Раздел III. Революции в науке и технологии
УДК 316.4:331
ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ
Т.М. Хусяинов, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" - Нижний Новгород; «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Нижний Новгород, Россия), email: [email protected]
Аннотация. Автор данной работы анализирует основные тенденции в сфере трудовых отношений, и влияние на происходящие изменения в контексте Информационной революции.
Ключевые слова: занятость, трудовые отношения, научно-техническая революция, Информационная революция, труд.
THE INFORMATION REVOLUTION AND THE TRANSFORMATION OF
EMPLOYMENT
Abstract. The author of this paper analyzes the main trends in the field of labor relations and the impact of the changes taking place in the context of the information revolution.
Keywords: employment, labor relations, scientific and technical revolution, information revolution, labor.
Научные и технические достижения формируют новую картину мира - новые факты требуют серьёзного пересмотра теоретических оснований науки или возникновения дополнительной частной теории; разница заключается лишь в масштабе этих изменений. В рамках концепции Томаса Куна научная революция, являющаяся качественно новым этапом в развитии знаний о мире, определяется как смена одной парадигмы другой [2].
Научно-техническая революция (НТР) - один из наиболее важных феноменов, который влияет на все стороны жизни общества и каждого его члена, представляя собой глобальный процесс, который затрагивает все страны, вне зависимости от их социально-экономического и социально-политического развития. В узком смысле НТР является коренной перестройкой технических основ материального производства на основе превращения достижений науки в ведущий фактор производства. Постоянное развитие общественного производства и достижение новых знаний являются фундаментальной основой экономической жизни человечества.
В современной науке существуют различные подходы к рассмотрению НТР и её периодизации. Так, Элвином Тоффлером выделены три «волны» в развитии общества: аграрная, индустриальная и информационная [5]. А.И. Ракитов говорит о пяти революциях, связывая каждую из них с развитием в области информации: появление языка, изобретение письменности, изобретение книгопечатания, изобретение телефона и телеграфа, изобретение компьютеров и возникновение сети Интернет [4]. Классик теории постиндустриального общества - американский социолог Дэниэл Белл выделяет три НТР: 1) изобретение паровой машины; 2) крупные достижения в области электричества и химии; 3) созда-
ние компьютеров [1]. Словак Даниэль Смихула предложил выделение технических революций, разделив при этом их на две группы: в первую вошли те, которые произошли в до-современную эпоху; во вторую те, которые относятся уже к современной эпохе; а рубежом, их разделяющим, является 1600 г. [7].
Проблема трудовой деятельности является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Достижения в науке и технике оказывают существенное влияние на социально-трудовые отношения, структуру трудовых сил: формируются новые группы, иерархия, сферы деятельности; одни профессии исчезают, а им на смену приходят новые.
Последние века характеризуются активным созданием и внедрением разного рода техники, которая снижает затрачиваемые на труд усилия и, стало быть, может существенно снижать потребность в количестве работников или вовсе заменять человеческий труд, автоматизируя его и повышая эффективность производства. Наука в этом процессе играет наиболее значимую роль, выступая генератором идей и превращаясь в непосредственную производительную силу, что является одной из важнейших характеристик НТР.
П « «
В контексте последней научно-технической революции, которую многие исследователи связывают, прежде всего, с созданием и бурным развитием компьютерной техники и Интернет-технологий, произошли серьёзные изменения в социально-трудовой структуре общества. Нарастают процессы информатизации, а затем и виртуализации, децентрализации в организации трудовых отношений, дестандартизации в производстве - ориентации не на массовое производство, а на создание уникального продукта. В сельском хозяйстве ведущую роль начинают играть электрофикация, механизация, мелиорация и химизация. На фоне этого значительно возрастает доля сферы услуг, в экономически развитых странах она занимает основную часть экономики (свыше 60%).
