Научная статья на тему 'Информационная среда и уровень профессионализма преподавателя вуза: прелиминарная модель воздействия'

Информационная среда и уровень профессионализма преподавателя вуза: прелиминарная модель воздействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕ ДА / ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ПРЕЛИМИНАРНАЯ МОДЕЛЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / ВЕКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / INFORMATION ENVIRONMENT / TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL / PROFESSIONALISM OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PRELIMINARY MODEL OF INFLUENCE OF THE INFORMATION ENVIRONMENT / PROFESSIONALISM VECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голушко Татьяна Константиновна

В статье проанализированы особенности влияния информационной среды на учебно-методический, научно-исследовательский и организационно-управленческий компоненты профессиональной деятельности педагога вуза. Построена предварительная модель, иллюстрирующая динамику происходящих изменений, выделены основные проблемы построения указанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голушко Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information environment and level of professionalism of the teacher of the higher school: preliminary model of influence

In the article features of influence of the information environment on educational and methodical, research and organizational and administrative components of professional activity of the teacher of higher education institution are analyzed. The preliminary model illustrating dynamics of occurring changes is constructed, the main problems of creation of the specified model are allocated.

Текст научной работы на тему «Информационная среда и уровень профессионализма преподавателя вуза: прелиминарная модель воздействия»

ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDUCATION

УДК/UDC 378.12

Т. К. Голушко T. Golushko

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА И УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ПРЕЛИМИНАРНАЯ МОДЕЛЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ

INFORMATION ENVIRONMENT AND LEVEL OF PROFESSIONALISM OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL: PRELIMINARY MODEL OF INFLUENCE

В статье проанализированы особенности влияния информационной среды на учебно-методический, научно-исследовательский и организационно-управленческий компоненты профессиональной деятельности педагога вуза. Построена предварительная модель, иллюстрирующая динамику происходящих изменений, выделены основные проблемы построения указанной модели.

In the article features of influence of the information environment on educational and methodical, research and organizational and administrative components of professional activity of the teacher of higher education institution are analyzed. The preliminary model illustrating dynamics of occurring changes is constructed, the main problems of creation of the specified model are allocated.

Ключевые слова: информационная среда, педагог высшей школы, профессионализм преподавателя вуза, прелиминарная модель воздействия информационной среды, вектор профессионализма.

Keywords: information environment, teacher of the higher school, professionalism of the teacher of higher education institution, preliminary model of influence of the information environment, professionalism vector.

Свершение очередной научно-технической революции вывело общество на новую стадию своего развития, получившую название «информационная», в связи с чем произошла глобальная трансформация материальной и духовной жизни социума, преобразование общественных взаимосвязей, корректировка норм и правил поведения людей. Построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры существенным образом затронули все сферы человеческой жизнедеятельности, коснувшись и политики, и экономики, и культуры, однако в первую очередь информатизация общества отразилась на функционировании системы высшего образования. Именно система высшей школы должна была оперативно среагировать на происходящие изменения, т. к. возникла острая необходимость в подготовке конкурентоспособного специалиста, владеющего не только узкопрофессиональными знаниями, но и новейшими технологиями их получения, обработки, а также умениями и навыками использования компьютерной и офисной техники, соответствующих средств связи при решении профессиональных и личных задач.

Информатизацию и компьютеризацию высшего образования, кроме интенсификации учебно-воспитательного процесса,

расширения кругозора его субъектов, повышения доступности образования, использования разносторонних подходов к решению профессионально-педагогических задач, сопровождает и ряд затруднений. Например, на первоначальном этапе информатизации и компьютеризации сложилась парадоксальная ситуация: вести подготовку будущих специалистов, отвечающих новым требованиям, приходилось тому профессорско-преподавательскому составу, который в большинстве своем сам нуждался в пополнении соответствующих знаний, умений и навыков. Поставленная перед высшей школой задача усложнилась еще и определенной инертностью системы образования, не успевающей за экспоненциальным обновлением информации и требующей постоянной коррекции учебных планов и, прежде всего, их вариативной части, регулярного изменения содержания преподаваемых дисциплин и методов их преподавания, в связи с чем требования к личности педагога, его профессиональным качествам возросли многократно.

