Научная статья на тему 'Информационная система анализа электронных услуг в муниципальных образованиях'

Информационная система анализа электронных услуг в муниципальных образованиях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Иванова Н.Ю., Орлов С.П.

В статье рассматривается задача автоматизации анализа и контроля электронных услуг, оказываемых населению организациями муниципальных образований. Приведена структурная схема информационных потоков в системе электронных услуг. Сформулирована математическая задача оценки эффективности оказания электронных услуг, которая использует методологию анализа среды функционирования. Приведен пример экранной формы отчета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Иванова Н.Ю., Орлов С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная система анализа электронных услуг в муниципальных образованиях»

сти госсектора зачастую становятся стимулом для создания новых технологий, алгоритмов работы и экономическим локомотивом продвижения информационных технологий. Особенно это важно в последнее время, когда наблюдается замедление роста потребления российскими компаниями услуг предоставляемых отечественными дата-центрами. Все участники ИКТ, являются заинтересованной стороной и внимательно следят за развитием проекта перехода госструктур в облачные технологии. Ожидается, что этот процесс придаст дополнительный мощный импульс в развитие отечественной ИТ-отрасли, что благотворно скажется и на отношении отечественного, а заодно, возможно, и зарубежного бизнеса к услугам отечественных провайдеров.

Список источников:

1. Обзор облачных сервисов группы CNews analytics.

2. Департамент информационных технологий // Инфогород. - № 18.

3. http://www.comnews.ru/node/78031.

4. http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/70/.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА АНАЛИЗА ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

© Иванова Н.Ю.*, Орлов С.П.Ф

Самарский государственный технический университет, г. Самара

В статье рассматривается задача автоматизации анализа и контроля электронных услуг, оказываемых населению организациями муниципальных образований. Приведена структурная схема информационных потоков в системе электронных услуг. Сформулирована математическая задача оценки эффективности оказания электронных услуг, которая использует методологию анализа среды функционирования. Приведен пример экранной формы отчета.

Ключевые слова информационная система, электронные услуги, муниципальное управление, анализ среды функционирования.

Приоритетная цель муниципального управления - повышение уровня жизни жителей, развитие инфраструктуры, эффективное использование имеющихся в рамках муниципалитета возможностей [1]. Отсутствие доступной и понятной информации об условиях предоставления услуг, длительность сроков принятия решения, несоблюдение требований комфортности оказа-

* Магистрант кафедры Вычислительной техники.

* Заведующий кафедрой Вычислительной техники, доктор технических наук, профессор.

ния услуг - это лишь часть тех проблем, с которыми приходится сталкиваться населению при взаимодействии с органами власти.

Таким образом, можно выделить следующий ряд проблем в нынешнем муниципальном управлении:

- неосведомленность населения о возможностях работы с муниципальной властью;

- трудоемкость и большие временные затраты при взаимодействии граждан с органами исполнительной власти;

- невозможность контроля сроков и качества выполнения работ в различных сферах городского хозяйства;

- неразвитость механизмов общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;

- отсутствие централизованного, стандартизированного хранилища данных об обращениях жителей в органы муниципальной власти.

Таблица 1

Преимущества внедрения информационной системы анализа электронных услуг

Преимущество Результат

Улучшение услуги - Повышение комфортности подачи обращения; - Автоматическое оповещение гражданина о прохождении его сообщения по процессу обработки; - Предоставление возможности контроля гражданином устранения претензии.

Увеличение эффективности и производительности - Уменьшение времени прохождения сообщения по процессу с момента поступления обращения до окончания обработки; - Возможность оценивать различные пути обработки обращения и эффективность отдельных участников процесса.

Предоставление своевременной и надежной информации - Своевременная подача гражданином сообщения вследствие увеличения комфортности подачи; - Автоматическое оповещение участников процесса о состоянии обращения.

Улучшение коммуникаций - Моментальный доступ участников процесса к сообщению гражданина и связанной с ним информации.

Использование знаний - Возможность сохранения и анализа накопленной в ходе обработки сообщения информации.

Структурная схема организации информационных потоков при обработке электронных услуг приведена на рис. 1. Мониторинг осуществляется с использованием информационных технологий, обеспечивающих организацию рабочей среды для экспертов и специалистов, непосредственно осуществляющих мониторинг, импорт данных об объектах в формате XML, построение диаграмм и графиков по данным мониторинга в соответствии с заданными шаблонами с возможностью группировки данных. В качестве исходных данных, берутся данные об электронной услуге, заявителе и организации.

Одной из важных задач является оценка эффективности работы отдельных организаций и подразделений по предоставлению населению электронных услуг. Существует много различных методик для анализа эффективности. В данной статье предлагается использовать метод анализа среды функционирования АСФ (в англоязычной литературе - Data Envelopment Analysis, DEA) [2-4]. Предлагается применить этот метод для интегральной оценки эффективности обработки электронных услуг муниципальными организациями.

