Черкашин М.О.
студент Баженов Р. И.
зав.кафедрой информатики и вычислительной техники Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема
Россия, г. Биробиджан
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА И АНАЛИЗА КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ИНСТИТУТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Аннотация
В статье описана информационная система для более эффективной работы института повышения квалификации педагогических работников, которая сможет автоматизировать процесс по сбору, обработке, хранению и анализу информации о прохождении всех видов курсовой подготовки. Разработанный программный продукт позволяет организовать более эффективную деятельность института повышения квалификации, упростить работу, связанную с формирование образовательных отношений.
Ключевые слова: информационная система, моделирование, функциональная модель, проектирование системы.
Новое федеральное законодательство в сфере образования привело к значительному росту спроса на образовательные услуги ОГАОУ ДПО «Институте повышения квалификации педагогических работников»: повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических кадров, что в свою очередь актуализировало проблему учёта прохождения всех видов курсовой подготовки педагогическими работниками Еврейской автономной области, её периодичности.
За последнее время предпринято немало усилий по совершенствованию содержания и форм работы в системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов. Все шире используется модульный способ построения программ повышения квалификации, позволяющий включать блоки и разделы, ориентированные на интересы отдельных групп слушателей. Получает распространение накопительный принцип организации обучения: в общий зачет принимается работа слушателей на краткосрочных курсах и семинарах, участие в мероприятиях по обмену опытом. Все это засчитывается в ходе итоговой аттестации при оценке выполнения индивидуальной программы повышения квалификации педагога. Для учета, анализа и планирования всех видов повышения квалификации требуется информационная система.
Проблемами разработки информационных систем занимались различные ученые. В.Н.Виноградов и др. рассмотрели единую Государственную информационную систему мониторинга аттестации
научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в диссертационных советах [1]. Модели поддержки жизненного цикла непрерывной подготовки специалистов разработали И.Г.Кревский и др. Г.Х.Ирзаев представил информационную систему эвристического прогнозирования технологичности радиоэлектронных средств на ранних этапах проектирования [3]. Разработку web-ориентированной информационной системы мониторинга и управления процессом прохождения производственной практики провели А.А.Рыбанов,
A.В.Рыльков [4]. Е.А.Шелестов и Е.В.Кийкова [5] провели разработку web-представительства филиала «Распределительные сети» ОАО «Сахалинэнерго». Информационную поддержку дайвинга в Приморском крае показали А.С.Назаров и др. [6]. В.А.Векслер и О.Я.Дубей разработали автоматизированное рабочее место администратора гостиницы как корпоративную информационную систему для малого бизнеса [7]. И.Д.Белоусова и М.А.Моторина разработали автоматизированное рабочее место механика автотранспортного предприятия [8]. Программный комплекс «Advanced tester» в аспекте проектирования индивидуальных тестов в автоматизированной информационной системе изучал С.В.Козлов [9].
B.А.Глаголев и А.Ю.Трифонова разработали информационную систему расчета экономического ущерба от технологического нарушения в электрических сетях [10]. Организация web-интерфейса поисковых запросов к базе данных исследовали Л.А.Плахотная и А.С.Якимов [11]. Р.И.Баженов и др. разрабатывали информационные системы для различных предметных областей [12-26].
Информационная система позволяет решить несколько прецендентов.
Работнику сферы образования информационная система обеспечит возможность выбора программы повышения квалификации, оперативность в подаче заявок на интересующие курсы и семинары, построения индивидуального маршрута обучения.
Администрации образовательного учреждения - планирование повышения квалификации педагогических работников, планирование аттестации педагогов.
Институту повышения квалификации - размещение предложений об образовательных услугах, автоматизированный свод групп слушателей, доступ к информации о потенциальных потребителях услуг, возможность организации дистанционного повышения квалификации, анализ деятельности.
Муниципальным органам управления образованием - возможность координации, планирования и исполнения плана повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений муниципалитета.
Специалистам Комитета образования Еврейской автономной области -комплексный анализ контингента работников образования, координация
системы повышения квалификации работников образования, возможность формирования государственного задания на предоставление государственных услуг по повышению квалификации.
В результате анализа предметной области выделены основные функции информационной системы анализа и учета курсовой подготовки являются:
5. регистрация работников образовательных учреждений;
6. выбор курсов, форм повышения квалификации;
7. планирование работы ОблИПКПР и муниципальных методических кабинетов (формирование государственного задания);
8. формирование заявок на курсы повышения квалификации;
9. формирование отчетов по повышению квалификации педагогических работников различных категорий, муниципальных образований, образовательных учреждений.
