Научная статья на тему 'Информационная система городского наземного пассажирского транспорта'

Информационная система городского наземного пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
940
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОР ТОМ / ГОРОДСКОЙ НАЗЕМНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / СЕТЬ / БАЗЫ ДАН НЫХ / TRANSPORT MANAGEMENT INFORMATION SYSTEM / URBAN OVERGROUND PASSENGER TRANSPORT / NETWORK / DATABASES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ульянов С. А.

Представлено описание структуры информационной системы управления транспортом, используемой на одном из крупнейших предприятий наземного городского транспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ульянов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information system for urban overground passen= ger transport

The article presents a description of structure for transport management system used by one of the largest companies operating overground urban transport.

Текст научной работы на тему «Информационная система городского наземного пассажирского транспорта»

^^ • НАУКА

Рис. 9- Поля распределения эквивалентных напряжений (по теории Мизеса), возникающие в элементах стоек кузова полувагона переменного по высоте сечения при действии распорных сил, МПа

предусмотрены скругления радиусом 250 мм, а также уклон 3° по отношению к раме. В конструкции вагона применены тележки новой конструкции (модель 18-9889 с осевой нагрузкой 27 т).

Сравнительные технические характеристики разработанного полувагона с существующими аналогами приведены в таблице.

Таким образом, применение профиля стоек боковых стен в виде прямоугольной трубы переменного по высоте сечения позволило увеличить объем кузова полувагона при снижении его массы тары, а также обеспечить требования прочности и надежности в соответствии с [1]. Верхняя обвязка, выполненная из прямоугольной трубы сечением 100 х 160 х 8, также обеспечивает работоспособность конструкции в соответствии с [там же] и позволяет исключить местные прогибы от захватов на вагоноопрокидывателях.

Работа выполнена при поддержке Правительства Российской Федерации (субсидия Министерства образования и науки).

Литература

1. Нормы для расчета и проектирования вагонов, железных дорог МПС колеи 1520 мм 1996 (несамоходных). — М.: ГосНИИВ-ВНИИЖТ, 1996.

2. Афанасьев А. Е., Хилов И. А. Выбор параметров узла заделки стойки боковой стены полувагона // Исследование усталостной прочности узлов и выбор параметров новых грузовых вагонов. Сб. науч. тр. — СПб.: Инженерный центр вагоностроения, 2009. — Вып. 7. — С. 34-43.

3. ГОСТ 30245-2003 «Профили стальные гнутые замкнутые сварные квадратные и прямоугольные для строительных конструкций. Технические условия».

4. НБ ЖТ ЦВ 01-98 «Вагоны грузовые железнодорожные. Нормы безопасности» (в редакции от 11.02.2009 г., приказ № 22).

Рис. 10. Глуходонный полувагон модели 12-9893 увеличенной грузоподъемности и вместимости

Информационная система городского наземного пассажирского транспорта

а

С. А. УЛЬЯНОВ, канд. экон. наук, главный конструктор ООО «Инвест Проект Сеть»

Важнейшей составляющей эффективного управления городским пассажирским транспортом является наличие развитой информационной системы. Автор представляет описание структуры одной из таких информационных систем, используемой крупнейшим предприятием наземного городского транспорта.

У правление транспортной инфраструктурой региона подразумевает охват широкого спектра задач, таких как эффективное планирование перевозочного процесса, схем развития улично-дорожной сети, маршрутов общественного транспорта и др. Наземный общественный транспорт и метро являются ключевыми средствами передвижения по городу для основной массы населения. Например, система городского наземного пассажирского транспорта г. Москвы (ГУП «Мосгортранс») эксплуатирует более 7 тыс. единиц подвижного состава и обеспечивает перевозку 8 млн пассажиров в сутки на 640 маршрутах [2].

В условиях динамичного развития городов и усложнения их транспортной сети в целом эффективная организация пассажирских перевозок представляет собой важнейшую задачу, решить которую можно только с помощью внедрения современных информационных технологий при разработке комплексной системы автоматизации транспорта. Такой подход позволяет на современном уровне осуществлять автоматизированный контроль, учет и планирование транспортной работы, централизованное диспетчерское управле-

ние наземным пассажирским транспортом, создавать сервисы по информированию населения о движении подвижного состава и др.

Структура управления городским пассажирским транспортом подчинена выполнению основной задачи — осуществлению перевозки пассажиров с наименьшими затратами ресурсов и времени и предоставлением максимальных удобств при безусловном соблюдении требований безопасности. Для управления перевозками необходимо использование развитой информационной системы (ИС), обеспечивающей взаимосвязь технических и программных средств, методов и персонала. ИС используется для хранения, обработки и предоставления информации, обслуживания различных видов информационных сервисов в интересах решения поставленной задачи.

На рис. представлена структура ИС, используемой в ГУП «Мосгортранс». Она характеризуется распределением функций между иерархическими уровнями.

