Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / INFORMATION MODELING IN CONSTRUCTION / ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GEOMETRIC AND GRAPHIC PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юматова Эвелина Геннадьевна

В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессиональной информационной среды обучения геометро-графическим дисциплинам; приводится содержание учебно-методического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юматова Эвелина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION LEARNING ENVIRONMENT GEOMETRY, GRAPHIC DISCIPLINES STUDENTS OF BUILDING INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The article examines the pedagogical conditions of formation of professional information learning environment geometric-graphic disciplines; It provides content training complex.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ»

Э.Г. Юматова

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ

Ключевые слова: информационная среда обучения, информационное моделирование в строительстве, геометро-графические профессиональные компетенции.

Аннотация: В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессиональной информационной среды обучения геометро-графическим дисциплинам; приводится содержание учебно-методического комплекса.

В условиях информатизации современного общества перед системой образования встает проблема подготовки специалистов, профессиональная деятельность которых должна осуществляться в высокоразвитой информационной среде. В частности, современное строительство невозможно представить без использования информационных технологий на всех его стадиях: происходит интенсивное изменение носителей информации о наукоемких объектах проектирования, строительства и эксплуатации - от бумажного чертежа к электронной виртуальной геометрической модели строительного объекта и далее - к информационной модели, представляемой при документообороте в электронном (цифровом) виде и используемой на всех стадиях жизненного цикла зданий и сооружений. Поэтому подготовка инженерных кадров должна направляться не только на прочное усвоение знаний, умений и навыков по профильным учебным предметам, предусмотренными учебными планами, но и на формирование творчески активной личности с развитым пространственным мышлением, способной ориентироваться в информационном потоке, где геометро-графическим дисциплинам отводится важная роль

Совершенствованию геометро-графической подготовки студентов технических вузов посвящены работы ряда педагогов - Ю.Н. Петрова [8], Н.Р. Жаровой [4], К.А. Вольхина [3], Л.В. Павловой [7], Т.Ф. Чемодановой [14], К.Л. Черноталовой [15] и других; повышению эффективности использования информационных технологий в процессе обучения уделяли внимание Е.С. Полат [10], И.В. Роберт [11], Н.А. Теплая [13] и другие ученые; развитию пространственных способностей учащихся посвящены исследования, например, И.С. Якиманской [16] и Х.-М. Кадаяса [5]. Геометро-графическая подготовка инженеров формирует теоретико-практическую основу изучения и выполнения различных работ по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, образуя фундамент общей инженерной подготовки. К геометро-графическим дисциплинам относятся Математика (раздел «Геометрия»), Технический рисунок, Начертательная геометрия, Инженерная графика, Компьютерная графика и Стандартизация (раздел «Взаимозаменяемость»).

Объектом исследования является процесс обучения геометро-графическим дисциплинам студентов строительных вузов. Предмет исследования - дидактические принципы формирования образовательной среды геометро-графической подготовки в вузе в контексте компетентностного подхода. Проблема исследования - недостаточная разработанность дидактических принципов формирования информационной среды и методики их реализации. Для решения задач исследования были изучены: образовательный стандарт по направлению подготовки «Строительство» (специальность 271101.65 «Строительство уникальных зданий и сооружений»); современные требования к подготовке специалистов на основании приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ [6] и Градостроительного кодекса РФ [12].

Были использованы следующие методы педагогического исследования: анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы по проблеме; проведение педагогического эксперимента; статистическая обработка экспериментальных данных.

Цели и содержание обучения геометро-графическим дисциплинам для указанной специальности определяются ФГОС и социальными потребностями к квалификации инже-

asSaaaв ПРО<Р€ССИОНПЛЬНОС ОБРПЗОППНИ€: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

неров-строителей; отметим, что специалисты относят строительство уникальных зданий к области строительного искусства, а не к типовому производству.

Говоря о потребностях рынка труда, отметим, что в области информатизации строительной индустрии происходят серьезные изменения. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ приступило к реализации программы внедрения технологий информационного моделирования (BIM - Building Information Modeling) в промышленном и гражданском строительстве. Центральная роль в технологиях BIM отводится трехмерному моделированию: при информационном подходе к моделированию 30-модель становится не только объектом визуализации для проверки оптимальности объемно-планировочных решений на этапе архитектурно-строительного проектирования, но и носителем всей графической и текстовой информации о здании или сооружении на всех его стадиях жизненного цикла. Содержание ФГОС для студентов специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» и внедрение технологии BlM предъявляют особые требования к квалификации специалиста: будущие специалисты, на наш взгляд, должны обладать не только глубокими современными знаниями в области геометро-графических дисциплин, но и развитым образно-действенным мышлением, стремлением к непрерывному самосовершенствованию, что позволит им успешно создавать уникальные объекты с помощью непрерывно усложняющихся средств информационного моделирования.

