Научная статья на тему 'Информационная средакак эффективное средство управления современным вузом'

Информационная средакак эффективное средство управления современным вузом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / INFOMEDIA / UNIVERSITY MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Людмила Ивановна

Рассмотрены предпосылки развития информационных технологий в управлении вузом. Исследованы теоретические аспекты управления образованием. Аргументированы ключевые мероприятия создания эффективной корпоративной информационной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infomedia as effective tool of modern university management

The article examines preconditions of information technologies in university management and studies theoretical aspects on education management. The author argues key measures of setting up effective corporative university infomedia.

Текст научной работы на тему «Информационная средакак эффективное средство управления современным вузом»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

13. Носкова, Н.В. Лонгитюдное исследование эмпатии и рефлексии у студентов-психологов в процессе обучения // Психология обучения. — 2009. — № 3. — С. 65 — 72.

14. Бобнева, М.И. Указ. соч. — С. 98.

15. Истошин, И.Ю. Указ. соч. — С. 252.

16. Ломов, Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях. — М. : Наука, 1990. — С. 10 — 18.

АГАРКОВ Александр Павлович, ассистент кафедры практической психологии.

Адрес для переписки: e-mail: Agarkov_alex@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2009 г.

© А. П. Агарков

УДК 681.3:378 Л. И. МИРОНОВА

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВУЗОМ_______________________________________________

Рассмотрены предпосылки развития информационных технологий в управлении вузом. Исследованы теоретические аспекты управления образованием. Аргументированы ключевые мероприятия создания эффективной корпоративной информационной среды вуза. Ключевые слова: информационная среда, управление вузом, информационные технологии, управление образованием.

Главной целью менеджмента в образовании является обеспечение качества образовательной деятельности, путем рациональной организации процессов, включая управление образованием и эффективное использование кадрового потенциала, развитие технико-технологической базы.

Задачи менеджмента в образовании:

— обеспечение качества образовательных услуг, отвечающих Государственным образовательным стандартам и потребностям основных субъектов образования;

— стимулирование работы преподавателей путем создания для них лучших условий труда; обеспечение непрерывного профессионального роста;

— постоянный контроль за эффективностью образовательной деятельности, координация работы всех подразделений и субъектов образования;

— постоянный поиск и освоение новых видов образовательных услуг и педагогических технологий.

Управление образованием как вид деятельности включает в себя аспекты:

— образовательный — управление учебно-воспитательным процессом, в ходе которого достигается координация научных, материальных и кадровых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей;

— социально-психологический — деятельность по организации и руководству усилиями педагогического коллектива для достижения поставленных целей;

— правовой — структура государственных, политических и экономических институтов, проводимая ими политика и определяемое законодательство в сфере образования;

— организационно-технический — рациональная оценка ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательная разработка стратегии для

достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, проектирование;

— информационный — информационное обеспечение управления, его достоверность, системность, обеспечивающее эффективность и качество принимаемых решений;

— рыночный—действия образовательного учреждения в условиях рынка образовательных услуг.

Рассматривая современный вуз с точки зрения системного подхода, можно выделить следующие принципы менеджмента в образовании:

1. Системность. Вуз — структура взаимосвязанных элементов, вступающих во взаимодействие для достижения общей цели. Система — совокупность взаимодействующих процессов.

2. Наследственность. Вуз содержит в себе не только потенциал будущего, но и наследие прошлого.

3. Изменчивость. Возможность для вуза изменять свое состояние, адаптируясь к трансформации внешней среды и воздействуя на нее.

4. Оптимальность и экономичность. Возможность обеспечить ресурсами создание системы менеджмента качества вуза.

5. Интегрированность с научной и инновационной деятельностью.

Учитывая сказанное выше, можно сформулировать стратегический аспект менеджмента в образовании, который заключается в создании концепции управления образовательным учреждением, опирающегося на кадровый потенциал как основу организации и ориентирующего свою деятельность на запросы потребителей. Такое управление позволяет осуществлять гибкое регулирование и своевременные изменения, адекватные воздействию внешней среды и добиваться конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.

Для комплексного анализа в управлении вузом выделим во внутренней среде вуза ведущие компоненты:

— педагогический персонал;

— организация административного управления;

— состояние образовательного процесса;

— финансово-хозяйственная деятельность вуза;

— маркетинг образовательных услуг;

— имидж вуза;

— управление качеством процессов и обеспечения.

