Научная статья на тему 'Информационная потребность как теоретическая проблема'

Информационная потребность как теоретическая проблема Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
556
140
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / СМИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Загидуллина Марина Викторовна

В статье предлагается краткий обзор основных теоретических аспектов понятия «информационная потребность» и методика исследования информационной потребности современного общества.

INFORMATION NECESSITY AS A THEORETIC PROBLEM

The article is a review of main theoretical aspects of the term “information necessity” and the methods of investigation of this problem

Текст научной работы на тему «Информационная потребность как теоретическая проблема»

УДК 316.77

ББК Ч6

Загидуллина М.В.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Zagidullina M. V.

INFORMATION NECESSITY AS A THEORETIC PROBLEM

Ключевые слова: информационная потребность, информационное пространство, информационные потоки, информационные преференции, тематические потребности, СМИ.

Keywords: information necessity, information space, information floods, information preferences, mass-media.

Аннотация

В статье предлагается краткий обзор основных теоретических аспектов понятия «информационная потребность» и методика исследования информационной потребности современного общества.

Abstract

The article is a review of main theoretical aspects of the term “information necessity” and the methods of investigation of this problem

Серьезной проблемой современного общества можно считать противоречие между темпами развития информационного пространства и постоянным экспоненциональным ростом количества информации. Согласно ряду данных, к 2010 году объем информации достиг 988 экзабайт, что превышает объем 2006 года в шесть раз и соотносимо со всей информацией, зафиксированной человечеством в течение трех тысяч лет своего развития в до-компьютерную эпоху1. Такой объем информации получил образное определение «информационного взрыва», диалектически сочетающегося с «информационным голодом». Анализируя это противоречие, М. Н. Эпштейн заметил: «Значит, индивид все более чувствует себя калекой, неспособным полноценно соотноситься с окружающей информационной средой. Это особого рода увечье, когда человек лишается не внешних, а внутренних органов: зрение и слух принимают на себя чудовищную нагрузку, которую не выдерживают мозг и сердце»2. В таких условиях информационная потребность приобретает особые качества, анализ которых должен быть основой любого исследования современного состояния информационной потребности.

Теоретически информационная потребность впервые была описана Р. Тэйлором3. Он выделял четыре уровня четкости формулирования запроса (под которым он и понимал выражение информационной потребности): во-первых, «идеальный вопрос» - то есть вопрос, который индивид никогда не сможет сформулировать «реально», но который присутствует в его подсознании и воплощает неоформленную информационную потребность; во-вторых, осознанное отношение к информационной потребности, хотя и в неопределенной форме (Тэйлор отмечает, что при такой степени понимания потребности индивид может обратиться за помощью к какому-либо знающему человеку); в-третьих, это

1 Растущая цифровая среда: прогноз всемирного роста объемов информации до 2010 года = The Expanding

Digital Universe: A Forecast of Worldwide Information Growth Through 2010. URL:

http://12news.ru/doc1764.html.

2 Эпштейн, М.Н. Информационный взрыв и травма постмодерна // Звезда. - 1998. - № 2.

3 Taylor, Robert S. The process of asking questions // American Documentation. 1962. October. Volume 13. Issue 4.

Р. 391-396.

четкий вопрос исследователя, осознающего что и в каком виде он ищет; в-четвертых, это грамотный вопрос в дефинициях информационной системы. Таким образом, Тэйлор фактически предложил модель степени осознанности информационной потребности и указал на такой важный ее аспект, как возможность существования в неосознаваемом виде. Информационная потребность неосознаваемого типа не может быть четко структурирована; некоторые сведения о ней мы можем сегодня получить благодаря сервисам поисковых служб, предлагающих «топовые» запросы в качестве подсказок во время ввода вопроса. В частности, на запрос «зачем», самым частотным оказывается вопрос «зачем жить», а на запрос «почему» - «почему он не звонит» (дата обращения: 6 ноября 2011 года).

Исходя из этих предпосылок, мы могли бы переформулировать идеи Тэйлора, высказанные им применительно к технике задавания вопросов, относительно идеи информационной потребности личности. Здесь прежде всего мы выделим собственно информационную потребность постоянного типа, присутствующую в подсознании на уровне механизмов общей познавательной деятельности (эта потребность не формулируется в виде вопросов, по Тэйлору - «идеальный вопрос»); информационную потребность повседневности, не нуждающуюся в четких формулировках запросов; наконец, специальную информационную потребность, которая может быть выражена в виде четко сформулированного вопроса и «идеального запроса» к информационной системе.

Тогда структура информационных потребностей личности может быть выражена

так:

Все эти уровни «взаимопроницаемы» и не разделены жесткими границами. Модель не может отразить реальной пропорциональной соотнесенности каждого структурного элемента.

