Научная статья на тему 'Информационная субкультура как фактор становления современной личности'

Информационная субкультура как фактор становления современной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилкин Владимир Владимирович

The article looks at the communication of the notion of information and that of culture and discusses the importance of information technology in contemporary personality formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational subculture as a factor of contemporary personality formation

The article looks at the communication of the notion of information and that of culture and discusses the importance of information technology in contemporary personality formation.

Текст научной работы на тему «Информационная субкультура как фактор становления современной личности»

элементов-показателей ПТС преподавателей (любая профессия требует самообразования, самостоятельного овладения, пополнения и обновления профессиональных знаний, но педагогическая - постоянного, на протяжении всей жизни, иначе можно быстро «потерять форму»). Профессиональное самосовершенствование представляет собой вид специальной систематической деятельности, направленной на самоуправление, саморазвитие личностно- и профессионально-значимых качеств личности, удовлетворение потребности личности в профессиональном росте.

Таким образом, сформулированные закономерности и принципы ПТСС взаимосвязаны и взаимозависимы: они образуют иерархическую систему, в которой каждый принцип связан не только с выявленными закономерностями, но и с другими принци-

пами. В своем единстве они обеспечивают целостность и динамичность реализации процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в вузе, выступая теоретико-методологическим обоснованием психолого-педаго-гических условий эффективности ПТСС.

1. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология. М.; Тамбов, 2003.

2. Шаршов И.А. // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2001. Вып. 4.

3. Шаршов И.А. // Гаудеамус. Тамбов, 2005. № 1 (7).

Поступила в редакцию 12.04.2005 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

В.В. Жилкин

Zhilkin V.V. Informational subculture as a factor of contemporary personality formation. The article looks at the communication of the notion of information and that of culture and discusses the importance of information technology in contemporary personality formation.

Как это ни странно, но термин «информация» до сих пор недостаточно формализован. По мнению изучающих ее специалистов, часть информации существовала задолго до появления человека - та, которая закодирована в ДНК, кристаллических решетках, молекулах, атомах. В этом смысле информация является составляющей различных систем, «оперативными знаниями, необходимыми системе в динамическом процессе, переводящем ее из реального состояния в идеальное». Знания же представляются как «синтезированная системой запомненная информация». Предлагается определять информацию как физическую величину, одну из основных характеристик материи, при этом утверждается, что «информация - первичная категория миропонимания». Следует отметить, что латинская основа этого термина подразумевает «изображение, осведомление, составле-

ние понятия о чем-либо», «предоставление сведений». Этимологически под информацией понимают «сведения об окружающем мире, воспринимаемые человеком или машиной», а также «ознакомление, разъяснение, сообщение». В общем случае информация определяется как «сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным и каким-либо другим способом» или как «процесс передачи и получения сведений» [1].

Взаимосвязь понятий «информация» и «культура» большинством исследователей рассматривается через определение информации как формы существования всех знаний, накопленных человечеством за свою историю, а культуры - как способа их хранения и трансляции. Словосочетание «информационная культура» подразумевает один из важнейших факторов современного и буду-

щего состояния социальной общности человечества. Еще в начале XX века философы предсказывали информационный бум и связанные с ним проблемы, панацеей от которых может стать информационная культура. Однако технические возможности для реализации предсказанного массового роста информационных потребностей людей появились только в настоящее время. На информационную культуру сегодня возлагаются большие надежды по спасению духовных ценностей общества, все больше страдающих в процессе технократизации и технизации. Парадокс, когда техника и информационные технологии, развивающие культуру, одновременно способствуют деградации, а порой, и уничтожению духовных ценностей, весьма актуален для России, интенсивно меняющей существовавшие моральные, политические и иные принципы при переходе в другую политическую и организационную формацию.