На основании обозначенных функций разработаны диаграмма вариантов использования, концептуальная схема базы данных и физическая модель (рис. 1, 2, 3).
ncjhm.f-.-v
ср'амйга^г*
Рисунок 1 - Диаграмма вариантов использования
Рисунок 2 - ER диаграмма данных
3« *»
• >Л lltllln
наша wHctwftSOto
•ЮиГ» Mit» *«inrt«unoK ertílQI
• tM«M«t
| ON#4ll* IUI» .яшм lait 'l'ílíVHí «(tllni
So
«Ul l'«lie> Heme Hai Mictan SOI
3< -«—■
' iNt tnuioi
niniMin M'chir(W Urin«! 25C»
faiu tvthirt)Mi
3«
Кол* . WKhinUXU
»Ml irtllC* • iiMiirn) мМШ ■Ad MlfdllJV^ ti» aarthei<290l •dwylm in) M
Вшам
l<d : mtllOl ' iiuwl ttflllDl
3 BU 10|
|ПуИ«|||
■iMr«l WM10) ■ 1|м1чу1лш MI« peí mrcherf 1)
M NtllCi Mim« vatmrlMCI U»*~m : «vtfHtOWI И1(М M*(A«(IM91 Ul v*ttA«r|9DI
lalafn* MntiirtMj iiatMi . «III 101
•>l(10| щи 10W
• isa* тми» «чом» •erthan val J» ^ННЩ (Ol p«10»
(4M «КТМЩШ •archanMI ОшфчмЯ ivihiKlOOl
ix) «raiioi
гафЛ
■ МММ' an 1*4* >*| II •lü н««и* «coan t до
Рисунок 3 - Физическая модель В систему можно попасть только после авторизации (рис.4). В настоящее время реализовано два кабинета: для пользователя с правами администратора и для слушателя.
Рисунок 4 - Титульная страница информационной системы Для новых пользователей предусмотрена процедура регистрации. Необходимо нажать на ссылку «Регистрация» и заполнить предложенную форму (рис. 5). Для исключения ошибок ввода предусмотрены поля выбора значений. Поле «Школа» зависимо от содержания поля «Район» -подставляются образовательные организации того района, который выбран выше.
Р лг II Г Б«фо5иД«Э>* *
т* Умитапь
ОСод&е^мле Высшее Е-яш||
Желаемы* ПОО*Н ОЩЯЫТь ЮТВГу
Рисунок 5 - Форма регистрации нового пользователя Окончательная регистрация возможна только после проверки введенных данных администратором системы.
Рассмотрим возможности личного кабинета администратора системы (рис. 6). Верхнее меню предлагает работу с той или иной таблицей. Паровое меню необходимо для формирования отчетов информационной системы. На главной странице отображается статистика информационной системы: сколько пользователей зарегистрировано в системе, сколько пользователей зарегистрировалось, но их информация еще не проверена администратором, сколько образовательных учреждений в системе, сколько курсов предлагается для записи.
Рисунок 6 - Кабинет администратора системы Пункт меню «Курсы» в информационной системе выводит список всех доступных курсов (в институте повышения квалификации педагогических работников планирование на полгода). Обычно это не более десяти курсов. На странице выводится название курса, дата начала курсов, руководитель (рис. 7)
ДОМОЙ СЛУШАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДИТЕЛИ КАТЕГОРИИ ВЫХОД
КУРСЫ
Курсы
Доступные курсы
НАЗВАНИЕ ДАТА НАЧАЛА РУКОВОДИТЕЛЬ
► > «Содержание и теория дошкольного образования в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта». 2015-09-14
Закон Жанна Исааковна
► ► «Школьное социально-гуманитарное образование в условиях перехода на ФГОС основного общего образования» 2015-09-21.
Коваленко Валентина Федоровна
► ► «ИКТ- компетентность педагога» 2015-09-21,
Черкашин Михаил Олегович
► ► «Актуальные вопросы содержания и методики обучения в контексте федеральных государственных стандартов начального общего образования» 2015-10-05.
Малышева Елена Александровна
Рисунок 7 - Сведения о курсах Название курса выводится в виде гиперссылки. Нажав на ссылку администратор системы имеет возможность редактировать информацию о курсе (рис. 8). В форме редактирования есть возможность изменить название курса, дату начала и окончания курса, выбрать из справочника руководителя, прикрепить к сведениям дополнительные файлы (программу курса, расписание, план и пр.). Есть возможность удаления курса. В случае удаления курс помещается в архив и становится недоступным пользователям системы.
