариста» в РТСЦ, подбирает простые исследовательские задачи

Гуманитарии Помогает в реализации творческих задач проекта. Комментарии построены на интерпретации литературных и художественных произведений. Демонстрирует детали материала на примерах конкретных деятелей искусства и творческих течений. Возлагает функцию «зрителя» в РТСЦ, подбирает простые исполнительские задачи

Игротехник Практики Выделяет роль «объективных наблюдателей» проекта. Стимулирует на соблюдение правил проекта. Провокация: «Необязательно следовать алгоритму!» Нештатные ситуации - предлагает изменить обстоятельства и порядок повествования истории

Исследователи Выделяет роль «свободных художников» проекта. Стимулирует на научный поиск при анализе истории. Провокация: «Герой может сделать только один выбор!» Нештатная ситуация - предлагает следовать «жёсткому» шаблону анализа истории

Социалы Выделяет роль «создателей эмоционального фона» группы. Стимулирует на регулирование взаимоотношений в группе. Провокация: «Здесь можно было и солгать!» Нештатная ситуация - предлагает реализовать конфликт истории на проектной группе

Гуманитарии Выделяет роль «дополнительных повествователей» истории. Стимулирует на творческую работу над проектом. Провокация: «Не совсем верно, автор другое имел ввиду!» Нештатная ситуация - предлагает принять позицию автора истории, толковать события без изменения изложения

В качестве примера реализации гуманитарной поддержки использования рефлексивного анализа В.А. Лефевра представлены фрагменты рефлексивного рассказа «Рождение звезд Африки», созданного А.А. Фоменко:

- Вставай, - властный голос Арапмои разрезал тишину надвигающегося утра. - Живо подымайся, - он ткнул юношу концом древка боевого копья.

Арапмои не привык церемониться, он был сыном войны, с детства приученным к лишениям, закаленным стихиями и готовым к смертельной опасности. Дед учил его, что настоящий воин должен воспитывать в себе дух победителя. «Только сильная и измученная странствиями душа способна очиститься от гордыни и тщеславия, - в свете костра толковал он внуку. - Так рождается дух воина, запомни, это самое ценное, что есть у мужчины. Лишь истинный воин может ощущать колыхание крыльев ястреба, летящего высоко в небе, слышать шепот живой ночи, говорящей с достойными и покинувшими наш мир, видеть опасность за минуту до встречи с ней, за мили слышать запах буйвола, отдыхающего на водопое».

- Не смей со мной так обращаться, - невнятно пробормотал юноша, пытаясь отмахнуться от копья.

- Как ты собираешься найти дочь Небесного Владыки? - воин ослабил нажим наконечника копья, чтобы юноша мог дать ответ.

- Нтанда спрятана в Небесном городе, - Олуфеми сглотнул слюну в пересохшем горле.

- И кто это тебе рассказал? - усмехнулся Арапмои.

- Ветер, - недовольно вымолвил юноша. - Он меня и вел, ты мне не нужен.

Жрец молчал, нервно оглядывая хижину. При звучании голоса Арапмои ему отовсюду чудилась опасность. Она светилась в глазах воина, сверчком стрекотала за его спиной, скорпионом высматривала движение трясущихся рук юноши, птицей ворошила прохладный воздух темной ночи на крыше.

Арапмои оттолкнул юношу и подошел к западной стене, желал рассмотреть древнюю маску шамана, но опасался прикоснуться к ее перьям и заостренным шипам. Молодой жрец, сидя на соломе неуверенными движениями отряхивал белую ткань, вышитую золотыми нитями, и размышлял.

- Я знаю, что Боги любят тебя. Но видится мне, ты стараешься разгневать их. Твоя цель Нтанда, ты должен ее найти, я должен ее спасти. Не важно, как мы относимся друг к другу. Все просто, - Арапмои подошел к жрецу, подтянул рукой табурет, на котором красовалась леопардовая шкура, поставил копье к стене и присел. Острие блестело даже в темноте.

