Научная статья на тему 'Информационная технология декларирования пожарной безопасности регионального промышленного комплекса'

Информационная технология декларирования пожарной безопасности регионального промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
219
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / FIRE SAFETY DECLARATION / INFORMATION TECHNOLOGY / INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Яковлев Сергей Юрьевич, Рыженко Алексей Алексеевич

На примере горно-химического комплекса сформирована нормативнометодическая база декларирования, проведены классификация и идентификация пожароопасных объектов. Технология апробирована в ходе декларирования пожарной безопасности крупного градообразующего предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Яковлев Сергей Юрьевич, Рыженко Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY FOR FIRE SAFETY DECLARING OF REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX

The declaration normative methodical base has been formed and fire dangerous objects classification and identification have been carried out for mining and chemical complex as an example. Technology has been approved for fire safety declaring of large city-forming enterprise.

Текст научной работы на тему «Информационная технология декларирования пожарной безопасности регионального промышленного комплекса»

УДК 004.9

С.Ю. Яковлев, А.А. Рыженко

Информационная технология декларирования пожарной безопасности регионального промышленного комплекса

Аннотация

На примере горно-химического комплекса сформирована нормативнометодическая база декларирования, проведены классификация и идентификация пожароопасных объектов. Технология апробирована в ходе декларирования пожарной безопасности крупного градообразующего предприятия.

Ключевые слова:

декларирование пожарной безопасности, информационная технология, промышленный комплекс.

S.Yu. Yakovlev, A.A. Ryzhenko INFORMATION TECHNOLOGY FOR FIRE SAFETY DECLARING OF REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX

Abstract

The declaration normative methodical base has been formed and fire dangerous objects classification and identification have been carried out for mining and chemical complex as an example. Technology has been approved for fire safety declaring of large city-forming enterprise.

Keywords:

fire safety declaration, information technology, industrial complex.

Введение

Относительные показатели гибели людей на пожарах в России - одни из самых высоких в мире. В РФ на 1000 человек населения происходит на 40% пожаров больше, чем в мире в среднем, количество погибших - в 9-10 раз больше [1]. Материальный ущерб от пожаров в последние годы устойчиво возрастает. При этом на города приходится более 60% от общего количества пожаров и примерно половина материального ущерба и общего числа погибших [2]. Поэтому на различных уровнях управления обеспечению пожарной безопасности уделяется в последние годы повышенное внимание. Одно из новых направлений этой деятельности - декларирование пожарной безопасности зданий и сооружений. Практически все объекты капитального строительства подлежат оценке на предмет их соответствия требованиям пожарной безопасности.

Добиться снижения уровня техногенного риска, в т.ч. риска пожаров, можно за счёт создания и внедрения методов и технологий информационной поддержки принятия решений. Особенно актуально это направление для крупных градообразующих предприятий, промышленных комплексов, характеризующихся многообразием потенциально пожароопасных объектов и, соответственно, сложной и разветвлённой системой критериев оценки уровня безопасности.

1. Нормативно-методические основы и краткое содержание декларации

Процедура декларирования пожарной безопасности в РФ регулируется многочисленными и разнородными документами: федеральными законами, постановлениями правительства, приказами и письмами министерств и ведомств, правилами и нормами, стандартами, руководствами, методиками и т.д.

Общая структура нормативно-методической базы представлена на рис. 1.

Основополагающими, на наш взгляд, являются источники [3-5].

Для ИТ-поддержки процедуры декларирования разработана и реализована

компьютерная нормативно-методическая база. Структура данных базы

соответствует рис. 1.

Регламент [3] предусматривает два варианта формирования декларации: Первый вариант: декларация на основе оценки пожарного риска, включая оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. В этом случае декларация состоит из трёх разделов:

1. Оценка пожарного риска. Указываются расчётные и допустимые

значения уровня риска, при этом сами расчёты выносятся в приложение к декларации. Обосновывается комплекс мероприятий, обеспечивающих допустимые значения уровня риска.

2. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

Приводятся расчётные или экспертные значения ущерба, при этом могут быть использованы данные страхования риска.

3. Перечень реализованных на каждом объекте обязательных требований технических регламентов.

Второй вариант: декларация без расчёта риска, с указанием (для каждого объекта) перечня выполненных требований федеральных законов и нормативных документов.

По второму варианту декларации достаточно привести для каждого объекта соответствующий его специфике перечень выполненных требований федеральных законов о технических регламентах и требований нормативных документов по пожарной безопасности.

2. Пожароопасные объекты регионального промышленного комплекса (РПК)

Здания по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на основные классы [3]:

- здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей;

- здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений;

- здания организаций по обслуживанию населения;

- здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления учреждений;

- здания производственного или складского назначения.