Согласно позиции И. В. Роберта, одним из аспектов информатизации образования является «...совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, коммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением» [1, с. 96].

В контексте сказанного с учетом анализа цели и задач менеджмента образования, а также стратегического аспекта управления образованием на основе процессного подхода можно сделать вывод о том, что все основные задачи управления вузом могут быть решены на основе корпоративной информационной среды (КИС) вуза. При этом система менеджмента качества (СМК) как образовательной, так и управленческой деятельности будет входить в КИС вуза как функциональные подсистемы, а вся их текущая информация будет храниться на информационном портале вуза.

В работах [2, 3, 4]определены требования к корпоративной информационной среде. В рамках проекта Министерства образовании (МО), выполнявшегося в 2000 — 2005 гг., была разработана концепция интегрированной информационной системы МО (ИС МО) [4].

Согласно этой концепции, инновации в управлении образовательным учреждением на базе информационных технологий (ИТ) являются ключевым механизмом, который позволит создать преимущества в конкурентной среде. В этой связи основными мероприятиями в развитии информатизации становится создание надежной и эффективной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям вуза.

На фоне предстоящего сокращения числа вузов, консолидации различных уровней образования под эгидой вузов, сокращения набора и усиливающейся конкуренции успешными будут вузы, которые способны быстро реагировать на внешние изменения, имеют гибкие бизнес-модели, рассматривают информационные технологии как основу эффективного управления, как средство достижения конкурентных преимуществ и неотъемлемую часть общекорпоративной стратегии. Передовые бизнес-модели и инновации станут главным конкурентным преимуществом вуза в течение ближайших лет. Одновременно с этим возрастет роль информационных технологий, т.к. передовые ИТ-решения будут основным фактором реализации стратегических целей университета, усиления инновационных изменений и укрепления целостности образовательной деятельности как бизнеса.

Если рассматривать любой вуз как систему, то в ней можно выделить три основные «элемента», между которыми существует тесная взаимосвязь, — это

люди, процессы и данные. Тогда под информатизацией вуза будем понимать комплекс мер, направленных на улучшение деятельности университета как системы. Чтобы повысить эффективность университета, нужно комплексно воздействовать на систему в целом — стратегию, сетевую инфраструктуру, организационную структуру, систему управления, систему оплаты, корпоративную культуру [5, с. 112].

Основным технологическим процессом, позволяющий достичь эффекта от информатизации, является улучшение управляемости корпоративными данными и процессами, чего невозможно достичь без создания КИС вуза. Полная корпоративная информационная среда вуза даст возможность управлять знаниями, что позволит:

— развивать инновации;

— улучшать восприимчивость персонала (быстрее решать возникающие проблемы);

— увеличивать производительность труда (сокращать время поиска нужного решения в управлении и объема выполненных работ в учебном процессе);

— развивать компетентность персонала.

Будем рассматривать информатизацию вуза как

процесс перехода к такому состоянию КИС, при котором пользователи получают доступ к необходимой, актуальной, полной, корректной и непротиворечивой информации, а сами ИТ-решения так вплетены в основные деловые процессы вуза, что персонал и студенты уже не могут обходиться без сервисов, предоставляемых информационной средой.

При этом должностные обязанности выполняются персоналом с большей эффективностью, а обучение студентов ведется с лучшим качеством, что делает инвестиции в ИТ экономически оправданными.

Вуз как объект информатизации — это организационно-сложное учреждение, имеющее несколько особенностей, отличающих его от другого рода организаций.

1. Современный вуз — это большая иерархическая структура, имеющая удаленные представительства и филиалы с постоянно меняющимся штатом сотрудников и студентов (в среднем 30 % студентов и сотрудников меняются за один год).

2. Современный вуз — это организация, имеющая широкий спектр видов деятельности (образовательная, научно-исследовательская, оказание разнообразных платных услуг и т.д.).

3. Современный вуз — это инновационная структура, в которой нововведения происходят достаточно часто и могут приводить к изменениям бизнес-процессов, организационной структуры, функций подразделений, документооборота и т.д.

4. Современный вуз — это открытое образовательное учреждение, которое должно иметь возможность обмениваться информацией с внешним миром.

5. Современный вуз — это демократичная структура, имеющая множество центров влияния, и достаточно сложный механизм выработки управленческих решений.

