Научная статья на тему 'Информационная составляющая стратегического управления деятельностью предприятия'

Информационная составляющая стратегического управления деятельностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1226
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / THE SUPPLY WITH INFORMATION / STRATEGIC MANAGEMENT / PRIORITY DIRECTIONS / THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Озроков А. О., Ардаев М. Ф.

В статье рассмотрены теоретико-методические основы информационного обеспечения стратегического управления деятельностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information component of the enterprise strategic management

In article teoretiko-methodical bases of a supply with information of strategic management are considered by enterprise activity.

Текст научной работы на тему «Информационная составляющая стратегического управления деятельностью предприятия»

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

ОЗРОКОВ А.О.,

аспирант,

Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Институт информатики и проблем регионального управления,

е-таіі: ao_azrokov@yandex.ru;

АРДАЕВ М.Ф.,

аспирант,

Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Институт информатики и проблем регионального управления,

е-таіі: ardaeff@list.ru

В статье рассмотрены теоретико-методические основы информационного обеспечения стратегического управления деятельностью предприятия.

Ключевые слова: информационное обеспечение; стратегическое управление; приоритетные направления; предприятие.

In article teoretiko-methodical bases of a supply with information of stratégie management are considered by enterprise activity.

Keywords: the Supply with information; strategic management; priority directions; the enterprise.

Коды классификатора JEL: D83, L15.

Организации различных типов и сфер деятельности можно представить как бизнес-систему, в которой экономические ресурсы посредством различных организационно-технических, социальных и информационных процессов преобразуются в товары и услуги. В процессе деятельности любой бизнес-системы на нее влияют факторы внешней среды (конкуренты, заказчики, поставщики, государственные учреждения, партнеры, собственники, банки, биржи и т. д.) и внутренние факторы, которые в основном являются результатом принятия того или иного управленческого решения [3].

Процесс принятия управленческих решений рассматривается как основной вид управленческой деятельности, т. е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Цель и характер деятельности организации определяют конфигурацию ее информационной системы и степень автоматизации информационной технологии, а также вид обрабатываемого и производимого информационного продукта, на основе которого принимается оптимальное управленческое решение [5].

Важнейшая особенность процесса управления информационными ресурсами заключается в его неопределенной природе. Однако для управления организацией упорядочивание информационных потоков является одной из основных задач. Чем точнее и объективнее информация, находящаяся в распоряжении системы управления, чем полнее она отражает действительное состояние и взаимосвязи в объекте управления, тем обоснованнее поставленные цели и реальные меры, направленные на их достижение [3].

Информация как элемент управления и предмет управленческого труда должна обеспечить качественное представление о задачах и состоянии управляемой и управляющей систем и разработку идеальных моделей желаемого их состояния. Таким образом, информационное обеспечение - это часть системы управления, которая представляет собой совокупность данных о фактическом и возможном состоянии элементов производства и внешних условий функционирования производственного процесса и о логике изменения и преобразования элементов производства [4]. При диагностировании информационной системы исследуются движение информационных потоков, их интенсивность и устойчивость, алгоритмы преобразования информации и соответствующая этим объективным условиям схема документооборота. Важным источником получения данных об организации управления является проведение специальных опросов работников аппарата управления или коллектива соответствующего подразделения управляемого объекта.

© А.О. Озроков, М.Ф. Ардаев, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

Важнейшим направлением диагностики состояния предприятия является не только анализ финансового состояния, но и исследование движения информации, то есть анализ информационного потока, обеспечивающего связи, необходимые в производственной системе (между структурными подразделениями аппарата управления), и ее контакты с внешней средой (учреждениями и организациями). Обеспечение рациональных связей между источниками и приемниками информации и путей ее циркулирования является одним из непременных условий эффективного функционирования системы управления. Относительное постоянство взаимозависимостей структурных подразделений, имеющее место в производственной системе, позволяет выбирать рациональную структуру путей движения информации и наиболее эффективные технические средства для каждого канала связи [5].

Анализ информационных моделей является переходным этапом между изучением существующей системы управления и проектированием новой. Он позволяет:

♦ рассмотреть все цепочки в информационной системе, начиная с получения исходных сведений, их постепенного преобразования и получения результирующих данных; при этом определяется роль каждого подразделения в комплексе управленческих работ и уточняются их функции;

♦ построить схему информационных связей функциональных подразделений предприятия между собой и с внешней средой;

♦ исследовать целесообразность повторений некоторых сведений в информационной системе;

♦ определить первичные показатели, необходимые для формирования результирующих;

♦ получить дополнительные характеристики существующей информационной системы [2].

Анализ документации, циркулирующей в информационной системе, начинается в момент стыковки схем информационных связей, построенных для различных подразделений. Если на схеме для одного подразделения указан уходящий в другое подразделение документ, то на схеме последнего наличие данного документа является обязательным. В противном случае необходимо организовать поиск пропавшего документа или устранить документ, по традиции заполняемый в первом подразделении, но не используемый во втором [1].