Правила отнесения зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков к классам по конструктивной пожарной опасности определяются в нормативных документах по пожарной безопасности.

246

Нормативные документы і . —

по уровню по функциональной по виду по субъекту по ведомственной по объекту

регулирования ориентации документа утверждения или территориальной нормирования

документа принадлежности

і

а

с

о

о

нт

СО ^

еи до н о й

м

Я с С т ве “ с?

И 03

а а

СО

с

е

о

б

ъ

е

т

ы

р

щ

ит

ы

н

е

р

п и о ст

е

Н и и : й г - о р о д о в

а

в о

л е н

и 3

Не Оі

- 69-ФЗ от 21.12.1994г.

- 184-ФЗ от 27.12.2002г.

- 190-ФЗ от 29.12.2009г.

- 123-Ф3 от 22.07.2008г.

- 195-ФЗ от 30.12.2001г.

- 63-Ф3 от 13.06.1996г.

- Постановление 272 от 31.03.2009г.

- Постановление 87 от 16.02.2008г.

- Постановление 304 от 07.04.2009г.

Законодательные акты

Нормативные документы (СНиП)

Правила пожарной безопасности

Распорядительные документы

Прочие виды документов

Нормы техн. проектирования

Нормы пожарной безопасности

Инструкции

1

Своды правил СП 1-12.13130.2009

■ ВППБ 01-01-94

■ ВППБ 01-02-95 ... (38 шт.)

Руководство по оценке пожарного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

риска для промышленных предприятий

- НПБ 01-93

- НПБ 02-93 ... (72 шт.)

Рис.1. Структура регулирующих документов

Для предприятий северных регионов характерным является преобладающая часть промышленных объектов, принадлежащих к категории пожароопасных. Под тип «здание» в РПК попадают следующие объекты: здания производственного типа, административные, производственно-бытовые здания, столовые, здания временного проживания, гаражи и сараи, склады и насосные станции, КПП и пожарные посты, мойки и шиномонтажные мастерские, подстанции и помещения задвижек, сторожки и вольеры, камеры переключения и т.д.

Структура пожароопасных объектов типового РПК, подлежащих декларированию пожарной безопасности, представлена на рис. 2.

Пожароопасные здания типового РПК

£

Массового посещения

Производственного типа

Административные

Бытовые

Произв. -бытовые

Бани

Клубы

Столовые

Магазины

Кафе

Временного проживания

Убежища

Г

Производственные

Эстакады

Сараи

Насосные станции

Помещения задвижек

Туалеты

Уборные

Веранды

Беседки

Порталы

Переходы

Навесы

Камеры переключения

Вольеры

Сторожки

Подстанции

1

Зальные

ДЕПО

КПП

Пожарные посты

Шиномонт. мастерские

Мойки

Бельевые

Теплицы

Склады

Гаражи

Автобусные павильоны

Рис. 2. Классы пожароопасных объектов

Часть промышленных зданий не подлежит декларированию по ряду характеристик, заложенных в нормативных документах. Для остальных формируется набор необходимых данных и нормативных актов (рис. 1). Строится таблица соответствия параметров нормативным требованиям. По результатам сравнения для каждого объекта делается вывод о допустимости эксплуатации. В случае нарушения требований обосновывается ряд мероприятий для их устранения.

3. Алгоритм и ИТ-поддержка декларирования

Представим процесс декларирования в виде последовательности шагов (этапов), с указанием разработанных средств поддержки.

1. Формирование базового (исходного) перечня объектов РПК.

Источниками для составления такого перечня могут являться:

- кадастры муниципальных образований, на территории которых имеются объекты РПК;

- внутренние реестры организаций, включающих все или некоторые объекты РПК;

- карты, схемы, ситуационные планы, проектная документация;

- данные космической съёмки (Google Map), визуального обследования территории.

При этом, особенно для сложившихся и развитых РПК, следует иметь в виду, что:

- один и тот же объект может иметь разные наименования и инвентарные номера в различных источниках;

- некоторые объекты могут вовсе отсутствовать в документации;

- объекты могут быть демонтированы, выведены из эксплуатации, модернизированы, перепрофилированы и т.п.

В итоге должен быть составлен единый, унифицированный список всех существующих на настоящее время потенциально пожароопасных объектов РПК, что может потребовать разработки оригинальной общей системы именования и нумерации объектов.

Для поддержки этого этапа разработана типовая структура крупного горно-химического предприятия, выделены классы потенциально пожароопасных объектов. На данных и дальнейших этапах перспективным представляется применение программного комплекса поддержки создания трёхмерных геоизображений зданий и сооружений [6].