Анализ педагогической и специальной литературы позволил определить пути интенсификации геометрической и графической подготовки будущих инженеров строительного вуза. Традиционные направления совершенствования обучения решают, на наш взгляд, отдельные частные проблемы; такие же тенденции, как фундаментализация, междисциплинарная интеграция, внедрение активных методов обучения требуют системного подхода по критериям эффективности. Реализация изложенных принципов возможна в интегратив-ной образовательной прикладной среде обучения, которая позволит оптимально использовать информационные технологии в учебном процессе на основе активных личностно ориентированных методов для формирования геометро-графической кромпетентности.

Моделированием сред обучения занимались А.А. Андреев [1], С.Н. Поздняков [9], Н.С. Анисимова [2] и другие ученые. Исследователи в области информатизации образования справедливо отмечают, что основной особенностью процесса обучения в информационной среде является ее деятельностный характер, причем понятие «деятельность» подразумевает процесс взаимодействия учащегося и информационной среды, учащихся и преподавателей с ориентацией на получение нового продукта в идеальной или материальной форме, в виде знаний и / или умений. Траектория такой деятельности определяется дидактической моделью среды, хотя, в отличие от традиционной системы обучения, учащийся располагает относительной свободой при взаимодействии с этой средой. Под информационной средой обучения геометро-графическим дисциплинам понимаеется многоуровневая открытая педагогическая система целенаправленного формирования геометро-графической компетентности. Процесс конструирования среды предполагает комплекс задач на трех уровнях: решение методологических задач; решение дидактических проблем; практическая реализация. Дидактический компонент определяет стратегию преподавателя - цели, методы, средства и организацию обучения. Практическая реализация направлена на создание информационно-методического модуля, интерфейса среды и блока управления модулями.

Технические средства конструирования содержательной части среды разнообразны, но центральная роль принадлежит графическим информационным технологиям, которые позволяют объединить все виды наглядности и актуализировать межпредметные связи между модулями среды. Положительный педагогический результат в использовании графических технологий в учебном процессе - это интенсивное развитие пространственного мышления. Работы ученых в данной области свидетельствуют, что успехов можно достичь

педагогический журнпл спшкортостпнп м 1 (6И), В016 ааааааё

лишь в процессе одновременного или последовательного изучения трех дисциплин - геометрии, инженерной графики и изобразительного искусства.

Опираясь на исследования педагогов и цели геометро-графической подготовки студентов данной специальности с позиции результативности, выделим наиболее значимые дидактические принципы конструирования предметной информационной среды обучения инженеров: 1) фундаментальность; 2) модульность; 3) междисциплинарная интегратив-ность; 4) открытость; 5) профессиональная значимость; 6) многоуровневость; 7) педагогическая целесообразность; 8) идентификация.

Подчеркнем важность выполнения принципа «фундаментальность», поскольку строительство уникальных зданий и сооружений связано с рисками для жизни людей, и уточним содержание остальных принципов.

Содержание информационного ресурса также должно опираться на модульно-предметный подход, предполагающий взаимосвязанные информационные предметные модули. Каждый из них должен содержать различные формы задач - вербальную, графическую, многоуровневую. Интеграция модулей осуществляется с помощью межинтегратив-ных связей, например, в межпредметных проектах. Принцип многоуровневости ориентирован на поэтапное формирование геометро-графической компетентности; условие педагогической целесообразности предполагает оптимальное сочетание аудиторной и самостоятельной работы студента.

Многие ученые справедливо полагают, что формирование инженерных сред обучения - сложный и трудоемкий процесс, поскольку требует от преподавателя: 1) одновременного владения инженерными и специальными знаниями в области информационных технологий; 2) постоянной корректировки всех составляющих учебно-методической системы подготовки студентов (информационные технологии непрерывно изменяются и усложняются каждые 2-3 года); 3) наполнения информационного ресурса в виде графических трехмерных статических и динамических моделей, схем и чертежей, что представляет собой объемный и сложный процесс (не случайно, формирование прикладных информационных сред подготовки инженеров оказалось столь затянувшимся процессом).

Анализ педагогической и специальной литературы позволил определить единую структуру самоподобных модулей из следующих элементов: дидактические принципы предметного модуля; информационно-методический ресурс; контрольно-корректировочный блок; блок управления предметным содержанием.

С целью апробации учебных задач по данной специальности внедрен модуль поэтапного формирования геометро-графической компетентности средствами компьютерных технологий в рамках дисциплины «Компьютерная графика». Учебно-методический материал включает подсистему конструктивно-аналитических задач (табл. 1); аналитико-синтетические алгоритмы построения чертежей и моделей типовых деталей и архитектурных форм; курс лекций.

Информационно-справочный ресурс содержит: справочные материалы (необходимые стандарты); примеры выполненных учебных информационных моделей зданий; иллюстративный материал. Контрольно-корректировочный блок включает набор тестовых вербальных и графических заданий разного уровня сложности для промежуточного и текущего контроля успеваемости. Творческая межинтегративная графическая работа «Информационная модель жилого дома», которую студенты выполняют на конечном этапе прохождения курса, объединяет несколько дисциплин, а также традиционную «ручную» графическую технологию с компьютерной, вплоть до получения опытного образца на 30-принтере.

aаэааав ПРО<Р€ССИОНПЛЬНОС ОБРПЗОППНИ€: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

Таблица 1

Структура подсистемы задач модуля «Компьютерная графика»_

Цели обучения Содержание учебных задач

I. Формирование минимального набора знаний, алгоритмических способов деятельности и пространственного мышления на уровне процесса создания образа (изучение 2D- и 3D-технологий построения рабочих чертежей типовых деталей, сборочных чертежей и их моделей в соответствии с ЕСКД и СПДС). 1.1. Выполнение рабочих чертежей типовых деталей и их моделей: токарная группа, литье, штамповка. 1.2. Построение сборочных чертежей и моделей сборок: фитинговые соединений, железобетонный сборный фундамент.