Деятельность современного вуза носит многопрофильный характер. Можно выделить несколько главных процессов в его деятельности:

— административное управление и управленческий учет;

— финансы;

— управление учебным процессом;

— управление информационными ресурсами;

— собственно образовательный процесс;

— научные исследования и т.п.

Рассмотрим эти процессы более детально.

ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

• Процесс административного управления и управленческий учет в вузе включает:

— формирование стратегии развития;

— управление персоналом и организационной структурой;

— управление недвижимостью и помещениями (в том числе ремонтом, строительством и т.п.);

— управленческий учет материальными ресурсами;

— управление доступом в помещения;

— планирование и отчетность работы подразделений;

— документооборот (входящие, исходящие, контроль исполнения поручений, заявки и т.п.);

— управление общежитием;

— интеграция с филиалами вуза, а также взаимодействие с органами управления образованием;

— формирование отчетов различного назначения;

— управление групповой работой над проектами;

— управление взаимодействием с работодателями и с родителями студентов;

— система менеджмента качества как образовательной, так и управленческой деятельности;

— поддержка принятия решений;

— учет заявок и контроль исполнения.

• Учебный процесс:

— проведение учебных занятий;

— контроль знаний студентов;

— обеспечение средств доставки учебно-методических материалов от преподавателя к студенту;

— поддержка ведения курсовых и дипломных работ;

— поиск литературы в библиотечном каталоге и наличие полнотекстовой библиотеки материалов, разработанных преподавателями вуза и полученных из других источников;

— функционирование библиотеки;

— создание мультимедийных материалов;

— организация обмена образовательным контентом между вузами.

• Управление учебным процессом:

— формирование учебных программ и учебных планов;

— приемная комиссия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— учет контингента студентов;

— расчет учебной нагрузки для кафедр вуза;

— формирование штатного расписания;

— формирование учебных поручений для преподавателей кафедр;

— составление индивидуальных планов преподавателей и контроль их выполнения;

— учет успеваемости;

— формирование индивидуальных учебных планов студентов;

— формирование расписания;

— учет учебно-методического обеспечения дисциплин.

• Процесс управления финансами и управленческий учет:

— расчет заработной платы сотрудников вуза;

— материальный учет;

— управленческий учет материальных ценностей;

— бухгалтерский и налоговый учет;

— учет договорной деятельности;

— начисление стипендии;

— вычисление себестоимости учебных программ;

— финансовый анализ.

• Процесс управления научной и инновационной деятельностью:

— управление аспирантами и докторантами;

— управление работой диссертационных советов;

— учет публикаций, диссертаций, научно-исследовательских работ, грантов, заявок и т.п.;

— поддержка проведения конференций;

— управление качеством научных исследований;

— поддержка обмена научным контентом между вузами;

— поддержка научно-исследовательской работы студентов.

• Процесс управления информационной средой:

— управление учетными записями пользователей информационной среды;

— управление правами пользователей;

— управление доступом к сервисам, предоставляемым Интернетом и электронной почтой;

— управление доступом к проектам через единую точку входа — корпоративный портал;

— управление информационной средой как объединением проектов, компонентов, пользователей, серверов и данных;

— управление качеством данных и информации;

— управление развитием инфраструктуры сети (компьютеры, связь, телекоммуникационное оборудование, серверы);

— обучение персонала.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что информационные технологии являются одним из основных средств, которые позволят вузу повысить эффективность всех сфер деятельности, и поэтому ключевым мероприятием в условиях глобальной информатизации общества в целом и образования в частности становится создание надежной и эффективной корпоративной информационной среды вуза.

Библиографический список

1. Роберт И.В. Философско-методологические, социальнопсихологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образования // ИИО РАО. - М., 2008. - 216 с.

2. Материалы по созданию интегрированной информационной среды сферы образования. — Режим доступа : http://www. informika.ru/tex/inftech/iais/

3. Поляков А.А., Смелянский Р.Л., Старых В.А. Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России (проект) // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2002. — № 1. — С. 5 — 17.

4. Требования к отраслевой информационной системе сферы образования Российской Федерации // Телекоммуникации и информатизация образования. 2002. — № 1. — С. 18 — 28.

5. Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Корпоративная информационная среда вуза // Владивосток : Дальнаука, 2007. — 307 с.

МИРОНОВА Людмила Ивановна, кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой математического обеспечения и администрирования информационных систем.

Адрес для переписки: e-mail: mirmila@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.12.2009 г.

© Л. И. Миронова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.