Отчеты
Формирование учебных фупп (все доступные) Ш Формирование учебных групп (ближайший месяц) Отчет о контенгенте (на 31 декабря) ® Сводный отчет по
слушателям за 3 года щ Общий список слушателей (Район школа)
Статистика
Зарегистрировано:
7 слушателей (из них 1 не активирован), 10 образовательных организаций: запланировано 6 курсов необходимо проверить дополнительных курсов слушателей:
Редактирование курса
Отчеты
Курс:
«Содержание и теория дошкольного образования в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта»
Количество часов: 72
Дата начала: 14 . 09 . 2015
Описание курса:
Программа курсов повышения квалификации предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций в условиях реформирования дошкольного образования РФ. В рамках курсов рассматриваются основные проблемы теории и методики дошкольного образования, пути и средства модернизации педагогического процесса ДО в условиях внедрения ФГОС ДО; раскрываются современные формы и методы работы воспитателя, специфика методической работы по организации инновационных процессов ДО.
® Формирование учебных
групп (все доступные) II Формирование учебных
групп (ближайший месяц) ® Отчет о контенгенте (на
31 декабря) @ Сводный отчет по
слушателям за 3 года (Л Общий список слушателей (Район, школа)
Статистика
Зарегистрировано:
7 слушателей (из них 1 не активирован): 10 образовательных организаций: запланировано 6 курсов необходимо проверить дополнительных курсов слушателей
Руководитель курсов: Закон Жанна Исааковна
Категория слушателей: Дошкольное образование
• Файлы курса:
• Программа курса
• Добавить файл
• Название документа:
Выберите файл [ Файл не выбран [ Отправить
Сохранить Удалить
Рисунок 8 - Редактирование сведений о курсе Пункт меню «Слушатели» предназначен для добавления слушателей в систему и редактирования информации об уже существующих в системе слушателей. Администратору выводится список слушателей, в виде гиперссылок, которые зарегистрировались в системе, но не прошли проверку. Имеется возможность проверить правильность введенных данных и подтвердить регистрацию пользователя. При нажатии на кнопку «Сохранить и выслать письмо» данные сохраняются в базе данных, в таблицу со сведениями о слушателях ставится отметка о том, что сведения прошли проверку, пользователю система генерирует пароль. На указанный пользователем электронный адрес высылается письмо о том, что он зарегистрирован в системе и пароль для входа в систему. Если сведения о пользователе не прошли проверку есть возможность пользователя удалить (рис. 9).
Для редактирования информации о слушагтеле щелкните по ФИО • Сидорова Анжела Олеговна - МБОУ СОШ №23 г Биробиджан
Ц 20
ФИО: ¡Сидорова Анжела Олеговна
Должность: Учитель
Год Рождения: 1997
Образование: ¡Специалитет
Логин: з1[)огоуа
Пароль: £Мр0гизР
Е-таН:: lsidorDva@ipkpr.rn
Образовательная организация: МБОУ СОШ N523
Сохранить и выслать письмо || Удалить
Ш Не активированные
слушатели ® Слушатели по организациям Ш Требуются курсы в этом году
Районы:
Ш г Биробиджан © Биробиджанксий Ш Ленинский © Октябрьский 0 Облучен с кий Ш Смидовимский Ш Прочие
Рисунок 9 - Редактирование сведений о курсе
На этой странице меняется правое меню. В разделе «Районы» можно отфильтровать пользователей по районам области. Пункт меню «Слушатели по организациям» позволяет вывести список слушателей сгруппированных по образовательным организациям. Справа предусмотрен фильтр по районам области. Организации и слушатели выводятся в виде гиперссылок, щелкнув по которым можно в правом окне получить дополнительную информацию об объекте. Для организации выводятся следующие сведения:
• полное наименование организации,
• адрес,
• телефон,
• адрес электронной почты.
Рассмотрим отчеты в системе (рис.10).
Меню «Отчет о контингенте (на 31 декабря)» позволяет сформировать отчет о деятельности института повышения квалификации за календарный год. В отчет включены следующие сведения:
13. количество слушателей по полу,
14. по возрасту (до 25 лет, 25 - 35 лет, 35 - 50 лет, старше 50),
15. по уровню образования.
Отчет позволяет построить сводную таблицу.
групп (ближайший месяц) @ Отчет о контенгенте (на
Рисунок 10 - Отчеты «Сводный отчет по слушателям за последние 3 года» выводит
2. ФИО слушателя;
3. образовательная организация;
4. район;
5. курс на котором учился слушатель;
6. количество часов на курсе.
Отчет выводится в виде электронной таблицы и позволяет сформировать сводную таблицу.