Однако для полноценной модели, которая позволит нам разработать релевантную методику исследования, этой схемы недостаточно. Здесь мы можем обобщить существующие подходы к решению этой задачи.

1. Информационная потребность разных общественных страт, коммьюнити, сообществ. Оценивается информационная потребность определенной специфической направленности - например, среди только учителей, или только студентов определенного факультета, или среди медицинских работников, или среди бизнесменов и т. п. Основное внимание исследователей сосредоточено на получении содержательной информации о

потребностях таких профессиональных (деятельностных) групп4. Это самый распространенный подход к изучению информационных потребностей в советской научной традиции (нередко в качестве референтных групп исследовались представители научного сообщества - специалисты вузов, потребители научно-технической информации)5

2. Информационно-источниковые преференции пользователей (что именно становится источником информации). Этот подход предполагает как общее изучение преференций (какой источник предпочитают), так и изучение содержательных преференций в рамках одного источника (особенно тщательно изучаются преференции читателей библиотек).

3. Коммуникативная модель реализации информационной потребности (анализ типов обращений за информацией, степени точности формулирования запроса и т. п.). Этот подход активизирован с переходом к электронным базам данных, он напрямую восходит к теории Тейлора6.

Для того чтобы разработать модель информационных потребностей, следует использовать системный подход

Модель может быть рассмотрена в рамках субъект-объектных отношений:

- характеристики (пол, возраст, уровень образования, вид занятости, принадлежность к определенной группе и др.);

- уровни информационной потребности (подсознательная, сознательная неоформленная, сознательная оформленная, четкий профессиональный запрос);

- выбор источников информации и зависимость этого выбора от внешних и внутренних факторов;

- критерии реализации потребности (валидность, точность, релевантность, полнота и др. желательные характеристики получаемой информации).

Тогда модель информационных потребностей личности может выглядеть следующим образом:

4 Например: Никитас, Д. Информационные потребности и источники информации для бизнеса.

URL: http://www.brainity.ru/business/review/13450/.

5 См.: Алферов, А.А. Информационные потребности ученого // Изв. Северо-Кавказского научного центра высшей школы. - 1976. - № 4. - С. 92-96; Бенедиктов, С.Б. К проблеме построения модели преподавателя при овладении им системой научно-технической информации // Совершенствование системы научнотехнической информации в вузах республики. - Минск: БелНИИНТИ, 1978. - С. 22-24; Коготков, С.Д. Некоторые вопросы теории информационных потребностей // Научно-техническая информация. Сер. 1. -1979. - № 2. - С. 1-8 и др.

6 См.: Казаков, Е.Н. Способы описания информационных потребностей пользователей при взаимодействии с электронными библиотеками через посредник с тезаурусом и рубрикатором.

URL: http://rcdl.ru/doc/2001/kazakov.pdf.

- Вызов, ответом на который

- Образование

- Пол

Принадлежность к группе по интересам

- Возраст

*•

Полученная информация

Чтобы организовать серьезное исследование информационной потребности, следует четко определить направление социологического опроса.

Обратимся к опыту проведения исследований информационной потребности населения без учета профессиональных страт. Основой для наблюдений станут результаты социологического исследования, проведенного совместно кафедрами культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств и кафедрой теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета7 в апреле - июне 2011 года - по методу целенаправленной квотной выборки (половозрастной состав населения Челябинска, выборочная совокупность 550 человек).

Социологический опрос включал 37 направлений, связанных с выявлением интенсивности информационной потребности, удовлетворенности доступными источниками получения информации, качественными характеристиками отношения населения к этим источникам (видам СМИ, конкретным изданиям, каналам и т. п.):

1. Место СМИ в структуре досуговых предпочтений населения.

2. Общая оценка СМИ населением.

3. Частота контактов потребителей с телевидением.

4. Частота контактов потребителей с радио.

5. Частота контактов потребителей с прессой.

6. Частота контактов потребителей с Интернет.

7. Мотивация обращения к СМИ.

8. Ключевой выбор при обращении к СМИ.

9. Привлекательность транслируемых в СМИ событий.

10. Наиболее значимые и важные для потребителя характеристики информации.

11. Отношение потребителей к достоверности информации.

12. Оценка политической независимости и объективности современных российских

13. Представления о наиболее достоверных источниках информации, «лидерах мнений»

14. Наиболее предпочтительные газетные жанры.

15. Наиболее предпочтительные типы журналов.

16. Наиболее предпочтительная тематика печатных материалов.

7 Руководители исследования: доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории массовых коммуникации ЧелГУ М. В. Загидуллина; доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой культурологии и социологии ЧГАКИ Л. Б. Зубанова.