II. Формирование расширенного набора знаний, умений частично-поисковой деятельности и пространственного мышления на уровне оперирования образом (освоение технологий: трехмерного моделирования линейных и нелинейных геометрических форм зданий и сооружений, их взаимных пересечений; построения параметрических библиотек). 2.1. Формирование 3й-моделей малых архитектурных форм зданий, входной зоны здания, цокольной и междуэтажной лестниц. 2.2. Конструирование 3О-модели здания методом преобразования планов этажей.

III. Формирование обобщенного набора знаний и умений исследовательской деятельности; пространственного мышления на уровне процесса создания, изменения структуры и оперирования образом (изучение основных правил: архитектурно-строительного проектирования; выполнения рабочей документации и моделей зданий по стандартам ЕСКД и СПДС в соответствии с техническим заданием). 3.1. Выполнение межпредметной графической работы «Информационная модель дома». 3.2. Разработка разбивочного плана расположения здания на основе оптимальной организации среды. 3.3. Решение тестовых заданий (марки АР и ГП).

В заключение отметим, что анализ социальных потребностей общества к квалификации специалиста в сфере строительства уникальных зданий и сооружений, требования ФГОС позволили уточнить дидактические принципы формирования среды обучения в контексте компетентностого подхода. На основании данных принципов сформулированы основные направления конструирования предметных модулей среды, объединенных межин-тегративными связями средствами межпредметных проектов. Практическая значимость исследования подтверждена благодаря разработанному и апробированному информационному модулю - «Компьютерная графика» - поэтапного формирования геометро-графической компетентности средствами компьютерных технологий; педагогический эксперимент показал, что обучение будущих инженеров в рамках данного модуля повышает качество геометро-графической подготовки и интенсифицировать учебный процесс.

1. Андреев, В.И. Педагогика Высшей школы [Текст] : учеб. для вузов. - М. : ММИЭИФП, 2002. - 264 с.

2. Анисимова, Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2002. - 32 с.

3. Вольхин, К.А. Индивидуализация обучения начертательной геометрии студентов технических вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Новосибирск, 2002. - 21 с.

4. Жарова, Н.Р. Совершенствование обучения математике студентов инженерно-строительных вузов в условии информатизации образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Новосибирск, 2002. - 18 с.

5. Кадаяс, Х.-М. Х. Особенности пространственного мышления учащихся с художественными и математическими склонностями : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.07. - Москва, 1985. - 27 с.

6. Минстрой России. Приказ от 29.12.2014 № 926/пр. План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://bstpress.ru.

7. Павлова, Л.В. Особенности формирования геометро-графических способностей в информационно-интегративной образовательной среде / Л. В. Павлова, Э. Г. Юматова // Приволжский научный журнал. - Нижний Новгород, 2014. - № 3 (31) - С. 244-249.

8. Петров, Ю.Н. Теоретические основы формирования графической культуры инженера-педагога [Текст] : монография / Ю.Н. Петров, А.А. Червова, М.В. Лагунова ; Волжск. гос. инженер.-пед. университет. - Нижний Новгород : ВГИПУ, 2001. - 185 с.

9. Поздняков, С.Н. Моделирование информационной среды как технологическая основа обучения математике : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.02. - Москва, 1998. - 34 с.

педагогический журнпл спшкортостпнп м 1 (6И), В016 ааааааё

10. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарки-на и др. - М. : Академия, 2009. - 272 с.

11. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. - М. : ИИО РАО, 2010. - 140 с.

12. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон Рос. Федерации от 18.12.2006 N 232-ФЗ ] : [ред. от 01.04.2012]. - Режим доступа : Консультант-Плюс. Законодательство. ВерсияПроф 1. Андреев, В. И. Педагогика Высшей школы : учеб. для вузов. - М. : ММИЭ-ИФП, 2002. - 264 с.

13. Теплая, Н. А. Многоуровневая система формирования информационной культуры студентов технического вуза : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 . - Нижний Новгород, 2015. - 50 с.

14. Чемоданова, Т.Ф. Компьютерный инжиниринг и графическое образование [Текст] : монография ; Снеж. гос. физико-тех. академия. - Снежинск : СГФТА, 2004. - 348 с.

15. Черноталова, К.Л. Формирование информационно-конструкторской компетентности студентов технических университетов при обучении циклу общетехнических дисциплин : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. -Нижний Новгород, 2005. - 25 с.

16. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст]. - М. : Педагогика, 1980, -

240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.