Важным аспектом современной социальной ситуации является концентрация достоверной информации с целью управления различными процессами и принятия эффективных решений. Несмотря на то, что практически любая распространяемая в мире информация находит своего потребителя, предоставление каждому действительно необходимой ему информации - проблема не простая, решение которой зависит в первую очередь от содержания самой информации, культуры ее создания, организации, подачи, передачи, хранения и, в какой-то степени, от культуры ее получения и восприятия. К сожалению, для постмодернистской культурной ситуации характерно такое состояние культурного потребителя, когда им уже не воспринимается какой-либо временной или смысловой континуум в виде цельного впечатления, а лишь в форме ряда фрагментов, создающих специфику коллажа постсовре-менного культурного опыта.

Анализ вышеизложенного дает основания считать, что под термином «информационная культура» понимается совокупность накопленного веками общечеловеческого опыта, основанного на сформировавшихся нормах общения вне зависимости от лингвистических основ и выраженного различными способами этического взаимодействия людей в социальной среде. Общеизвестно, что информация меняет формы взаимодейст-

вия людей между собой и с окружающим миром, способствует развитию наук, отраслей народного хозяйства и культуры, решению различных социальных проблем. В силу этого, получение недостоверной информации может вызвать весьма непредсказуемые отрицательные последствия. Информационная культура - не только показатель интеллектуального потенциала людей при их общении друг с другом, но и систем, накапливающих, хранящих и воспроизводящих различные данные. Основой такого общения может стать определенная «культурная платформа» -

своеобразный набор накопленных человечеством ценностей, позволяющих не просто интеллектуально общаться друг с другом, но и формировать информационные потоки таким образом, чтобы максимально избежать их засорения ненужной, неэтичной и тому подобной информацией. Культурная платформа является интеллектуальным фундаментом общества, его национальным достоянием, на котором можно строить распределенные базы, банки данных и знаний.

Потребность в информации об окружающей человека действительности складывалась в процессе его социального становления. Необходимость в ней первоначально была связана с обеспечением безопасности индивидов и их групп - наблюдение за внешней средой и анализ информации о ее состоянии постепенно становились важнейшими видами человеческой деятельности. Однако определяющим фактором в формировании потребности в информации стал совместный труд: даже исходные формы его разделения предполагали общение людей в процессе первобытного производства, обеспечивая соединение разделившегося труда. Постоянные контакты обеспечивали возможность понимать друг друга, обмениваться информацией, согласовывать цели и средства совместных действий. Общение превратилось в неотъемлемую составляющую человеческого бытия, объединяя людей в сообщества различных уровней организации: род -племя - союз племен. При этом содержание общения непосредственно связывалось с человеческими отношениями.

В процессе общения у людей возникала потребность произносить звуки и слова, что привело к формированию языка, реализуемого в человеческой речи. Язык не просто

объединил людей, но и способствовал формированию образа мышления, определяя взгляд на мир. Другими словами, язык стал главным коммуникативным средством. Сама по себе коммуникация в высшей степени культурно специфична. Речь, произнесенная воспитанным в данной культуре лицом, представляет собой факт культуры, по которому идентифицируются многие важные культурные перемены. Реакция аудитории также культурно знаменательна - она показывает характерные черты культурного поведения. Опытный оратор понимает культурные особенности своей аудитории и стремится использовать и подкрепить ее верования, ожидания и обычаи. В Азии сам факт публичного выступления уже предполагает некое превосходство оратора над его аудиторией, в Америке же общепринята установка на равенство оратора и аудитории: ноток превосходства здесь не простят [2].

Несмотря на то, что язык (вербальная коммуникация) сразу же стал универсальным средством передачи информации, он не был единственным. Информация передавалась посредством изображения, музыки, знаков и жестов (невербальная коммуникация). Зачастую при вербальном способе передачи информации невербальными средствами может быть выражено прямо противоположное. Непреднамеренная передача информации иногда называется метакоммуникацией, правильное истолкование которой помогает понять реальные намерения аудитории. Чем выразительнее интеграция вербальной и невербальной форм коммуникации, тем эффективнее воздействие оратора на аудиторию. Если в западных культурах для подтверждения собственной искренности оратору необходимо фиксировать взгляд на тех, к кому он обращается, то в африканской и афроамериканской культурах контакт взглядов не обязателен, в Японии же контакт взглядов во время речи вообще считается дурным тоном.