Для того, чтобы автоматизировать процесс передачи информации при производстве какого-либо продукта, необходимо исследовать информационные потоки между функциональными подразделениями, участвующими в производственном процессе.

Объем информации - важнейший показатель системы управления, так как от него зависит выбор типа проектируемой системы. Главные параметры (быстродействие ЭВМ, объем ее запоминающих устройств, скорость ввода, вывода и передачи информации), характеризующие технические средства системы (в т.ч. АСУП), определяются в зависимости от объемов обрабатываемой экономической информации. При исчислении объемов анализируются массивы как цифровой, так и текстовой информации, зафиксированной в таблице характеристик документов [1]. Процесс расчета объемов информации оформляется серией таблиц, составленных по специальным формам. Для каждого подразделения составляется отдельная таблица, которая используется при количественной и качественной характеристике объема работы по переработке информации, выполняемой данным подразделением.

Для наглядного изображения загруженности потоков информации составляется матрица загруженности функциональных подразделений потоками информации. Данная матрица показывает количество документов, циркулирующих из одного функционального подразделения в другое. Таким образом, можно выявить функциональные подразделения, потоки информации между которыми являются наиболее загруженными [5].

Использование интерактивного режима, работа с базами данных, безбумажная обработка документов, а также коллективная обработка документации и пополнение баз данных - необходимые составляющие работы крупной современной организации, стремящейся занять свое место на рынке и предпринимающей максимальные усилия для поддержания занятых позиций.

Определим содержание понятия автоматизированной информационной системы (АИС) предприятия или корпоративной информационной системы. Корпоративная информационная система (КИС) - это информационная система, поддерживающая оперативный и управленческий учет на предприятии и представляющая информацию для оперативного принятия управленческих решений [3].

Планирование внедрения компьютерных информационных систем, по сути, является реформированием системы управления предприятием. Изменение системы управления, в первую очередь, связано с применением новейших методов работы с информацией. Реформирование касается процессов управления бизнес-процессами, планирования, бюджетирования, контроля. Применение КИС в определенной степени меняет роль финансовых функциональных подразделений, повышая роль ответственности их подразделений. С изменением сущности информационных потоков происходит также снижение трудоемкости выполнения стандартных операций. Наряду с положительными изменениями, вносимыми компьютерной информационной системой, существует и ряд «подводных камней». Изменение информационных потоков может приводить к сопротивлению некоторых категорий работников необходимости повышения их квалификации наряду с выполнением основных обязанностей, к проблемам поиска квалифицированных специалистов по информационным технологиям.

В современных условиях управления предприятием нужны специальные средства для надежного прогнозирования развития экономико-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. В работах многих современных авторов этот вопрос обсуждается с позиций создания на предприятиях информационных систем на базе современных информационных и компьютерных технологий. Использование таких информационных систем позволяет не только автоматизировать рутинные расчеты, проводящиеся на предприятии, но и принимать обоснованные управленческие решения. С помощью таких специальных средств можно сформировать траекторию развития, моделирующую более ин-

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.

37

тенсивное использование финансовых, материальных, трудовых и информационных ресурсов; в итоге, выбирается альтернатива, наиболее полно удовлетворяющая набору целей коммерческой организации.

Практика принятия решений неразрывно связана с «взвешиванием» альтернатив. Сами решения принимаются группой лиц (специалистов в определенной области деятельности) или отдельным человеком, т.е. ЛПР (лицом, принимающим решение). ЛПР, естественно, в процессе принятия решения применяет некую технологию, т.е. технику, методы и информацию [5].

Диапазон проблем, с которыми может когда-либо столкнуться ЛПР в условиях динамично меняющейся организационно-экономической среды, безграничен. Но в каждом случае нужна специальным образом организованная информация. Ее формирование происходит в ориентированной (на проблему, которая, собственно говоря, и решается ЛПР) информационной системе.

Одной из центральных проблем информационной поддержки управленческих решений на предприятии является определение оптимальной структуры информационной системы этого предприятия [5]. Качество принимаемых управленческих решений напрямую зависит от надежности и своевременности информации, поступающей в распоряжение руководителей, а также от формы ее представления.

Несмотря на то, что современные экономические отношения требуют от предприятий, взаимодействующих на рынке (в самом широком смысле), внедрения в их деятельность информационных систем, многие предприятия в России еще не оснащены данными информационными средствами. Это происходит по ряду причин: несоответствие типовых пакетов программ специфическим требованиям отдельных предприятий; недооценка руководителями важности организации единой информационной системы, объединяющей деятельность всего предприятия (часто руководители ограничиваются внедрением отдельных не связанных между собой специализированных программ); большая стоимость приобретения и внедрения информационных средств; сложность в оценке эффективности внедрения информационной системы; неподготовленность персонала предприятия и, как следствие, неявное противодействие внедрению прогрессивных технологий.

