Секция «Информационно-экономические системы»
УДК 656.043.2
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
А. Е. Чернова Научный руководитель - Т. Г. Долгова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: Alina.zefir@mail.ru
Рассмотрены проблемы контроля качества современных пассажирских перевозок. А также предложен современный и действенный способ сбора данных для регулирования качества пассажирских перевозок.
Ключевые слова: контроль качества, системный анализ, транспорт.
PASSENGER TRANSPORT QUALITY CONTROL INFORMATION SYSTEM
A. E. Chernova Scientific Supervisor - T. G. Dolgova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: Alina.zefir@mail.ru
This article discusses the problems of quality control of modern passenger transport. It also offers a modern and effective way to collect data to regulate the quality of passenger transport.
Keywords: quality control, system analysis, transport.
Всовременноммирекаждыйчеловексталкиваетсяснеобходимостьюпользоватьсяуслугамипа ссажнрскнхперевозок.Во время нахождения внутри транспортачеловек может столкнуться с различными трудностями. На данный момент стандартная процедура подачи жалобы на качество оказания транспортных услуг сложна и проходит в несколько этапов. Сначала необходимо обратится в депо, имея при себе билет, а после подать заявление о вашей жалобе. Либо обратиться по телефону на горячую линию,данный процесс занимает большое количество времени и бывает вовсе не эффективным. Есть возможность оставить заявку на сайте, но данный способ имеет недостаток, истец не может наблюдать процесс рассмотрения заявления, что обычно приводит к отсутствию каких-либо последствий. Можно сказать, что в данный момент деятельность пассажирских транспортных организаций находится под слабым контролем, что отрицательно сказывается на качестве пассажирских перевозок.
В настоящее время отсутствует единая система контроля рейтинга определённого транспорта и транспортных организаций. В перспективе такая система облегчит процесс подачи жалобы или наоборот положительных комментариев. Можно ориентироваться на практику и концепцию сервиса онлайн-заказа такси Яндекс.Такси. В данной компании присутствует система оценки поездки, каждый раз после использования такси клиентом предлагается оценить качество поездки и если оценка была ниже среднего, предлагается указать причину. Данная система может быть использована и в общественном транспорте [1].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2
Такая система уже вводится в Новосибирске и Москве. В Новосибирске уже идетработа посозданию информационной системы контроля качества пассажирских перевозок.Данная информационная система работает по технологии клиентсервер и состоит из мобильного приложения и сервера для сбора отзывов от граждан в течении дня. Для составления жалобы истец должен вести номер билета, если присутствует терминал, то его серийный номер, также номер маршрута и каким транспортом он пользовался на момент составленной жалобы. В городе Москва данная система используется в другом функционале, а именно для предотвращения происшествий с неоплатой проездного билета [2].
Важным вопросом при выборе системы является ее простота, доступность, эффективность. С точки зрения обычного пользователя общественного транспорта стоит выделить критерий доступности системы. Наиболее доступными вариантами является приложение в телефоне либо панель, установленная непосредственно прямо в транспорте. По объективным причинам второй вариант более доступен, но имеет свои особенности. Во-первых, конфиденциальность при подаче жалобы, могут быть инциденты, когда персонал транспорта будет выражать недовольство в сторону истца. Во-вторых, сам персонал может необъективно завышать свой рейтинг. В итоге подходящим вариантом остаётся разработка программного обеспечения для телефона.
Данная практика во всю уже используется в сфере такси, ее стоит только переориентировать под пользователей общественного транспорта. Интерфейс данногоприложения должен быть легок в использовании, так как оно ориентировано на группу различную по навыкам обращению с телефоном, начиная с подростков и заканчивая пожилыми людьми. Также в критерий доступности необходимо включить совмещение данного приложения с другим. Это связанно с тем, что люди не охотно скачивают много узконаправленных приложений, они занимают лишнюю память телефона.
В наше время большой популярностью пользуется приложения по отслеживанию местоположения транспорта и если добавить туда функцию оцениванию будет оптимальным решением. Процесс подачи жалобы будет аналогичен алгоритму, используемому в приложении Яндекс.Такси [3]. После или во время поездки пользователю будет предложен опрос о качестве и состоянии транспорта, также можно будет оставить письменный комментарий по поводу замеченных нарушений, с возможностью прикрепить видео или фотоматериал, для подтверждения факта нарушения. Данная информация будет собираться в единый центр оценки качества, где на основе этих данных будет формироваться рейтинг транспорта, а также будут предприниматься меру по устранению каких-либо нарушений. Но данные действия должны будут регламентироваться законодательными органами Российской федерации, иначе эффект улучшения может отсутствовать.
Библиографические ссылки
1. Пассажирские автомобильные перевозки /В. А.Гудков, Л. Б.Миротин, A.B. Вельможин, С. А.Ширяев. учебник для вузов / Под ред. В. А. Гудкова. - М.: Горячая линия -Телеком, 2016. - 448 с.
2. Создание автоматизированной информационной системы контроля за организацией перевозок Москве:: https://ppr.ru/projects/?id_4=5 (дата обращения: 10.01.2020).
3. Экономические методы управления качеством пассажирских автомобильныхперевозок. [Электронный ресурс]. - URL https://www.dissercat.com/content/ekonomicheskie-metody-upravleniya-kachestvom-passazhirskikh-avtomobilnykh-perevozok (дата обращения: 12.01.2020).
© Чернова А. Е., 2020