СМИ.

17. Представление населения об отнесении себя к различным группам интернет -пользователей.

18. Обращение населения к наиболее популярным и востребованным интернет-источникам.

19. Наиболее предпочтительная тематика телепередач.

20. Специфика контактов населения с радио.

21. Предпочтения населения в получении информации о событиях города и региона.

22. Характеристика наличия имеющейся информации о событиях жизни города и региона.

23. Оценка полноты и насыщенности информационного рынка г. Челябинска: характеристика различных видов СМИ.

24. Интерес к программам челябинского телевидения.

25. Факторы выбора передач челябинского телевидения.

26. Характеристика и оценка телевизионных каналов Челябинска.

27. Характеристика и оценка рынка газет Челябинска.

28. Соотношение цены и качества печатной продукции (газеты, журналы Челябинска).

29. Характеристика и оценка рынка журнальной продукции Челябинска.

30. Характеристика и оценка рынка радиостанций Челябинска.

31. Выбор любимой радиостанции населением (открытый вопрос).

32. Выбор наиболее интересного интернет-источника Челябинска (открытый вопрос).

33. Представления населения о наиболее полном, интересном и содержательно насыщенном информационном источнике Челябинска (открытый вопрос).

34. Имена челябинских журналистов, обозревателей, ведущих телепрограмм, пользующихся наибольшими уважением и популярностью у населения (открытый вопрос).

35. Устойчивость интереса к челябинским СМИ за последний год.

36. Причины возрастания интереса к челябинским СМИ.

37. Направления совершенствования работы челябинских СМИ: оценка населения8.

Как видим из этого перечня, опрос был направлен на выявление места и роли СМИ в

осуществлении информационной потребности населения. Наиболее существенные перспективы исследования можно усматривать в приложении разработанной модели информационной потребности к содержанию социологического опроса.

Первая часть модели, предполагающая выявление и определение типа информационной потребности, сформулирована в виде позиций вопроса 7. Результаты отражены в таблице:

№ Вариант ответа %

1 потребность расширять свой общекультурный кругозор, ощущать себя информированным и осведомленным в событиях мира, страны, города 54,2

2 потребность в самообразовании, познании окружающей действительности, просвещение 34,7

8 Подробный отчет о проведенном исследовании содержится в коллективной монографии «Социокультурный потенциал Южного Урала: вызовы времени и ориентиры культурной политики» (Челябинск, 2011).

№ Вариант ответа %

3 потребность переживать новые ощущения и эмоции, радоваться и сопереживать происходящим событиям 22,3

4 потребность хотя бы таким образом уходить от обыденности, забывать о проблемах и трудностях 22,3

5 потребность развлекаться, получать удовольствие, не загружать себя 15,2

6 потребность обсуждать с друзьями и коллегами новую информацию, делиться впечатлениями 17,4

7 затрудняюсь ответить 7,4

Как видим, наиболее значимым мотивом обращения к СМИ как основному источнику информации становится активизация информационной потребности первого и второго типа (по Тэйлору). Это общая потребность «быть в курсе» событий. В меньшей степени для населения актуальны потребности третьего и четвертого типов, однако каждый третий опрошенный согласен, что для него значимо получение специальной информации.

Основной ряд вопросов был направлен на изучение выбора средства информации и объяснение этого выбора. Мы видим следующие возможности развития исследования:

1) необходимость выявления всего спектра источников информации для населения (выход за рамки изучения собственно места и роли СМИ в обществе);

2) установление требований к информации со стороны субъекта поиска (в частности в рамках критериев «точность» - «полнота»);

3) разработка вопросов, касающихся исследования проблемы «информационного голода» в условиях информационного взрыва.

На основе этих наблюдений можно перейти к формированию социологического опросника для более полного выявления состояния информационной потребности населения, степени ее выраженности и реализации.

С теоретической точки зрения, было бы значимо отказаться от принципа «СМИ -ориентированного» опросника и перейти к «информационно-центрической» модели. Это означает, что в центре системы вопросов в качестве объекта исследования должна помещаться именно информационная потребность, а не «место СМИ в жизни респондента». Тогда и могут быть обнаружены реальные «объемы» информационной потребности людей.

По мнению Н.А. Рубакина, изучавшего еще в конце XIX века потребности простых читателей в книге, литературе - в самом широком смысле этого слова9, - наибольший интерес для читателей представляет именно книга «инструктивного» характера. Это справочники по сельскому хозяйству, кустарным производствам, домашним работам: «Деревенская читающая публика не гонится за щекотанием нервов, как делает это публика столичная. Она требует от книги пользы»10.

