Научная статья на тему 'Информационная система обеспечения управления образовательным медицинским учреждением'

Информационная система обеспечения управления образовательным медицинским учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Виктор Николаевич, Гранкин Александр Николаевич, Алябьев Игорь Викторович

Проанализированы источники исходной информации об инновациях в медицинских образовательных учреждениях. Предложен состав и вариант организации системы управления инновационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев Виктор Николаевич, Гранкин Александр Николаевич, Алябьев Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная система обеспечения управления образовательным медицинским учреждением»

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МЕДИЦИНСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ Николаев Виктор Николаевич, д.т.н., профессор кафедры информационных технологий, экологии и экологического права

Гранкин Александр Николаевич, к.т.н., доцент кафедры информационных технологий, экологии и экологического права Алябьев Игорь Викторович, магистр кафедры информационных технологий, экологии и экологического права КИСОфилиалРГСУ

Проанализированы источники исходной информации об инновациях в медицинских образовательных учреждениях. Предложен состав и вариант организации системы управления инновационными процессами.

Ключевые слова: информационная система обеспечения управления деятельностью медицинского образовательного учреждения, элементы инфраструктуры.

Введение. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политического, технологического и экономического потенциалов Российской Федерации. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационных технологий в образовательном процессе [1-2]. В данных условиях важным и актуальным является необходимость обоснования облика автоматизированных информационных систем обеспечивающих деятельность высших учебных заведений.

Основная часть. Анализ характера новых задач, стоящих перед ВУЗами, а также изменившиеся условия ведения научной и образовательной деятельности, вызывают необходимость повышения эффективности работы как самих научных подразделений, кафедр, факультетов так и всего ВУЗа в целом. Одним из ключевых направлений повышения эффективности научно-образовательных процессов является создание и развитие инфраструктуры образовательного пространства.

Существует множество информационных систем поддержки управления, реализованных на базе конкретного вуза. Но в целом, задача информатизации вуза остается не решенной. Решения задачи создания и эффективного применения автоматизированных информационных систем в ВУЗе усложняется в силу необходимости учета следующих общесистемных факторов и тенденций [3-4]:

- возросшими возможностями получение разнородной технической, экономической, коммерческой и образовательной информации;

- увеличение общего числа источников и объемов информации, циркулирующей в инфраструктуре высшего учебного заведения;

- современными возможностями информационных технологий (ИТ) по интеграции, на основе унифицированных информационно-

вычислительных ресурсов и интеллектуального потенциала ВУЗов, разнородной информации, полученной из различных источников;

- возросшей ролью появления в вузе стратегического планирования, а так же создания систем управления качеством;

- принятой концепции построения в РФ единого информационного пространства, в том числе и образовательного;

- организационно-техническими документами РФ по информатизации всех видов деятельности в науке и образовании.

Современный динамично развивающийся вуз представляет собой множество структур, которые связаны с разнообразными видами деятельности. К основным относятся: административная, учебная, научная, финансовая и организационная структуры. Учебная структура, с одной стороны похожа на административную, так как включает те же единицы -факультеты и кафедры, а с другой отличается наличием в своем составе специальностей, направлений, курсов, форм обучения, специализаций и групп. В состав научной структуры входят: научные темы, опытно-конструкторские работы, гранты, руководителей и ответственных исполнителей. К финансовой структуре можно отнести центры финансового учета и ответственности. Организационная структура существует для проведения приемной компании.

В каждом вузе число и состав структур сугубо индивидуально. Так же важной особенностью является возможность для одного и того же структурного подразделения входить в состав различных структур. К примеру, факультет, как структурная единица, является составной частью административной и учебной структуры, а кафедра - в научную, финансовую, центр материального учета и т.д.

Данную особенность необходимо учитывать при создании автоматизированной системы управления (АСУ) ВУЗа. То есть программный продукт должен автоматизировать деятельность всех структур, не дублируя повторяющиеся процессы.

Главной задачей, которую необходимо решить, проектируя и внедряя АСУ, является повышение эффективности управления деятельностью ВУЗа и качества образовательных процессов. Решения поставленной задачи, можно достигнуть путем создания информационно-справочной системы и портала ВУЗа.

Основными элементами инфраструктуры ВУЗа могут являться:

1. Система электронного документооборота.

2. Система планирования и контроля учебной деятельности.

3. Система управления научной деятельностью.