Некоторые из этих проблем частично устранимы, например, путем проведения семинаров для руководителей предприятий и организаций, обучения сотрудников или приема на работу специалистов в области информационных систем, однако для осуществления указанных мероприятий необходимо длительное время [2].

На современных предприятиях необходимо создавать автоматизированную информационную систему, которая состоит из взаимосвязанных функциональных подсистем, обеспечивающих управленческий аппарат необходимой информацией. Основные функциональные подсистемы должны обеспечивать решение следующих задач: технической подготовки производства; перспективного планирования и прогнозирования развития производства; маркетинговых исследований; оперативного управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами; сбыта и реализации готовой продукции; бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия [5].

Характерная особенность современных АИС - использование взаимосвязанных баз данных и знаний единой информационной системы предприятия. АИС предприятия технически представляет собой совокупность связанных локальных вычислительных сетей. Для крупных корпораций, объединений, холдингов создаются большие корпоративные сети, насчитывающие тысячи ЭВМ и имеющие сложную структуру. Корпоративные сети включают локальные и глобальные вычислительные сети [3].

Использование такой технологии в несколько раз снижает затраты на документооборот, повышает скорость и качество подготовки документов, упорядочивает организационную структуру документооборота и тем самым повышает эффективность управления.

В крупных предприятиях, фирмах, корпорациях процессы обработки информации различаются в зависимости от требований решения функциональных задач, на основе которых формируются информационные потоки в корпоративных системах организации управления.

Основными функциональными задачами организации являются подготовка сводных аналитических отчетов для поддержки принятия долговременных решений и обеспечение оперативной проверки внешних связей организации на основе информационных ресурсов, поступающих из различных источников, а также обработка оперативной информации для решения функциональных задач корпорации, ее структурных подразделений и принятия управленческих решений в режиме реального времени во всех корпоративных звеньях.

Организация решения основных задач по обработке информации и управлению крупной фирмой или корпорацией основывается на общем информационном пространстве, построении корпоративного автоматизированного хранилища информации, что позволяет управлять текущей деятельностью фирмы, а также разрабатывать стратегические планы развития корпорации. Общее информационное пространство представляет собой организацию программной, аппаратной, информационной совместимости различных аппаратных платформ и архитектур обмена данными на всех уровнях управления и в различных корпоративных звеньях системы [3].

В деятельности фирм, представляющих собой комплексы связанных и взаимодействующих структурных подразделений, передача информации является первостепенным и непременным условием их функционирования. Особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности информации. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения фирм кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Большое значение имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений [4].

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

Важную роль в принятии управленческих решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей фирмы, а также фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности.

Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия соответствующих управленческих решений [4]. Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений.

Для современных условий функционирования фирмы характерно применение высокоэффективной внутрифирменной информации. Информационные технологии управления фирмой последовательно реализуют принципы единства информационного процесса, информации и организации путем применения технических средств ее сбора, накопления, передачи и обработки в сочетании с использованием аналитических методов математической статистики, моделей и прогнозно-аналитических расчетов [3].

В результате работы всех пользователей происходит наполнение базы данных фирмы оперативной информацией о ходе выполнения конкретных хозяйственных операций, относящихся к различным направлениям деятельности. Обработка оперативной информации позволяет, с одной стороны, проанализировать взаимоотношения с контрагентом на основе сведений о движении материальных ценностей, услуг, работ и финансовых средств, а с другой — оценить эффективность работы фирмы по различным направлениям хозяйственной деятельности. В производственно-хозяйственных подразделениях фирмы обеспечивается обобщение информации снизу вверх, а также конкретизация информации сверху вниз [5]. Таким образом, информационный процесс, цель которого - получение научно-технической, плановой, контрольной, учетной и аналитической информации при организации информационной технологии, должен быть унифицирован, что позволяет использовать современные средства вычислительной техники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров Д.В. Методы и модели информационного менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2007. 510 с.

2. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. М.: Финансы и статистика, 2007. 512 с.

3. Информационные технологии в управлении: Учеб. пособие / Е.В. Самофалова, В.А. Дудко, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. Под ред. Э.Н. Кузьбожева. Курск: Курск.гос.тех.ун-т, 2003. 268 с.

4. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титоренко. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 439 с.

5. Мажигова Е.М., Кетова А.Р. Методические положения по интеграции конкурентных преимуществ при разработке экономической политики предприятия // TERRA ECONOMICUS. Ростов-на-Дону: РГУ, 2011. № 3.

6. ПанковВ.В. Анализ и оценка состояния бизнеса: методология и практика. М.: Финансы и статистика, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.