Несомненно, определению места и роли педагога высшей школы всегда уделялось достаточно внимания в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, однако новые условия, условия информатизации общества, вносят серьезные коррективы в уже устоявшуюся научную теорию, заставляют заново решать вопросы оценки деятельности преподавателя вуза,перераспределения ее функциональных составляющих, оптимизации методов и средств обучения в ситуации информационного насыщения и перенасыщения, поэтому проблема развития профессионализма педагога высшей школы и выявления факторов, способствующих его повышению, по-прежнему сохраняет свою актуальность. Не ставя целью настоящей статьи всестороннее рассмотрение сущности и критериев оценивания, в качестве базового определения профессионализм педагога высшей школы понимается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продуктивность научно-педагогической деятельности, и выделяются в его содержании три базовых компонента профессиональной деятельности современного преподавателя: учебно-методический, научно-исследовательский и организационно-управленческий. Охарактеризуем каждый из них более подробно.

1. Учебно-методический компонент. В ходе учебно-методической деятельности преподаватель вуза готовит материалы лекций, заданий для практических и лабораторных работ,

разрабатывает учебно-методические комплексы дисциплин, подкрепляя их учебными и наглядными пособиями, проектирует и реализует различные формы учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей студентов и т. д.

2. Научно-исследовательский компонент. С целью реализации научных идей и планов преподаватель вуза готовит и защищает диссертации, публикует статьи и монографии, руководит исследовательской деятельностью студентов и аспирантов, редактирует научные работы, принимает участие в научных и научно-практических конференциях различного уровня, научных программах и конкурсах.

3. Организационно-управленческий компонент. Планирование различного рода мероприятий, заключающееся в объединении ресурсов, руководство коллегами, студентами, диагностика их возможностей и координация их действий, решение организационных проблем, а также ориентация собственной учебной и научной деятельности на получение результатов, обладающих свойством потенциальной коммерциализуемости [6], определяют сущность и наполнение организационно-управленческой деятельности современного педагога высшей школы.

Будем считать, что наивысшим показателем профессионализма преподавателя вуза является не только гармоничное сочетание всех трех основных компонентов, но и высокий уровень развития по каждому из названных направлений, что в контексте нашего исследования может быть представлено следующей (прелиминарной, то есть предварительной) пространственной моделью (рис. 1):

Рис. 1. Прелиминарный вариант пространственной модели профессионализма преподавателя вуза в условиях информатизации общества

В данном случае вектор, иллюстрирующий оптимальное сочетание учебно-методического (УМК), научно-исследовательского (НИК) и организационно-управленческого (ОУК) компонентов, расположен строго по центру первого октанта (назовем его зоной профессионального комфорта) и скалярно представляет собой один из уровней профессионализма деятельности и зрелости личности педагога (I — овладение профессией, II — педагогическое мастерство,

III — педагогическое творчество; IV — самоактуализация педагога в профессии). Однако в реальной жизни, в силу ряда причин, преподаватель вуза отдает предпочтение какому-либо одному из видов профессиональной педагогической деятельности, тем самым происходит отклонение вектора от центра (идеального положения) к одной из осей, например в сторону учебно-методической работы (рис. 2 а) или научно-исследовательской (рис. 2 б):

Рис 2. Пространственная модель изменений уровня профессионализма преподавателя вуза в случае предпочтения им учебно-методической (а) и научно-исследовательской (б) работы

Каким же образом информационная среда воздействует на уровень профессионализма педагога высшей школы, как изменятся направление и величина вектора его профессионализма под влиянием информационного воздействия, можно ли вообще количественно оценить происходящие изменения? Прежде чем ответить на поставленные вопросы, необходимо определить сущность информационной среды и проанализировать ее значение в деятельности преподавателя вуза.

Определим информационную среду как часть информационного пространства, отождествляемую с деятельностью людей, в определенной степени познаваемую и управляемую ими [2]. Учитывая изоморф-ность родового и анализируемого понятий, можно выделить две группы свойств, определяющих особенности данного вида среды: атрибутивные, обусловливающие структуру описываемого явления как такового, и характеристические свойства, позволяющие отличить информационную среду от любой другой, отображающие ее внутреннюю природу [7].