Другими словами, эффективность контакта оратора (педагога) с аудиторией во многом зависит от уровня его общей культуры, в том числе ее этнической, профессиональной и, безусловно, информационной составляющих. Но если при непосредственном контакте на первый план выступает знание национальных основ культуры и профессионализм, то контакт, опосредованный инфор-

мационными технологиями, помимо педагогического профессионализма требует наличия у «оратора» как минимум информационной субкультуры. Новые информационные технологии поднимают информированность общества на несколько порядков, радикально меняя объем и глубину знания, а значит, информационная субкультура становится не просто необходимым уровнем культуры в целом, а решающим коррелирующим фактором коммуникаций подобного рода.

Одно из определений информационной культуры трактует ее как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности [3]. В XXI веке информация сама становится основной культурной ценностью. Она образует культурный феномен информированности человека, характеризующийся превращением потенциальной информации в реальные сведения и индивидуальные знания. В социокультурной деятельности информация подразумевает знания и понимание культурных значений. Таким образом, наличие информационной субкультуры следует рассматривать как достигаемый уровень организации информационных процессов, как удовлетворенность людей в информационном общении, как степень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации, обеспечивающей целостное восприятие мира, анализ и оценку последствий принимаемых решений. В рамках информационной культуры человек выступает одновременно создателем, «приемником», хранителем и «передатчиком» информации. Осуществляя функции последнего, транслирующий информацию в закодированном виде (символы, знаки и другое) индивидуум наделяет ее некоторыми присущими ему свойствами. В свою очередь, информатизация образования является процессом качественных изменений самого человека. Если по какой-либо причине этого не происходит, то информационные технологии, как и само образование, превращаются в традиционную базу данных.

С одной стороны, развитие информационной техники компенсирует человеку психофизиологическую ограниченность его организма в ряде направлений. «Внешняя

нервная система», создаваемая и расширяемая человеком, обеспечивает возможность вырабатывать теории, открывать количественные закономерности, раздвигать пределы познания сложных систем. Искусственный интеллект и его совершенствование систематически раздвигают границы сложности, доступные человеку. Это особенно важно в современную эпоху, когда общество не может успешно развиваться без рационального управления сложными и сверхсложными системами. Научные разработки в области проблем искусственного интеллекта являются существенным вкладом в осознание человеком закономерностей внешнего и внутреннего мира, в их использование в интересах общества и в развитие свободы человека [4].

С другой стороны, ежедневно возрастающие потоки разнообразной информации создают сложнейшую проблему выживания социумов. На самостоятельное восприятие, а тем более переработку того количества разнообразной информации, которое предоставляют современные информационно-поисковые системы, пользователи в подавляющем большинстве случаев не способны. Получаемые массивы информации, как правило, обладают избыточностью и сомнительным качеством. С точки зрения информативности, приходится констатировать дублирование, хаотичность, а порой и недостоверность. Такая информация не может способствовать принятию адекватных решений. Кроме того, избыточность информации влечет за собой возникновение стрессовых ситуаций от информационных перегрузок, которые дезорганизуют мышление и порождают болезненное состояние, получившее название «синдром информационной усталости». Эта этическая проблема принимает масштабы глобальной и не может не тревожить многих людей планеты.

Таким образом, в настоящее время есть все основания говорить о необходимости формирования новой информационной субкультуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой должны стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная субкультура пока еще является показателем в основном профессиональной культуры, но в ближайшем будущем станет

важным фактором развития каждой личности в целом.

В настоящее время информационная субкультура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она меняет многие сложившиеся социально-экономические, политические и духовные представления, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. Так что овладение информационной субкультурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует адекватному восприятию человеком самого себя, своего места и своей роли [5].