Рис. 1. Информационные потоки в системе анализа электронных услуг населения

Рассматривается совокупность из N организаций. Для них формируется множество параметров, одни из которых являются входами, а другие - выходами оцениваемого объекта: Х1п - количество жителей в районе, обслуживаемом п-й организацией; Х2п - количество типов оказываемых электронных услуг; У\п - количество оказанных услуг в заданный период времени; У2п -средний процент выполнения услуг; У3п - средний процент услуг, задержанных по нормативным срокам.

Методология АСФ позволяет находить не только различные меры эффективности функционирования экономических объектов, но и определять

важные экономические показатели, такие как эффект масштаба, эластичность и маргинальные коэффициенты.

Основная модель CCR [2] для оценки эффективности n объектов является задачей линейного программирования:

min ©, (1)

при условии:

©х0 - ХЛ> 0,

ГЛ> Уо,

л> о,

где X - матрица входов;

Y - матрица выходов;

0 - величина эффективности исследуемого объекта, меньшая или равная единице;

X - полуположительный вектор (фактор взвешивания), Xj > 0, Xj Ф 0, V j = 1, ..., n.

Решение задачи (1) сводится к n процедурам решения с помощью симплекс-метода системы линейных уравнений размерности n. Получаемые решения позволяют провести кластеризацию организаций по эффективности и оценить необходимые изменения ее параметров для повышения значения эффективности 0.

Существует один важный аспект, который в АСФ влияет на количество используемых для оценки параметров. Увеличение размерности задачи приводит к вычислительным сложностям, поэтому нежелательно использовать большое число входов и выходов в модели. Следует выбирать наиболее информативные параметры, имеющие достоверные значения.

Такой подход к оценке и выбору объектов финансирования успешно применялся при формировании и управлении региональной программой водоснабжения и описан в работе [5].

Описываемая информационная система анализа электронных услуг реализована с помощью следующих технологий. В качестве СУБД используется Oracle 11, бизнес логика реализована на Java EJB 3.0. Система работает под управлением сервера Jboss 4.2.3. Веб-часть также реализована на Java с использованием фреймворка Apache Struts и работает под управлением контейнера сервлетов Apache Tomcat 6. При этом пользовательский интерфейс реализован с использованием фреймворка Javascript ExtJS 4.

Фрагмент формируемого отчета по статистике услуг приведен на рис. 2.

Разрабатываемая система внедряется в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

с D Е F G Н I J К L М N О Р Q R S т и V W

Статистика по госуслугам

Наименование Кол-во обращений за услугой (кол-во заявлений) Кол-во предоставле иных услуг (кол-во отработанны х заявлений) Кол-во Отправ Кол-во консуль таций Кол-в межведомственных запросов

АСХЭД ФОН В РОИВ ОМСУ со За пределы СО

Элек тр Бумаж МФЦ Элек тр Бумаж Элек тр Бума ж Элек тр Бума ж Элек тр Бума ж Элек тр Бума ж Элек тр Бума ж

Возмещение затрат на погребение 0 14 О 0 14 0 0 1 0 1 0 о 0 0 а 0 О

Выдача гражданам удостоверений, подтверждающих статус лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие техногенных 0 7 0 0 7 0 0 0 2 0 0 0 0 0 а 0 0

Выдача разрешений на распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетним недееспособным или не полностью дееспособным 0 626 0 0 626 0 0 45 25 0 0 0 0 1 4 0 0

Выдача разрешений на совершение отдельных сделок по отчуждению имущества 0 4 0 0 4 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Выдача согласия на заключение трудового договора с лицами. 0 11 0 0 11 0 0 10 0 0 0 0 0 0 а 0 0

Рис. 2. Отчет по статистике электронных услуг

Список литературы:

1. Система муниципального управления: учеб. для вузов / под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Изд. дом «Питер», 2008. - 512 с.

2. Banker R.D. Same models of estimating technical and scale inefficiencies in Data Envelopment Analysis / R.D. Banker, A. Charnes, W.W. Cooper // Management science. - 1984. - № 30 (9). - P. 1078-1092.

3. Ramanathan R. An Introduction to Data Envelopment Analysis / R. Ra-manathan // A Tool for Performance Measurement. Sage Publications. -2003. - P. 25.

4. Пискунов А.А. Использование методологии АСФ для оценки эффективности расходования бюджетных средств на государственное управление в субъектах Российской Федерации / А.А. Пискунов, И.И. Ива-нюк, А.В. Лычев, В.Е. Кривоножко // Вестник АКСОР. - 2009. - № 2. -С. 28-36.

5. Орлов С.П. Комплексная оценка и классификация объектов водоснабжения регионов / С.П. Орлов, Д.А. Нечаев // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Серия Технические науки. - 2013. - Вып. 1 (37). -С. 14-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.