К первой группе относятся такие свойства, как структурированность и многомерность, характеризующие наличие многоуровневой и разнонаправленной структуры, объединяющей в себе бесконечное число элементов информационной среды (в структуру включены объекты, субъекты и комплекс связующих их методов и средств), каждый из которых одновременно может взаимодействовать с несколькими другими элементами. К характеристическим свойствам следует отнести следующие основные отличительные признаки: целостность, коммуникативность, динамичность, непрерывное расширение границ информационной среды и неравномерность ее плотности (неоднородность).

Но как бы ни описывали рассматриваемое явление, бесспорным является тот факт, что доминантной фигурой, определяющей функционирование информационной среды и испытывающей ее ответные действия, является человек, а в контексте пересечения «система высшего профессионального образования о-информационная среда» лидирующую позицию занимает личность

педагога высшей школы. Учитывая, что реализация всех профессиональных функций современного педагога (ориентационной, мотивационно-стимулирующей, образовательно-развивающей, воспитывающей, про-ектировочно-конструктивной, коммуникативной, организационной, гностической, прогностической, аналитической, коррекци-онной и т. д.) заключается в осуществлении получения, создания, обработки, поиска, распространения и использования информации, мы полагаем, что состояние эмоциональной и операциональной сфер профессионализма есть результат подчинения/противодействия влиянию информационной среды.

Позиционирование данного фактора как определяющего ни в коем случае не отрицает иных условий становления и развития профессионализма преподавателя вуза (индивидуально-психологических, физиологических), но любой внешний, социальный фактор (в частности, общественно-экономическая формация, образовательное пространство, профессиональные и личные контакты), и даже часть внутренних (например, мотивация, потребность в достижениях), напрямую или опосредованно формируется благодаря информационной среде, зависит от поступающей извне информации. Следовательно, взаимодействие с информационной средой является необходимым (но не достаточным) условием для формирования совершенного владения педагогом психолого-педагогическими знаниями и навыками, хорошего знания содержания предмета, понимания педагогических целей и их достижения, условием, создающим определенный информационный потенциал личности. Под информационным потенциалом личности понимается либо человеческий потенциал (совокупность знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа) в условиях информатизации общества, либо уровень ответа «личностной системы (варианты способов принятия решений) с использованием или внутреннего, или внешнего управления на поступающую информацию» [5, с. 231].

Причем вся поступающая информация проецируется и на профессионализм в целом, и на каждое из вышеназванных направлений в отдельности, однако по своему семантическому наполнению информационное сообщение может быть отнесено только к одному из вышеназванных компонентов. Таким образом, в аспекте представленной

ранее модели вектор, иллюстрирующий уровень профессионализма, после воздействия информационной среды получает, с одной стороны, некоторое скалярное приращение, с другой — определенным образом меняет свое направление в сторону оси, тождественной содержательному значению полученной информации, например в сторону организационно-управленческого компонента (рис. 3).

Рис. 3. Изменение вектора профессионализма преподавателя вуза после воздействия информационного сообщения (организационно-управленческого содержания) - исходное состояние вектора профессионализма,

.....^ - вектор воздействия информационной

среды (информационного сообщения), ^ - новое состояние вектора профессионализма

Необходимо остановиться на следующих моментах.

1) Изменение вектора профессионализма преподавателя вуза происходит по правилу суммирования векторов (исходного вектора профессионализма и вектора информационного сообщения), но указанные векторы все-таки не могут быть стандартизированы в одной системе (единицы измерения объема информационного сообщения и уровня профессионализма не могут быть эквивалентными). Это означает, что единицы приращения по различным осям не равны, и единица приращения по любой оси не совпадает с единицей приращения по результирующему вектору, поэтому предложенная графическая интерпретация носит гипотетический характер.

2) Воздействия информационной среды обладают свойством аккумуляции: движение по любой оси происходит по результату накопления, суммирования некоторого числа информационных сообщений. Причем достижение определенного предела осуществляется не только по количественному, но и по качественному, содержательному критерию. Вместе с тем возникает серьезная проблема в оценке силы информационного воздействия. Действительно, если оценить уровень педагогического профессионализма вполне возможно (выделены многочисленные критерии и методики определения сфор-мированности соответствующих групп профессионально важных качеств, разработаны технологии экспертного определения уровня квалификации педагогических работников) [1], то рассчитать эффективность информационного воздействия затруднительно.