Обычно под культурой взрослого человека понимается определенный уровень его развития, выраженный в типе и форме организации жизни и деятельности, а также в создаваемых им материальных и духовных ценностях. Помимо этого в понятие «культура личности» включается также степень ее развития и совершенства, в том числе качества ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования. В совокупности аспектов общей культуры взрослого человека можно вычленить его нравственную, бытовую, профессиональную, гуманитарную и научнотехническую культуру.

Преподаватели не могут не осознавать необходимость учета перечисленных выше качеств, как для дальнейшего развития собственной культуры, так и при оценке уровня культуры других преподавателей. Очевидно, что указанные качества каждого культурного человека профессионально значимы для любого педагога, хотя могут непосредственно и не относиться к его специальности. Помимо названных выше сторон культуры человека, существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В эти аспекты входит, в первую очередь, общая эрудиция, а также культура руководства обучением и воспитанием учащихся.

Постоянное воздействие окружающей макро- и микрокультурной среды делает любого педагога носителем нескольких макро-и микрокультур - культуры своей страны, определенной этнической культуры, культуры населенного пункта. При этом педагог становится также носителем профессиональной культуры - общепрофессиональных зна-

ний, поведения, речи, корпоративной культуры. При этом каждый из указанных компонентов культуры имеет черты как общие для всех педагогов, так и специфические для педагогов разных стран, национальностей, профессиональных групп (предметной специализации).

Не следует также забывать, что уровень общей культуры педагога непосредственно влияет на развиваемый им уровень культуры учащихся, то есть культура педагога значима не только для него одного, а это должно формировать особую степень ответственности за качество собственной культуры, в том числе и информационной. Более того, исследования практической работы показали, что современная информационная среда обусловливает зависимость качества профессиональной деятельности педагога от уровня сформированное™ его информационной субкультуры [6].

Необходимость формирования информационной субкультуры педагогов имеет ряд предпосылок, лежащих в социально-экономических изменениях, происходящих в обществе. Помимо так называемых внешних предпосылок, таких как информатизация в целом, компьютеризация промышленных предприятий, научных учреждений и образовательных заведений, необходимость создания единого информационного пространства профессиональной информации по отраслям знаний, существуют и внутренние предпосылки. К числу последних относятся: возрастание объема обработки информации, необходимость интенсификации образовательного процесса, поиск путей эффективного перехода к личностно-ориентированному обучению. Немаловажным является и тот факт, что информационное преимущество отдельных социальных групп или индивидуумов постепенно трансформируется в экономическое, социальное или политическое преимущество - информационное неравенство способствует усилению неравенства социального.

Результаты проведенного в Тамбовской области исследования показывают, что 52 процента респондентов приступили к освоению компьютера из-за необходимости его использования в ходе производственной или учебной деятельности. Столько же респондентов уверены в необходимости применения компьютера в образовании и 64 процента - в профессиональной деятельности [5].

Формирование информационной субкультуры подразумевает необходимость расширения профиля профессиональной подготовки специалистов по нескольким направлениям. С одной стороны, требуется сформировать готовность выполнять профессиональную деятельность по уже имеющейся технологии, основанной на сопоставлении, сравнении и оценке сходства различных профессиональных ситуаций, с другой -следует привить навык самостоятельного проектирования технологического процесса обработки профессиональной информации, базирующегося на интеллектуально-креативных действиях. В целом такой культурологический подход к рассмотрению формирования информационной субкультуры позволяет трактовать его как процесс личностного открытия, сугубо индивидуализированного действия.