Моделирование и автоматизация учета и анализа курсовой подготовки позволило сократить издержки на работу по формированию учебных групп, анализу курсовой подготовки слушателей, а также позволило уменьшить время для получения оперативной информации в процессе управления повышением квалификации.
Использованные источники:
1. Виноградов В.Н., Чернова Я.Г., Кубряк О.В. Единая Государственная информационная система мониторинга аттестации научных и научно -педагогических кадров высшей квалификации (ЕГИСМ) в диссертационных советах // Информатизация Образования и науки. 2014. № 2 (22). С. 12-22.
2. Кревский И.Г., Глотова Т.В., Деев М.В. Модели поддержки жизненного цикла непрерывной подготовки специалистов. // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-5. С. 991-995.
3. Ирзаев Г.Х. Информационная система эвристического прогнозирования технологичности радиоэлектронных средств на ранних этапах проектирования // Информационные технологии в проектировании и производстве. 2006. № 3. С. 40-46.
4. Рыбанов А.А., Рыльков А.В. Разработка web-ориентированной информационной системы мониторинга и управления процессом прохождения производственной практики // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 34-36.
5. Шелестов Е.А., Кийкова Е.В. Разработка web-представительства филиала «Распределительные сети» ОАО «Сахалинэнерго» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 87-93.
6. Назаров А.С., Разицкий А.С., Лаврушина Е.Г. Информационная поддержка дайвинга в Приморском крае // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9 (36). С. 87-89.
7. Векслер В.А., Дубей О.Я. Автоматизированное рабочее место администратора гостиницы - корпоративная информационная система для малого бизнеса // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 92-95.
8. Белоусова И.Д., Моторина М.А. Разработка автоматизированного рабочего места механика автотранспортного предприятия // Современная техника и технологии. 2015. № 3 (43). С. 60-62.
9. Козлов С.В. Программный комплекс «Advanced tester»: проектирование индивидуальных тестов в автоматизированной информационной системе //Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 55-61.
10. Глаголев В.А., Трифонова А.Ю. Разработка информационной системы расчета экономического ущерба от технологического нарушения в электрических сетях // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 27.
11. Плахотная Л.А., Якимов А.С. Организация web-интерфейса поисковых запросов к базе данных // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 25.
12. Баженов Р.И., Баженова Н.Г., Белов И.В., Кардаш А.С. О разработке информационной системы оценки учебных достижений студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 7385.
13. Баженов Р.И., Глухова А.А. Разработка информационной системы учета заказов в компьютерной мастерской // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 30.
14. Баженов Р.И., Гринкруг Л.С. Информационная система абитуриент-деканат ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» // Информатизация и связь. 2013. № 2. С. 97-99.
15. Баженов Р.И., Гринкруг Л.С. Информационная система по расчету и распределению нагрузки профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» // Информатизация и связь. 2012. № 5. С. 75-78.
16. Баженов Р.И., Кривошеева О.Н. Разработка автоматизированной информационной системы для учета деятельности по обслуживанию и
ремонту пожарных и охранных комплексов // Современная техника и технологии. 2014. № 6 (34). С. 11.
17. Баженов Р.И., Кузнецова Я.И. О разработке информационной системы по учету благотворительной помощи в малой организации // Современная техника и технологии. 2014. № 6 (34). С. 10.
18. Баженов Р.И., Мохно Д.Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 24.
19. Баженов Р.И., Никитин А.В. О разработке информационной системы по контролю над пролонгацией страховых договоров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 25.
20. Баженов Р.И., Семёнова Д.М. О разработке информационной системы учета деятельности членов общественной молодежной палаты // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 26.
21. Карданов А.З., Баженов Р.И. Разработка программной системы по расчету работы конструкции бесстыкового пути // Современная техника и технологии. 2014. № 8 (36). С. 37-46.
22. Костин А.А., Баженов Р.И. Разработка информационной системы учета изъятия драгоценного металла из оборудования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-1 (40). С. 108-119.
23. Манойленко И.Г., Баженов Р.И. Разработка информационной системы распечатки дипломов государственного образца для высшего профессионального образования // Современная техника и технологии. 2014. № 7 (35). С. 75-86.
24. Манойленко И.Г., Вихляев С.В., Моисеев В.В., Баженов Р.И. О разработке информационной системы оценки рейтинга преподавателей // Современная техника и технологии. 2014. № 12 (40). С. 70-79.
25. Наделяева Е.В., Баженов Р.И. Разработка информационной системы учебного отдела учреждения начального профессионального образования // Современная техника и технологии. 2014. № 12 (40). С. 23-31.
26. Смикун А.Л., Баженов Р.И. Разработка информационной системы отдела связи // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55332 (дата обращения: 20.06.2015).