Несомненно, в науке делались подобные попытки, но они решали отдельные, специфические задачи, например вопросы определения степени информационного влияния различных форм распространения массовой информации (справочного издания, информационного буклета, конкретного СМИ) или установления экономических потерь предприятия в условиях информационных войн. Однако оценка информационного воздействия информационного потока, совокупности информационных сообщений, часть из которых не представлена в знаково-символьной форме, практически осталась без внимания.

3) Как уже отмечалось выше, взаимодействие с информационной средой является необходимым (но не достаточным) условием для становления и развития профессионализма преподавателя вуза, а информационное воздействие осуществляется посредством потока информации. Однако это вовсе не означает, что любое информационное сообщение будет принято, усвоено и скажется на уровне профессионализма, дав определенный импульс учебно-методической, научно-исследовательской и организационно-управленческой работе преподавателя вуза. Так, например, анализируя структуру информационного пространства, частью которого и является информационная среда, выделяют следующие единицы:

— суперноваторы/новаторы (генераторы информации и быстро воспринимающие новое) « 18 %;

— центр (умеренные новаторы/умеренные консерваторы) и 30 %;

— суперконсерваторы (практически не воспринимают изменений за счет жестких внутренних барьеров на все новое) и 15 % [4].

С некоторой долей погрешности полагаем, что и профессорско-преподавательский состав системы высшего образования можно условно поделить на эти три группы. В этом случае можно предположить следующее:

— в группе педагогов-новаторов взаимодействие с информационной средой наиболее активно, поэтому вполне логично предположить максимальный уровень информационного потенциала и наибольшую вероятность роста профессионализма;

— группа «центр» также может быть охарактеризована наличием и реализацией собственного информационного потенциала, но рост профессионализма будет не столь заметным по сравнению с предыдущей группой;

— суперконсерваторы, выстроив информационные барьеры, с течением времени могут утратить уже завоеванные профессиональные позиции, перейдя из фазы интенсивного развития в фазу профессиональной стагнации, или же изначально не достичь определенной педагогической и научной квалификации.

В самом деле, если человек игнорирует поступающую актуальную информацию об изменяющихся состояниях профессиональной и информационной сред, то возможны два варианта: либо, выполняя действия в соответствии с уже сложившимися, но неадекватными представлениями, он перестает соответствовать профессиональным критериям, либо, пытаясь изменить окружение в соответствии со своими представлениями, затрачивает впустую невероятные усилия [3]. Последнее можно проиллюстрировать следующим образом: оставленное без внимания воздействие информационной среды представляет собой вектор соответствующей оси, но противоположного направления. До некоторого момента это незначительно сказывается на уровне профессионализма (вектор отдаляется от оси и сокращается в скалярном эквиваленте) (рис. 4 а), но аккумулированная индифферентность приводит к тому, что результирующий вектор выходит из зоны профессионального комфорта (рис. 4 б):

Рис 4. Пространственная модель изменений уровня профессионализма преподавателя вуза в случае эпизодического (а) и регулярного (б) игнорирования им информации по организационно-управленческому направлению

Подобная картина будет наблюдаться и в случае «нефильтрованного» восприятия поступающих извне информационных потоков, т. к. стремительный рост объема информации, увеличение информационной неопределенности, невозможность установления соответствия между объемом информации и количеством ее источников приводят к тому, что потребление часто ненужной, бесполезной или неоднократно повторяющейся информации (информационного шума) существенным образом увеличивает информационную нагрузку преподавателя вуза и снижает его информационный потенциал.

4) Реакция на информационное воздействие сугубо индивидуальна. Действительно, существование указанных групп («суперноваторы/новаторы», «центр», «суперконсерваторы») объясняет различные уровни восприимчивости информации и различную реакцию на одно и то же информационное сообщение, однако аналогичное наблюдается и внутри одной группы. Подобное есть проявление пересечения ряда особенностей: психотипизации личности, субъективного опыта, локализации в пространственно-временном континууме, неоднородности самой информационной среды и т. д.