В новых условиях происходящие изменения обусловливают рост значения специальных знаний, профессиональной подготовки, образования и общей культуры человека. Стандартные формы и виды занятости уступают место атипичным (по меркам современности), а общество стремится к экономической свободе, эффективности и обеспеченности, что приводит к формированию новой структуры трудовых отношений, где физически тяжёлую работу выполняют роботы и автоматизированные системы, генная инженерия постепенно заменяет традиционное сельское хозяйство, а сфера услуг становится ещё более гибкой - каждый может стать свободным агентом, предлагающим свой собственный набор услуг. Последняя научно-техническая революция, которая относится к 1960-1980 гг., «Третья волна», по Тоффлеру, стала причиной «Третьей профессиональной революции», концепцию которой выдвинул Г. Перкин [6]. По его мнению, новые условия, новые требования рынка труда приводят к формированию новой категории работников - транспрофессионалов. В ходе глобальных изменений на рынке труда на первый план выдвигаются люди, которые относятся к представителям свободных профессий и готовы за счёт своего мышления и разных способов организации деятельности работать в различных профессиональных средах. Они не привязаны к какой-либо организации, могут свободно входить и выходить из организационной структуры. А решение сложных задач происходит средствами проектных команд.
При этом формируемое информационное общество для многих социологов представляется уже как «общество без труда», что связывается с сокращением периода эконо-
мической активности и времени пребывания на рынке труда, ростом безработицы и доли занятых неполный рабочий день.
Однако мы придерживаемся другой точки зрения, которая имеет место в современной науке. Будущее сохраняется за трудом, однако труд в этом случае будет представлен в новых, ранее неизвестных формах и наполнится новым содержанием, как то и происходило на протяжении всей истории, а сейчас наблюдается ярче всего в сегменте Интернет-занятости.
К. Маркс отмечал, что на высокой ступени развития крупной промышленности «труд выступает уже не столько как включенный в процесс производства, сколько как такой труд, при котором человек, наоборот, относится к самому процессу производства как его контролер и регулировщик. Вместо того чтобы быть главным агентом производства, рабочий становится рядом с ним» [3, с. 197]. В ходе научно-технических достижений производственный процесс постепенно освобождается от ограниченных возможностей человеческого организма, прежде всего физической силы, а затем и скорости реакции, зрительных возможностей; интеллектуальный труд всё больше преобладает над физическим. Современный рабочий претендует на функции владельца и управляющего капиталом.
Литература:
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999. 956 с.
2. Кун Т. Структура научных революций. М.: аСт, 2003. 605 с.
3. Маркс К. Первоначальный вариант «Капитала» (Экономические рукописи К. Маркса 1857-1859 годов). М.: Политиздат, 1987. 463 с.
4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: По-литиздат, 1991. 287 с.
5. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. 525 с.
6. Perkin G. The Third Revolution: Professional Society in International Perspective. L.: Routledge, 1996. 272 p.
7. Smihula D. Long waves of technological innovations // Studia política Slovaca. 2011. №2. PP. 50-69.
References:
1. Bell D. Grjadushhee postindustrial'noe obshhestvo. M.: Academia, 1999. 956 s.
2. Kun T. Struktura nauchnyh revoljucij. M.: AST, 2003. 605 s.
3. Marks K. Pervonachal'nyj variant «Kapitala» (Jekonomicheskie rukopisi K. Marksa 18571859 godov). M.: Politizdat, 1987. 463 s.
4. Rakitov A.I. Filosofija komp'juternoj revoljucii. M.: Po-litizdat, 1991. 287 s.
5. Toffler Je. Tret'ja volna. M.: ACT, 1999. 525 s.
6. Perkin G. The Third Revolution: Professional Society in International Perspective. L.: Routledge, 1996. 272 p.
7. Smihula D. Long waves of technological innovations // Studia politica Slovaca. 2011. №2. PP. 50-69.
— • —
Сведения об авторе
Тимур Маратович Хусяинов, аспирант кафедры философии, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; менеджер факультета гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономика" - Нижний Новгород; технический редактор, научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Нижний Новгород, Россия).