4. Информационно-справочная система.

5. Портал ВУЗа.

6. Системы обеспечивающих видов деятельности (кадровая и финансовая системы).

При создании АСУ следует придерживаться ряда базовых принципов.

Во-первых, информация должна находиться в единой корпоративной базе данных, которая располагается на одном или нескольких серверах. При обработке информации в системе должен функционировать режим "клиент-сервер", что позволит значительно повысить эффективность ее работы, а так же избежать дублирования информации при вводе, поддерживать целостность и непротиворечивость данных, обеспечить надежную их защиту. С использованием Интернет-технологий при формировании стандартных отчетов появляется возможность получать доступ к информации широкому кругу пользователей, учитывая необходимость разграничения их по уровням доступа.

Во-вторых, в момент проектирования системы необходимо максимально реализовать принципы модульности и открытости, что позволит включать в нее новые функциональные подсистемы без существенной корректировки ранее созданных модулей.

В-третьих, для того чтобы в полной мере реализовать функции управления вузом, необходимо ввести систему количественных показателей, оценивающих эффективность его деятельности в различных направлениях, в том числе и экономических показателей, показывающих эффективность его деятельности как предприятия.

Рассмотрим примеры типовых информационных систем управления вузом [4].

Naumen University — информационно-аналитическая система для организации управления в высших и средних специальных учебных заведениях. Внедрение Naumen University позволит комплексно подойти к решению задач, стоящих перед современным учебным заведением. Решение Naumen University ориентировано как на коммерческие, так и государственные высшие учебные заведения.

Информационная система Naumen University предназначена для решения следующих задач:

1. Автоматизация всех уровней учебного процесса вуза, в т.ч. формирование учебных и рабочих планов, составление расписания учебных занятий, проведение сессий, перевод студентов с курса на курс и т.д.

2. Обеспечение прозрачности управления вузом за счет понятной организационной структуры, формализованных процессов, оперативного контроля исполнения распоряжений.

3. Системный контроль исполнения требований Государственного образовательного стандарта, региональных и вузовских стандартов.

4. Упрощение стандартизации системы управления качеством.

5. Контроль полного цикла подготовки студента (от прохождения вступительных испытаний до последующего трудоустройства).

6. Формирование отчетности по аспектам деятельности вуза.

Naumen University автоматизирует большую часть типовых процессов вуза и состоит из функциональных модулей, поддерживающих отдельные процессы:

1. Модули автоматизации работы приемной комиссии.

2. Модули учета и движения контингента.

3. Модули управления учебным процессом и инфраструктурой.

4. Модули финансового учета.

5. Модули автоматизации приоритетных процессов вуза.

6. Модуль внешней отчетности.

7. Модули автоматизации приемной комиссии. Автоматизированная система управления «ЭЛЕКТРОННЫЙ ВУЗ». Информационная система содержит личные дела абитуриентов, студентов, аспирантов, сотрудников ВУЗа, а также планово-распорядительная документация соответствующих подразделений. Факты изменения состояния личных дел, их перемещений между подразделениями, указания менеджмента учитываются и обрабатываются в едином хранилище данных.

Программные модули организованы по принципу рабочего места специалиста и образуют следующие подсистемы:

Подсистема «Управление студенческим составом».

1. модуль «Контингент студентов»;

2. модуль «Индивидуальная успеваемость»;

3. модуль «Дипломы и приложения»;

4. модуль «Трудоустройство»;

5. модуль «Практики».

Подсистема «Планирование учебного процесса».

1. модуль «Учебные планы»;

2. модуль «Расчет часов и штатов»;

3. модуль «Распределение учебных поручений»;

4. модуль «Кадровый учет».

Подсистема «Управление довузовским обучением». 1. модуль «Приемная комиссия».

Подсистема «Управление послевузовским обучением». 1. модуль «Аспирантура, докторантура». Подсистема «Образовательные сервисы».

1. модуль «Музейная система»;

2. модуль «Информационный киоск»;

3. модуль «Контингент студентов»;

4. модуль «Индивидуальная успеваемость»;

5. модуль «Дипломы и приложения»;

6. модуль «Трудоустройство»;

7. модуль «Практики».