2. Формирование перечня объектов, подлежащих декларированию, и сбор информации по ним.

Источником является базовый перечень (шаг 1), а также система правил (критериев) идентификации декларируемых объектов. Пример правила: декларация составляется для объектов, требующих проведения государственной экспертизы, а также зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, не требующих проведения государственной экспертизы (отдельно стоящие объекты с количеством этажей не более двух и общей площадью не более 1500 м2). Для каждого декларируемого объекта должны быть определены характеристики ("портрет, карта пожарной безопасности"), важные для проведения последующих этапов.

Для поддержки данного этапа созданы типовые шаблоны (карты декларирования типовых объектов), предусмотрена возможность автоматизации их заполнения (для конкретных типов объектов).

3. Формирование перечня требований федеральных законов и нормативных документов.

Для каждого декларируемого объекта составляется перечень соответствующих ему требований федеральных законов о технических регламентах и требований нормативных документов по пожарной безопасности. В этом

отношении даже для однотипных объектов могут иметь место разные наборы требований, в зависимости, например, от наличия или отсутствия на объектах того или иного оборудования.

Для поддержки этапа обеспечена автоматизированная выборка положений (из компьютерной нормативно-методической базы), соответствующих характеристикам декларируемого объекта.

4. Проверка выполнения требований и формирование перечня объектов, для которых необходима оценка пожарного риска.

Этот этап выполняется на основе результатов предыдущего с учётом условий, при которых расчёт риска не требуется. Основным таким условием является выполнение на данном объекте соответствующих требований (шаг 3). Следовательно, невыполнение какого-либо требования влечёт за собой необходимость оценки риска. Таким образом, после проведения этого этапа совокупность декларируемых объектов разбивается на две группы - с оценкой риска и без неё.

Проверка выполнения требований частично автоматизирована. При необходимости выдаётся сообщение о недостаточности данных для проверки, что может потребовать дополнительного сбора информации, вплоть до обследования объекта.

5. Разработка выходного документа.

В соответствии с двумя вариантами декларации (раздел 2 данной статьи), по итогам предыдущего шага, для одних объектов формируется декларация в виде перечня выполненных требований, для других производится расчёт пожарного риска, например, по методикам [7, 8].

В настоящей работе реализовано автоматизированное формирование декларации первого типа, в дальнейшем планируется создать программные средства для поддержки расчёта риска.

4. Показатели декларирования

Основные задачи декларирования пожарной безопасности типового промышленного объекта - анализ показателей риска и разработка комплекса мероприятий для доведения уровня риска до нормативных значений. В связи с тем, что границы допустимого риска в последнее время существенно сузились, на объектах вынуждены проводить дополнительные мероприятия, приводящие к снижению пожароопасности. С другой стороны, каждое такое действие увеличивает расходы предприятия. Необходимо найти компромисс между соблюдением нормативных актов и расходованием средств.

Далее рассматриваются основные компоненты анализа пожарного риска для типового промышленного комплекса.

Использование универсальных языков построения информационных технологий позволяет ввести формализацию данных. Основным критерием эффективности работы моделируемой системы является ее устойчивость к авариям (СА):

Са = (Ял(Г), Р(А), Унь Д (1)

где СА - характеристики фактических и возможных аварий,

сл = сг и С;Г, СГ - &ас‘ С Г = 3 - ,

ОАсЮхВ(Са) - функция описания параметров аварийных ситуаций.

Я~А(У) - риск возникновения аварии; принимаются общие (нормативные) стандарты оценки и анализа риска, индивидуальные для каждого класса объекта (пожаровзрывоопасные, химически опасные и т.д.);

У=<УасЬ Уро!1!1> - величина фактического и возможного ущербов от аварии; выражается в денежном эквиваленте, учитываются как потери организации, так и третьих лиц;

Р4^ = Д С4 ^ = 1, - - вероятность аварии; для расчёта строятся

деревья отказов и/или событий для технологических процессов;

Ут/ - универсальная балльно-лингвистическая оценка /-го фактора влияния;

Z е \ ^JZІ е -£ /м:1, г - набор (комплекс) мер безопасности по

устранению фактического и возможного ущербов, стоимостью г каждое.

Этапом оценки риска является выражение ее в денежном эквиваленте. Расчет ущерба имуществу третьих лиц от пожара входит в функцию возможных последствий для соседних организаций и населения за пределами границ объекта. Основным критерием оценки риска, выраженным в денежном эквиваленте, является выборка комплекса мероприятий, при котором достигается максимальное снижение риска (2) или снижение до допустимого значения (3):

МА С У+ шах

т

< •!:. (ч

у: <Z

/ а I шах

либо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\АКа(У) —» шах, 7 —> тпт

” , (3)

где т - возможных вариантов, В^1Ш - допустимый (заданный) уровень риска аварий, 2тах - фиксированные средства.

