Научная статья на тему 'Информационная система формирования и учета учебно-методических комплексов дисциплин'

Информационная система формирования и учета учебно-методических комплексов дисциплин Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
169
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОТОКОВ ДАННЫХ / DATA FLOW MODEL / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX OF A DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Колмыков С.Н.

Представлена архитектура системы в виде функциональных модулей, выполняющих преобразования данных. Описаны модели потоков данных для режимов создания и редактирования учебно-методических комплексов дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Колмыков С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SYSTEM TO FORM AND ACCOUNT EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX OF A DISCIPLINE

The research represents architecture of a system in the form of functional modules that perform data conversion. The paper also describes data flow model for mode of creation and editing educational-methodical complex of a discipline.

Текст научной работы на тему «Информационная система формирования и учета учебно-методических комплексов дисциплин»

Система позволяет выбирать индивидуальные траектории обучения в зависимости от опыта работы пользователя с изучаемым оборудованием, целей обучения и других характеристик пользователей [5].

Библиографические ссылки

1. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М. : Филинъ, 2003. 616 с.

2. Ноженкова Л. Ф., Исаева О. С., Грузенко Е. А. Построение программно-математической модели командно-измерительной системы космического аппарата // Информатизация и связь. 2014. № 1. С. 87-93.

3. Моделирование и анализ функционирования бортовой аппаратуры командно-измерительной системы космического аппарата / О. С. Исаева [и др.] // Информатизация и связь. 2015. № 1. С. 58-64.

4. Колдырев А. Ю. Программно-инструментальная поддержка учебно-исследовательской подготовки конструкторов бортовой аппаратуры командно-измерительной системы космического аппарата // Решет-невские чтения : материалы XVIII Междунар. науч. конф. Красноярск, 2014. Ч. 2. С. 253-254.

5. Колдырев А. Ю. Дифференциация учебного процесса на основе алгоритма классификации // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 56-59.

References

1. Bashmakov A. I., Bashmakov I. A. Razrabotka komp'juternyh uchebnikov i obuchajushhih sistem

[Development of computer manuals and training systems]. M. : Informatsionno-izdatel'skiy dom "Filin", 2003. 616 p.

2. Nozhenkova L. F., Isaeva O. S., Gruzenko E. A. Postroenie programmno-matematicheskoj modeli komandno-izmeritel'noj sistemy kosmicheskogo apparata [Building software and a mathematical model of spacecraft command and measuring system] // Informatizatsiya i svyaz. 2014. No. 1, рp. 87-93.

3. Modelirovanie i analiz funkcionirovanija bortovoj apparatury komandno-izmeritel'noj sistemy kosmi-cheskogo apparata [Simulation and analysis of the functioning of on-board equipment of command and measuring system of the spacecraft] / Isaeva O. S., Gruzenko E. A., Vogorovskiy R. V., Koldyrev A. Yu. // Informatizatsiya i svyaz. 2015. No. 1, рp. 58-64.

4. Koldyrev A. Yu. Programmno-instrumental'naja podderzhka uchebno-issledovatel'skoj podgotovki kon-struktorov bortovoj apparatury komandno-izmeritel'noj sistemy kosmicheskogo apparata [Software tool support of education and research activities of designers of onboard command and measuring system of the spacecraft] // Мaterialy XVIII Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XV Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2015. P. 2, рp. 253-254.

5. Koldyrev A. Yu. Differenciacija uchebnogo processa na osnove algoritma klassifikacii [Differentiation of the educational process based-on classification algorithm] // Molodoj uchenyj. 2015. No. 11, рp. 56-59.

© Ko^bipeB A. to., 2015

УДК 004.9

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И УЧЕТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДИСЦИПЛИН

С. Н. Колмыков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: freezy5@yandex.ru

Представлена архитектура системы в виде функциональных модулей, выполняющих преобразования данных. Описаны модели потоков данных для режимов создания и редактирования учебно-методических комплексов дисциплин.

Ключевые слова: модель потоков данных, учебно-методический комплекс дисциплины.

INFORMATION SYSTEM TO FORM AND ACCOUNT EDUCATIONAL-METHODICAL

COMPLEX OF A DISCIPLINE

S. N. Kolmykov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: freezy5@yandex.ru

Решетнеескцие чтения. 2015

The research represents architecture of a system in the form of functional modules that perform data conversion. The paper also describes data flow model for mode of creation and editing educational-methodical complex of a discipline.

Keywords: data flow model, educational-methodical complex of a discipline.

Важнейшим этапом создания информационной системы (ИС) является её архитектурное проектирование. Одним из способов проектирования архитектуры системы является определение ее функциональных модулей на основе моделей потоков данных. Преимуществами такого подхода являются возможность повторного использования преобразований и модификации системы путем непосредственного добавления новых преобразований, простота реализации как последовательной, так и параллельной систем [1].