Но самоосуществление, самореализация способностей и задатков индивида, самоактуализация его в обществе может стать следствием только познавательно-творческого начала в труде. Поэтому в основе формирования информационной субкультуры педагога должно быть именно творчество. Только через творчество труд превращается в первейшую жизненную потребность, а удовлетворение социально ценных потребностей вызывает положительные эмоции, настрой, способствующие эффективному усвоению тех или иных знаний, приобретению определенных навыков. Другими словами, формирование информационной субкультуры требует организации профессионально-ориентированной творческой деятельности, в которой самое обыденное становится источником положительных эмоций, в том числе - преодоления себя, активизации собственной воли, самореализации, достижения успехов [7]. Было выявлено, что 66 процентов пользователей компьютеров связывают свои профессиональные успехи с умением работать на нем, из них 25 процентов отмечают у себя рост производительности труда.

Следует особо отметить, что процесс формирования информационной субкультуры педагога - процесс целостный, а не в коем случае не фрагментарный. Необходимо формировать не только информационную грамотность, но и информационное поведение, информационное мышление и в целом - ин-

формационное мировоззрение. Тем не менее, в последнее время в рамках всевозможных курсов информатики, повышения компьютерной грамотности, в том числе и для педагогов, наблюдается губительная тенденция приобщения слушателей к конкретному продукту или части его функций, программному обеспечению вместо привития навыков их освоения и использования. Выполнение итоговых тестовых заданий осуществляется обычно посредством копирования действий преподавателя. Подобный подход существенно затрудняет идентификацию выпускников таких курсов как приобщившихся к информационной субкультуре и ее технической составляющей. Ведь информационная субкультура -это, в том числе, умение индивида адекватно использовать имеющиеся информационные ресурсы, умело их комбинировать, достигая новых качественных результатов своей деятельности, испытывая, при необходимости, потребность в замене или расширении их компонентов.

Важным представляется осознание необходимости включения индивида в творческий процесс личностной информатизации, а не слепого копирования ряда вырванных функций. Результаты исследования, проведенные автором, показывают низкую информационную адаптивность бывших слушателей всевозможных курсов в их профессиональной деятельности - 87 процентов «выпускников» не способны самостоятельно найти информацию в Интернете или нужный файл в компьютере, подключить проектор, принтер, сканер, модем и даже монитор, установить программное обеспечение, выбрать, например, в пакете прикладных программ Microsoft Office приложение, отвечающее поставленной задаче, найти выход в нетипичной, но не критической ситуации (например, подставить альтернативный шрифт в программе Microsoft Word вместо отсутствующего), оформить документ согласно тем или иным формальным требованиям. Данная

тенденция наблюдается в большей степени у учителей и государственных служащих: приобретенные навыки не применяются ими на практике, а становятся частью «багажа ценных знаний». Тогда как по оценкам специалистов Министерства труда США, из 54 специальностей, которые будут переживать бурный рост в период между 2000 и 2005 годами, только 8 не будут требовать знания информационных технологий [8].

Таким образом, представляется целесообразным в корне изменить саму систему «привития» новой компоненты информационной субкультуры, формирования методических подходов к ее трансляции. В частности, освоение средств цифровых информационных технологий, среды мультимедиа не абстрактно, а в сочетании с выполнением актуальных профессиональных задач повышает эффективность учебного процесса и выводит его на более высокий уровень.

4. Сухина В.Ф. Человек в мире информации. М., 1992.

5. Тарасов Е.Ф. // Этнокультурная специфика языкового сознания / под ред. Н.В. Уфимце-вой. М., 1996. С. 7-22.

6. Оганов А.А., Хангельдиева ИГ. Теория культуры: учеб. пособие. М., 2001.

7. Митин B.C., Мануйлов В.Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. М., 1996.

8. Жилкин В. В. Дидактические основы формирования информационной субкультуры. Тамбов, 2004.

9. Денисова А.Л, Солопова Н.К, Молоткова Н.В. // Научно-методический журнал Тамбовского института повышения квалификации работников образования. 2000. № 6. С. 29-35.

10. КаряевВ.А. // Там же. 2001. № 7. С. 3-9.

11. Государство в XXI веке. Использование информационных технологий в образовании // Информационный бюллетень Microsoft. 2000. Вып. 3.

Поступила в редакцию 12.04.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.