- Просто... - Олуфеми выплюнул соломинку изо рта. - Если бы все было так просто, мы бы сейчас сидели за столом Небесного Владыки и вкушали плоды мудрости и пили нектар вдохновения, а не это прокисшее вино.

- Что я могу тебе сказать? - улыбнулся Арапмои так, как улыбаются воины его племени, вспоминая схватку с достойным противником. - У тебя есть выбор, но у дочери Небесного Владыки его нет.

Широкоплечий воин встал с табурета, резким движением руки схватил боевое копье и вышел из хижины, вдохнув свежий утренний воздух.

- Не торопись, воин, - выкрикнул Олуфеми. - Я еще не решил!

Далее членами проектной группы проводится рефлексивный анализ взаимоотношений персонажей и давления на них внешней среды мира. Герои рассказа находятся в отношении «конфликта», который диктуется проблемной ситуацией по спасению Нтанды. Олуфеми оценивает воина как жестокого убийцу, который использует все средства для достижения цели. Арапмои, в свою очередь, представляет жреца слабовольным юношей с завышенной самооценкой. Восприятие воином давления мира, осознание образа мира и себя в нем выражается намерением спасти дочь Небесного Владыки. Ситуация является агрессивной, что для него расценивается как «позитивный» полюс мира. Очевидно, что Арапмои является представителем нормативного типа индивида - герой. Придерживается второй этической системы, где «зло» допускается для совершения «добра» (рисунок). Образ Олуфеми в негативно оцениваемой среде не позволяет принять решение, выбор которого определит для него полюс мира.

На основе проведенного членами проектной группы рефлексивного анализа сервисная команда ситуационного центра предлагает сделать выбор, от которого зависит не только сюжетная линия истории, но и манера повествования: «классическая проза» - логическое изложение сюжета, «поток сознания» - чувственное изложение.

Альтернативное развитие событий:

1. Олуфеми остается в племени и гневит Богов, он вынужден скрыться в горном ущелье (отношение «конфликт», чувственное изложение).

2. Олуфеми решил продолжить путь с Арапмои, проявляется коварство вождя племени (отношение «союз», логическое изложение).

Вступительный фрагмент реализации первого альтернативного выбора:

- Я еще не решил, - продолжил Олуфеми. - как поступить с тобой. Сказать вождю о твоей дерзости, жестокий убийца, или пощадить тебя?

Олуфеми вышел из хижины, ступил ближе к воину, это было его первой ошибкой в этот день. Неожиданно для себя жрец упал и ощутил влажность прохладного утра. Роса на пучках травы приносила дыхание реки. Во рту почувствовался привкус свежерасколотого кокоса, в воздухе витал аромат похлебки из рыбы. Повар племени Каутель возился с огнем в шуме листвы пальмы. Восход африканского солнца сопровождался легким дурманом пряностей и приправ, которые, видимо, еще ночью на возвышенности собрал травник. В ступке повар изготавливал бхарат, смесь мелкомолотых корицы и бутонов розы, затем добавил щепотку черного перца и, не замечая вокруг шума и гама, продолжил стирать ингредиенты. Лишь когда с подноса рассыпалась смесь пряностей бере-бере, он взглянул на сбежавшихся стражников. Обжаренная острая приправа для баранины расстелилась пыльным туманом перед голосящими бранными словами людьми. Они горланили, вдыхая смесь из имбиря, длинного перца, тёртых плодов кориандра и мускатного ореха. Кричали и кашляли, чем громче кричали, тем сильнее кашляли.

Арапмои громогласно рассмеялся, прикрыл лицо от дымки пряностей и ушел в насыщенную спором света и тени саванну. Лицо его обдувал утренний ветерок, щеки озарялись багровым теплом проснувшихся небес. Пикантный запах приправ остался позади, там, где слабовольный колдун не мог приподняться. В глазах воина Олуфеми низко пал...