Основой реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в учебном процессе являются учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) [2; 3]. Процесс разработки и модификации УМКД (при изменении поколений ФГОС) преподавателями кафедр является весьма трудоемким, что делает актуальной задачу разработки информационной системы автоматизации этого процесса. Такая информационная система должна поддерживать режимы разработки создания и редактирования УМКД.

Модель потоков данных для режима создания УМКД представлена на рис. 1. На входе в систему

подаются документы, составляющие УМКД, например, такие как рабочая программа дисциплины, рейтинг-планы, график учебного процесса и т. п. Далее система открывает шаблон документа, на основе которого будет создан один из документов, входящих в перечень УМКД, например, рабочая программа дисциплины. Затем происходит заполнение полей шаблона преподавателем, на основании созданного им ранее документа рабочей программы. Система выдаст электронные версии документов, которые после будут связаны в один комплекс, который и будет являться результатом работы системы.

В режиме редактирования УМКД (рис. 2) система может вносить изменения в существующие УМКД. Редактирование будет происходить следующим образом: открывается существующий УМКД, выбирается один из документов для внесения изменений, например, рабочая программа дисциплины. Система получает поля, доступные для редактирования, в которые впоследствии вносятся изменения. Эти изменения, в дальнейшем, при сохранении позволяют обновить содержание документов, составляющих УМКД.

Рис. 1. Модель потоков данных для режима создания УМКД

Рис. 2. Модель потоков данных для режима редактирования УМКД

Данная система разрабатывается в виде модуля на платформе ERP-системы [4] Odoo [5].

Библиографические ссылки

1. Соммервилл И. Инженерия программного обеспечения. М. : Вильямс, 2002. 219 с.

2. УМКД [Электронный ресурс]. URL: http://www.bti.secna.ru/teacher/umk/standard.shtml (дата обращения: 4.09.2015).

3. ФГОС [Электронный ресурс]. URL: http:// ми-нобрнауки.рф/документы/336#зе1= 1.1,1:35 (дата обращения: 4.09.2015).

4. ERP definition - Enterprise Resource Planning -Gartner IT [Электронный ресурс]. URL: http://www. gartner.com/technology/it-glossary/erp.jsp (дата обращения: 4.09.2015).

5. Официальный сайт Odoo [Электронный ресурс]. URL: http://odoo.com (дата обращения: 4.09.2015).

References

1. Sommerville I. Software Engineering. E. : Addison-Wesley, 2002. 219 p.

2. EMCD. Available at: http://www.bti.secna.ru/ teacher/umk/standard.shtml (accessed: 4.09.2015).

3. FSES. Available at: httpy/минобрнауки.рф/до-кументы/336#sel=1.1,1:35 (accessed: 4.09.2015).

4. ERP definition - Enterprise Resource Planning -Gartner IT. Available at: http://www.gartner.com/ technology/it-glossary/erp.jsp (accessed: 4.09.2015).

5. Official site Odoo. Available at: http://odoo.com (accessed: 4.09.2015).

© Колмыков С. Н., 2015

УДК 004.056:378.048.2

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

И. З. Краснов E-mail: bk_24@bk.ru

Изложен опыт применения технологий в устойчивых информационных системах с учетом человеческого фактора. Приведено описание методики и результаты использования компетентностного подхода к организации устойчивых информационных систем с учетом человеческого фактора как основного ресурса производства.

Ключевые слова: компетентность, человеческий фактор, инсайдеры, матрица доступа, устойчивость информационной системы.

MODEL OF INFORMATION STRUCTURE OF THE ORGANIZATION ON THE BASIS OF THE COMPETENCY APPROACH

I. Z. Krasnov E-mail: bk_24@bk.ru

The article describes the experience of using technology in sustainable information systems, taking into account the human factor. The author gives a description of the methodology and results of using the competency approach to the organization of sustainable information systems, taking into account the human factor as the main production resource.

Keywords: competence, the human factor, insiders, access matrix, the stability of the information system.

Проблема обеспечения устойчивости информационных систем. С развитием информационных технологий все более актуальной становится задача разработки методов обеспечения устойчивости информационных систем. Актуальность работы соответствует более широкой проблеме, чем создание технологической защиты информационных ресурсов в системе информационной безопасности по защите от деятельности инсайдеров.

В современных условиях информатизации общества одним из решающих факторов, определяющих устойчивое функционирование информационной системы,

является высокий уровень профессионализма пользователей, которые обращаются к информационным ресурсам организации. Профессионализм пользователя определяется расчетным уровнем компетентности относительно требуемой деятельности соответствующего бизнес-процесса, основанного на ИС. В расчетах уровня компетентности учитываются как психологические предрасположенности к деятельности, так и образовательные характеристики каждого пользователя, его профильное образование и опыт работы в векторе профессиональной деятельности. В соответствии с расчетным уровнем компетентности каждый пользователь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.