В состав ИС входит корпоративная сеть (КС), объединяющая локальные вычислительные сети (ЛВС) филиалов и

НАУКА

Интернет-провайдер

ЛВС филиалов

Провайдер «виртуальной частной сети» типа IP VPN

Маршрутизатор «защитный экран» в Интернет

Корпоративная . сеть

Маршрутизатор «защитный экран» в КС

/

Магистральный маршрутизатор с контролем доступа

.-■» ЛВС

\ центрального ! аппарата

Группа пользовательских коммутаторов

Группа серверных коммутаторов

АРМы пользователей

Группы серверов

СС СП

Рис. Структура информационной системы ГУП «Мосгор-транс.

центрального аппарата посредством линии связи и сетевого оборудования [там же]. ЛВС включают в себя серверы, рабочие станции, периферийные устройства, другие элементы ИС. Линии связи представляют собой широкополосные каналы передачи данных. В качестве базового сетевого протокола используется TCP/IP.

Основной задачей, решаемой с помощью ИС городского наземного пассажирского транспорта, является автоматизация финансово-хозяйственной деятельности предприятия. ИС обеспечивает предоставление пользователям доступа к совместно используемым файловым ресурсам и серверам баз данных, внутренним и внешним веб-ресурсам, организацию работы с периферийными устройствами, системами хранения и резервирования данных, предоставление услуг электронной почты. Она характеризуется отказоустойчивостью в работе и защищенностью от вирусов. Это достигается за счет использования специализированных приложений и стандартных сетевых сервисов. К специализированным приложениям относятся программно-аппаратные комплексы: SAP R/3, автоматизированная система управления движением (АСУД), геоинформационная система (ГИС), информационный веб-портал и др. [1; 2].

В состав ЛВС центрального аппарата ГУП «Мосгортранс» входят более 30 серверов, работающих под управлением операционных систем (ОС) MS Windows Server, HP UX, Linux. Функционально они подразделяются на группы серверов поддержки специализированных приложений (СП) и серверов поддержки стандартных сетевых сервисов (СС). В СП используются базы данных Oracle, MS SQL, MySQL, Interbase. СС предоставляют файловые сервисы, почтовые сервисы, серви-

сы безопасности, сетевые сервисы (DHCP, ActiveDirectory и пр.) и др.

Основу ЛВС центрального аппарата составляют группы пользовательских и серверных коммутаторов HP Procurve и Cisco Catalyst. Емкость группы пользовательских коммутаторов — более 400 портов, предназначенных для подключения автоматизированных рабочих мест (АРМ) пользователей, работающих под управлением ОС MS Windows XP, Vista и др. Более чем 40 портов обеспечивают подключение сетевых принтеров, плоттеров, сканеров.

В ИС ГУП «Мосгортранс» для передачи данных используются выделенные магистральные каналы взаимодействия с филиалами КС и канал доступа в Интернет. Управление подключениями к КС и Интернету осуществляется при помощи маршрутизаторов Cisco типа «защитный экран». Доступ в Интернет обеспечивается по выделенному оптическому каналу с пропускной способностью 10 Мбит/с и резервному каналу 128 кбит/с. ЛВС центрального аппарата подключена к КС с помощью дублированной оптической линии пропускной способностью 100 Мбит/с. Филиалы подключаются к КС посредством оптических каналов (пропускная способность — 2 Мбит/с) или выделенных каналов (до 512 кбит/с).

В ИС ГУП «Мосгортранс» обрабатываются различные виды конфиденциальной информации. Безопасность работы достигается за счет использования различных видов защиты [2]. В частности, доступ к ресурсам ЛВС осуществляется зарегистрированными пользователями после аутентификации уникального имени и пароля на основе Microsoft Active Directory, реализованной в операционной системе Microsoft Windows Server. Для контроля доступа к ЛВС используется программный комплекс Network Protection Server (NPS) в составе Windows Server, реализующий технологию Network Access Protection (NAP). Авторизация устройств ЛВС производится пользовательскими коммутаторами HP ProCurve при взаимодействии с NPS по протоколу RADIUS. Права сетевого доступа определяются магистральным маршрутизатором с контролем доступа HP ProCurve. Каналы связи, используемые в КС, предоставляются провайдером виртуальной частной сети IP VPN, которая обеспечивает уровень безопасности по классу 1Г. Защита при подключении к Интернету обеспечивается с помощью программно-аппаратного комплекса Microsoft Internet Security and Acceleration (ISA) Server и маршрутизатора Cisco с функцией «защитный экран». В качестве антивирусной защиты серверов используется Kaspersky Business Space Security, а для защиты компьютеров применяется Dr.Web Enterprise Suite.

Разветвленная ИС наземного городского пассажирского транспорта позволяет автоматизировать технологические процессы и уровни управления транспортной инфраструктурой, обеспечивает планирование маршрутов, мониторинг и оперативное управление, комплексную сервисную поддержку, построение аналитической и финансовой отчетности, предоставление информационных сервисов гражданам и др. Важнейшими условиями развития ИС являются возможность осуществлять его поэтапно, а также способность адаптироваться под изменяющиеся со временем требования.

Литература

1. Ульянов С. А. Информационные технологии в управлении транспортной корпорацией: Монография. — М.: АПМ, 1999. — 144 с.

2. Ульянов С. А. Автоматизация управления движением на городском наземном пассажирском транспорте: Монография. — М.: МИИТ, 2007. — 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.