Гибкая модель автоматизированной системы позволяет использовать единое хранилище данных для интеграции с различными внешними

компонентами, модулями и системами: датчики, интерфейсы, сайты, информационные киоски, бухгалтерские и финансовые программы, интерактивные средства визуализации и т.д. В состав работ по внедрению информационной системы ВУЗа входит настройка программного обеспечения: адаптация структуры данных, входных и выходных протоколов, поддержка, внесение изменений и усовершенствование эксплуатируемой системы «ЭЛЕКТРОННЫЙ ВУЗ».

Следующее системотехническое решение - «Галактика Управление Вузом» создано на базе системы Галактика ERP. Это современное комплексное ИТ-решение для осуществления информационной поддержки эффективного управления учебным процессом и всей финансово-хозяйственной деятельностью вуза.

Решение «Галактика Управление Вузом» учитывает требования законодательства Российской Федерации к отраслевой информационной системе в сфере образования и соответствует концепции создания интегрированной автоматизированной информационной системы Министерства образования РФ. Решение «Галактика Управление Вузом» позволяет:

1. Осуществлять эффективное планирование учебного процесса в соответствии со стандартами второго и третьего поколения, с использованием семестрового и модульного принципов построения графика учебного процесса.

2. Объединить основные подразделения вуза в единую информационную среду;

3. Уменьшить объем бумажного документооборота, снизить трудоемкость процессов обработки и получения данных;

4. Повысить достоверность и оперативность обработки информации для поддержки принятия своевременных управленческих решений;

5. Формализовать и упорядочить бизнес-процессы;

6. Снизить вероятность ошибок пользователей, являющихся «держателями» информации;

7. Обеспечить контроль и управление финансовыми и кадровыми ресурсами;

8. Обеспечить своевременное оперативное формирование управленческой отчетности для руководства вуза в необходимой степени детализации.

Заключение. Анализ состава и структуры перечисленных примеров построения АСУ ВУЗа позволил сформулировать следующие основными требования к системам такого вида.

Список литературы

1. Вертакова Ю.В., Николаев В.Н. Организация инфраструктуры системы управления инновациями высшего учебного заведения // Известия ЮЗГУ. 2011. №6(39) Часть 1. С.37-42.

2. Мыльник В.В. Исследование систем управления. - М.: Академический проект Трикста, 2009, 352 с.

3. Николаев, В.Н. Оценка рисков дополнительного образования при подготовке специалистов научно-производственных организаций / В.Н. Николаев, Г.И. Коршунов Н.В. Маркелова // Научно-технические ведомости СПбГПУ «Серия наука и образование» - СПб. 2013. Выпуск 4. С. 6-11.

4. Николаев, В.Н. Оценка влияния экономических факторов на компетенции выпускников ВУЗа / В.Н. Николаев, К. А. Ткаченко // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 12.Т.15. С. 59-63.

5. Николаев, В.Н. Моделирование внутреннего потенциала вуза/ В.Н. Николаев, К.А. Ткаченко // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. №5(44). С. 31-36.

6. Николаев, В.Н. Организация построения информационных систем обеспечения управления высшим учебным заведением / В.Н. Николаев, Г.С. Титова // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. №5(44). С. 51-66.

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ Николаев Виктор Николаевич, д.т.н., профессор кафедры информационных технологий, экологии и экологического права Горбатенко Светлана Александровна, к.т.н., доцент, директор

Зайцев Сергей Александрович, к.т.н., доцент, заведующий кафедры информационных технологий, экологии и экологического права Толстолыткин Александр Васильевич, Шуклина Анна Анатольевна -магистры кафедры информационных технологий, экологии и

экологического права Курский институт социального образования (филиала) РГСУ

В исследовании выполнено обоснование показателей эффективности ГИС учитывающих особенности основных видов обеспечений. Показано, что эффективность ГИС зависит о трех основных видов показателей: системы показателей, описывающих требования по обработке геопространственной информации при выполнении ГИС своего целевого назначения; совокупности требований к временным параметрам функционирования системы; требований к экономическим показателям при создании и эксплуатации системы. Выполнена постановка задачи построения оптимальной ГИС предприятия.

Ключевые слова: эффективность геоинформационных систем, показатели и критерии эффективности инновационной ГИС, постановка задачи оптимизации

Введение

Задача выбора и обоснования критериев эффективности автоматизированных систем (АС) является важной в теории сложных и инновационных систем и неоднократно рассматривалась в работах различных авторов [1-2]. Поэтому, прежде чем перейти к выбору и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.