Заключение. Предлагаемые компоненты технологии обладают существенной новизной, поскольку являются развитием авторского подхода [4-7]. Они могут быть использованы

«Формула человека» воина Арапмои, рассчитанная «исследователями»

для интерпретации фрагментов различных методов и теорий как в процессе обучения, так и для организации взаимодействия членов многодисциплинарных коллективов. Применение указанного подхода в вузах и школах позволит повысить уровень понимания учащимися изучаемого материала по различным дисциплинам.

Библиографический список

1. Лефевр, В.А. Алгебра совести / В.А. Лефевр. - М. : Когито-центр, 2003. - 426 с.

2. Лефевр, В.А. Лекции по теории рефлексивных игр / В.А. Лефевр. - М. : Когито-центр, 2009. - 218 с.

3. Лефевр, В.А. Что такое одушевленность / В.А. Лефевр. - М. : Когито-центр, 2013. - 125 с.

4. Рефлексивный театр ситуационного центра (РТСЦ-2007) : материалы Всеросс. конф. с междун. участием [Электронный ресурс]. - Омск : Изд-во Омского гос. ин-та сервиса, 2007. - 140 с. - Режим доступа: http://www.ofim.oscsbras.ru/~filimono (дата обращения 30.03.2013).

5. Рефлексивный театр ситуационного центра (РТСЦ-2011) : материалы 5-й Всеросс. конф. с междун. участием [Электронный ресурс]. - Омск : Изд-во Омского гос. ин-та сервиса, 2012. - 110 с. - Режим доступа: http://www.ofim.oscsbras.ru/~filimono (дата обращения 30.03.2013).

6. Филимонов, В.А. Алгебра логики и совести : учеб. пособие для старших классов общеобраз. и профильных школ / В.А. Филимонов ; вступит. слово В.А. Лефевра. - Омск : Изд-во ОГИС, 2006. - 72 с. - Режим доступа: http://www.ofim.oscsbras.ru/~filimono (дата обращения 30.03.2013).

7. Мухаметдинова, С.Х. Кросс-технологии ситуационного центра в управлении коллективной проектной деятельностью / С.Х. Мухаметдинова, В.А. Филимонов. - Омск : Изд-во Омского гос. ин-та сервиса, 2012. - 120 с.

8. Филимонов, В.А. Технологии ситуационного центра для социальной инженерии / В.А. Филимонов // Проблемы управления в социальных системах [Электронный ресурс]. - Т. 1. Вып. 2, 2009. - С. 63-74. - Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/2011/000393746/02/image/02-063.pdf (дата обращения 30.03.2013).

9. Филимонов, В.А. Организация когнитивной экспертизы в исследовательском комплексе «Ген-Гуру» /

B.А. Филимонов //«Знания - Онтологии - Теории» (ЗОНТ-2011) : материалы Всеросс. конф. с междун. участием, 3-5 октября 2011 г., Новосибирск. - Новосибирск : Ин-т математики им. С.Л. Соболева СО РАН. - Т. 2. -

C. 113-116.

10. Голдратт, Э. Критическая цепь / Э. Голдратт. - М. : ТОС Центр, 2006. - 272 с.

11. Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. - 2-е изд. - М. : Наука, 1969. - 168 с.

12. Фоменко, А.А. Рефлексивный подход в творчестве. Структура «рефлексивного рассказа» / А.А. Фоменко // Рефлексивный театр ситуативного центра - 2012 : сб. материалов VI Всерос. конф. с междун. участием, 19-23 ноября 2012 г., Омск. - Омск : Изд-во Омского гос. ин-та сервиса, 2013. - С. 85-94.

© Филимонов В.А., Фоменко А.А., 2013

Авторы статьи:

Вячеслав Аркадьевич Филимонов, доктор технических наук, профессор, Омский филиал Института математики им. С.Л. Соболева СО РАН;

Анатолий Александрович Фоменко, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.

Рецензент - О.М. Куликова, кандидат технических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.