Учитывая предыдущие критерии (2-3), получаем итоговый экономический

(4):

2 = 'У г. —> пип

т . (4)

При формировании перечня объектов учитывается возможность неполного соответствия нормативной базе. При этом необходима разработка дополнительных мероприятий по приведению характеристик объекта в нормативные рамки (5):

! (5)

Jgnorm

Inin и Лп

• norm

где ^Inin и ^4тах - минимальная и максимальная допустимые границы

стоимостных показателей комплекса мероприятий.

5. Апробация информационной технологии

С использованием информационной технологии выполнена разработка декларации пожарной безопасности объектов крупного градообразующего предприятия, горно-химического комплекса ОАО "Апатит". Основную сложность представляли многочисленность и разнородность объектов декларирования (тысячи зданий и сооружений, объектов инфраструктуры), а также многообразие регулирующих нормативно-правовых актов (десятки наименований). По нескольким тысячам объектов проведена оцифровка проектной документации, уточнён список декларируемых объектов, выполнено обследование состояния пожарной безопасности типовых объектов основных подразделений ОАО «Апатит», заполнены карты декларирования пожарной безопасности на подлежащие декларированию объекты (рис. 3), проведён анализ заполненных карт. Составлена декларация для объектов, не требующих расчёта пожарного риска. Декларация утверждена Генеральным директором ОАО "Апатит" и согласована УНД ГУ МЧС России по Мурманской области.

Заключение

Разработана информационная технология декларирования пожарной безопасности регионального промышленного комплекса. Особенности предметной области - большое количество и разнородность, как объектов декларирования, так и регулирующих нормативно-правовых актов. Реализована компьютерная нормативно-методическая база декларирования. Разработана структура, выполнена классификация и идентификация пожароопасных объектов типового горно-химического комплекса. Для каждого типа объекта и направления декларирования выявлены необходимые и достаточные требования пожарной безопасности. Созданы шаблоны (карты) декларирования типовых объектов, обеспечена возможность автоматизации их заполнения. Технология апробирована в ходе декларирования пожарной безопасности крупного градообразующего предприятия.

В дальнейшем планируется дополнить технологию блоками расчёта пожарного риска.

Литература

1. Ноженкова, Л.Ф. Проблемы построения управляющей системы поддержки принятия решений при возникновении угроз пожарной безопасности на объектах сферы науки и образования / Л.Ф. Ноженкова и др. // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - М.: ВИНИТИ, 2011. - № 2.

- С.25-32.

2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2010 году». - М.: МЧС России; ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.

- 299 с.

252

Рис.3. Распределение декларируемых объектов по структурным подразделениям ОАО "Апатит"

3. Федеральный закон от 22.07.2008 г., № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

4. Приказ МЧС РФ от 24.02.2009 г. № 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности" (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 г., № 13577).

5. Федеральный закон от 21.12.1994 года, № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

6. Программно-алгоритмическая реализация прототипа трёхмерной модели регионального промышленно-природного комплекса (на примере Хибинского горнорудного района) / А.С. Шемякин и др. //Настоящий сборник.

- С.156-163.

7. Приказ МЧС РФ от 30.06.2009 г. № 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности" (зарегистрирован в Минюсте РФ 06.08.2009 г. № 14486).

8. Приказ МЧС РФ от 10.07.2009 г. № 404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах" (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.08.2009 г. № 14541).

Сведения об авторах

Сергей Юрьевич Яковлев

к.т.н., старший научный сотрудник. Учреждение Российской академии наук Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского научного центра РАН.

Россия, 184209, г. Апатиты Мурманской обл., ул. Ферсмана, д. 24A. e-mail: [email protected]

Sergey Yu. Yakovlev

Ph.D. (Tech. Sci.), senior researcher. Institution of Russian Academy of Sciences, Institute for Informatics and Mathematical Modeling of Technological Processes, Kola Science Center оf RAS.

Russia, 184209, Apatity Murmansk region, Fersman St. 24 А.

Рыженко Алексей Алексеевич

к.т.н., старший научный сотрудник. Учреждение Российской академии наук Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского научного центра РАН.

Россия, 184209, г. Апатиты Мурманской обл., ул. Ферсмана, д. 24А. е-mail: [email protected]

Alexey A. Ryzhenko

Ph.D. (Tech. Sci.), senior researcher. Institution of Russian Academy of Sciences, Institute for Informatics and Mathematical Modeling of Technological Processes, Kola Science Center оf RAS.

Russia, 184209, Apatity Murmansk region, Fersman St. 24 А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.