Информационная потребность такого рода на сегодня остается наименее изученной

- поскольку, как и в приведенном выше примере опросника, исследователи сосредоточены на изучении востребованности тех или иных средств массовой информации.

Если же мы поставим своей задачей выявлять реальное состояние информационной потребности независимо от источников удовлетворения этой потребности, то

9 Рубакин, Н.А. К характеристике читателя и писателя из народа // Северный вестник. - 1891. - № 4. - С. 111-145.

10 Там же. - С. 133.

гипотетически открываются следующие ниши, требующие аналитической интенции.

1. Знаниевая потребность (прикладное знание). Бытие личности во многом осуществляется в рамках быта, ставящего постоянно множество конкретных прикладных задач, нуждающихся в немедленном решении. Источник информации здесь призван «научить, как» сделать необходимое действие, чтобы получить нужный результат. Размах этой потребности можно косвенно оценить по объемам книгопродаж, например, кулинарной серии. Однако это лишь косвенный показатель. Ни содержательная сторона этой потребности, ни формы получения знаний в этой сферы не прояснены.

2. Знаниевая потребность рекреационных практик. Это потребность в информации, соответствующей особым формам проведения досуга - например, решению кроссвордов, сканвордов, игр (в том числе он-лайн) типа «кто хочет стать миллионером», в целом геймерская практика, когда переход на новый уровень связан с получением особой информации.

3. Знаниевая потребность (ситуационное теоретическое знание). Наиболее часто -из-за потребности детей школьного возраста в какой-либо знаниевой информации при подготовке домашних заданий.

4. Знаниевая потребность (профессиональное теоретическое знание) - потребность возникает в процессе повышения квалификации, получения дополнительного или основного образования.

5. Информационная потребность ситуативного плана. Порождается слухами и случайно услышанными мнениями.

6. Информационная потребность постоянного типа (ориентирование в реальных событиях с целью прогноза и построения безопасной стратегии будущего).

Именно шестой тип информационной потребности (в основном) и будет нуждаться в обращении к СМИ. Однако каков объем этой потребности, как он соотносится с объемами потребностей других типов, выступает ли он в качестве постоянного стимула или может быть выдавлен в число неважных (и, следовательно, не относимых к потребностям) - все это вопросы, которые должны стать основанием серьезного полевого исследования, дающего достаточные материалы для научного обобщения проблемы.

Отсутствие фундаментальных исследований в сфере определения параметров информационной потребности делает такие исследования особенно актуальными и значимыми.

Библиографический список

1. Алферов, А.А. Информационные потребности ученого [Текст] / А.А. Алферов // Изв. высш. шк. - 1976. - № 4. - С. 92-96.

2. Бенедиктов, С.Б. К проблеме построения модели преподавателя при овладении им системой научно-технической информации [Текст] / С.Б. Бенедиктов // Совершенствование системы научно-технической информации в вузах республики. -Минск : БелНИИНТИ, 1978. - С. 22-24

3. Казаков, Е.Н. Способы описания информационных потребностей пользователей

при взаимодействии с электронными библиотеками через посредник с тезаурусом и

рубрикатором [Электронный ресурс] / Е.Н. Казаков. - http://rcdl.ru/doc/2001/kazakov.pdf. [дата обращения 01.11.11].

4. Коготков, С.Д. Некоторые вопросы теории информационных потребностей

[Текст] / С. Д. Коготков // Научно-техническая информация. Сер. 1. - 1979. - № 2. - С. 1-

8.

5. Никитас, Д. Информационные потребности и источники информации для бизнеса [Электронный ресурс] / Д. Никитас. - http://www.brainity.ru/business/review/13450/.[дата обращения 01.11.11].

6. Растущая цифровая среда: прогноз всемирного роста объемов информации до 2010 года = The Expanding Digital Universe: A Forecast of Worldwide Information Growth

Through 2010 [Электронный ресурс]. - http://12news.ru/doc1764.html [дата обращения 01.11.11].

7. Рубакин, Н.А. К характеристике читателя и писателя из народа [Текст] / Н. А. Рубакин // Северный вестник. - 1891. - № 4. - С. 111-145.

8. Социокультурный потенциал Южного Урала: вызовы времени и ориентиры культурной политики [Текст] : коллект. моногр. / под ред. проф. Л. Б. Зубановой. -Челябинск : Энциклопедия, 2011.

9. Эпштейн, М.Н. Информационный взрыв и травма постмодерна [Текст] / М.Н. Эпштейн // Звезда. - 1998. - № 2.

10. Taylor, R. S. The process of asking questions [Text] / Robert S. Taylor // American Documentation. - 1962. - October. - Volume 13. - Issue 4. - Р. 391-396.