Все вышеперечисленное в конечном итоге порождает существенные проблемы при конкретизации обобщенной модели изменений уровня профессионализма преподавателя вуза, т. к. для объективной оценки происходящего следует учесть значительное число факторов, часть из которых достаточно трудно формализуема. Тем не менее построенная

модель уже позволяет предложить некоторые рекомендации по созданию условий для комфортного существования личности в информационной среде, а именно:

— активизировать взаимодействие с информационной средой, осваивая новые методы и средства связи, тем самым повышая собственный уровень информационной и компьютерной культуры;

— постоянно расширять границы личностного информационного сегмента за счет преодоления географических, социальных, возрастных барьеров;

— выработать механизм выборочного восприятия поступающих извне информационных потоков, а также дозированной отдачи результатов информационной деятельности личности, то есть своего рода двухстороннего фильтра внешней информационной среды.

Предложенные рекомендации позволят не только увеличить информационный потенциал личности, но и, как следствие, повысить уровень профессионализма педагога высшей школы на разных этапах его профессионального становления.

1. Абдалина Л., Бережная И. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки // Высшее образование в России. — 2008. — № 10. — С. 146-148.

2. Голушко Т. К. Влияние преподавателя вуза как субъекта образовательного пространства на неоднородность информационной среды // Проблемы высшего образования : мат-лы междунар. научн.-метод. конф. — Хабаровск, 2013 г. — С. 75-77.

3. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический под-

ход // Сибирь. Философия. Образование : науч.-публиц. альманах / СО РАО, ИПК. — 2005. — № 8. — С. 26-44. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. — М.: МИФИ, 2003. — 388 с. Осипова-Дербас Л. В. Формирование информационного потенциала личностной и социальной системы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 71. — С. 228-234.

Паштаев Б. Д. Теоретические основы подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Махачкала, 2013. — 37 с.

Талова В. В. Библиотечное образовательное пространство в контексте свойств информационного пространства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2008. — № 3. — С. 84-89.

УДК/UDC 378.14

А. З. Воцкий A. Votsky

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION TO INNOVATIVE ACTIVITY

В статье представлена авторская трактовка понятий «инновационная деятельность»,«готовность к инновационной деятельности», обосновывается структурный состав мотивационной готовности к инновационной деятельности как совокупности установочного, когнитивного и конативного компонентов; раскрывается содержание выделенных компонентов. На основе гуманистического, акмеологического, синерге-тического и деятельностного подходов выделяются и обосновываются принципы организации педагогического содействия становлению мо-тивационной готовности студентов вуза к инновационной деятельности (принципы ценностной ориентации, саморегуляции, личностной ориентации, совместной творческой деятельности). Раскрываются особенности реализации выделенных принципов на каждом этапе становления мотивационной готовности.

In the article the author's treatment of the concepts «innovative activity», «readiness for innovative activity» is given, the structural components of motivational readiness for innovative activity, as sets of adjusting, cognitive and connative components are revealed; the maintenance of the allocated components is described. On the bases of humanistic, akmeological, synergetic and activity approaches the principles of the organization of pedagogical assistance to formation of motivational readiness of students

of higher education institution to innovative activity (the principles of valuable orientation, self-control, personal orientation, joint creative activity) are allocated. Features of realization of the allocated principles for each stage of formation of motivational readiness are revealed.

Ключевые слова: инновационная деятельность, мотивационная готовность к инновационной деятельности, подготовка студентов в вузе, педагогическое содействие.

Keywords: innovative activity, motivational readiness for innovative activity, preparation of students in higher education institution, pedagogical assistance.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что развитие России, ее безопасность напрямую связаны с переходом страны на путь инновационного развития. Для этого необходим целый класс квалифицированных специалистов (бакалавров, магистров), готовых к инициации или активному включению в инновационную деятельность. Однако прежде чем рассматривать пути и методы развития у молодежи такой готовности, уточним понятийное поле исследования путем раскрытия сущности понятий: «инновационная деятельность», «готовность к инновационной деятельности», «мотивационная готовность к инновационной деятельности» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.