УДК 656.7:658.012.011.56
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОЛУЧЕНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ КАК ПАРАМЕТР ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
А.Ю. РЕПИН
Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.
В статье проведен анализ существующих способов получения и обработки информации об эксплуатации воздушных судов. Рассмотрены подходы к разработке программы автоматизированного контроля уровня летной годности воздушных судов.
Ключевые слова: информационные системы, безопасность полетов, летная годность, авиакомпании.
Одним из наиболее важных параметров для эффективной работы авиапредприятия по обеспечению летной годности воздушных судов является наличие надежной информационной системы получения, обработки и передачи информации [1, 2, 3]. В статье проведен анализ существующих в настоящее время способов получения и обработки для дальнейшего использования информации об эксплуатации ВС в авиапредприятиях и авиакомпаниях [4, 5, 6].
В современных условиях сформировались и успешно функционируют на рынке авиаперевозок авиапредприятия и авиакомпании, которые, с точки зрения наличия информационной системы обеспечения БП и ЛГ, можно объединить в три группы - это малые авиакомпании, авиакомпании среднего звена и крупные авиакомпании. Неоспоримым преимуществом малых авиакомпаний является то, что информационная база в них носит локальных характер и обладает способностью распространяться по инстанциям очень быстро от одного человека к другому. Основным недостатком, снижающим эффективность информационного обеспечения в таких авиакомпаниях, является низкая производительность труда, так как из-за отсутствия достаточного объема материальных средств нередко один человек вынужден заниматься обработкой, учетом и анализом всей информации о полете. Небольшой поток получаемой информации служит как достоинством, так и недостатком рассматриваемого типа компаний. Как достоинство, это лёгкая совместимость нескольких функций для одного человека, недостаток - затруднён анализ возникновения отклонений в работе ВС в будущем (работа с мелкими массивами информации обусловлена тем, что отчёт по такой работе менее нагляден, а обратная связь ССПИ с эксплуатантами трудно выявляема).
К авиакомпаниям среднего звена следует относить те авиакомпании, которые выполняют средние объемы воздушных перевозок, а также не достигли развитости в информационном отношении, что обусловлено следующими причинами:
- отсутствие финансовых средств в объеме, адекватном достижению научно-информационного процесса;
- низкий уровень доверия к объективности средств вычислительной техники;
- большое количество дублирующей информации на бумажных носителях, что нередко приводит к потере бесценной информации.
Отличительной особенностью крупных авиакомпаний является удачное сочетание большого объема выполнения воздушных перевозок с применением развитых систем информационного обеспечения безопасности полетов. Численный штат сотрудников компании может насчитывать около 15 тыс. чел., при этом все службы, обеспечивающие профессиональную деятельность авиакомпании, связаны друг с другом посредством локальной
компьютерной сети. Такой подход позволяет каждой службе и подразделениям находиться в курсе любых событий, происходящих внутри авиакомпании, также как и обмениваться между собой необходимой информацией. Полнота преимуществ, реализующихся данной схеме, подчеркивается возможностью в рамках локальной сети решать ряд стратегических задач компании таких, как:
- осуществление связи всех служб авиакомпании между собой, что избавляет от ведения дополнительной документации составление письменных запросов на доступ к той или иной информации;
- обеспечение высокой скорости передачи данных приблизительно 300 килобит в секунду;
- осуществление постоянной циркуляции информации с высокой степенью достоверности.
Однако данный подход требует создания специальной службы, которая обеспечивала бы
грамотное функционирование и передачу информации внутри сети.
Организацию обработки и получения информации в высокоразвитой компании можно представить в виде рис. 1.
Однако удовлетворительное техническое оснащение и организация данного процесса в авиакомпаниях не компенсирует недостатков, обусловленных отсутствием возможности определить состояние летной годности ВС в зависимости от эксплуатационных условий. Поэтому для практической реализации предложенных методов оценки эффективности системы обеспечения безопасности полетов и поддержания летной годности ВС в данной работе предложен алгоритм информационной программы, который представлен на рис. 2.
Предлагаемая информационная программа рубежного контроля уровня летной годности воздушных судов с учетом эксплуатационных условий может быть использована в любом из рассматриваемых типов авиакомпаний, т.е. при наличии разного уровня развития информационного обеспечения и представляет собой базу данных, созданную в среде Access 2000. Основным требованием при выборе данной среды программирования рассматривалась возможность готового продукта обладать наглядным интерфейсом с целью обеспечения процесса обучения работы в данной программе широкого спектра пользователей. Выбор остановился на среде Microsoft Access [7, 8].
Для работы с базами данных таких, как Fox Pro, Oracle, Paradox или Access 2000, необходимо знать и понимать следующие термины:
- данные - это тот материал, который СУБД хранит, сортирует и складирует;
- поля - места, где положено прибывать данным. В одном поле содержаться данные одного типа;
- записи - выполняют функцию приведения беспорядочного набора данных к четкой структуре. Все поля, содержащие информацию об одном определенном объекте в Access 2000, представляют собой запись;
- таблица представляет собой набор записей, описывающих однотипные данные;
- база данных Access 2000 или файл базы данных (это взаимозаменяемые термины) -представляет собой набор данных из определенной предметной области.
База данных содержит все таблицы, запросы, отчеты, формы (основные органы для управления базами данных) и другие структурные элементы, которые можно создать и которыми можно управлять с помощью СУБД. Вместо того чтобы хранить данные на диске отдельно, где их можно потерять, забыть или просто стереть, они группируются и хранятся в одном общем файле.
Обработка полётной информации
Рис. 1. Организация обработки информации по летной годности воздушных судов на примере крупной авиакомпании
Рис. 2. Алгоритм программы автоматизированного контроля уровня летной годности воздушных судов
ЛИТЕРАТУРА
1. О мерах по совершенствованию системы контроля за сохранением летной годности ВС на основе данных об отказах , неисправностях авиатехники и нарушениях правил ее эксплуатации. Приказ ФАС России №134.
- М: ФАС России, 1997.
2. Полтавец В.А. Безопасность полетов и методы ее обеспечения: учеб. пособие. - М.: МАИ, 1995.
3. Сакач Р.В. Использование автоматизированных информационно-управляющих систем для обеспечения безопасности полетов. - М.: МИИ ГА, 1989.
4. «BASP»Training Program the Boeing Company USA, Washington. 2003.
5. Лапшов Б.Ф. Автоматизированные системы контроля авиационной техники. - К.: КИИГА, 1989.
6. Руководство по эксплуатации системы «Безопасность - 1». - М.: Воздушный транспорт, 1984.
7. Нормы летной годности гражданских транспортных самолетов (НЛГС-3). - М.: СЭВ, 1985.
8. Хомоненко А.Д., Гридни В.В. Microsoft Access. Быстрый старт. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
INFORMATION SISTEM OF RECEIVING, PROCESSING AND TRANSMITTIG INFORMATION AS A PARAMETER OF AN AVIATION ENTERPRISE ACTIVITIES AIMED AT PROVIDING AIRERAFT VALIDITY
Repin A.U.
The analysis of existing ways of receiving and processing information of aircraft operation has been carried out in the article. Some approaches to development of a program of automated control of aircraft flight validity level have been considered.
Key words: information systems, flight safety, airworthiness, airlines.
Сведения об авторе
Репин Александр Юрьевич, 1984 г.р., окончил МГТУГА (2007), аспирант кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУГА, автор 1 научной работы, область научных интересов -информационные системы осуществления первичного контроля и анализа уровня безопасности полетов.